Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.
Проф. Давыдова Т.Т.
План дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА». 2 курс, д/о. 34 часа лекций, 17 – практических занятий
1-я неделя.
Л-1. Введение. Общая характеристика символизма. /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305./2/, с.8-50.
Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.
СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305.
2-я неделя.
Л-2. Творчество младосимволистов и поэзия А.Блока.
СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с.231-237; работа по тексту /1 час/.
3-я неделя.
Л-3. Общая характеристика акмеизма /5/, с. 312-337.
Пз-2. «Петербург» А. Белого как роман-миф.
СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, 312-337.
4-я неделя.
Л-4. Н. Гумилев и акмеизм
СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 323-325; работа по тексту /1 час/.
5-я неделя.
Л-5. Общая характеристика футуризма. /5/, с.338-364.
Пз-3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама. /5/, с.323-325.
СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1час/, /5/, с. 338-364.
6-я неделя.
Л-6. Философско-мифологическая направленность ранней поэзии В. Маяковского.
СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /1 час/; работа над текстом /1 час/, /4/, с.178-190.
7-я неделя.
Л-7. Пути развития реализма (И.Бунин, А.Куприн, М.Горький).
Пз-4. Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». /4/, с.178-190.
СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 26-163.
8-я неделя.
Л-8.Идейно-художественное своеобразие неореалистического течения (Е.Замятин, И.Шмелев, М.Пришвин, С. Сергеев-Ценский). /5/, с.181-195; /6/, с.57-90.
СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.379-398, /1 час/; работа по тексту /1час/.
9-я неделя.
Л-9. Экспрессионистическая тенденция в русском реализме начала ХХ в. (проза Л.Андреева). /5/, с.379-398.
Пз-5. Проблематика и образы героев в повестях «Поединок» А.Куприна и «На куличках» Е.Замятина /5/, с.51-60; /7/, с.90-106.
СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с. 181-195.
10-я неделя.
Л-10. Основные закономерности развития литературы 20-х гг. Борьба литературных группировок в литературе 20-х гг. /1/, с.13-70
СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.51-60; /6/, с.90-106 /0, 5 часа/; работа над текстом /1, 5 часа/.
11-я неделя.
Л-11. Идейно-художественное своеобразие прозы первой пол. 20-х гг. Модернистские традиции в романе Б. Пильняка «Голый год» и цикле новелл И. Бабеля «Конармия»..
Пз-6. Основные мотивы, образ лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
СРС /2, 5 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/, /1/, с.13-70; /2/, с.8-26.
12-я неделя.
Л-12. Проблемы счастья и свободы в романе-антиутопии «Мы» Е. Замятина.
СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.238-242. /1 час/; работа по тексту /1 час/.
13-я неделя.
Л-13. Своеобразие прозы второй пол. 20-х гг. Проблематика, образы героев, жанр романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».
История русской литературы 20 века
Тема 1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм
1.С каким периодом русского символизма связана творческая деятельность К.Д.Бальмонта?
2.Что представляет собой картина мира в стихотворениях "Завет бытия", цикле "Мимолетное", стихотворении "Здесь и там"?
3.Как раскрываются образы Дон-Жуана и Лермонтова в одноименной поэме и лирическом цикле? Как трактует Бальмонт тему поэта и поэзии?
4.В чем состоит техническая сторона стиха Бальмонта?
5.Охарактеризуйте зарубежный период творчества поэта.
6.Сделайте вывод о жанровом составе поэзии Бальмонта и его месте в русской литературе ХХ в.
Литература к занятию
Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969. (Большая серия «Библиотеки поэта»)
Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.
Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.
Тема 2. 1)Символистская проза (роман Ф.Сологуба "Мелкий бес")
1.Какие традиции русской литературы XIX в. прочитываются в "Мелком бесе" и в чем своеобразие их трактовки писателем?
2.Какова созданная в произведении картина мира и концепция личности? Что преобладает здесь - детерминизм или индетерминизм?
