Связь мпря с другими науками.
МЕТОДИКИ.
1)Государственный стандарт давольно таки объемный документ, который включает в себя все ниши образования от дошкольного до высшего. Для каждой ступени образования расписываются общие положения,требования к содержанию образования, требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, требования к к уровню подготовки обучающихся, требования к условиям организации образоват. процессса.
Настоящий государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".
В этом документе говорится в соответствии с каким документами осуществляется образоват.процесс в РК, поясняются термины. А так же Государственный общеобязательный стандарт среднего образования:
1) определяет общие нормы, структуру и состав базового (обязательного) содержания среднего образования;
2) регламентирует объем учебной нагрузки обучающихся, условия организации образовательного процесса, систему контроля и оценивания знаний;
3) устанавливает требования к уровню подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях;
4) устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса: рациональному использованию средств государственного бюджета, нормативному обеспечению материально-технической базы общеобразовательных организаций и охраны здоровья и безопасности обучающихся.
Так же в этом документе описываются все навыки, которые должен приобрести ребенок за время обучения, а так же говорится о том какие качества должен приобрести ребенок, какие ценности нужно прививать.
Типовая учебная программа – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению по конкретной дисциплине (модулю) типового учебного плана.
В данном документе прописываются цели, задачи, говорится о том какие пласты должны быть изучены по предмету, как развиваются знания учащихся от класса к классу, учет межпредметных связей, расписывается по классам нагрузка, количество часов в неделю.
Четко расписано количество часов на каждую тему и тема делится на повторение и новый материал, расписано какие темы нужно повторить, количество часов для написания различных контрольных работ.
Типология учебных программ:
1) государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения;
2) государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования);
2-1) государственный общеобязательный стандарт начального образования;
3) государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования;
4) государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования;
5) государственный общеобязательный стандарт высшего образования;
6) государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования.
2)
3)Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая:
1) определяет цели и структуру учебного предмета;
2) изучает и описывает наиболее эффективные и рациональные методы и приёмы по русскому языку;
3)исследует условия и пути усвоения определённого круга знаний.
МПРЯ одновременно является прикладной, практической отраслью педагогики и в то же время имеет теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонации, на изученные трудности и ошибки учащихся.
Методика имеет свой объект, предмет изучения – обучение русскому языку, которое включает: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается и должен быть усвоен, языковые умения. Которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по подаче и отбору языкового материала, по выявлению знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, выработка умений и навыков.
МПРЯ включает четыре задачи:
- зачем изучать: определение целей и задач обучения русскому языку;
- чему учить: определение содержания обучения; обоснование и составление программы и учебников, различных пособий;
- как учить: разработка методов и приёмов обучения; конструирование уроков;
- как контролировать усвоенное: определение критериев оценки, методов контроля.
М.В. Ломоносов (1711-1765)
Знаменитый русский ученый-энциклопедист, поэт и теоретик литературы, Михаил Васильевич Ломоносов был зачинателем отечественной методики преподавания словесности. Его "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739), "Российская грамматика" (1754-1755), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757), в которых Ломоносов выступил как реформатор русского литературного языка и системы русского стихосложения, надолго определили ход развития отечественной словесности и преподавания ее в учебных заведениях.
Ломоносов был автором первого печатного учебника по словесности на русском языке, "Краткого руководства к красноречию" (1748). Эта книга объединяет в себе и учебник, и хрестоматию, и методическое руководство для учителя. Открывается ломоносовское руководство вступлением в науку о красноречии, где дается определение красноречия, указываются средства к его приобретению, затем называются отличия прозы от поэзии и основные разделы науки о красноречии: риторика, ораторская проза и поэзия (в первом излагаются основы учения о красноречии, во втором - наставления к сочинению речей в прозе, в третьем - учение о стихотворстве).
До нас дошла риторика, которая делится на три части. Каждая часть содержит правила для оратора и поэта с многочисленными примерами и образцами. При этом Ломоносов обращается и к исследованию психологии человека, приводит в своей риторике сведения из логики, грамматики и поэтики. В первой части "О изобретении" излагаются правила об изобретении и сопряжении идей, о витиеватых речах и вымыслах. Вторая часть риторики "О украшении" почти целиком посвящена изложению учения о тропах и фигурах. В третьей части "О расположении" содержатся рассуждения о построении разного рода текстов, о хрии, о значении союзов в речи.
