Сказки а. с. пушкина. поэма «руслан и людмила»
Урок внеклассного чтения
Нам представляется целесообразным завершить разговор о произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила», отрывок из которой школьники уже учили наизусть. Учитель составит план урока внеклассного чтения исходя из уровня подготовки класса и возможностей кабинета литературы. Мы предлагаем несколько возможных видов работы на уроке.
I.Работа с иллюстрациями (по материалу учебника)
— Рассмотрите иллюстрации (с. 115—116). Прочитайте отрывки из сказок, назовите эти сказки. Какие из них вы читали сами, какие вам читали родители?
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
— Иллюстрации каких художников вам нравятся? Почему?
II.Восстановление деформированного текста
Эта работа даст нам возможность на практике проверить, насколько усвоено понятие рифмы и насколько ученики чувствуют логику текста. Проведем с классом пробную работу, а затем разделим класс на группы, дадим возможность поработать самостоятельно (задания определим в зависимости от уровня подготовки учеников), после чего подведем итоги.
Напишем (напечатаем) на отдельном листке строки из стихотворения (данном случае из поэмы «Руслан и Людмила»), разрежем лист на полоски и дадим задание собрать строки в нужном порядке.
Тексты для работы 1. Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана И Лелем свитый им венец. 2. Все четверо выходят вместе; Руслан уныньем как убит; Мысль о потерянной невесте Его терзает и мертвит. 3. И все мне дико, мрачно стало: Родная куща, тень дубров, Веселы игры пастухов — Ничто тоски не утешало. 4. В то время доблестный Фарлаф, Все утро сладко продремав, Укрывшись от лучей полдневных, У ручейка, наедине, Для подкрепленья сил душевных Обедал в мирной тишине. 5. Ты догадался, мой читатель, С кем бился доблестный Руслан: То был кровавых битв искатель, Рогдай, надежда киевлян, Людмилы мрачный обожатель. 6. Уж утро хладное сияло На темени полнощных гор; Но в дивном замке все молчало. В досаде скрытой Черномор, Без шапки, в утреннем халате, Зевал сердито на кровати. 7. Ложится в поле мрак ночной; От волн поднялся ветер хладный. Уж поздно! путник молодой! Укройся в терем наш отрадный. |
III. На уроке можно рассмотреть и обсудить рисунки учеников,послушать рассказы о впечатлениях школьников от поэмы, послушать фрагменты оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», посмотреть фрагменты одноименного фильма-сказки по сценарию А. Птушко при участии С. Болотина (киностудия «Мосфильм», 1971—1972, композитор Т. Хренников).
Проверочная работа
Беседуем по вопросам учебника (с. 117):
— Какие сказки мы называем писательскими (литературными)? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными? (1-й вопрос.)
Писательскими или литературными называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.
— Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы? (2-й вопрос.)
Если ученики затруднятся вспомнить названия и фамилии авторов, порекомендуем им прочитать такие сказки (список их можно написать заранее на доске, закрыть занавеской и открыть в нужный момент):
П. П. Ершов. «Конек-горбунок».
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Л. Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».
В. М Гаршин. «Лягушка-путешественница».
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».
М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».
А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки».
Е. А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».
Домашнее задание
Прочитать в учебнике статью С. Я. Маршака «О сказках Пушкина» (с. 113—114). Подготовить письменный ответ на вопрос: почему С. Я. Маршак называет пушкинскую сказку «прямой наследницей сказки народной»?
Индивидуальное задание
Подготовить краткое сообщение об Отечественной войне 1812 г., о Бородинской битве.