Гражданский пафос творчества писателей-декабристов (К. Рылеев, А. Бестужев-Марлинский, В. Кюхельбекер, А. Одоевский и др.).
Декабризм как общест.явл.не сводится к полит.программе дворняских революц., но выливается в форму широкого идейного движ., охват.различ.области идеологии и культ.
До восстания декабристы пропагандировали свои идеи со страниц ж «Сын отечества». Здесь отразился патриотический подъем 1812, нарастание освободительных идей. Собственным революц.органом был а-«Полярная звезда» Рылеева и Бестужева. Это стало крупным лит событием. Вокруг издания объединились передовые поэты и писатели эпохи: Пушкин, Грибоедов, Гнедич, Вяземский. Большое значения имели, печатовшиеся в «П.з.» ежегодные обзоры рус.лит., в к-рых Бестужев давал оценку произведениям. Другим значительным альманахом, отразившим декабристские влияния, явилась «Мнемозия», издававшаяся Кюхельбекером и Одоевским. Одоевский писал статьи по философии и эстетике, в к-ром он развивал идеи любомудров. Кюхельбекер возглавил критич отдел.
Большое знач.для выработки взглядов декабристов имели фр.просветители(Вольтер, Дидро,Руссо).
Несмотря на жестокие репрессии против участников революц.движ, Николаю 1 не удалось заглушить голос декабристов в лит. В печати, чаще всего анонимно, появляются отдельные произведения декабристов. В 1832 вышли в свет «Русские повести и рассказы» Марлинского, под псевданимом к-рого скрывался Бестужев. Условия реакции, обстановка каторги и ссылка наложили отпечаток на романтизм декабристов. Его боевой, наступательный дух ослабевает, усиливаются настроения трагич.обреченности, освободительные мотивы звучат приглушенно, полит.тематика не всегда выступает на первый план. Но декабристы не отказываются от идеала свободы. Они развивают идею историч.переемственности поколений, задумываются над взаимоотношениями героической личности и народа, над его истор.ролью.
Творчество Одоевского почти целиком протекало в условиях каторги и ссылки. После 1825 он стал наиболее последовательным выразителем декабристских настроений в поэзии. Готовность пожертвовать собой за счастье родины: «Стихи на переход наш из Читы в Петровский завод». Ответ Одоевского на пушкинское послание в Сибирь: «Струн наших пламенные звуки…». Борьба с самодержавием: «Зосима», «Неведомая странница», «Кутья», «Старица-пророчица». Единственное крупное эпическое произведение – поэма «Василько»-проблема народа как главной силы в исторических событиях. Здесь отчетливо проявляются особенности декобристского эпоса: общественно-политическая тема определяет нац-исторический сюжет, свободный от любовной интриги.
Кюхельбекер до 1825 выступает преимущественно как поэт-лирик и критик. Долгие годы заключения в Сибири не сломили Кюхельбекера. Продолжая лит.труд, он не мог ничего увидеть в печати. Суждения Кюхельбекера о новых явл.в лит. вытекали из романтических предпосылок. Однако ему оказались не чужды и некоторые тенденции новой, реалистической эстетики. В последекабристской лирике иногда слышатся ноты трагической безнадежности и религиозного смирения: «19 октября 1828 года», «19 октября», «Участь русских поэтов». Создает цикл романтических поэм: «Юрий и Ксения», «Сирота». Характерной для декабристской лит.явл.трагедия на сюжет из античной ист-«Аргивяне» Кюхельбекера. Здесь он стремится показать крушения самодержавной власти. Но свободу завоевывает не сам народ. Это долг и заслуга отдельных героев. Трагедия полна революц.пафоса и носит ярко выраженный агитационный характер. Сохраняет черты традиционного жанра(хор,дает морально-политическую оценку героев и событий, идея рока, единство времени, речь высокая).К теме общественно-полит. борьбы обращена и историч.тррагедия «Прокопий Ляпунов». Здесь нашли отражения полит.взгляды самого Кюхельбекера.