Риторика М.В. Ломоносова оказала огромное воздействие на школьное преподавание словесности, вызвала множество подражаний. Целые фрагменты брали из нее авторы более поздних риторик: префект Московской духовной академии Амвросий (А.Н. Серебренников), известные словесники И.С. Рижский, Н.Ф. Кошанский.
Н.И. Новиков (1744-1818)
Крупнейший деятель русского Просвещения, писатель, журналист и издатель, Николай Иванович Новиков стоял у истоков теоретического осмысления методики как самостоятельной науки. Основная задача его педагогической деятельности - подготовка просвещенного, добродетельного человека и гражданина, патриота своего отечества. Свою программу он реализовал на практике, создав в Москве настоящий просветительский центр, За несколько лет им издано более десятка журналов, сочинения по философии, педагогике, учебные пособия, организована система книготорговли, написано множество педагогических статей.
Подготовленный Новиковым "Опыт исторического словаря о российских писателях"(1772) содержит сведения о более чем 300 писателях, причем не только биографические факты, но и оценки творчества. Это было первое пособие по истории русской литературы.
В 80-е гг. Новиков помещает на страницах издаваемых им "Прибавлений" к "Московским ведомостям" (1783-1784) несколько статей, посвященных педагогическим и методическим вопросам. В статье "О воспитании и наставлении детей"(1783) сформулирован один из важнейших принципов его методической системы - уважение к личности ребенка, учет возрастных и индивидуальных его особенностей. В статье "О сократическом способе учения" (1784), представив обзор зарубежной педагогики, Новиков делает вывод о необходимости создания целостной концепции воспитания и обучения на русской национальной основе. Среди педагогических дисциплин он особо выделяет методику, предложив оригинальное ее определение.
Статья "О эстетическом воспитании" (1784) специально посвящена вопросам преподавания словесных наук. Новиков пишет об особой роли логики, морали и эстетики в общей системе образования, предлагает изучение основ эстетики на примере отдельных искусств, прежде всего стихотворства и красноречия.
Н.И. Новиков был издателем первого русского журнала для детей "Детское чтение для сердца и разума" (1785-1789), в создании которого принимали участие А.А. Прокопович-Антонский, А.А. Петров и Н.М. Карамзин. В журнале помещались научно-популярные статьи, исторические очерки, рассказы, басни, художественные описания, часто переводные. Авторы журнала ставили перед ним образовательные и воспитательные задачи, умело подбирали тексты, нашли верный тон в общении с юными читателями.
5)Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I
О языках в Республике Казахстан
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 г.)
Настоящий Закон устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам.
Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. Государственный язык - язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства.
Язык межнационального общения —язык-посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения. Например, в большинстве случаев в качестве средства общения между представителями разных этносов в России используется русский язык.
Отличается от международного языка использованием в пределах одного государства.
Междунаро́дныйязы́к — язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру.
Наряду с казахскими и русскоязычными средствами массовой информации в стране издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в том числе на украинском, польском, немецком, корейском, уйгурском, турецком и дунганском, правда в весьма небольшом количестве. В Казахстане действуют 170 воскресных языковых центров.
6)В системе методов Кудряшева назван метод творческого чтения. Целью его является активизация художественного воспитания и в начале изучения произ-я, и в конце.
Задача учителя: | Метод проявляется через приемы: | Метод развивает: | Виды деятельности учащихся: |
МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ | |||
Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения | 1. Выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров; 2. Обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение; 3. Слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения; 4. Беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности; 5. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения; 6. Слово учителя или беседа после изучения произведения. | 1. Наблюдательность; 2.Умение видеть и слышать явления жизни; 3. Умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий; | 1. Чтение произведений в доме и в классе; 2. Выразительное чтение; 3. Заучивание наизусть; 4. Слушание художественного чтения; 5. Составление плана; 6. Близкие к тексту и сжатые пересказы; 7. Художественное рассказывание; 8. Устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении; 9. Инсценировка; 10. Критические заметки; 11. Рассматривание иллюстраций и оценка их; 12. Сочинения разных жанров. |
ЛИТЕРАТУРА
1) Специфика фольклора как искусства слова. Его основные признаки и система жанров. Эпические жанры русского фольклора. Идейно-художественная характеристика былин (определение жанров, проблема происхождения, тематика, поэтика).
