Сатирический пафос творчества, излюбленный жанр – памфлет, ибо

«наш век достоин лишь сатиры». Сатирические произведения Свифта

злободневны, имеют вполне реальную основу. Ряд памфлетов посвящен

политической и экономической независимости Ирландии. Он и сам

находился в гуще этих противоречий, национальных и социально-

политических. Известно о его участии в борьбе за права ирландского

народа. Этому посвящен, в частности, памфлет «Письма суконщика» (The

Drapier's Letter, 1724). Он написан простым языком, как бы от лица

дублинского торговца сукнами.

Свифт призывает ирландцев объединиться для защиты своей свободы.

Конкретные проблемы действительности Свифт трактует в философском

плане, аллегорический способ изображения становится у него основным. В

сатире «Битва книг» (The Battle of the Books, 1697) показан спор «древних» и

«новых» авторов в библиотеке, свои же эстетические взгляды Свифт

проясняет в притче о пчеле, смело прорывающей сплетенные пауком тенета

и стремящейся к свету и простору. Памфлет «Сказка бочки» (A Tale of a Tub,

1704), также имеющий аллегорическую форму, посвящен критике чрезмерности, религиозного фанатизма, уподобленного низменным

физиологическим отправлениям. У названия двойной смысл. Во-первых,

«запутанная история», «всякая всячина», «бестолковщина», напоминающая

русскую «Сказку про белого бычка». Во-вторых, намек на обычай моряков

при встрече с китом бросать ему для забавы пустую бочку и тем самым

отвлекать его от нападения на корабль. Кит здесь – народ, бочка – религия,

корабль – государство, Англия. Умирая, отец (христианство) оставляет

завещание (Священное писание) трем своим сыновьям, прося их, чтобы они

«по-братски и по-дружески жили вместе в одном доме», держали свои

кафтаны в порядке и ничего не меняли в них. Через 7 лет (7 веков) братья,

стремясь приобщиться к светской жизни, поддавшись дамским чарам

(Корыстолюбие, Честолюбие, Гордыня), решили изменить свои кафтаны в

соответствии с модой. Первым преуспел в этом Петр (католичество). Он

объявил себя единственным наследником отца, утратил всякий здравый

смысл и так тиранил братьев Мартина (протестантство) и Джека

(кальвинизм, сектантство), что те пошли с ним на «великий разрыв»

(Реформацию). Между братьями начались бесконечные ссоры и распри, они

ходили теперь «самыми глухими закоулками, чтобы наверняка избежать

встречи друг с другом», но каждый раз встречались, так как «их причуды и

сумасбродство имели одну и ту же основу». Свифт широко использует прием

гротеска в своем памфлете. Повествование часто носит сниженный, даже

непристойный характер. Возникают многочисленные сатирические

отступления, в одном из которых Свифт сравнивает порядки современного ему общества с порядками в доме для умалишенных.

«Путешествия в разные отдаленные страны мира Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» (Travels into Several Remote Nations of the World, by Lemuel Gulliver, first a Surgeon and then a Captain of several Ships) – роман Свифта, опубликованный в 1726 г. Это произведение принято относить к жанру романа–памфлета, поскольку беллетристические тенденции в нем сочетаются с ярко выраженным публицистическим началом. Важнейшими художественными приемами Свифта становятся аллегория и гротескная фантастика. Черты реальных событий, обычных людей, современников Свифта приданы неким фантастическим

обстоятельствам и существам. Однако важен философский подтекст, смысл

романа не в конкретных прототипах и аллюзиях, а в идеях и проблемах

общечеловеческого характера. Главная цель путешественников, по мнению,

Гулливера, – «просвещать людей и делать их лучшими, совершенствовать

их умы как дурными, так и хорошими примерами того, что они передают

касательно чужих стран».

ЛИТЕРАТУРА ЗРЕЛОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Период зрелого Просвещения в Англии относится к 40-60-м гг. XVIII в.

Если на раннем этапе развития просветительской литературы наиболее

распространенными жанрами были памфлет и очерк, то на следующем

этапе ведущее место принадлежало роману.

Начало зрелого Просвещения связано с творчеством С. Ричардсона,

явившегося создателем семейно-бытового психологического романа.

Вершина просветительского реализма – произведения Г. Филдинга, который

выступил как теоретик романа и автор социально-бытовых романов,

определив их как «комические эпопеи».

Поздний этапв развитии зрелого Просвещения связан с творчеством

Т. Смоллета, в котором обозначилось начало кризиса просветительского

оптимизма, свойственного Г. Филдингу. Романы-жизнеописания Т. Смоллета

начали видоизменяться, поскольку автор стремился представить панораму

общественно-политической жизни и нравов.

Сэмюэл Ричардсон (1689-1761). Сын столяра, прошедший путь от

подмастерья до владельца типографии. Лишь в 50-летнем возрасте написал

свою первую книгу – письмовник.Чуть раньше его выхода в свет был

опубликован роман «Памела, или Вознагражденная добродетель»

(Pamela, or Virtue Rewarded, 1740-1741). Роман имел подзаголовок «Ряд

частных писем молодой особы к ее родителям, публикуемых с целью

укрепления принципов добродетели в умах представителей обоего пола».

Показательно внимание Ричардсона к эпистолярному жанру, а значит, к

душевному миру личности.

Генри Филдинг (Henry Fielding,1707-1754) верил в то, что именно обстоятельства формируют человеческий характер, и отличался типичным для просветителя стремлением привести условия жизни в соответствие с требованиями разума. Филдинг учился в Лейденском университете в Голландии. Получил юридическое образование, писал научные сочинения в этой области, служил мировым судьей. Известен в том числе своей драматургией, написал около 25 комедий сатирической направленности. В 1737 г. был принят закон о театральной цензуре. В пьесах не позволялось критиковать политиков и вообще обсуждать политические, государственные вопросы. Театр, созданный Филдингом, был закрыт, комедии его запрещены. В романах Филдинга очевидно драматическое начало, его опыт драматурга: жизнь как театральное представление, взаимоотношения режиссера и зрителя (автора и читателя), постоянные обращения к читателю.

Г. Филдинг – автор ряда прославленных романов, которые он

определяет как «комические эпопеи в прозе». Комические потому что

изображается в них не возвышенное, а смешное, жизнь простых людей, в

том числе низших сословий. В эпопеях просматривается значительный

временной и пространственный охват действительности, широкий круг

событий. К этому типу произведений относятся, прежде всего, «Приключения

Наши рекомендации