Поздний период творчества (с 1826 г.)
Этот период творчества Пушкина можно было бы подразделить на этапы, поскольку он представлен очень разнообразными и не похожими друг на друга произведениями. Последнему десятилетию жизни Пушкина посвящено много специальных статей и монографий. Здесь предлагаются только самые необходимые для сочинений сведения.
В эти годы Пушкин становится общепризнанным литературным авторитетом и начинает издавать большой литературный журнал «Современник», который стал на многие годы его любимым детищем.
Пушкин дважды приезжал в нижегородское имение своего отца Болдино, где испытывал большой прилив творческих сил. Особенно знаменита «болдинская осень» 1830 г. В это время были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», многие стихотворения (в том числе «Бесы», «Герой», «Для берегов отчизны дальней...», - «Моя родословная»), последняя глава романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», ряд критических статей.
Новое восприятие действительности требовало от Пушкина углубленных занятий историей, в ходе которых он написал несколько исторических сочинений, в том числе «Историю Пугачева» (издана в 1834 г.).
В 1832—1833 гг. написан роман «Дубровский», в 1836 г. — повесть «Капитанская дочка». В этот период творчества Пушкина проза превалирует над поэзией, но все же написаны такие программные для поэта стихотворения и несомненные шедевры, как шесть стихотворений 1836 г. (так называемый каменноостровский цикл, среди них «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
Методы обучения литературе.
Метод преподавания лит-ры (МПЛ) – способы работы учителя и учащегося, при помощи кот-х достигается овладение знаниями и умениями, формируется мировоззрение учащегося, развиваются способности.
МПЛ реализуются через методические приемы – детали метода, его эл-ты, составляющие части или отдельные шаги в той познавательной работе, кот-я происходит при применении данного метода.
В истории МПЛ как дисциплины можно выделит 3 классификации, кот-е сыграли революционную роль в обучении лит-ре.
1. Голубков разделяет методы по источнику знания. Самая старая класс-ция (учитель, книга - основной источник знаний, ученики – субъект). Цель: дать материал – выучить – воспроизвести в готовом виде. Лекции, метод лит.беседы, метод докладов и сочинений, комментированное чтение. Эта класс-ция сущ-ла до 60-х гг. Экономические возможности были недостаточными, поэтому учитель был информатором.
2. Появилась класс-ция Никольского (эмоционально-образное постижение лит.пр-я). Эта классификация наиболее полно отражает суть нашего предмета – литература. Широкого распространения не получила, потому что не совпала с идеалогическими установками государства, а классификация предполагала более свободное отношение к художественному тексту. Методы:1) выразит.чтение,2) иллюстрир-е,3) комментир-е чтение,4) беседа
Методы и приемы истолкования произведений (комментированное чтение, беседа, слово учителя, самост. Разбор) были заданы учебниками по литературе.
3. 80-е гг. Н.И. Кудряшев. Логика познавательной деятельности. Современная класс-ция МПЛ. В основу положена умственная деят-ть уч-ся. За основу взял общедидактическую классификацию Лернера и Скаткина:
· Репродуктивный
· Эвристический
· Исследовательский
· Метод проблемного изложения (Маранцман)
· Метод творческого чтения (Кудряшев)
Эти общедидактич.мет.обуч-я нах-ят конкретн.выр-е в кажд.учебн. предмете в соотв-и с его спецификой, следов-но нужно опред-ть сущность учеб.предмета. Сложность познават.деят-ти уч-ся при изуч.лит-ры заключ.в том, что в основе предм.лит-ры лежит иск-во, худ лит-ра, восприя-е.кот. связано с глубоко-эмоц-ми,эстет.и нравст.переж-ми шк-ка. В то же время лит-ра вкл.основы науки литвед-я,теории и истор.лит-ры, что требует усвоения сист.научн.понятий.
Репродуктивный метод. Один из самых старых со времен Др.Греции. Воспроизводящий. Суть – воспроизводить знания в готовом виде(в слове или лекции учителя, учеб., уч.пособии,статьях).Дидактика – теория обучения. Сам хар-р сооб-х уч-ся зн-й треб-т не механ-го запомин-я, а сознат.усвоения.Есть знания, кот-е требуют точного воспр-ия: текст стих-я,биог-я, даты, термины. Значение: не только в сообщ-и уч-ся нов.инфо-ии, но и обобщение суммы знаний, получ-х ими в рез-те изуч-я темы. Применятся с 5 по 11 классы. Приемы: рассказ учителя о жизни,тв-ве пис-ля, обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, задания по учебнику,когда треб.не мех запомин-е и излож-е мат-ла, а ответы на ? с привлечением этого мат-ла,подобр-го уч-ом. Этот метод обеспечивает сознательность и прочность усвоения знаний. В готовом виде - термины, биогр-я, пр-я.