Фольклор – международный термин англ. происхождения, впервые введенный в науку в 1846 г. ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры. В русской науке закрепились и др. термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с др. видами народного худож. творчества и худож. литературы.
Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Он тесно связан с народным бытом и обрядами.
Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.
Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии. Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания.
Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет «знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ». Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.
Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель.
Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.
Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.
Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.
Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы.
В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму.
Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры – это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическимжанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).
Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни – события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках – Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях – жена, муж, свекровь.
Русская народная сказка – произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.
В русских сказках русский народ пытался высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, – разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы.
В. Я. Пропп, «блистательный исследователь русской сказки» считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности».
Важнейшими жанровыми особенностями сказок можно назвать:
1. особый язык, которым сказку сказывают.
2. многократность (обычно троекратность) повторения действий.
3. кольцевая композиция.
Эта такая композиция (строение), в которой зачин и концовка обязательно встраивают любую сказку в «цепочку» других сказок. Сказка начинается с зачина «Жили-были..», а заканчивается концовкой «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец»
4. детали сюжета (особенно в волшебной сказке) обязательно соединены особыми сказочными формулами «Долго ли коротко, я того не ведаю».
5. герои имеют особые, повторяющиеся из сказки в сказку прозвания. Про животных мы уже говорили, но и в волшебных сказках Василиса может быть Прекрасной, а может и Премудрой, Баба Яга обязательно Костяная Нога, Кощей всегда Бессмертный.
6. рассказываются сказки с особенной сказочной интонацией, это тоже очень важно – сказку нельзя просто читать, как обычный рассказ.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Д.С.Лихачев предложил теоретико-литературную периодизацию ДРЛ (с точки зрения формирования стилей):
1 период - 11 – нач. 13 вв.: формирование монументально-источического стиля литературы;
2 период – середина 14 – 15 век: экспрессивно-эмоциональный стиль (стиль «плетения словес»), патриотический подъем в литературе;
3 период – 16 век: эпоха «второго монументализма»;
4 период – 17 век: переход к литературе нового времени, развитие индивидуального начала.
Среди жанров ДРЛ ЛЕТОПИСЬ занимает центр.место. Развивался этот жанр в течение 8 веков (11-18 вв). Преимущественно летописанием занимались монахи по поручению князя, игумена или епископа, иногда – по личной инициативе.
И.П.Еремин весь повествовательный летописный материал делит на 5 групп:
1) Погодная запись – древнейшая форма летописного повествования. Предельная краткость изложения – наиболее характерный её внешний признак, погодная запись регистрирует конкретное произошедшее событие, она совершенно лишена художественной формы и эмоциональности.
2)Летописное сказание – устно-поэтического происхождения, и в этом его основное литературное качество. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца.
3)Летописный рассказ–документален: за немногим исключением, в нем нет ничего выдуманного, сочиненного, литературного. Это рассказ, составленный по свежим следам события очевидцем или со слов очевидца.
4)Летописная повесть – (термин условный) – повествование особого типа, посвященное рассказу о смерти того или иного князя. Назначение повести заключается в том, чтобы дать новый, агиографически просветленный образ идеального князя, блистающего всеми возможными христианскими добродетелями.
ПРЕДКЛАССИЦИЗМ - ЛИТЕРАТУРА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ (1700-1725).
Литература первой трети 18 века (1700-1730). Момент перехода от традиций русской средневековой книжности к словеской культуре общеевропейского типа. В культуре Петровской эпохи господствует так называемый «панегирический стиль», порожденный пропагандистским пафосом культурных деятелей эпохи государственных преобразований и стремительным усвоением символики и образности европейского искусства. Наиболее заметная фигура этой эпохи – Феофан Прокопович, основоположник ораторского светского красноречия. На исходе этого периода начинает свою деятельность А.Д.Кантемир, в сочинениях которого уже намечено движение к классицизму.
ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЦИЗМА.
Вторая половина 1760-х – 1780-е гг. – третий период развития русской литературы 18 века – является наиболее бурным и многоаспектным. Конец 1760-х – начало 1780-х гг ознаменовался невиданным расцветом публицистических жанров на страницах периодических изданий. В это же время четкая иерархия жанров классицизма начинает колебаться, появляются жанровые структуры, соединяющие высокое и низкое. При жизни основоположников русской литературы 18 века Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова в литературу входят те, кому суждено стать писателями, определяющими лицо русской литературы 18 века в целом и основоположниками многих плодотворных традиций – Фонвизин, Державин, Крылов, Радищев.
