Общаяхарактеристикалитературыпервойполовины XIX века. РомантизмипроблемадвоемириявтворчествеГофмана.

Общаяхарактеристикалитературыпервойполовины XIX века. РомантизмипроблемадвоемириявтворчествеГофмана.
Романтизм - направлениевевропейскойиамериканскойлитературеконца XVIII - первойполовины XIX века. Настроениебезнадежности, отчаяния, "мировойскорби" - болезньвека, присущагероямШатобриана, Байрона, Мюссе.
Дляромантиковхарактерностремлениековсемунеобычному - кфантастике, народнымпреданиям, к "минувшимвекам" иэкзотическойприроде.
Онисоздаютособыймирвоображаемыхобстоятельствиисключительныхстрастей. Особенно, впротивовесклассицизму, большоевниманиеуделяетсядуховномубогатствуличности. Романтизмоткрылсложностьиглубинудуховногомирачеловека, егонеповторимоесвоеобразие ("человек - малаяВселенная"). Плодотворнымбыловниманиеромантиковкособенностямнациональногодухаикультурыразныхнародов, ксвоеобразиюразличныхисторическихэпохРомантизмознаменовалсяобновлениемхудожественныхформ: созданиемжанраисторическогоромана, фантастическойповести, лиро-эпическойпоэмы. Необычайнорасцветадостиглалирика. Существеннорасширенывозможностипоэтическогословазасчетегомногозначности.
РомантизмпервоначальновозниквГермании, чутьпозднеевАнглии; онполучилширокоераспространениевовсехевропейскихстранах. Всемумирубылиизвестныимена: Байрон, ВальтерСкотт, Гейне, Гюго, Купер, Андерсон. Романтизмвозниквконце 18 векаипросуществовалдо 19 века. Возникновениеромантизмасвязаносостройнеудовлетворенностьюсоциальнойдействительностью; разочарованиемвокружающемипорывамкинойжизни. Характернойчертойромантизмаявляетсянеудовлетворенностьдействительностью, полноеразочарованиевней, неверие, чтожизньможетбытьпостроенананачалахдобра, разума, справедливости.
В XX веке, ивнашидниимяГофманаучитателясвязывалосьисвязывается, преждевсего, сознаменитымпринципом «двоемирия» - романтическизаостреннымвыражениемвечнойпроблемыискусства, противоречиямеждуидеаломидействительностью, «существенностью», какговаривалирусскиеромантики. «Существенность» прозаична, тоестьмелкаиубога, этожизньнеподлинная, недолжная; идеалпрекрасенипоэтичен, он - подлиннаяжизнь, ноонживетлишьвгрудихудожника, «энтузиаста», действительностьюжеонгонимивнейнедостижим. Художникобреченжитьвмиресобственныхфантазий, отгородившисьотвнешнегомиразащитнымваломпрезрениялибоощетинившисьпротивнегоколючейбронейиронии, издевки, сатиры.

ТворческийпутьБайрона.

ВозникшеевЗападнойЕвропевконце XVIII - начале XIX векановоенаправлениевискусствебылореакциейнаФранцузскуюреволюциюисвязанноеснеюпросветительствои, каккультурноеявлениеЕвропыиАмерики, вразныхстранахимеласвоиособенности.

Терминромантицизмпроисходитотслова “роман” – (фр. romantisme, отсредневековогофр. romant – роман) – направлениевискусстве, сформировавшеесяврамкахобщелитературноготечениянарубеже 18–19 вв. вГермании. ПолучилраспространениевовсехстранахЕвропыиАмерики. Французскоесловоromantismeвосходиткиспанскомуromance (всредниевекатакназывалииспанскиеромансы, азатемирыцарскийроман), английскомуromantic, превратившемусяв 18 в. вromantiqueиозначавшемутогда «странное», «фантастическое», «живописное». Вначале 19 в. романтизмстановитсяобозначениемновогонаправления, противоположногоклассицизму, предыдущейэпохиинормамиакадемическогоискусства.(9)

Дляромантизмахарактернообострённоевниманиекдушевномумиручеловека, но, вотличиеотсентиментализма, романтиковинтересуетнеобычныйчеловек, аисключительныехарактерывисключительныхобстоятельствах. Романтическийгеройиспытываетбурныечувства, “мировуюскорбь”, стремлениексовершенству, мечтаетобидеале – неслучайносимволомромантизмастал “голубойцветок”, поискамкоторогопосвящаетжизньодинизгероевНовалиса.

Влитературепонятиеромантизмасвязаностворчествомавторов: Гёте, Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина, Гофмана, Скотта, Вудвортса, Байрона, Шелли, Кольриджа, Ламартина, Мюссе, Гюго, КупераиПо. Яркимипредставителямиромантизмаврусскойлитературебыли – В. Жуковский, раннийА. Пушкин, раннийН. Гоголь, М. Лермонтовидр.