Эвристический. (частично поиск-ый). Поисковый метод. Применяется в 5-11 классах. Освоение пр-я, его анализ, обычно связ. с разреш-ем нр-х, общ-х, филос-х,эстет.проблем, пост-х пис-ем. Задача учителя: помочь учащимся обнаружить эти проблемы,найти пути их разрешения в худ.тексте,учить анализ-ть пр-я, понимать его единство в многообр-ии компонентов, учить рассужать,оформлять свои размыш-я в связн.,послед-ой,доказат-й речи(устн и письм). Хар-ны приемы: 1)постр-е логич. четкой сис-мы ?(эврист.беседа). Может возникнуть спонтанно(по анализу текста худ.пр-й по критич.статье, по теории, историко-лит. ?, кот-е бы последовательно вели мысль уч-ся от наблюдения явления к его анализу. От выводов частного хар-ра к более обобщающим. 2)постр-е с-мы заданийпо тексту худ.пр-я или крит.ст-ям(уст.или письм). 3)постан-ка проблемы уч-ем,или по его предл-ю, уч-ся.Провед-е диспута. Исследовательский метод (исслед-ю н.учить на уроке) 1-е исслед.уч-к д вып-ть на ур. под рук-ом уч-ля. в 7(8)-11 кл. Цель – раскрыть некот-е нов. аспекты изуч-я предмета, не освещ-ся ранее на занятиях,развитие умение самост.анализа пр-я,оценки его идейн. и худ.достоинств в совершенст-ии вкуса. Это достигается путем постановки пробл-х ?, исслед. заданий. Отличие от эвристич-го метода: при эврист.(частич.поис.)мет. уч-ль ставит частные задачи и в значит.мере напр-ет поиск уч-ся;при исслед.мет шк-ки,уже овладевшие приёмами раб., самост.решают б.сложн.зад.,треб-е умен.применять нов.материал и выск-ть свои обоснов-е , док-е суждения. Исслед.мет примен на ур.,но особ-но на семин-х занят,лит.конференц. Приемы и реализ.исслед.мет:1)выдвиж-е уч-м пробл.д/всего кл.;2)подг-ка докладов и выступ-й в кач-ве оппонента; 3)самост.анализ пр-я,неизуч-го по прогр.;4)вып-е зад-й творч.хар-ра по эстет,литвед,нравст пробл.(сообщение, реферат, выставка).
Метод проблемного изложения: Труден в исполнениихотя примен.в 7-11 кл. Эл-ты можно применять в 5-11 классах. Требует хорошего знания текста учащимися. Задача – прочтение текста. При условии, если текст прочитан, мы начнем его анализировать. Часто выдвин-е уч-м пробл.треб.реш-я всего текста, но м.б. отд. главы,части,эпизоды. Наиб.ярк воплощ-е получило в раб Маранцмана(Ром.Пушк.«Е.О.» в шк.изуч.Пособие д/уч-ля.)
Осн-е принц.взаимосвязи мет.обуч-я. На ур. часто исп-ся не 1 метод, а их сочет-е.Н-р,при изуч. небольш.пр-я (особ-но стих-я) уч-ль сообщ.шк-ам кратк.свед-я о поэте или о тв-ве,ист.стих-я или о том,какое впечатл-е произвело оно на совр. в – репрод-й; стих-е чит-ся вслух, причём гл.вним-е обр-ся на эмоц-ть воспр-я – творч. чтения ; шк-ки отвеч-т на ? уч-ля, послед.анализ.текст – эврист-й; в к.ур. стих-е чит-ся снова и его восприят.после анализа обеспеч-т б.глубок.пережив-е и эмоц.акт-ть – творч.чтения. В совр.шк.практике мет примен-ся в комплексе. Любой набор.
На некот.этапах обуч-я лит-ры возможно исп-е метод.проектов(ур. по биогр.) Хотя д/ур.лит-ры проектн деят-ть менее специфична!