Творчество Д.И. Фонвизина. Идейно- художественное своеобразие комедии “Недоросль”.Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.ФОНВИЗИНА (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма. Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 г. в Москве. Он происходил из старинной дворянской семьи, учился в университетской гимназии, затем на философском факультете университета. В ранний период литературной деятельности, , Фонвизин выступает как прогрессивно мыслящий человек, испытавший на себе влияние просветительских идей. Сатирический характер дарования Фонвизина определился довольно рано. КОМЕДИЯ Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ» — вершина идейно-художественного творчества писателя-сатирика. «Недоросль» — первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. И хотя Фонвизин, несмотря на смелость обличения социальных пороков в общегосударственном масштабе, будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, а хотел лишь его ограничения введением «фундаментальных» законов, что нашло отражение в указе об опеке Простаковой, тем не менееего комедия, вскрывшая причины и следствия злонравия помещиков, пагубность крепостничества, давала возможность делать далеко идущие выводы. В основу сюжета, согласно традиции классицизма, положена любовная интрига, но Фонвизин подчиняет ее задачам социальной сатиры. Комедия Фонвизина обращена к реальной жизни. На глазах у зрителей развертывается жизнь семьи Простаковых, учителей, слуг. На сцене урок Митрофана, Тришка с кафтаном, которого ругает Простакова, драка Скотинина с Простаковой. Авторские ремарки тоже направлены на то, чтобы сделать более жизненными своих персонажей.
В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами — серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации, характеры в комедии социально детерминированы. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Фонвизина. Вместе с тем в «Недоросле» сохраняется рационалистическая структура комедии. Соблюдение единства места и единства времени, поэтика имен-характеристик, и дидактическая заданность комедии. НОВАТОРСТВО Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении, в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Фонвизин мастерски пользуется речевой характеристикой, язык персонажей индивидуализирован. Речь отрицательных персонажей груба, примитивна и немногословна, лишена какого-либо налета светскости, другие персонажи, в частности учителя Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, слуги Еремеевна, Тришка, говорят сообразно своему социальному положению.
В "Недоросле" - характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор. Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая - как отклонение от нее. Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой : "Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил" - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Так начинается "Недоросль".Главный КОНФЛИКТ социально-политической жизни России - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных - становится темой комедии. Драматическим конфликтом "Недоросля" является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым. Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, - делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя "благородным сословием", - Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в "тяглый скот", но и сами стали гнусными и презренными холопами. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные - только порочны. В "Недоросле" система образов продумана строго. Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные герои - Стародум, Правдин, Милон и Софья; злонравные - Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан; воспитатели Митрофана - Цифиркин, Кутейкин, Вральман и Еремеевна, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами.
4)Поэзия русского классицизма. Место и роль М.В. Ломоносова в русской литературе 18в. Идейно-художественное своеобразие поэзии Державина.
Классицизм. 1 – 30-50гг – это становление нового направления, когда рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется лит.яз., стихосложение.
2 – последние четыре десятилетия 18в – связан с именами Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. Классицисты стремились создавать искусство на основе разума, от чего это направление приобрело ярко выраженный рационалистический характер. В представлении классицистов мерилом ценности чела служило соответствие его поступков законам разума. Герой – это, прежде всего, слуга государства, который подчинил свою внутреннюю, личную, частную жизнь служению Отечеству. Главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия 18 в было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликтв произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь сам монарх. Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества.
Система жанров русского классицизма:1) баллада 2) басня 3) бурлескная поэма 4) идиллия и эклога 5) комедия 6) мадригал 7) ода 8) песня 9) рондо 10) сатира 11) сонет 12) трагедия 13) элегия 14) эпиграмма 15) эпистола
В русской литературе классицизм приобрел свои национальные особенности:
- живой интерес к настоящему и прошлому своей страны;
- интерес к народной поэзии. к народному языку.
- сильнее звучала критика недостатков общества;
-ярче звучала идея служения человечеству.
