ПоэмыГомера «Илиада» и «Одиссея».

ПоэмыГомера «Илиада» и «Одиссея».

СказительГомер. ВдревниевременажиливГрециисказители, знавшиемножествопреданийобогахигероях. Онистранствовалипостранеинапирахрассказывалиихнараспев, подмузыкулиры. Грекивериливдостоверностьсказаний, которыепередавалисьотодногосказителякдругому, отпоколениякпоколению. ТакимсказителембылиГомер. Грекисчиталиегоавторомдвухпоэм - "Илиады" и "Одиссеи".
ОГомереничеготочнонеизвестно. Самигрекинезнали, когдаонжил. СемьгородовспорилиочестибытьродинойГомера. Вероятнеевсего, Гомержилв 8 векедон. э. вИонии. Попреданию, онбылслепым. ОнсобралипереработалсказанияоТроянскойвойнеиеегероях. Записаныонибылипозднее, в 6 векедон. э.

Эпическаяпоэзиявырослаизнароднойпесеннойтрадиции. ПисьменностьпоявиласьвГрециинепозжевторойполовины VIII века, такчторанеенебыловозможностизафиксироватьтекстыпоэм. В "Одиссее" 12 083 стиха. Насколькоизвестно, текстеебылвпервыеупорядоченвсередине VI векадон. э., аво II–III векахдон. э. александрийскиефилологиразделилитекстна 24 книги, почислубукввгреческомалфавите. Античная "книга" — это 500–1000 строк, помещавшихсянапапирусномсвитке. Сегодняизвестносвыше 250 папирусовсфрагментамитекста "Одиссеи", ивпоследнихизданияхпоэмыучитываетсяпримерно 150 папирусныхтекстов. Поэмыизначальнобылирассчитанынаустноеисполнение. Ихдекламировалипевцы-рапсоды (отгреч. rhapsodos — "сшивателипесен") переднезнакомойаудиториейилинанародныхпразднествах.
Ученыедоказали, чтоперваяизгомеровскихпоэм — "Илиада" — созданаоколо 800 годадон. э., а "Одиссея" написанавекомилидвумяпозже. Этопамятникиэпохипереходаотобщинно-родовогокрабовладельческомустрою, памятникисамогораннегоэтапаразвитиядревнегреческойлитературы. Обепоэмысозданывсамойразвитойизтогдашнихгреческихобластей, вИонии, тоестьвгреческихполисахвдольпобережьяМалойАзии, исюжетносвязанымеждусобой.
"Илиада" повествуетокороткомэпизодевходеТроянскойвойны (названиепоэмыпроисходитотгреческогоназванияТрои — Илион). Внароднойпамятиреальныйпоходахейскихвождейнабогатыйгород, которыйониразрушилиоколо 1200 года, трансформировалсяввеликуюдевятилетнюювойну. Согласномифу, причинойвойнысталопохищениетроянскимцаревичемПарисомЕленыПрекрасной, женыахейскогоцаряМенелая. Восновесюжета "Илиады" — великий "гневАхилла", ссораиз-завоеннойдобычимеждудвумякрупнейшимигероямиахейцев, могучимАхилломибратомМенелая, главнымвоеначальникомахейцев, Агамемноном. "Илиада" живописуеткровавыебитвы, доблестныепоединкиивоинскоемужество.
В "Одиссее" рассказываетсяовозвращениидомойпослепаденияТроиодногоизгреческихцарей — Одиссея, благодаряхитростикоторогосдеревяннымконемгрекивконцеконцоввзялиТрою. Этовозвращениерастянулосьнадолгихдесятьлет, иповествованиеонихведетсяневхронологическойпоследовательности, а, чтохарактернодляэпоса, смногочисленнымиотступлениямиизамедлениямидействия. Собственнодействиев "Одиссее" занимаетвсего 40 дней — этопоследниеиспытанияОдиссеянапутикродномуостровуИтаке: рассказотом, какеговернаяженаПенелопаисынТелемакпротивостоятбесчинствамнаглыхженихов, иоегоместиженихам. НовмногочисленныхэпизодахпоэмыОдиссейпускаетсяввоспоминаниятооТрое, тооразличныхприключениях, выпавшихнаегодолюзагодыстранствий, такчтореальныйохватвременивпоэме — 20 лет. Посравнениюс "Илиадой" в "Одиссее" большеописанийбытовойжизни, большепредставленприключенческийэлементвсюжете.