3.Какие способы характерообразования использут писатель (пейзаж, портрет, монолог, диалог и т.д.)?
4.Что стоит за драматической развязкой романа?
5.Как Вы понимаете сюжетную линию Людмилочка Рутилова - Саша Пыльников? Выражается ли через нее мировидение Сологуба?
6. Кто из двух критиков, по Вашему мнению, прав в оценке любовных игр Людмилы и Саши: А.Блок, увидевший в этих невинных играх "родник нескудеющей чистоты и прелести... в обыденности" или В.Келдыш, усмотревший в эротической линии романа "языческие зовы тела - и пряный душок эротики в провинциально-декадентском вкусе"?
Петербург» А. Белого как роман-миф
Модель мира. Проблематика
А) Как можно охарактеризовать реальное время и место действия романа?
Б) Каковы художественное время и пространство романа?
В) Какие проблемы поставлены в романе «Петербург»?
Литература к занятию
Белый Андрей. Петербург. Л.: Наука, 1981 (Сер. «Литературные памятники»)
Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.
Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.
Тема 3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама
1.Какое место в кругу акмеистов занимал Мандельштам? К какой разновидности этого течения можно отнести мандельштамовскую поэзию?
2.Охарактеризуйте особенности понимания Мандельштамом акмеизма на примере его статьи "Утро акмеизма".
3.Каковы основные мотивы и темы стихотворений сборников "Камень" и "Tristia"?
4.В чем своеобразие историко-культурной темы в поэзии Мандельштама (стихотворения "Я ненавижу свет", "Notre Dame", "Нет, не луна, а светлый циферблат...")?
5.Каков художественный хронотоп в стихотворениях "Я не слыхал рассказов Оссиана", "Я не увижу знаменитой "Федры""?
6.Раскройте философию истории на примере цикла "Петербургские строфы". Близка ли она трактовке русской истории у А.Белого?
7.Охарактеризуйте образность лирики Мандельштама. Каков ее жанровый состав? Что можно сказать о стиле двух дореволюционных сборников?
Литература к занятию
1. Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.1-2.
2. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. С.5-64.
3. Жирмунский В.М. На путях к классицизму (О.Мандельштам – «Tristia») // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 138-141..
4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С.106-133.
5. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. М., 2004 (сер. «ЖЗЛ»).
Тема 4. Творчество В.В.Маяковского и футуризм
1. Какие стихотворения дооктябрьского периода творчества Маяковского тематически близки его поэме "Облако в штанах"? С какими частями поэмы они соотносятся?
2. Есть ли в произведении социальные и философские мотивы?
3. В чем своеобразие мифотворчества поэта?
4. Что представляет собой лирический герой поэмы?
5. Каков художественный хронотоп?
6. В чем состоит своеобразие языка «Облака в штанах»?
Литература к занятию
Шкловский В.Б. Вышла книга Маяковского «Облако в штанах» // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М., 1990. С.42-45.
Самостоятельная письменная работа
Литература к занятию
Бугров Б.С. Леонид Андреев: Проза и драматургия. М., 2000.
Самостоятельная письменная работа
Литература к занятию
Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
Солнцева Н.М. Сергей Есенин. М., 2000.
Тема 5 1)Роман В.В. Набокова «Машенька»
1. К какому периоду эмигрантского творчества Набокова относится это произведение?
2. Связано ли оно с русской литературной традицией? Как?
3. Что стоит за мотивом железной дороги?
4. Есть ли в «Машеньке» библейские мотивы и ситуации, характерные ля сюжетов западноевропейских романов?
5. Как изображены в романе русские эмигранты?
6. Что можно сказать об образе Ганина?
7. Как раскрываются в романе проблемы любви и родины?
8. В чем заключается смысл образа Машеньки?
9. Каков язык этого произведения?
Литература к занятию
Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000..
Тема 7. Авторская позиция в романе Ю. Олеши «Зависть». Типы героев, стиль.
1. На какие типы можно разделить героев произведения?
2. Как изображаются два века – минувший и нынешний?