ЛОМОНОСОВ. Новаторство его творчества. «… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим» (В.Г. Белинский). Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. в отношении к достижениям европейской культуры. Но, освоив европейские традиции, он активно использовал богатство национальной культуры. Во время Ломоносова происходил процесс становления русской нации, утверждения русской национальной культуры – это и определило основное содержание творчества Ломоносова: патриотическо-гражданственная тема в его поэзии, тема труда и науки, прославление военных триумфов России и вместе с тем осуждение захватнических войн и восхваление «тишины», мира между народами как необходимого условия процветания страны, образы национальных героев, и прежде всего Петра I.лассицизму свойственен высокий гражданский идеал, подчинение личных интересов общегосударственным, культ разума и просветительские тенденции – все это свойственно и творчеству Ломоносова. В его поэтических произведениях всегда находят отражение его занятия историей, изучение им памятников древнерусской литературы. Именно в оде возможно было выразить высокие идеи и прославить героические события. Ломоносов явился создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи. Он верил в огромные возможности России и свои оды рассматривал как пропаганду наук и искусств. Ломоносов раздвинул границы строго регламентированной поэтики классицизма, раскрыл возможности дальнейшего развития русского стиха. Его приемы будут использовать поэты-романтики начала XIX в. Ломоносов обогатил жанр оды новым гражданским содержанием и выработал поэтическую форму, соответствующую этим высоким патриотическим идеям. В «Риторике» 1748 г. Ломоносов включил раздел «О изобретении витиеватых речей», в котором рассматривает многообразные виды поэтического олицетворения, что сейчас мы называем художественными средствами выразительности (или тропами).
ДЕРЖАВИН.
(1743-1816) Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские, анакреонтические песни.
Гражданские оды (адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам): - ода "Фелица" посвященная Екатерине II (1783) – силу, способную достойно руководить государством, вести Россию к славе, к процветанию, к "блаженству", Державин видел только в просвещенной монархии. Отсюда появление в его творчестве темы Екатерины II - Фелицы. Новаторство:1. Трактовка образа просвещенного монарха.В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам. 2. смелое соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры.
Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи (в оде они названы «мурзами»). До Державина объектом сатиры были рядовые дворяне. Критикуя избалованных властью вельмож, Державин подчеркивает их слабости, прихоти, мелочные интересы, недостойные высокого сановника: князь Г. А. Потемкин (гурман и чревоугодник, любитель пиров и увеселений), графы Орловы (любители всякого рода забав), граф П. И. Панин (любитель псовой охоты), князь А. А. Вяземский (любитель низкопробной литературы).- ода «Вельможа» (сатирическая, обличительная) (1794) – равнодушие вельмож к своему долгу. Писатель возмущен положением народа, поданных, страдающих от преступного равнодушия царедворцев: военачальник, часами ожидающий в передней выхода вельможи, вдова с грудным младенцем на руках, израненный солдат.
- стихотворение «Властителям и судиям» (1787) (больше духовная ода) – переложение 81-го псалма ц.Давида. (бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: должны строго и честно выполнять законы, но они оказались глухи и слепы к страданиям народа, равнодушие власть имущих вызывают гнев поэта, и он требует наказания виновных). - «Памятник» (1796) - вольное подражание оде Горация «К Мельпомене» - мысль авторов об их праве на бессмертие. Патриотические оды(прославляет не только замечательных русских полководцев Румянцева и Суворова, но и простых солдат, каким в юности был сам.): - «Осень во время осады Очакова» (1788) (была написана для племянницы князя Потемкина, Голицыной, чей муж находился под стенами осажденной крепости, под командой Потемкина – победа над Турцией) «На взятие Измаила» (1790) - «На переход Альпийских гор» (1799) - «Снегирь» (1800) – поэтический отклик на смерть А.В.Суворова (оплакивает его, создает неповторимый облик своего покойного друга, излагает подробности его жизни.
Философские оды(обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти, человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы.Один из самых могущественных среди них – закон уничтожения – смерть, по мысли поэта, человек оказывается перед лицом вечности): - «На смерть князя Мещерского» (1779) – Основная мысль оды - грозное владычество смерти. Тема смерти раскрывается Державиным в порядке постепенного нагнетания явлений, подвластных закону уничтожения: смертен сам поэт, смертны все люди. Перед лицом смерти происходит как бы переоценка общественных ценностей. Рождается мысль о природном равенстве людей, независимо от их ранга и состояния, поскольку все они подвла<