Данте. ТворчествоДанте

ДАНТЕАлигьери (1265, Флоренция-1321Равенна), итальянскийпоэт, одинизвеличайшихгениевмировойлитературы,создательитальянскоголитературногоязыка. Вюностипримкнулкшколе «дольчестильнуово» переводитсякак «Новыйсладостныйстиль» (сонеты, воспевающиеБеатриче, автобиографическаяповесть «Новаяжизнь»); философскиеиполитическиетрактаты«Пир», незакончен; «Онароднойречи», «Послания».ВершинатворчестваДанте — поэма «Божественнаякомедияв 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическаяэнциклопедиясреднихвеков. Оказалбольшоевлияниенаразвитиеевропейскойкультуры.

Биография

СемьяДантепринадлежалакгородскомудворянствуФлоренции. РодовоеимяАлигьери (вдругойогласовкеАлагьери) первымносилдедпоэта. Дантеполучилобразованиевмуниципальномучилище, затем, предположительно, училсявБолонскомуниверситете (поещеменеедостовернымсведениям, впериодизгнанияпосещалтакжеПарижскийуниверситет). ПринималактивноеучастиевполитическойжизниФлоренции; с 15 июняпо 15 августа 1300 входилвправительство (былвыбраннадолжностьприора), пытался, исполняядолжность, воспрепятствоватьобострениюборьбымеждупартиямиБелыхиЧерныхгвельфов (см. гвельфыигибеллины). ПослевооруженногопереворотавоФлоренциииприходаквластиЧерныхгвельфовбыл 27 января 1302 приговоренкизгнаниюилишенгражданскихправ; 10 мартаего, какнеуплатившегоденежнуюпеню, приговориликсмертнойказни. ПервыегодыизгнанияДанте — средивождейБелыхгвельфов, принимаетучастиеввооруженнойидипломатическойборьбеспобедившейпартией.

ПоследнийэпизодвегополитическойбиографиисвязанситальянскимпоходомимператораГенриха VII (1310-13), усилиямкоторогопоустановлениювИталиигражданскогомираондалидеологическуюподдержкуврядепубличныхпосланийивтрактате «Монархия».

ВоФлоренциюДантебольшеневернулся, нескольколетпровелвВеронепридвореКанГрандеделлаСкала, последниегодыжизнипользовалсягостеприимствомправителяРавенныГвидодаПолента. Умеротмалярии.

Лирика

ОсновнаячастьлирическихстихотворенийДантесозданав 80-90-егг. 13 в.; сначаломновогостолетиямалыестихотворныеформыизеготворчествапостепенноуходят. Сталосновоположникомособойпоэтическойшколы, самимДантеназваннойшколой «сладостногоновогостиля» («Дольчестильнуово»). Ееглавныйотличительныйпризнак — предельноеодухотворениелюбовногочувства.

Стихи, посвященныесвоейвозлюбленнойБеатричеПортинари, Данте, снабдивбиографическимистиховедческимкомментарием, собралвкнигуподназванием «Новаяжизнь» (ок. 1293-95). Собственнобиографическаяканвапредельноскупа: двевстречи, перваявдетстве, втораявюности, обозначающаяначалолюбви, смертьотцаБеатриче, смертьсамойБеатриче, искушениеновойлюбовьюипреодолениеего. Жизнеописаниепредстаеткакряддушевныхсостояний, ведущийковсеболееполномуовладениюсмысломпостигшегогероячувства: витогелюбовноечувствоприобретаетчертыипризнакирелигиозногопоклонения.

Кроме «Новойжизни» донасдошлоещеоколополусотнистихотворенийДанте: стихивманере «сладостногоновогостиля» (ноневсегдаадресованныеБеатриче); любовныйцикл, известныйподназванием «каменного» (позначениюимениадресата, донныПьетры) иотличающийсяизбыткомчувственности; комическаяпоэзия (стихотворнаяперебранкасФорезеДонатиипоэма «Цветок», атрибуциякоторойостаетсясомнительной);группадоктринальныхстихотворений (посвященныхтемамблагородства, щедрости, справедливостиидр.).