3. Что можно сказать о позиции автора: формулируется ли она явно или выражается с помощью формальных средств – композиции, особенностей повествования?
4. Близка ли точка зрения Олеши героям какой-нибудь группы?
5. С помощью каких художественных приемов созданы образы героев – психологических или стилистических?
6. Все ли образы героев получились достаточно полнокровными?
7. Относится ли «Зависть» к «орнаментальной» прозе?
Литература к занятию
Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши // Чудакова М.О. Избранные работы. Т.1. Литература советского прошлого. М., 2001. С.13-77.
Тема 8. Проблематика, образы героев и жанровое своеобразие романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
1.Назовите проблемы, разрабатываемые в романе. Согласны ли Вы с мнением Е.А.Яблокова о том, что центральная проблема произведения - соотношение "Мир - Человек - Истина"?
2.Сравните проблематику двух романов - о Понтии Пилате и мастере.
3.В чем своеобразие в трактовке писателем евангельских мотивов? Сравните тексты евангельских глав романа с Евангелием от Матфея.
4.На какие группы можно разделить персонажей романа? Какой герой является центральным в каждой из групп?
5.С героями каких известных Вам произведений сопоставимы Воланд, Иешуа, мастер, Маргарита, Гелла, Варенуха, иные персонажи?
6.В чем состоит жанровое своеобразие "Мастера и Маргариты"? Выберите правильный ответ и аргументируйте его: а)это роман-эпопея, главное в нем - изображение судеб человечества во временной перспективе; б)это роман-миф, основанный на творческой обработке евангельских мотивов, главное здесь - судьбы Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Левия Матвея и похожих на них современных героев; в)это - роман-антиевангелие ("евангелие от Воланда"), в котором образы евангельских персонажей резко переосмыслены и где показывается большая активность и сила зла по сравнению с силами добра; г)это - нравственно-философский роман-миф, произведение неореализма.
Литература к занятию
Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
Чудакова М.О. Творческая история романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Вопр. лит. М., 1976. № 1. С.218-253.
Тема 9. "Тихий Дон" М.А.Шолохова как роман-эпопея
1.Что представляет собой "шолоховский" вопрос?
2.Какие исторические события отражены в произведении?
3.К каким политическим лагерям тяготеют главные герои произведения?
4.В чем своеобразие трактовки взаимоотношений личности и истории?
5.Возможен ли третий путь в годы революции и гражданской войны?
6.Расскажите о "блуканиях" Григория Мелехова.
7. В чем идейно-художественная функция женских образов в романе-эпопее?
8.В чем состоит своеобразие языка (прежде всего лексики)? Какое жанровое содержание раскрывается с помощью такого стиля - эпопейное, романическое либо эпопейно-романическое?
Тема 10. Роман Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"
1. Какой художественный эффект дает соединение в романе стихов и прозы?
2.К какому литературному роду относится это произведение?
3.Найдите соответствие между мотивами «Стихотворений Юрия Живаго» и судьбами Юрия Живаго и Лары.
4.В чем своеобразие понимания истории в романе? Сравните пастернаковскую философию истории с философией истории в «Белой гвардии» М.Булгакова.
5.Есть ли у Пастернака философия природы? Если да, в чем она состоит?
6.Проанализируйте образы заглавного героя, Антипова-Стрельникова и Лары. Какие черты преобладают в личности Юрия Живаго — гамлетовские или фаустовские?
7.Сделайте вывод о принадлежности произведения к модернизму или новому реализму.
Литература к занятию
Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.
Проф. Давыдова Т.Т.
План дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА». 2 курс, д/о. 34 часа лекций, 17 – практических занятий
1-я неделя.
Л-1. Введение. Общая характеристика символизма. /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305./2/, с.8-50.
Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.
СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305.
2-я неделя.
Л-2. Творчество младосимволистов и поэзия А.Блока.
СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с.231-237; работа по тексту /1 час/.
3-я неделя.
Л-3. Общая характеристика акмеизма /5/, с. 312-337.