Метод творческого чтения: с 5 по 11 кл., в большей степени в 5-9 кл. Наиболее специифчн для лит-ры как учебн. предмета, т.к. чтение худ.пр-я отлич-ся от чтения научн.,публ. текста. Требует спец-го внимания к слову, фразе, ритму, вызыв.раб.воображения, эмоц. взволнов-ть. Приемы: 1)выразит-е чтение(уч-к-уч-ль – мастера худ.слова,отдельн. сцены из пьес в использ. актёров(видео, аудио), обуч-е выр-му чтению уч-ся, чтение уч-м и уч-ся худ.пр-я с комментариями(комментир. чтение), краткое слово уч-ля, имеющ.целью обеспечить прав-но и возможно б.глубок эмоц-е воспр-е пр-я; 2)беседа, активиз-е непоред-е учение уч-ся от только что прочит.пр-я; 3)постановка на уроке проблемы(худ,нравств,общест.-политич), вытек. из прочит-го и углубл.худ.восприят шк-ов.; 4) Творч.зад-я по жизнен-м наблюд-м уч-в или по тексту пр-я(иллюстрир-е, инсценир-е,устн/словесн рисов-е,пересказ от лица героя).
«Евгений Онегин» — реалистический роман в стихах, так как . в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта — это произведение, в котором «отразился век и современный человек».
«Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар», фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный», сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе «Евгения Онегина»: «»Онегин» твой будет карманным зеркалом русской молодежи». На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни «о соли светской злости», «ни о необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобное. Глазами столичного жителя показана нам Москва-«ярмарка невест», Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор». Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: «Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось». Он гордится Москвой 12-го года: «Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля». Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века — поэмой Гоголя «Мертвые души».
Красавец Ленский, «с душою прямо геттингенской», -романтик немецкого склада, «поклонник Канта», не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина. Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя «в сей толпе дворян освободителей крестьян». Появление романа Пушкина «Евгений Онегин» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой «Дворянского гнезда», «Войны и мирз», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием. «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху».
6. Художественный мир М.Ю. Лермонтова как целостная система, ее доминанты (категория личности, романтический синтез, жанровая диффузия, мотивный характер творчества). Метод мотивного анализа при изучении художественного мира М.Ю. Лермонтова (произведения на выбор). Этапы изучения литературного произведения.
В художественной системе Л. Центральное место занимает личность. Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. И позднее творчество (1837-41) В поздней возникают формы отношений с жизнью. «Когда волнуется желтеющая Нива» Главное отличие поэзии ранней от поздней, Л. Остался до конца жизни поэтом – романтиком. Синтетический романтизм – не переходящий на других поэтов. Поэтический мир- драматический мир, в котором гармонии быть не может, власть ,настроение беспокойства и мятежа. Лирика сомнений и вопросов, горькая ирония над человеком.
Лирический герой Л. – это мятежник, протестант ассоциирующий себя с демоном чей образ Лермонтов интерпретировал по своему. Основная форма построения – лирич.монолога с элементами философских разумений которые являются лирической исповедью монолога, цель- постичь самого себя, и человека. В Л. Поэзии разрушаются жанровые каноны, элегич.начало едино с сатирой. Стих поэта внутри себя философично – глубинна эта философия души, следовательно, самоанализ.
Основные мотивы: свободы и воли. Воля распоряжается человеком. Свобода – право, свобода от толпы, от соц. обстоятельств.
Мотив странничества- поиски настоящей жизни, он не беглец, он изгнанник. Л. «Демон» закрыв гомерно вселенских изгнанников , которым нет места на небе, не на земле.
Мотив глобального одиночества, мотив памяти и забвения, мотив обмана, мотив любви и смерти, мотив судьбы.
В Христианской культуре нет понятия «судьба» есть понятие «Божий промысел», или «бесовские искушения»,у Л. Судьба – предопределенность. «Бог ли так меня создал?» Печорин.Судьба любого человека – трагична, ибо человек смертен, обречен на трагедию. Добро бессильно своей попытке противостоять злу (Маскарад), единственная возможность, бунт против зла. Для поэта Бог существует, но милосердие он не видит, поэтому возник бунт.