Трактаты

Стихотворенияфилософскогосодержаниясталипредметомкомментариявнеоконченномтрактате «Пир» (ок. 1304-07), которыйпредставляетсобойодинизпервыхвИталииопытовпосозданиюнаучнойпрозынанародномязыкеиодновременнообоснованиеэтойпопытки — своегородапросветительскуюпрограммувместесзащитойнародногоязыка. Внеоконченномлатинскомтрактате «Онародномкрасноречии», писавшемсявтежегоды, апологияитальянскогоязыкасопровождаетсятеориейиисториейлитературынанем — ито, идругоеотноситсякабсолютнымновациям. Влатинскомтрактате «Монархия» (ок. 1312-13) Данте (такжевпервые) провозглашаетпринципразделениядуховнойисветскойвластиинастаиваетнаполномсуверенитетепоследней.

«БожественнаяКомедия»

Надпоэмой «БожественнаяКомедия» Дантеначалработатьвгодыизгнанияизакончилеенезадолгодосмерти. Онаделитсянатричасти (иликантики) истопесней (вкаждойкантикепотридцатьтрипеснииещеоднаявляетсявступительнойковсейпоэме).

ВпоэмерассказываетсяопутешествииДантепоцарствумертвых: Данте, заблудившемусяв «сумрачномлесу» (грех), приходитнапомощьримскийпоэтВергилий (символизируетчеловеческийразум, незнакомыйсбожественнымоткровением) иведетегоподвумпервымзагробнымцарствам — царствувозмездияицарствуискупления.

Адпредставляетсобойворонкообразныйпровал, заканчивающийсявцентреземли, онразделеннадевятькругов, вкаждомизкоторыхсовершаетсяказньнадособойкатегориейгрешников (первыйкруг — душинекрещеныхмладенцевиправедныхязычников — избавленыотмук).

Средидуш, естьзнакомыеличноемуиестьизвестныевсем — персонажиантичнойисторииимифовилигероисовременности. В «Божественнойкомедии» онинепревращенывпрямыеиплоскиеиллюстрациисвоихгрехов. Чистилище — этоогромнаягоравцентренеобитаемого, занятогоокеаномюжногополушария, уступамионаразделенанасемькругов, гдедушиумершихискупаютгрехигордыни, зависти, гнева, уныния, скупостиирасточительности, чревоугодия, сладострастия.

ПопрошествиикаждогоизкруговсолбаДанте (илюбойиздушчистилища) стираетсяодинизсемизнаковгреха, начертанныхангелом-привратником.

Навершинегоры, вземномраю, ДантевстречаетсясБеатриче (символизирующейбожественноеоткровение) ирасстаетсясВергилием; здесьжеДантеполностьюосознаетсвоюличнуювинуидоконцаотнееочищается.

ВместесБеатричеонвозноситсяврай.

ОПОЯВЛЕНИИПРИЗРАКАВТРАГЕДИИ

ВначаледействиятрагедиипринцГамлетнепоявляетсянасцене, ноегонеоднократноупоминаютвразговорестражники. ОнинесразудокладываютемуотаинственныхпосещенияхПризрака. Сначалакоролевскаягвардияговоритобэтомдругупринца - Горацио. Тот, всвоюочередь, убедившисьвтом, чтоПризракпохожнапокойногокороля, советуетрассказатьобэтомнеправящемукоролюКлавдию, аГамлету, неимеющемуникакойвластиинепровозглашенномунаследникомпрестола.

ВступаявобщениесПризраком, Гамлетхочетвыяснить, какуюизпотустороннихсилонвоплощает - благуюилидурную?

Призракначинаетсвойрассказсоследующеговступления:

Ятвоегоотцабессмертныйдух,

Вотьменочейскитатьсяосужденный,

Аднемвогнеобязанныйстрадать,

ПокамоиземныепрегрешеньяНевыгорятсредимоихстраданий.

КогдабмненебылозапрещеноОткрытьтебемоейтемницытайну.....