Еще в период формир.революц-романтического течения Бестужев-Марлинский стал его крупнейшим теоретиком и критиком.В анонимной романтич поэме «Андрей, князь Переяславский», высказывает заветные мысли декабриста о справедливом общ-полит. строе, о народ.благоденствии, об идеальных отношениях между нар.и властью. Популярность ему принесли «Русские повести и рассказы». Основная идея повестей – отрицание общест.уклада, к-рый подавляет и уродует чел.личность. Особый цикл в творчестве представляют повести и очерки из кавказской жизни: «Аммалат-бек», «Мулла-Нур». Здесь он рисует типичные чувства, характерные для романтич.героя. К концу литдеятельности в творчестве отчетливее выступают реалистич.тенденции: «Мореход Никитин»
Творчество В.А. Жуковского
Ж.первый рус.романтик. В его творч.отразилось переходное состояние, в к-ром пребывало общество того времени. Особенностью его творчества явл. ее глубоко личный характер. Жуковский был сыном богатого помещика Бунина, однако отчество и фамилию получил от своего крестного. Образование: Московский университетский пансион. Лит.воспитание основывалось на принципах классицизма. Большое знач.имело сближение с семьей Тургеневых. Формир.Ж.как поэта началось на рубеже веков, в период попул. сентиментализма. Поэт испытывал на себе авторитет Карамзина. Поэтому в первый период творчества он выступал как поэт-сентименталист. Одно из первых его стихотворений – это «Сельское кладбище». Поэт пришел на сельское кладбище, где покоятся простые люди. Поэтому его раздумья принимают соц.окраску. Равенство всех перед лицом смерти-вот предмет размышлений поэта. В конце элегии возникает образ сентиментального поэта, к-рый тоже почил в могиле. Это стихотворение представляло собой перевод Грэя и произвело огромное впечатление. Наиболее значит.элегией этого периода явл.стих. «Вечер». Описываемая природа раскрывает внутренний мир поэта, рождает тот или иной эмоциональный отклик. Лирический характер придается пейзажу за счет восклицаний, вопросов. Рассуждает о своем призвании. В конце элегии опять возникает мысль о близкой смерти. Миланхолия в лирике Ж.превращается в реальное психич.состояние, для к-рого поэт нашел разнообразные средства выражения. Попул. принесли баллады. Баллады писали до него, но именно Ж.. создал настоящую рус.балладу. Первая его баллада «Людмила». Здесь затрагивается тема любви и смерти. В балладах Ж. фантастич.и ужасное облекало переживания, близкие чел. «переходной эпохи». После Ж. печатает новую балладу на тот же сюжет – «Светлана». Весь сюжет трактован в рамках бытовой сцены гаданья девушек, что дало поэту воспроизвести черты рус.нац.быта, нар. обычаев-черта романтизма. Угрожающее соединение с мертвым оказывается лишь сном, а действие приходит к благополучной развязке: жених жив. Светлана в отличие от Людмилы не возраптала на провидение и поэтому обрела счастье. Главная идея: Ж.верит в вечность любви и счастья, условием чего явл.верность до гроба и за гробом.
Уже в элегии «Вечер» начинают звучать роматнические мотивы. Далее Ж.создает лирический цикл, в к-ром раскрываются мечты поэта, романтич.мир противопоставляется печальной дейтсвительности. Два события жизни нашли отражение в его романтич.лирике этих лет: потеря друга и «неразрешенная любовь». Во время Отечественной в.1812 Ж. вступает офицером в Московское ополчение. Плодом патриотического вдохновения явилась ода-элегия «Певец во стане русских воинов», сочиненная в штабе Кутузова. Это яркий пример рус.гражданской поэзии. Произведение связано с традициями одической поэзии. Это нашло выражение в высоком пафосе произведения. Но вместе с тем элементы оды сочетаются с чертами элегии. Певец запевает песню в ночной тиши(романтизм). В высоте мчатся тени героев прошлого. Общественные мотивы звучат в балладе «Эолова арфа». Ж.ставит вопрос о духовной близости людей при их соц.неравенстве. Дух. близость торжествует над соц.неравенством. Но это возможно лишь в мире романтич. мечты. В период общественного подъема, это произведение знаменует собой вершину романтич.поэзии Ж. Рядом с «Э.а.» стоит произведение «Теон и Эсхин», сочетающее черты элегии, баллады и идиллии. Тема: противопосталвение «нетленных» благ и благ «изменяющихся». Скромный в желаниях Теон нашел счастье, к-рое не может нарушить даже утрата любимого чел. Такой душевный строй делает чел.человеком. Ж.провозглашает человека святейшим из званий. Шедевром элегической лирик можно назвать «Славянку».Но скоро в поэзии Ж.наступает новый период в творчестве. Он становится известным при дворе и ему поручают обучение принцессы и царского наследника. Вскоре его возлюбленная выходит замуж, а потом умирает, что нашло отражение в творчестве. Но основной причиной поворота в творчестве были условия общест. и лит. жизни. В рус.лит складывается революц-романтич.течение. Ж.не пошел в сторону происходящих событий, стал отставать от передового лит движения. Все это выявила слабые стороны его романтизма. Он обращается к переводы баллады Гете – «Лесной царь». Период общественной деятельности начинает заслоняться внутренним миром сердца. Романтизм Ж.приобретает все более отчетливую мистическую окраску. Начинается нов.лирич.цикл поэзии мистич.романтизма. Началом нового цикла считается стихотворение «Невыразимое». Здесь затрагивается вопрос о пределах «земного языка» и искусства. И тому и другому доступна внешняя красота природы. Но передать ее святые таинства слово и искусство бессильны. И все же стихотворения Ж. – есть настойчивая попытка передать эту красоту худ.средствами: «Море»
Оценивая все творчество Ж., следует сказать, что он внес в рус.лит.романтизм и тем самым подготовил возможность переворота, произведенного Пушкиным.