ДжорджГордонБайрон - одинизвеличайшиханглийскихпоэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 вЛондоне. Егомать, КэтринГордон, родомшотландка, былавторойженойкапитанаД.Байрона, перваяженакоторогоумерла, оставивемудочьАвгусту. Капитанскончалсяв 1791, успеврастратитьбольшуючастьсостоянияжены. ДжорджГордонпоявилсянасветсизуродованнойстопой, из-зачегоунегосраннегодетстваразвиласьболезненнаявпечатлительность, усугубленнаяистерическимнравомматери, растившейеговАбердиненаскромныесредства. В 1798 мальчикунаследовалотдвоюродногодедатитулбаронаиродовоепоместьеНьюстедЭббиподНоттингемом, кудаонпереехалсматерью. Мальчикзанималсясдомашнимучителем, затемегоотдаливчастнуюшколувДалвиче, ав 1801 – вХарроу.

Егожизнь, какитворческийпуть, условноможноразделитьнатриэтапа. Первый – допоявленияпоэмы «ПаломничествоЧайльд-Гарольда» (1788 – 1812) – характеризуетсяцелойвереницейразочарований: главнымизнихбылоосознаниеврожденнойхромоты; другиепринеслишкола, перваялюбовь, вступлениеналитературноепоприще, сложностивотношенияхсокружающими. Вэтотпериодсоздаютсяпервыестихи, издаются 3 сборника, последнийизкоторых – «Часыдосуга» вызвалрезкуюкритикусостороны «Эдинбургскогообозрения». Знаменателенэтотэтаптакжепоявлениемпервыхсатиричекихстиховипоэмнаполетичискиетемы.

Второйэтапотмеченблескомголовокружительнойславы, пришедшейпослепубликации «ПаломничестваЧайльд – Гарольда», ипоследовавшимивскорегонениямипослеразрывасженойиобществом (1812 – 1816). Байрониздаетциклвосточныхромантическихпоэм, отразиввнихсвоивпечатленияотдвухгодичногопутешествияпостранамЕвропы.

ПокинувАнглиюиоправившисьотпережитыхневзгод, Байронпринимаетучастиесначалавитальянскойреволюции, апотомввосстаниивГреции – именнотам, всамыйразгарсобытий, егоинастигласмерть. ЭтопериодвеличияБайрона – поэтаичеловека (1816 – 1824). Публикуютсятретьяичетвертаяпеснипоэмы «Чайльд-Гарольд», поэма «Дон-Жуан»; осуществляетсяработанадсатирическимипоэмамииполитическимистихами: «Песнягреческихповстанцев», «ПрощаньесМальтой», ккоторымпримыкалаисатира «ПроклятиеМинервы»; издаютсяисторическиедрамы: «МариноФальеро», «ДвоеФоскари» и «Сарданапал». Вдраматургииособоговниманиязаслуживаюттакжепьесы «Манфред» и «Каин».

Сложнаяиглубокаямысльпоэта, егомногогранность, несовместимые, казалосьбы, водномхарактеречертыэгоистическогоиндивидуализмаижертвенногочеловеколюбияизумлялиипокорялиегосовременников. ГетеиГейне, ВальтерСкоттиШелли, ЛамартиниГюго, ПушкиниЛермонтов, КюхельбеккериРылеевимногие, многиедругиесходилисьввосторженномпреклонениипередименемистихамиБайрона. Емуподражали, онемговорили, изучалианглийскийязык, чтобычитатьеговподлиннике. Ондалимяцеломунаправлениюевропейскоймыслииистории. Междутемлетчерез 20 послесмертипоэтсталтерятьвластьнадумами. Онемвспоминаютвсережеиреже. ТольковпоследниедесятилетияХIХв. имяегосноваприобрелозначение.

БыстроумножалисьисовершенствовалисьпереводыпроизведенийБайрона, начатыеещев 20-егоды. Переводовипереводчиковбылостолько, чтокначалуХХв. ужесталовозможнополное (точнее, почтиполное) комментированноесобраниепоэтическихпроизведенийБайрона. Онопоявилосьодновременноспервымнаучнымизданиемсочиненийпоэтапаанглийскомязыке. ВРоссииизданиябыстросменяютдругдруга; особенномногочисленнымионистановятсявсоветскоевремя.

Запоследниепятьдесятлетсозданаогромнаясоветскаябайрониана — новыеблестящиепереводы (Т. Гнедич, В.Левика), монографическиеисследования (А. К. Елистратовой, М. С. Кургинян, А. С. Ромм), десятки, нет, сотнистатейкрецензий. Всвязисо 150-летнемсоднясмертипоэтавышлоновоесобраниеегосочинений

Свободолюбиепоэта, егогражданственность, бесстрашие, равнопроявляющиесяивобличенииугнетателейнарода, иванализедиалектикичувств, сохраняютобаяниедлячитателей, отделенныхотнегонетолькорасстояниемвовремени, ноипринципиальнымотличиемпородившегообщественногостроя.

НоваторскийдухпоэзииБайрона, егохудожественныйметодромантикиновоготипабылподхвачениразвитпоследующимипоколениямипоэтовиписателейразныхнациональныхлитератур.

Наши рекомендации