ЧТООТКРЫВАЕТПРИЗРАКГАМЛЕТУ: ужасныеоткровенияПризракапотрясаютГамлета. Первоеоткровение-этопризывПризракаотомститьзагнусноеиподлоеубийствоотца. Второеоткровение-эторассказобубийстве. Призракопровергаетслух, пущенныйКлавдием, будтопрежнийкороль, уснуввсаду, умеротукусаядовитойзмеи. Онназываетэтогозмея: нынешнийкороль. ЭтотретьеоткровеньеПризрака - указаниенаубийцу - Клавдия. «Да. Онзверь-кровосмеситель»,- произноситПризрак. Четвертоеоткровениесвязаносизменой «лжедобродетельнойГертруды» погибшемумужу. Однакооннехочетпричинятьзлажене, апроситГамлетаспастиматьотгреха. Каройдлянеедолжныпослужитьеесобственныедушевныетерзания. ВзаключениеПризраквзываетксынуотомститьКлавдию, напоминая, чтонельзяпосягатьнаГертруду. ЗатемПризракуходит. Гамлетпонимает, чтоПризракотцаГамлетанепопалнивАд, нивРай, авышелизЧистилища. Этоподтверждаетсяегословами:

Ятвоегоотцабессмертныйдух,

Вотьменочейскитатьсяосужденный,

Аднемвогнеобязанныйстрадать,

ПокамоиземныепрегрешеньяНевыгорятсредимоихстраданий.

!!!ПОТРЯСЕНИЯГАМЛЕТАВоткровенияхПризракаотмеченыдвасобытия-потрясения, которыепережилГамлет, - смертьотцаипоспешныйвторойбракматери. Третьепотрясеньепроисходиттогда, когдаПризраксообщает, чтосмертьотцабыладеломрукегобратаКлавдия. ПередГамлетомстрашнаяистина, чтониодномучеловеку, дажесамомублизкому, нельзяверить.

ПризраквозложилнаГамлетазадачуличноймести. Однакопринцпонимаетееиначе. Длянегопознаниедействительностиначинаетсяспотрясенийогромнойсилы. СосмертьюотцаиизменойматеридляГамлетанаступилополноекрушениетогогармоничногомира, вкоторомондосихпоржил. Страшнаятайнаубийстваотца, раскрытаяемуПризраком, приводитГамлетакстрашнойистине, чтозло, вражда, изменавкралисьвотношениялюдей, близкихдругдругупокрови.

ПослесвиданиясПризракомГамлетговоритсвоимспутниками,

Векрасшатался - исквернейвсего, Чтоярожденвосстановитьего!Гамлетпринимаетрешениеотомститьзаотца.

ВэтомКОЛИЗИЯ! ДоэтогомоментауГамлетаужебылиподозренияотаинственнойсмертиотцаиобскоромзамужествематери. ЯвлениеПризракаукрепилоеговеру. Придалосилперейтиотраздумийкдействию.

Сначалаонверитегословам, т.к. онисоответствовалиинтуитивномучувствупринца, чтовсмертиотцаестьчто-тонеестественное. Затемвозникаютсомнения: благойлиэтодух, насколькоможноемуверить? Гамлетудалеконечуждыпредрассудкиотносительнодуховипризраков. Но, сдругойстороны, Гамлет, человекуженовоговремени, хочетподтвердитьобращениеизпотустороннегомирасовершеннореальнымземнымдоказательством. Гамлетнеполагаетсянинасвоюинтуицию, нинаголосизпотустороннегомира, емунеобходимыразумныедоказательствапреступленияКлавдия. ТаквозникаетзамыселГамлетапроверитьистинусловПризрака.

Послесцены «мышеловки» (- сценастеатром) ГамлетубеждаетсявправдивостиоткровенийПризрака.

Возможностиразрешениясцены - ПослесценыспризракомГамлет, каклюбойтрагическийгеройстоитпередвыбором - идтипротив, илиидтипотечению. Унегобыливсешансынесовершатьряддействий, которыепривеликпоследствиямтрагедии - гибелимногихгероев. НоГамлетпроявляетсвоюволю, основаннуюнавысокихидеалахиценностях. Словнопружинысжималиегодогадки, австречаспризракомвызвалаужереакцию. Гамлетнемогпоступитьпо-другому. Сценаспризракомдаетбольшеуверенностивсвоейправоте, даетсилыкдействию, кборьбе. АвсепоследующиедоказательствапревращаютмыслиГамлетавабсолютнуюубежденностьвсвоейправоте.