7.Творчество К.Н. Батюшкова
В лит.движении 1801-1815 Батюшкову принадлежит одно из первых мест. Он был в числе передовых литераторов эпохи, начавших борьбу против тех направлений,к-рые стали тормозом в развитии рус.лит.
Батюшков принадлежал к старинному дворянскому роду. Получил хорошее образование, воспитывался в лучших петербургских пансионах. Был членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».Он увлекается твочеством древних и новых поэтов, отдавших дань эпикурейской, любовной поэзии. Но для него эпикурейство было своеобразным вольнодумством. Что отчетливо проступает в стихотворении «Мои пенаты». Оно построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой», состовляющих основной жизненный интерес высоких общественных кругов. Явная оппозиция в отношении к правящим кругам отличает эпикурейскую лирику Б. от иделлической поэзии сентименталистов. Под влиянием общественного возбуждения, Б. вступает в ополчение. Стремясь расширить круг своей поэзии, он в то же время пишет стих. «Пленный» на тему войны. Новые ноты можно расслышать и в элегии «Тень друга», в к-рой поэт готов признать, что не все кончается смертью. Элегия полна скорбного чувства, раздумий. К ней близко по настроению стих. «На развалинах замка в Швеции».Поэт поражает контраст между бурной жизнью, к-рой жили когда-то обитатели замка, и воцарившимися теперь в этих местах безмолвием. Грустным тоном проникнут и лирический цикл: «Мой гений», «Разлука». Это отчасти объясняется пережитой Батюшковым драмой личной жизни.Но здесь нашел выражение и наметившийся кризис мировоззрения. Элегия «Умирающий Тасс» о поэте эпохи Возржения Торквато Тассо, повествует о трагической участи художников в обществе. Эта тема все более настойчивее привлекает Батюшкова. Совершенство поэтической формы проявилось в «Есть наслаждение и в дикости лесов» и последнем стихе. «Изречение Мельхиседека». Первое повествует о наслаждении природой, о даруемых ею радостях. Второе полно отчаяния, чувствуется приближение душевной болезни. Последние годы Б.прошли вне общества и лит. Как прозаик Б.представлен повестями, этюдами: «Предслава и Добрыня», «Прогулка по Москве» и др.
8.«Вечные вопросы» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова он сумел создать рус.политич. комедию на бытовом материале, с широким изображением современных нравов и характеров. С необыкновенной силой Г.обрушился на крепосническое общество. Создал образ Чацкого-один из самых ярких и героических во всей рус.лит19в.Формирование его реализма как худ.метода раскрывается во взаимосвязи с декабристским движ.
Г.родился в дворянской семье. Учеба: Московский университетский пансион, Московский универ.Был участником Отечественной в..Служба в коллегии иностранных дел, секретарь рус.дипломатической службы.
Борьба двух общественно-полит.лагерей-нового со старым, революционного с реакционным, антикрепоснического с крепосническим-вот основное содержание комедии. Он показал процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу со своим классом. Г.сумел увидеть передового героя в самой жизни. В выборе жизненного конфликта и проявился прежде всего реализм Г. Этот конфликт он осмыслил не в отвлеченной, аллегорической форме, как романтики, а перенес в комедию характерные черты общественной и бытовой жизни. Комедия показывает накаленную атмосферу в дворянском обществе на кануне восстания 1825. Большинство дворян испытывают ненависть к вольнодумцам. На первый план выдвигается сталкновение героев на идейной почве. «Горе от ума»-комедия двух параллельных интриг. Но соц.интрига – более широкая, она как бы обрамляет любовную. В образе Чацкого воплотились черты передового человека. Это первый в реалистич.рус.лит образ дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей сословной поры. В своих монологах Чацкий выступил с резким обличением пороков и развернул целую полит.программу. Все выводы Чацкого против дворянского общества согреты любовью к угнетенному народу. Чацкий – романтик. Но вместе с тем он нарисован без романтической отвлеченности, к-рая присуща поэтам декабристам. Он-реалистический образ. Он человек страсти.
