Тема: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли

Цель:прочитать новую сказку героического содержания.

Ход урока.

I.Артикуляционная разминка
II. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
— Сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» вы прочитали дома. Понравилась ли вам эта сказка?
Выразительное чтение
Ученики читают сказку выразительно. Это дает возможность учителю в начале учебного года лучше познакомиться с учащимися и с уровнем техники чтения в классе, проверить навыки выразительного чтения.
III. Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли
Беседа
— К какому виду сказок относится эта сказка?
— Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?
Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».
— Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово?
Герой — это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Другое значение слова герой — человек, совершивший героический поступок.
Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван.
— Почему сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?
— Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?
Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.

Домашнее задание
Подготовить ответы (устно) на 2—6-й вопросы учебника (с. 38).

Р/Р Обучение домаш­нему сочинению. «Мой лю­бимый герой русской народной сказки»

Цель:развивать связную речь учащихся.

Ход урока.

I. Составление плана сочинения
Учитель вместе с учениками составляет план сочинения (простой или сложный — по выбору учителя).
II Работа над связной речью
Разделим класс на три группы и предложим ученикам выписать в тетрадь:
1) постоянные эпитеты;
2) повторы;
3) сказочные формулы.
Закончив работу, ученики прочитают то, что они выписали. Класс обсудит и оценит работу выступавших.
Постоянные эпитеты:
чудо-юдо поганое, мечи булатные, на добрых коней, живой души, старая старуха, добрые молодцы, на калиновый мост, черный ворон, острый меч, страшный бой, сыра земля, буйные ветры, добрых людей, беда неминучая.
Повторы:
жили-были; в том царстве-государстве; города-села; затужили старик со старухой, загоревали; в путь-дорогу; с хлебом-солью; ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал; заснул крепко, захрапел громко; не спится ему, не дремлется; протирал да прочищал; огнем-пламенем пышут; огнем жжет-палит; одеваться-обуваться; яблоки спелые да румяные; ветер завыл, загудел; скакали-скакали; лизала-лизала.
Сказочные формулы:
Жили они — не ленились... пашню пахали да хлеб засевали.
...снарядили... в путь-дорогу.
Куда путь держите?
Ближние царства хоть шаром покати.
...на дозор ходить...
...все тихо, никого не видать, ничего не слыхать.
Как пошло время за полночь...
Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
Возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пропищал.
...по колена... в сыру землю вогнал.
На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!
...умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Долго ли, коротко ли ехали...
Много ли, мало ли проехали...
...ветер тот прах во все стороны развеял.
— Послушайте несколько предложений из сказки. Какой из малых жанров фольклора перед нами?

ПОСЛОВИЦЫ

Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его.
Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
Домашнее задание
К уроку внеклассного чтения подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой или волшебной (по одной сказке — на выбор учителя или учеников). Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.


Тема: Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники.

Цель: познакомить учащихся с другими видами сказок: сказкой о животных и бытовой сказкой

Ход урока

I. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
Артикуляционная разминка, выразительное чтение
Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5—7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля», 2 человека читают «Солдатскую шинель»: один читает текст от автора, другой — реплики персонажей.
Внимание второй группы акцентируем на орфоэпической норме при произнесении слова шинель — [н’э], так как в наше время под влиянием многочисленных заимствований дети часто произносят [нэ].
Пока они готовятся, оставшиеся в классе дети проводят с учителем артикуляционную разминку. Время позволит прочитать и даже выучить две-три небылицы-перевертыша
После выступления первой творческой группы обсудим сказку «Журавль и цапля»с помощью вопросов и заданий учебника (с. 40).
«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».
В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж...»
Постоянных эпитетов в сказке нет.
Народные выражения, т. е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».
В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
Вторая творческая группа читает сказку «Солдатская шинель». Обсуждаем сказку с помощью вопросов и заданий (с. 42).
Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.

II. Сказочники
Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках» (с. 42—43).
— Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?
В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.
— Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?
— Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?
При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

III. Русские народные сказки
Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок
Учитель может заранее распределить сказки между учениками. Хорошо, если на уроке прозвучат разные виды сказок. Возможно, некоторые из них будут прочитаны по ролям. Постараемся, чтобы дети при чтении и пересказе сказок учли прочитанную на уроке статью о сказочниках. Чтение и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.
Урок завершим обсуждением вопроса:
— Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?
У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.
В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое веретенце» (сценарий урока предлагается в Приложении).

Домашнее задание
Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

Наши рекомендации