ЕслибыГамлетпоступилиначе, пошелнауступкиКороля, всяегожелчьзахлестнулабыего.онбынесмогжитьвэтой "мишуре". ЭтаисториямоглазакончитсятрагичнодляГамлета. Ноегосмертьбылабыпоражениемвбитвесэтимлицемерныммиром. Небылобытрагедии "Гамлет". Здесьнашгеройгибнет ,ноэтотриумфальнаясмерть. Онотстаиваетсвоипринцыпы.

Классицизми «Сид» Корнеля.

ПьерКорнель (1606–1684 гг.) — создательклассицистическойтрагедиивоФранции. Вконцедвадцатыхгодовмолодойпровинциал, готовившийсястатьадвокатом, страстноувлексятеатромипоследовалзагастролировавшейвегородномРуанетруппойвПариж. Здесьонпознакомилсясдоктринойклассицизмаипонемногуперешелотраннихкомедийитрагикомедийктомужанру, которыйтеоретикиклассицизмаутвердиликаквысший. ВсенароднуюславуКорнелюпринеслаегоперваяоригинальнаяпьеса "Сид", поставленнаявянваре 1637 года. Упубликионаимелаоглушительныйуспех, стехпорвофранцузскийязыквошлапоговорка "Прекрасно, как "Сид"". Однакоможнолирассматривать "Сида" какобразцовуюклассицистическуютрагедию? Вернолиутверждение, чтос "Сида" начинаетсяисторияфранцузскойклассицистическойтрагедии? Ответынаэтивопросынемогутбытьоднозначными.

Натитульномлистепьесыстоитавторскоеобозначениежанра — "трагикомедия". Трагикомедия — жанрбарочный, смешанный, резкокритиковавшийсяклассицистами. Ставявподзаголовок "трагикомедия", Корнельуказываетнато, чтоуегопьесысчастливыйфинал, немыслимыйдлятрагедии, котораядолжназаканчиватьсясмертьюглавныхгероев. "Сид" неможетзакончитьсятрагически, потомучтоегосюжетныеисточникивосходятксредневековымиспанскимромансамоюностиСида. Сидвтрагедии — тотжереальносуществовавшийгеройРеконкистыРодригоДиас, которыйвыведенвиспанскомгероическомэпосе "ПесньомоемСиде". Тольковзятдругойэпизодизегожизни — историяегоженитьбынаХимене, дочериубитогоимнапоединкеграфаГормаса. НепосредственнымисточникомдляКорнеля, помимоиспанскихромансов, былапьеса "ЮностьСида" (1618 г.) испанскогодраматургаГильенадеКастро.

ПьесанаиспанскомматериалевызваланеудовольствиекардиналаРишелье. ГлавнымвнешнимпротивникомФранциивтотмоментбылаИспания, сИспаниейфранцузывелидлительныевойнызаположениегосподствующейевропейскойдержавы, ивэтойобстановкеКорнельставитпьесу, вкоторойиспанцыпоказаныдоблестнымииблагороднымилюдьми. Ктомужеглавныйгеройвыступаетспасителемсвоегокороля, внеместьнечтонепокорное, анархическое, безчегонеможетбытьистинногогероизма — всеэтозаставилоРишельеотнестиськ "Сиду" сопаскойиинспирировать "МнениеФранцузскойАкадемиипоповодутрагикомедии "Сид"" (1638 г.), вкоторомсодержалисьоченьсерьезныеупрекиотносительноидейногоиформальногопланапьесы.

Значит, сюжетКорнельзаимствуетнеизантичности, ноонимеетподсобойпрочнуюисторическуюилитературнуютрадицию; сюжетимеетблагополучнуюразвязку, невозможнуювтрагедии. Корнельотступаетоталександрийскогостиха, местамиобращаяськболеесложнымстрофическимформам, заимствованнымизиспанскойпоэзии. Чтожетогдав "Сиде" трагедийного?Этоперваявисториифранцузскойлитературыпьеса, воплотившаяглавнуюфилософско-моральнуюпроблемуклассицизма — конфликтдолгаичувства.