Мечты юного Л. О гражданском деянии, о славе, желании испытать судьбу роднят его с поэтами – декабристами, с Байроном, с их мятежным и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах « Из Андрея Шенье»: «Задело общее, быть может, я паду», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой», «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей» Однако эти мечты остаются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь протекает «без цели», что он «чужд всему». Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога. В стих-ии « Нет, я не Байрон, я другой». Его лир.герой может ощущать гармонию со вселенной , устремляться в небеса , на свою духовную родину. В стих-ии «Ангел» он говорит о душе. Но чаще лирическое «я» противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. Двойственность героя характерна для ранней лирики Л. Тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной, осязаемой красот и музыкальности, тоска по земному счастью, человеческому участию и разочарование в морали света, любви, дружбе, отрицание ценностей земного бытия, стремление обрести гармонию и создание безнадёжности своей мечты – все эти противоречия лир.героя заставляют его вглядеться в себя. В центре лирики оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления, в котором тесно связаны гражданские, философские, интимные переживания. Уже в раннем творчестве оформляются основные идеи и мотивы. Л.- свободы и воли, гордого одиночества, действия и подвига, неба и земли, памяти и забвения, судьбы, странничества, любви и ненависти.
Тема Родины (Бородино, Родина) занимает одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Л. Создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для твор-ва поэта Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стих-ии «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стих-ие представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. «Смерть поэта» стих-ие связано с трагической гибелью А.С.Пушкина. Бросая горький упрёк светскому обществу, поэт говорил: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный ,смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?
Поэтическая и гражданская лирика (Дума, Прощай, немытая Россия), - поэт разделяет передовые поэтические идеи, отвергая деспотизм, В стих-ии «Прощай, немытая Россия» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», « к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится её покинуть.
Любовная лирика ( всю жизнь любил Варвару Александровну Лопухину, она вышла замуж за другого)Любовь по Л. Жертвенна, самозабвенна, это прекрасный дар. Для Л. Любовь неразрывна с печалью . Любовь в трагическом облике. – Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. Все твор-во поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Это всегда напряженный внутренний монолог, чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Несомненно Л. Можно назвать народным поэтом. Он вошёл в историю русс.лит-ры как достойный приемник А.С.Пушкина.
В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях.
Роман «Герой нашего времени», несомненно, связан с образами лирических произведений Лермонтова. Это первый философский роман в истории русской литературы, который по праву может быть назван родоначальником той великой традиции напреженнейшего внимания к коренным вопросам человеческого существования, которой может гордиться русская художественная проза. Взяв типичный характер индивидуалиста 1830‑х гг., Лермонтов поставил его перед собой не просто как социально характерное явление. Он попытался вглядеться в его индивидуализм, рассмотреть, насколько состоятелен он как способ разрешения важнейшей проблемы человеческого бытия – проблемы смысла жизни. Эта тема также отражена в стихотворении «Дума». Главный герой романа – Григорий Александрович Печорин – представитель целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Каждый шаг его с неумолимой последовательностью доказывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувств, а полнота чувства невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим миром идет лишь в одном направлении.
Печорин утвердил себя в глазах поколения 1830‑х гг. как типичный характер последекабристской эпохи. Своей судьбой, страданиями, сомнениями и складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. На протяжении всего романа Печорин неустанно демонстрирует верность своему принципу – смотреть «на страдания и радости других только в отношении к себе», как на «пищу», поддерживающую его душевные силы. Любовь его трагична. Он причиняет боль тем, кто его любит, и своими поступками напоминает лирического героя стихотворения «И скучно и грустно…».
И, несомненно, тема одиночества присутствует в романе. Несмотря на то что вокруг Печорина много людей, которые его любят, в душе он остается одиноким человеком. Он призирает и винит общество: «душа моя испорчена светом». Это схоже со стихотворением Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен».
Только величественная природа успокаивает героя романа, примиряя его с окружающей действительностью. Он вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом. Эти темы созвучны со стихотворениями Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и «Когда волнуется желтеющая нива».
Печорин олицетворяет все то, что было в те годы, когда писался роман. Кто‑то назовет его эгоистом, кто‑то бесчувственным, а для меня это человек с очень сильным, жестким характером, который не привык выставлять свои чувства напоказ. Он страдает, когда причиняет боль другим. Возможно, только единственный человек во всем романе понял и принял Печорина таким, какой он есть. И мне кажется, что и у Михаила Юрьевича Лермонтова был этот человек. И именно его он отразил в образе Веры.
Когда читаешь роман «Герой нашего времени», то переживаешь очень много разных чувств: от любви до ненависти, от радости до горя, слез и жалости. И в конце романа я задалась вопросами: а как бы я поступила в данных ситуациях и смогла бы я их выдержать?