9.Поэты «пушкинской плеяды».
«Пушкинская плеяда»-группа поэтов, в том или ином отношении примыкавших к Пушкину как к своему учителю и вождю.
Баратынский– самый крупный поэт пушкинского круга. Родился в небогатой дворянской семье, воспитывался в Пажеском корпусе. В начале творческой деятельности сблизился с передовыми лит. кругами – Пушкиным и будущими дек-ми, что сразу же отразилось на его поэзии прогрессивными мотивами: утверждением свободной чел. личности, признанием ценности независимой мысли, культа возвышенной дружбы, служения высокому искусству. в некот. стихах начинают звучат полит. мотивы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Хоть он и принадлежал к лагерю прогрессивных романтиков, все же имел с ними глубокие расхождения. Например его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. Его гражданская скорбь не порождала у него нестроений полит. протеста. Но Б. не ограничивается элегическим раздумьем о бренности славы, а утверждает как высшую ценность чел. личность, бесстрашие перед судьбой, любовь к жизни. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции. Ему казалось, что новый обществ. уклад принесет гибель духовной культуре человечества.
Дельвиг-еще один поэт Пушкинской плеяды. Его творчество сложилось на традиции «легкой жизни». Вместе с Пушкиным он издавал альманах «Северные цветы» и «Литературную газету». Занимался разработкой жанра идиллии, воссоздавая мир античности. Сильно старался Д. в жанре «рус. песни». В этих песнях идеология дворянства нередко вступают в противоречие с мироощущением и поэтикой нар. творчества, на кот. ориентировался Д., но уже нет ни сентиментальности, ни пасторальности. Д. уже приближается к романтическому пониманию этого жанра. Долго работал над разработкой сонетов, к-рые входят в состав его камерной лирики.
Давыдов: Принимал активное участие в войне 1812, был одним из инициаторов партизанского движения. Свою творческую карьеру начал с басен. Как поэт пришел в лит-ру со своим лирическим героем, жанром и стилем. Основная тема – военная, но он подошел к ней с необычной стороны. В эмоциональной поэзии раскрываются быт и психология воина. Опираясь на свой жизненный опыт, он создает образ гусара. Это «гусарство» определило и особые формы его поэзии – жанр «гусарской» песни, свободной от официальной героики и декламационно-патриотического стиля. Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, военному фольклору.Этот демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова. Д. работал и над элегиями и дружескими посланиями, все в той же манере «гусарства».
Вяземский: обращается к общественно-полит. темам. В своих критич. статьях выступал защитником и истолкователем прогрессивного романтизма в рус. лит. Способствовал сближению поэзии с реальностью, с миром конкретных чел. переживаний. Хоть он и был участником романтического движения, в своей поэзии стоял на позициях прогрессивного, но не рев. романтизма.
Языков:наиболее близок к поэзии революционных романтиков. Ввел в рус.лит образ студента-гуляки,но к-рый любит и чтит свою родину. Писал и антипровительственные стихи. Значительное место занимает жанр истор.баллады. Им были свойственны черты высокого гражданского стиля. Знакомство с Пушкиным повлекло за собой создание цикла стихов, запечатлевших дружбу.Знакомится со славянофилами и становится их ярым защитником.
Творчество Е. Баратынского
Баратынский-выходец из небогатой дворянской семьи. Воспитывался в Пажеском корпусе. С товарищами создал «общество мстителей» и стали придумывать рискованные проказы. Материальные затруднения заставили начали военную службу. Пять лет в качестве офицера пробыл в Финляндии. При вступлении в лит.сближается с декабристами и Пушкиным. В поэзии утверждает свободу личности, культ дружбы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Хоть он и принадлежал к лагерю прогрессивных романтиков, все же имел с ними глубокие расхождения. Например его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. Его гражданская скорбь не порождала у него нестроений полит. протеста. Но Б. не ограничивается элегическим раздумьем о бренности славы, а утверждает как высшую ценность чел. личность, бесстрашие перед судьбой, любовь к жизни. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции. Ему казалось, что новый обществ. уклад принесет гибель духовной культуре человечества.