Родриго, страстновлюбленныйвХимену, вынужденвызватьнапоединокотцасвоейвозлюбленной, графаГормаса, которыйнанесоскорблениеегоотцудонуДиего. Родригоколеблетсямеждулюбовьюидолгомродовойчести, емубольнотерятьХимену, новконцеконцовонвыполняетсвойсыновнийдолг. ПослесмертиотцаХименанеможетводночасьеразлюбитьРодригоиоказываетсяточновтакойжеситуации: ейпредстоитсделатьстольжемучительныйвыбормеждулюбовьюидочернимдолгомместиубийцеотца, и, стольжеидеальнаягероиня, какеевозлюбленный, ХименатребуетукоролясмертиРодриго. ОднаконочьюРодриговозглавляетотряд, отражающийвнезапноенападениемавров. Егопатриотическийподвигивернаяслужбакоролюслужаттолчкомкблагополучнойразвязке. КорольпринимаетрешениеопоединкемеждуРодригоизащитникомХименыдономСанчо: ктоодержитверхвэтомпоединке, тотиполучитрукуХимены.

ТворческийпутьБайрона.

ВозникшеевЗападнойЕвропевконце XVIII - начале XIX векановоенаправлениевискусствебылореакциейнаФранцузскуюреволюциюисвязанноеснеюпросветительствои, каккультурноеявлениеЕвропыиАмерики, вразныхстранахимеласвоиособенности.

Терминромантицизмпроисходитотслова “роман” – (фр. romantisme, отсредневековогофр. romant – роман) – направлениевискусстве, сформировавшеесяврамкахобщелитературноготечениянарубеже 18–19 вв. вГермании. ПолучилраспространениевовсехстранахЕвропыиАмерики. Французскоесловоromantismeвосходиткиспанскомуromance (всредниевекатакназывалииспанскиеромансы, азатемирыцарскийроман), английскомуromantic, превратившемусяв 18 в. вromantiqueиозначавшемутогда «странное», «фантастическое», «живописное». Вначале 19 в. романтизмстановитсяобозначениемновогонаправления, противоположногоклассицизму, предыдущейэпохиинормамиакадемическогоискусства.(9)

Дляромантизмахарактернообострённоевниманиекдушевномумиручеловека, но, вотличиеотсентиментализма, романтиковинтересуетнеобычныйчеловек, аисключительныехарактерывисключительныхобстоятельствах. Романтическийгеройиспытываетбурныечувства, “мировуюскорбь”, стремлениексовершенству, мечтаетобидеале – неслучайносимволомромантизмастал “голубойцветок”, поискамкоторогопосвящаетжизньодинизгероевНовалиса.

Влитературепонятиеромантизмасвязаностворчествомавторов: Гёте, Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина, Гофмана, Скотта, Вудвортса, Байрона, Шелли, Кольриджа, Ламартина, Мюссе, Гюго, КупераиПо. Яркимипредставителямиромантизмаврусскойлитературебыли – В. Жуковский, раннийА. Пушкин, раннийН. Гоголь, М. Лермонтовидр.

ДжорджГордонБайрон - одинизвеличайшиханглийскихпоэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 вЛондоне. Егомать, КэтринГордон, родомшотландка, былавторойженойкапитанаД.Байрона, перваяженакоторогоумерла, оставивемудочьАвгусту. Капитанскончалсяв 1791, успеврастратитьбольшуючастьсостоянияжены. ДжорджГордонпоявилсянасветсизуродованнойстопой, из-зачегоунегосраннегодетстваразвиласьболезненнаявпечатлительность, усугубленнаяистерическимнравомматери, растившейеговАбердиненаскромныесредства. В 1798 мальчикунаследовалотдвоюродногодедатитулбаронаиродовоепоместьеНьюстедЭббиподНоттингемом, кудаонпереехалсматерью. Мальчикзанималсясдомашнимучителем, затемегоотдаливчастнуюшколувДалвиче, ав 1801 – вХарроу.