Свое сочинение я хотела бы закончить строками В. Г. Белинского, которые, несомненно, относятся к М. Ю. Лермонтову: «всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания… глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть… представитель общества, времени, человечества».
Основные этапы изучения литературного произведения в школе |
Освоение литературного произведения происходит в несколько этапов. Они включают: вступительное занятие, чтение произведения, работу над текстом (анализ, разбор), заключительные занятия. Все они взаимосвязаны. Вступительные занятия. Цель: 1) создание установки на восприятие и понимание текста. 2) мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Строгой классификации таких занятий нет. Считается, что оно не должно превышать 15 минут в средних классах. В старших может занимать 1-2 урока. Продолжительность, методику и содержание вступительного занятия определяют: цели урока, возраст учащихся, жанр и род изучаемого произведения, возможности учителя, интеллектуальный фон класса. Методист Никифорова считает, что на вступительных занятиях нужно: сориентировать в жанре, в общем характере произведения, в месте и времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к герою, в объеме и образном ядре произведения. Различают два пути подготовки к чтению и анализу текста: 1) на основе личных впечатлений, 2) на основе изучаемого произведения. Содержание вступительного занятия должен быть очень разнообразным. Поэтому разделяют виды занятий: 1) занятия, помогающие школьникам понять историческую эпоху, отражающую в произведении или относящуюся ко времени его создания. Приемы: рассказ учителя, беседа, сообщение учащихся, видеофрагмент. 2) Занятие, содержание социально-бытовой комментарий. Приемы: чтение культурологических текстов, рассказ учителя, сообщение учащихся. 3) Занятие, дающие определенный угол зрения на произведение. 4) основанное на живых наблюдениях учащихся. 5) с использованием биографического материала. 6) включающее словарную работу.На вступительном этапе могут используются приемы: рассказ учителя, постановка вопросов, викторина, рассматривание иллюстраций, работа с учебником, заочная экскурсия, сообщение учащихся, просмотр видео, граммзаписи, работа со словарем. Творчество Гоголя и его жизнь – во многом загадка. Фантастика встречается во всех произведениях Гоголя. Набоков говорил от его псевдореальности. Реализм у Гоголя свободно сочетается с фантастикой. Ряд проблем проходит через всё творчество гоголя: Этическое-эстетическое (красота может быть аморальна и вести к злу) Проблема искусства в жизни человека Проблема чиновничества, маленького человека. Проза Гоголя, как и драматургия, имеет свои особенности: 1. Тяготение к циклизации. Целостность цикла достигается наличием общих для всех произведений идеи, мотива, тем, персонажей. Помимо повестей, «мёртвые души» тоже имеет тенденцию к циклизации. Каждая глава завершена тематически, имеет своё задание, свой «предмет» изображение. Необходимо заметить, что есть основание говорить о том, что все произведения Гоголя – один большой цикл отображающий эволюцию творческого мастерства Гоголя и имеющий общую идею – показать жизнь русского человека, русского народа. 2. Художественное пространство. У Гоголя рядом существуют два типа пространства: волшебное и бытовое. Можно также говорить о расширении художественного пространства гоголевских произведений от маленького раздробленного мирка диканьки до бескрайних просторов России. 3. Повествовательная структура – трёхступенчатая композиция авторского образа (три повествования инстанции). 1 автор биографический – личность, существующая в исторической реальности. 2. Автор – творец, сущность которого определяется его особой позицией внеобходимости по отношению как к формально-содержатетельному единству словесно-художественного произведения, так как и к той первичной реальности. 4. Автор во внутритекстовом воплощении, имплицитный автор (по Бахтину)(«Вечера…»). Гоголь стремился строить повествование от лица собирательному, от лица многоликого и огромного духа родины, от лица поэта, несущего в себе точку зрения народа. Для драматурга характерно - общая ситуация наиболее полно реализовалась в драматургии, всеобщность переживаний (приезд ревизора) - миражная интрига (Ю. Манн) утверждал, что наличие данной категории немыслимо без сущей категории «общей ситуации»). В этом объединении они составляют новаторство писателя, это определяет поэтику гоголевского финала. Герой хочет достигнуть, схватить рукой, как вдруг помешательство и отдаление желанного предмета на огромное расстояние . 