БиографияСтендаля. Участиевнаполеоновскихпоходах. Трактат «Олюбви».
БиографияСтендаля
(1783-1842), французскийписатель. Родился 23 января 1783 вГреноблевсемьесреднегодостатка. Впечатлениядетскихлетпозжеотозвалисьввоззренияхипарадоксахзрелогописателя. ВовсехосновныхроманахСтендаляприсутствуеттемазаговорамолодых, полныхжизнилюдейпротивтупыхидеспотичныхстарцев. ПриэтомБейльнебылдемократом, чуралсяпростонародья, искалобществапринцев, кардиналовигерцогинь, авкачествепсевдонимаиспользовалфальшивыйтитул ("барондеСтендаль"). Правильнеевсегоназватьегореволюционером-аристократом, снобомсреспубликанскимиубеждениями. ВшколеБейльусиленнозанималсягеометрией, видявэтомединственнуювозможностьуехатьизГренобляивырватьсяиз-подвластиотца. ВшестнадцатьлетемуудалосьдобитьсяразрешенияпоступитьвпарижскуюПолитехническуюшколу. Вмае 1800 записалсядобровольцемвармию. Участиевитальянскойкампании 1800-1802 оказалонанегоопределяющеевлияние. Юность, свобода, любовь, опасностиимузыкавызваливнемприливэнтузиазма, астрастнуюпривязанностькитальянскомународуонсохранилдоконцасвоихдней. ВовремянаполеоновскихпоходовБейльзанималдолжностьофицераинтендантскойслужбыи, несомненно, преувеличивалпережитыеимужасы. Онпринималчащевсегокосвенноеучастиевомногихкрупныхсражениях, втомчислевБородинском, иприотступленииизМосквывыказалмужествоитвердостьдуха.Однакоповнутреннемусвоемускладуоннегодилсянидлявоинскойслужбы, нидлячиновничьейкарьеры. Когдав 1814 Наполеонотрексяотпрестола, БейльедвалинесрадостьюотправилсявИталию, чтобызанятьсялитературнымтрудом. КнигаРим, НеапольиФлоренция (Rome, NaplesetFlorence, 1817) вышлаподпсевдонимомСтендальиобнаружилаеговосторженныйдилетантизм; путевыевпечатленияперемешаныздесьслегковеснойсоциальнойиэстетическойкритикой. Однакопозже, втрактатеОлюбви (Del'amour, 1822), проявиласьсклонностьСтендаляксамоанализу. Какивеговеликихроманах, откровеннаямечтательностьсопровождаетсяздесьсухимразоблачительныманализомбезумнойсклонностикмечтам. ВынужденныйпокинутьМиланпонастояниюавстрийскойполиции, котораясправедливоподозревалаеговсвязяхскарбонариями, СтендальвернулсявПарижисталзарабатыватьнажизньработойвгазетахижурналах. ОнвыпустилпамфлетвзащитуромантиковРасиниШекспир (RacineetShakespeare, 1823); написалнаскоруюрукубиографиюДж.Россини (такжеизданнуюв 1823); составилпутеводительПрогулкипоРиму (PromenadesdansRome, 1829) ицелуюсериюобзорныхстатей, появившихсябезимениавторавофранцузскихианглийскихжурналах (впереводе). ПервойегопопыткойвбеллетристикесталроманАрманс (Armance, 1827). Следующийроман, Красноеичерное (Lerougeetlenoir, 1831), полностьюраскрылегописательскиевозможности. ПрототипомЖюльенаСорелябылмолодойпровинциалАнтуанБерте, которыйв 1827 былосуждениказнензаубийствосвоейлюбовницы. ЭпизодуголовнойхроникипредсталуСтендалятрагедиейталантливойличности, ненашедшейприменениясвоимспособностямиэнергиивэпохуРеставрации (времядействиявкниге - примерно 1826-1830). Июльскаяреволюция 1830 избавилаСтендаляотфинансовыхзатруднений: емуудалосьвновьпоступитьнагосударственнуюслужбу. Свободноевремяонвсецелоотдавалтворчеству. Задуманныйвтрехтомахроманбылоставленпоследвухпервыхкниг; сатиранафранцузскихполитиков, исповедующихпринцип "золотойсередины", получиланазваниеЛюсьенЛевен (LucienLeuwen, 1834-1836; опубл. полностьюв 1929) - поимениглавногогероя. Ламьель (Lamiel, 1839-1842; опубл. полностьюв 1928), комическийромановоспитаниичувствзамечательнойдевушки, такженебылзавершен, осталосьнесколькоегоредакций. СтендальиздалмножествоИтальянскиххроник (Leschroniquesitaliennes, 1837-1839) наосноверенессансныхрукописейипамфлетов, найденныхимвРиме (ВитторияАккорамбони, СемьяЧенчи, ГерцогинядиПаллианоидругие); написалрядавтобиографическихкниг, изкоторыхлучшая - ЖизньАнриБрюлара (Vied'HenriBrulard, 1835; опубл. в 1890); вовремясвоихмногочисленныхотпусковпутешествовалпоФранцииивпоследствииопубликовалразмышленияороднойстранеподназваниемЗапискитуриста (Memoiresd'untouriste, 1838). Наконец, вчудесномпорывевдохновения, онза 52 днясоздалсвойшедевр - Пармскуюобитель (LaChartreusedeParme, 1839). Однимизвеличайшихоткрытийроманасталибатальныесцены. БитваприВатерлооувиденаглазамипочтислучайногоееучастника, неискушенного, растерянногоюноши, неспособногосвязатьиосмыслитьееотдельныеэпизоды. НовоевдениевойныуСтендаляисвоюзависимостьотнегоотмечалииЛ.Н.Толстой, иЭ.Хемингуэй. Толчоксюжетуроманадалиитальянскиехроники, описывавшиеранниегодыА.Фарнезе, позднеепапыПавла III, атакженекоторыеобстоятельстважизнискульптораиписателяБ.Челлини. Однакоэтоглубокосовременныйроман (егодействиезавершаетсявначале 1830-хгодов), рисующийпослереволюционноевозрождениедеспотии. О.Бальзакнаписалороманевосторженнуюстатью, особенновысокооценивединственнуювтворчествеСтендалябатальнуюсцену.
УмерСтендальвПариже 22 марта 1842.