Егожизнь, какитворческийпуть, условноможноразделитьнатриэтапа. Первый – допоявленияпоэмы «ПаломничествоЧайльд-Гарольда» (1788 – 1812) – характеризуетсяцелойвереницейразочарований: главнымизнихбылоосознаниеврожденнойхромоты; другиепринеслишкола, перваялюбовь, вступлениеналитературноепоприще, сложностивотношенияхсокружающими. Вэтотпериодсоздаютсяпервыестихи, издаются 3 сборника, последнийизкоторых – «Часыдосуга» вызвалрезкуюкритикусостороны «Эдинбургскогообозрения». Знаменателенэтотэтаптакжепоявлениемпервыхсатиричекихстиховипоэмнаполетичискиетемы.

Второйэтапотмеченблескомголовокружительнойславы, пришедшейпослепубликации «ПаломничестваЧайльд – Гарольда», ипоследовавшимивскорегонениямипослеразрывасженойиобществом (1812 – 1816). Байрониздаетциклвосточныхромантическихпоэм, отразиввнихсвоивпечатленияотдвухгодичногопутешествияпостранамЕвропы.

ПокинувАнглиюиоправившисьотпережитыхневзгод, Байронпринимаетучастиесначалавитальянскойреволюции, апотомввосстаниивГреции – именнотам, всамыйразгарсобытий, егоинастигласмерть. ЭтопериодвеличияБайрона – поэтаичеловека (1816 – 1824). Публикуютсятретьяичетвертаяпеснипоэмы «Чайльд-Гарольд», поэма «Дон-Жуан»; осуществляетсяработанадсатирическимипоэмамииполитическимистихами: «Песнягреческихповстанцев», «ПрощаньесМальтой», ккоторымпримыкалаисатира «ПроклятиеМинервы»; издаютсяисторическиедрамы: «МариноФальеро», «ДвоеФоскари» и «Сарданапал». Вдраматургииособоговниманиязаслуживаюттакжепьесы «Манфред» и «Каин».

Сложнаяиглубокаямысльпоэта, егомногогранность, несовместимые, казалосьбы, водномхарактеречертыэгоистическогоиндивидуализмаижертвенногочеловеколюбияизумлялиипокорялиегосовременников. ГетеиГейне, ВальтерСкоттиШелли, ЛамартиниГюго, ПушкиниЛермонтов, КюхельбеккериРылеевимногие, многиедругиесходилисьввосторженномпреклонениипередименемистихамиБайрона. Емуподражали, онемговорили, изучалианглийскийязык, чтобычитатьеговподлиннике. Ондалимяцеломунаправлениюевропейскоймыслииистории. Междутемлетчерез 20 послесмертипоэтсталтерятьвластьнадумами. Онемвспоминаютвсережеиреже. ТольковпоследниедесятилетияХIХв. имяегосноваприобрелозначение.

БыстроумножалисьисовершенствовалисьпереводыпроизведенийБайрона, начатыеещев 20-егоды. Переводовипереводчиковбылостолько, чтокначалуХХв. ужесталовозможнополное (точнее, почтиполное) комментированноесобраниепоэтическихпроизведенийБайрона. Онопоявилосьодновременноспервымнаучнымизданиемсочиненийпоэтапаанглийскомязыке. ВРоссииизданиябыстросменяютдругдруга; особенномногочисленнымионистановятсявсоветскоевремя.

Запоследниепятьдесятлетсозданаогромнаясоветскаябайрониана — новыеблестящиепереводы (Т. Гнедич, В.Левика), монографическиеисследования (А. К. Елистратовой, М. С. Кургинян, А. С. Ромм), десятки, нет, сотнистатейкрецензий. Всвязисо 150-летнемсоднясмертипоэтавышлоновоесобраниеегосочинений

Свободолюбиепоэта, егогражданственность, бесстрашие, равнопроявляющиесяивобличенииугнетателейнарода, иванализедиалектикичувств, сохраняютобаяниедлячитателей, отделенныхотнегонетолькорасстояниемвовремени, ноипринципиальнымотличиемпородившегообщественногостроя.

НоваторскийдухпоэзииБайрона, егохудожественныйметодромантикиновоготипабылподхвачениразвитпоследующимипоколениямипоэтовиписателейразныхнациональныхлитератур.

ПоэмыГомера «Илиада» и «Одиссея».