1831-1832 – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Оригинальное произведение, относится к юношескому опыту. «Вечера» построены как ряд повестей. Циклизация характерна для литературы того времени. В «Вечерах» сильно романтическое начало. Главное для Гоголя не событие, а описываемое им, а сама мечта, полёт творческой фантазии, романтическая причудливая мечта о прекрасном, обращение к миру фольклора, народного сознания, тоска по идеалу. Противопоставление двух миров : мир современный, обыденный и мир народной мечты. Цикл пронизан прелестью сказки, но здесь дух тоски (ведь идеальный мир – лишь мечта). Повествователей много – все взяты из народного мира. Финал «,Сорочинской ярмарки» - всеобщее веселье + грустная интонация, автор со стороны смотрит на веселье, понимает, что мир хрупок, он может разрушится от прикосновения современности. В целом книга – исключительно светлая, весёлая. Гоголь воплощает в светлых представлениях некий идеал. Ю.М. Лотман: здесь совмещаются два производства: бытовое и фантастическое. «Вечера» имеют огромную связь с миром фольклора. Другой цикл – Миргород (1835) – 4 повести. Гоголь назвал его продолжением «Вечеров». Тот же самый пир, те же самые простые жители. Есаулов: сюжет цикла – модель деградирующего мира в своём развитии. Он соотносит повести с разными возрастами человека. Повесть о двух Иванах. Пародия на подлинное назначение человека. Для Иванов нет ничего кроме усадеб. Но в этой суровой жизни нет героизму. Гоголь рисует казачество песен, дум. Ему необходимо создать легендарный миф запорожской сечи. «Повесть об Иванах» противостоит «Тарасу Бульбе». В «Повести» жизнь человека представлена ничтожной, духовное содержание человека исчезает. Тема пошлости и извращения души здесь на первом месте. Гоголь считает, что пошлость характеризует героев. Совмещённый мир фантастики и реальности. Мир реальности – мир полости, мир фантазии – мир зла. Человек здесь теряет почву под ногами, ориентиры в жизни. Герой лишён внутреннего пространства, погибает под напором мира. Взгляд на добро, красоту постоянно меняется. Идеал - единство красоты, добра и правды, они взаимосвязаны. Гоголь открывает, что красота может быть губительной, лишь внешней. Цикл «Петербургские повести». Гоголь не объединял повести в цикл, но в 1842 г. он поместил их в одном томе: «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект», «Нос», «Коляска», «Шинель». Главной темой является Петербург как призрачный, фантастический город. Санкт-Петербург у Гоголя – это город мистический, воплощение мирового зла, это – живой человек. Исследователи выделяют мотив холода города. Холод губит всё живое. Холод из физического пространства переходит во внутреннее, становится нравственным. Поэма «Мёртвые души» - вершина творчества Гоголя. В основу конфликта поэмы Гоголь положил противоречие между духовными силами нарда и его закабалённостью. В поэме выведена целая галерея типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова, скупающего «мёртвые души». Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создаёт пять характеров, которые не похожи друг на друга, но в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Образы помещиков представлены контрастно, так как несут в себе различные пороки, каждый духовно ничтожнее другого: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Манилов сентиментален и слащав, Собакевич прямолинеен и груб. Для Манилова все окружающие прекрасны, для Собакевича – разбойники. Манилов не проявляет настоящей заботы о благополучии крестьян, он всё управление передоверил Собакевичу. Собакевич – крепкий хозяин, готовый ради наживы на любое жульничество. Коробочка напоминает Собакевича скупостью, страстью к наживе. «Накопителям» Собакевичу и Коробочке противостоят «расточители» - Ноздрёв и Плюшкин. Ноздрёв – отчаянный мот, пустил по свету своё состояние, Плюшкин превратил своё в видимость. Этот герой страшен и жалок, он утрачивает не только духовность, но и человеческий облик. Писатель очень точно прослеживает деградацию человека, и читатель понимает, что человек не рождается чудовищем, а становиться им. Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся, но владея живыми, они сами давно превратились в мёртвые. Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя – Чичикова. Безрадостное детство, лишённое родительской любви и ласки, служба и пример чиновников – взяточников - эти факторы сформировали человека, который таков как его окружение. Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мёртвая душа». Расчёт вытеснил из него все человеческие чувства. Гоголь показывает появление в русской жизни человека, нового, у которого нет титула, но который ценой своих собственных усилий пытается сколотить себе состояние. Его идеал – копейка. Но за мёртвыми душами Чичикова, помещиков и чиновников гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера. Важную роль в поэме играет образ дороги. Сначала – это символ человеческой жизни, затем – это композиционный стержень повествования. Бричка Чичикова – это символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. «Птица-тройка» и её стремительный полёт противопоставлена бричке Чичикова. «Птица - тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России Дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего русского государства. 7. Особенности поэтики Н.В.Гоголя. Жанровое и стилевое своеобразие (общая ситуация, миражная интрига, фантастика, гротеск, ирония и т.д.). Творчество Гоголя и его жизнь – во многом загадка. Фантастика встречается во всех произведениях Гоголя. Набоков говорил от его псевдореальности. Реализм у Гоголя свободно сочетается с фантастикой. Ряд проблем проходит через всё творчество гоголя: Этическое-эстетическое (красота может быть аморальна и вести к злу) Проблема искусства в жизни человека Проблема чиновничества, маленького человека. Проза Гоголя, как и драматургия, имеет свои особенности: 1. Тяготение к циклизации. Целостность цикла достигается наличием общих для всех произведений идеи, мотива, тем, персонажей. Помимо повестей, «мёртвые души» тоже имеет тенденцию к циклизации. Каждая глава завершена тематически, имеет своё задание, свой «предмет» изображение. Необходимо заметить, что есть основание говорить о том, что все произведения Гоголя – один большой цикл отображающий эволюцию творческого мастерства Гоголя и имеющий общую идею – показать жизнь русского человека, русского народа. 2. Художественное пространство. У Гоголя рядом существуют два типа пространства: волшебное и бытовое. Можно также говорить о расширении художественного пространства гоголевских произведений от маленького раздробленного мирка диканьки до бескрайних просторов России. 3. Повествовательная структура – трёхступенчатая композиция авторского образа (три повествования инстанции). 1 автор биографический – личность, существующая в исторической реальности. 2. Автор – творец, сущность которого определяется его особой позицией внеобходимости по отношению как к формально-содержатетельному единству словесно-художественного произведения, так как и к той первичной реальности. 4. Автор во внутритекстовом воплощении, имплицитный автор (по Бахтину)(«Вечера…»). Гоголь стремился строить повествование от лица собирательному, от лица многоликого и огромного духа родины, от лица поэта, несущего в себе точку зрения народа. Для драматурга характерно - общая ситуация наиболее полно реализовалась в драматургии, всеобщность переживаний (приезд ревизора) - миражная интрига (Ю. Манн) утверждал, что наличие данной категории немыслимо без сущей категории «общей ситуации»). В этом объединении они составляют новаторство писателя, это определяет поэтику гоголевского финала. Герой хочет достигнуть, схватить рукой, как вдруг помешательство и отдаление желанного предмета на огромное расстояние . 1831-1832 – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Оригинальное произведение, относится к юношескому опыту. «Вечера» построены как ряд повестей. Циклизация характерна для литературы того времени. В «Вечерах» сильно романтическое начало. Главное для Гоголя не событие, а описываемое им, а сама мечта, полёт творческой фантазии, романтическая причудливая мечта о прекрасном, обращение к миру фольклора, народного сознания, тоска по идеалу. Противопоставление двух миров : мир современный, обыденный и мир народной мечты. Цикл пронизан прелестью сказки, но здесь дух тоски (ведь идеальный мир – лишь мечта). Повествователей много – все взяты из народного мира. Финал «,Сорочинской ярмарки» - всеобщее веселье + грустная интонация, автор со стороны смотрит на веселье, понимает, что мир хрупок, он может разрушится от прикосновения современности. В целом книга – исключительно светлая, весёлая. Гоголь воплощает в светлых представлениях некий идеал. Ю.М. Лотман: здесь совмещаются два производства: бытовое и фантастическое. «Вечера» имеют огромную связь с миром фольклора. Другой цикл – Миргород (1835) – 4 повести. Гоголь назвал его продолжением «Вечеров». Тот же самый пир, те же самые простые жители. Есаулов: сюжет цикла – модель деградирующего мира в своём развитии. Он соотносит повести с разными возрастами человека. Повесть о двух Иванах. Пародия на подлинное назначение человека. Для Иванов нет ничего кроме усадеб. Но в этой суровой жизни нет героизму. Гоголь рисует казачество песен, дум. Ему необходимо создать легендарный миф запорожской сечи. «Повесть об Иванах» противостоит «Тарасу Бульбе». В «Повести» жизнь человека представлена ничтожной, духовное содержание человека исчезает. Тема пошлости и извращения души здесь на первом м< Наши рекомендации
|