Методика изучение эпических произведений в школе.
Эпич-х пр-й в шк.курсе много, они востребованы. Представлены все жанры эпич-х пр-й, поэтому нужно хорошо знать особ-ти жанров. специфики (связь с теорией лит-ры): ж.басни, баллады, рассказа, романа-эпопеи.новеллы.
При анализе худ.пр-я важно учитывать его родовую специфику (эпос, лирика, драма). Каждый род имеет свои особенности, хар-ные только для него самого. Методика должна быть разной. Эпич-е пр-я должны по законам эпоса, лирич-е по законам лирики, драматич-е – драмы. В школьной практике никакого различия между родами лит-ры не делается. Лирика может анализироваться по законам эпоса, драма как эпос. Этого быть не должно.
В школе изучаются все жанры эпоса с 5-11 кл.: басни Крылова, рассказы Чехова, Зощенко, Тургенева; повести Тургенева «Ася», Пушкина «Повести Белкина»; роман (в 9-11 кл.): Пушкин «Евгений Онегин», Лермонтов «Герой нашего времени»,Тургенев «Отцы и дети», Достоевского, роман-эпопея «Война и мир»Л.Н. Толстой, «Тихий Дон» Шолохов.
Пути изучения эпич.пр-я:- вслед за автором или целостный анализ (Рыбникова), проблемно- тематический, пообразный.
1. Рыбникова выделяет целостный анализ – «Вслед за автором» или целостный. Учитель анализирует текст по главам, в спокойном темпе, сообразуясь с логикой повествования. Главы можно сгруппировать по тематическому признаку (изображение любви в романе Гончарова «Обломов»). Все худ.пр-я могут быть проанализированы по этому принципу. Но не всегда хватает времени. Нужна концентрация мат-ла.
2. Флоренский пообразный путь. В чистом виде не встречается в школьной практике. Актуален в 50-60 гг. Все характеристики были зафиксированы в учебнике лит-ры. Используется в комплексе с др.путями.
3. Маранцманпроблемно-тематический путь изучения. Сложный, т.к. ученики не читают текст. Текст должен быть проанализирован всеми в классе. Чаще применяется комплексное использование всех путей: целостный + проблемный, целостный + пообразный.
Методы:1)репродуктивный метод (фактическая сторона-текст) 2)эвристический метод (эвристическая беседа) 3)метод творческого чтения 4)метод проблемного изложения (прочитанный текст в основе) 5)исследовательский метод. Система методов Кудряшева может быть использована в полном объеме. Выбор будет зависеть от возможностей класса, от цели обучения, от возможностей учителя, от многих факторов, кот-е учитель не может не принимать во внимание.
С-ма уроков: чаще всего требуется несколько уроков анализа (5-7 уроков). Зависит от объема текста, от программы, от класса, от качества текста (восприятия).
Теория лит-рыопределяется программой: перед, в процессе, после. Интерпретация(Колокольцев Е.Н.): Спектакль, театр.постановка, опера, иллюстрация, кинофильм, диафильм.
Хар-р темы: монографическое, обзорное изучение – понимание сути. (Курдюмова).
Формы работы с текстом:принуждение, индивид-я, коллектив-я, групповая.
Этапы:Вступит.занятие, уроки чтения и анализа, заключительные.
Содерж-е анализа:тема,идея,сюжет,образы, композиция,события,герои, язык, стиль, худ.своеобразие.
Критика: отдельные тексты требуют обращения к критич.статье (старшие классы). Это определяет программа. Статьи Белинского к роману «Герой нашего времени» Лермонтова, к роману Добролюбова «Обломов».
Формы работы – чтение (классное и домашнее).
В младш. и средн.класахизуч.пр-я небольшие по объёму, поэтому треб-ся меньше времени(«Толстый и тонкий»-1ч.,»Хамелеон»-2ч.)»»му-му»-5ч.). Часто трудны д/понимания, потому что история ,проблематика- это пр-я взрослой лит-ры. Это пр-я далёкие во времени. («Толстый и тонкий»- это эпич.пробл, «Хамелеон»- это эпич.пробл, связ-я с поведением. 2 плоскости: жанровое своеобр-е сказки. Требует организ-и чтения классного. Всё будет д/них новым по событиям, языку. Тексты требуют вдумчивого прочтения - сказовая манера чтении. Тексты трудны д/восприят-я. Уч-к должен понять и выр-ть своё отнош-е.
5кл.- не у всех сформир-н навык чтения, не читают текст в полном объёме, не устраивать истерик, присекать попытки списывать. 5-6кл. мы нач-ем обучать лит-ре как иск-ву слова. Руков-сяпрогр-й по лит-ре. Кажд.текс – открытие. В старш.кл.сформир-но предст-е о лит-ре как иск-ве слова, поэтому они должны уметь работать с большими текстами : повести,романы, драм.пр-я. Многие имена знакомы по нач-ымкл-ам. Нов.имена: Достоевский, гончаров. Масса нов.имён в 11 кл.- Ахматова, Цветаева…
Многосведений о лит-ре, м.вступать в диалог с уч-ем, др. с др-ом. Осн.нагрузка- на дом. чтение.Посильная дозировка. Контроль м.б. текущий.итоговый. Сделать так, чтоб читать им понравилось.
Мет.лит-ры по изуч-ю эпич.лит-рыдост-но:
9 кл. – Лермонт,Гоголь «Мёрт.души», Пушкин «Повести Белкина».
10 кл. – Тург. «Отцы и дети», Гончаров «Обломов», Достоевский «Преступ и наказ-е»,
Толстой «Война и мр», Чехов рассказы.
11 кл.- Расск.Бунина и Куприна, Булгаков «Мастер и Марг», Платонов, Шолохов, Солженицын,«Матренин двор», Распутин«Прощание с матёрой» Быков «Сотников».
В орг-цииуроков.м.помочь – уч.пособия, комментарии к худ.пр-ям.
Виды комментариев: историч.(«Капит.дочка»); бытовой(«Обломов», Отцы и дети,евг.онег.,Мёртв.души); историко-бытовой(Война и мир); лингвистич.(Вечера на хуторе. «Пророк» пушкина.); библейский, литературный(Герой нашего времени-пов. «Белла» Лерм.)
Коммент должен помочь в восприят.худ.текста, его понимании,впечатлении. Эпич.пр-я требуют сист.уроков, а именно чтения и анализа – вступл-е, заключ-я и урок по биограф. Писателя. Уч-ль д.понимать трудность восприятия д/шк-ов.
Курдюмова ,корвина Рез, Маранцман, голубуков.