СказительГомер. ВдревниевременажиливГрециисказители, знавшиемножествопреданийобогахигероях. Онистранствовалипостранеинапирахрассказывалиихнараспев, подмузыкулиры. Грекивериливдостоверностьсказаний, которыепередавалисьотодногосказителякдругому, отпоколениякпоколению. ТакимсказителембылиГомер. Грекисчиталиегоавторомдвухпоэм - "Илиады" и "Одиссеи".
ОГомереничеготочнонеизвестно. Самигрекинезнали, когдаонжил. СемьгородовспорилиочестибытьродинойГомера. Вероятнеевсего, Гомержилв 8 векедон. э. вИонии. Попреданию, онбылслепым. ОнсобралипереработалсказанияоТроянскойвойнеиеегероях. Записаныонибылипозднее, в 6 векедон. э.

Эпическаяпоэзиявырослаизнароднойпесеннойтрадиции. ПисьменностьпоявиласьвГрециинепозжевторойполовины VIII века, такчторанеенебыловозможностизафиксироватьтекстыпоэм. В "Одиссее" 12 083 стиха. Насколькоизвестно, текстеебылвпервыеупорядоченвсередине VI векадон. э., аво II–III векахдон. э. александрийскиефилологиразделилитекстна 24 книги, почислубукввгреческомалфавите. Античная "книга" — это 500–1000 строк, помещавшихсянапапирусномсвитке. Сегодняизвестносвыше 250 папирусовсфрагментамитекста "Одиссеи", ивпоследнихизданияхпоэмыучитываетсяпримерно 150 папирусныхтекстов. Поэмыизначальнобылирассчитанынаустноеисполнение. Ихдекламировалипевцы-рапсоды (отгреч. rhapsodos — "сшивателипесен") переднезнакомойаудиториейилинанародныхпразднествах.
Ученыедоказали, чтоперваяизгомеровскихпоэм — "Илиада" — созданаоколо 800 годадон. э., а "Одиссея" написанавекомилидвумяпозже. Этопамятникиэпохипереходаотобщинно-родовогокрабовладельческомустрою, памятникисамогораннегоэтапаразвитиядревнегреческойлитературы. Обепоэмысозданывсамойразвитойизтогдашнихгреческихобластей, вИонии, тоестьвгреческихполисахвдольпобережьяМалойАзии, исюжетносвязанымеждусобой.
"Илиада" повествуетокороткомэпизодевходеТроянскойвойны (названиепоэмыпроисходитотгреческогоназванияТрои — Илион). Внароднойпамятиреальныйпоходахейскихвождейнабогатыйгород, которыйониразрушилиоколо 1200 года, трансформировалсяввеликуюдевятилетнюювойну. Согласномифу, причинойвойнысталопохищениетроянскимцаревичемПарисомЕленыПрекрасной, женыахейскогоцаряМенелая. Восновесюжета "Илиады" — великий "гневАхилла", ссораиз-завоеннойдобычимеждудвумякрупнейшимигероямиахейцев, могучимАхилломибратомМенелая, главнымвоеначальникомахейцев, Агамемноном. "Илиада" живописуеткровавыебитвы, доблестныепоединкиивоинскоемужество.
В "Одиссее" рассказываетсяовозвращениидомойпослепаденияТроиодногоизгреческихцарей — Одиссея, благодаряхитростикоторогосдеревяннымконемгрекивконцеконцоввзялиТрою. Этовозвращениерастянулосьнадолгихдесятьлет, иповествованиеонихведетсяневхронологическойпоследовательности, а, чтохарактернодляэпоса, смногочисленнымиотступлениямиизамедлениямидействия. Собственнодействиев "Одиссее" занимаетвсего 40 дней — этопоследниеиспытанияОдиссеянапутикродномуостровуИтаке: рассказотом, какеговернаяженаПенелопаисынТелемакпротивостоятбесчинствамнаглыхженихов, иоегоместиженихам. НовмногочисленныхэпизодахпоэмыОдиссейпускаетсяввоспоминаниятооТрое, тооразличныхприключениях, выпавшихнаегодолюзагодыстранствий, такчтореальныйохватвременивпоэме — 20 лет. Посравнениюс "Илиадой" в "Одиссее" большеописанийбытовойжизни, большепредставленприключенческийэлементвсюжете.

Наши рекомендации