Творческий путь:
1818-1824-ранний период, преобладает жанр-элегия-от любовной до медиативной лирики
1824-1827-кризис жанра элегии и переход от описательной поэмы к романтическим поэмам: «Эда»
1827-1839-освоение новых поэтических тем и лирических жанров, угасание жанра поэмы: «Цыганка»
Язык Б. отличается «высоким» словарем, архаические слова и обороты, неологизмы на архаический лад.
Свойственны:
-темы философского характера
-темы великой скорби
-одиночества
-прославление смерти как разрешение всех целей
11.Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой…» в начале XIX века.
Полемика о языке началась в 1803 году, когда не было еще ни «Беседы...», ни «Арзамаса». Повод - выход в свет трактата Шишкова «Рассуждения о старом и новом слоге Российского языка». Этот том был направлен против карамзинских европеизированных нововведений в русском языке. Шишков предлагал отказаться от заимствованных слов и оборотов, введенных «карамзинистами». Между тем, слова эти привились, стали понятны и естественны в русской речи. Требования Шишкова - держаться в русском литературном языке старославянских корней и форм - оказались смехотворными. Предпринятые Шишковым разыскания имели целью сохранить жанры и стили высокой патетики. Споры между «Арзамасом» и «Беседой» повлияли на полемику «славянофилов» и «западников». В позиции «Арзамаса» был уъязвимый момент – чрезмерное прекланение перед западными образцами. Борьба между «Арзамасом» и «Беседой...», хотя и велась под флагом «карамзинизма», но сам Карамзин стоял в стороне, а в центре оказывалось творчество Жуковского. Жуковский систематически оспаривает узкий подход Шишкова к языку, т.к. Шишков путает понятия «знать» и «употреблять» язык. С точки зрения «шишковистов» уъязвимым местом является его переводной характер творчества. Борьба имела пладотворные результаты, которые были зафиксированы в словарях.
12.Литературное движение 1830-1840-х годов. «Западники» и «славянофилы».
Как общественно-лит.течение славянофильство возникает в 1838-1839 в спорах Кириевского и Хомякова по вопросам религии, о путях развития России. К этому времени в Европе происходит усиление славянского нац-освободительного движения. В Рос.одной из предпосылок славянофильства являлась нерешенность крестьянского вопроса: славянофильство выступает как форма оппозиции правительству. Первоначально у них не было нетерпимости к западникам. Начало резкому размежеванию положили выпадаы Хомякова и стих.Языкова «К ненашим», оскарбительное для западников. Своего постоянного издания славянофилы не имели и печатались в ж. «Москвитянин». Славянофилы противопоставляли Восток Западу, Москву Петербургу, «петербургскую» литературу «Московской». Они критиковали фальшивое, «маскарадное» изображение народа в лит. Из «новых» писателей наиболее высокую оценку у славянофилов получил Гоголь, за к-рого Аксаков вел борьбу с Белинским. Славянофилы полагали, что проникновение в Россию западных идей способствует угнетению русского народа. Утверждали, что для того, чтобы поднять уровень образования, необходимо вернуться к народу, как к единственному хранителю преданий, верований. Поэтому славянофилы выступали за опрощение, сами носили бороды, кафтаны. Интересовались философией( филасофия народности, истории). Обрушивались на идеалы революции и социализма; преверженцы православия; идеализация рус.крестьянства; отрицали нац.авторов(Пушкина, Гоголя, Лермонтова). Все ненормальное возникло после реформ Петра 1. восхищались старыми обычаями; было характерно: обращение к старине, убеждение в нац.исключительности народа. Собираение произведений нар.поэзии, выступали против крепосичества, требовали мер по просвещению народа. Были состредоточены в Москве: Солон Елагиной (Хомяков, Аксаковы,Кириевские, Самарин)
Если славянофилы были сосредоточены лишь в Москве, то лагерь западников был не столь компактен.В Москве западники группировались вокруг Грановского при Московском универе: Крюков, Редкин, Соловьев, Катков,Леонтьев. Вокруг Белинского в Петербурге группировались-Тургенев, Панаев, Некрасов,Языков. Западничество не являлось идеологически цельным и организационно оформленным.
Западники:считали, что революция пойдет по общеевропейскому прогрессивному пути развития. Белинский отвергал идею космополитизма, утверждал право каждого народа на нац.,непиятие крепосничества, стремление ориентироваться на евр.тип гос.развития и принципы демократич.просветительства(Белинский, Герцен,Грановский,Кавелин).