Издатель «Трутня» - Николай Иванович Новиков (1744-1818)
«Трутень»:
- издавался с 1 мая 1769г.
- эпиграф журнала на титульном листе: «Они работают, а вы их труд ядите» взят из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы». И раскрывает основную идейную направленность: противопоставление господ и крепостных, помещиков и крестьян.
- «Трутни» - помещики-тунеядцы, грабящие работающих на них крепостных крестьян. Новиков объяснял, что имя это согласно с его пороком, т.е. ленью, что он писать будет мало и станет печатать присылаемые к нему письма, сочинения и переводы.
- полемизировал со «Всякой всячиной» (например, по поводу сущности сатиры), особенно на политические темы
- в своих заметках в «Трутне» Новиков раскрывает сущность политической игры Екатерины II, объясняя читателю реакционность позиции официозного журнала («Всякой всячины»), который распространяет вздорную и политически несостоятельную легенду о «просвещенном» характере самодержавия.
- Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной. В предисловии «Трутня» Новиков говорит о своем основном намерении – исправлять нравы, видя возможность оного в издании трудов «особливо сатирических, критических и прочих, ко исправлению нравов служащих».
- Новиков умел затронуть общественные язвы, задеть больные стороны социальной жизни, чтобы сделать их более ощутимыми и постараться исправить. Он не посягал на основы монархии, не думал об уничтожении крепостного права, но злоупотребления им стремился прекратить и горячо сочувствовал положению крестьян.
- в предисловии Новиков в шутливом тоне называет себя ленивым лукавцем, неспособным к службе, а также рисует картину всех видов государственной деятельности: «Военная служба кажется мне очень беспокойною и угнетающею человечество. Приказная хлопотлива. Придворная всех покойнее, да надлежит знать науку притворства».
- в журнале (впервые в таком масштабе в России) раскрывается крестьянская тема. Новиков открыто заявил, что он сочувствует крепостному народу, и осудил господ, глумившихся над подвластными им людьми. Материалы «Трутня» с помощью сатиры показали полнейшее юридическое бесправие крестьян и дали понять, что вопрос о положении крестьянства в России имеет важнейшее государственно значение. Впервые вопросы крепостного права были затронуты «Всякой всячиной».Однако никто не предлагал отменить его или найти способ помочь крепостным, автор лишь констатирует сложившуюся ситуацию.
- Новиков создает ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных помещиков. Это Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающие тщеславием, алчностью, корыстолюбием и другими пороками.
- Новикова ужасно волновали вопросы: «Зачем я вообще нужен?» и «Какая от меня польза для общества?». Отвечал, что без пользы жить – быть обузой для всех. А оказать услугу он может лишь изданием чужих трудов (т.е. журнала). Т.о., он отказался от служебной карьеры и занялся сбором «сатирических, критических и прочих ко исправлению нравов служащих» материалов других авторов.
- Новиков, сатирически описывая дворянские нравы, особенно резко выступал против увлечения иностранщиной и презрения к русскому (что было очень заметным явлением в высшем обществе той эпохи).
- тематика сатиры «Трутня» не ограничивалась борьбой со «Всякой всячиной». «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, ложно понимаемое воспитание и образование дворянства, рассматривая эти проблемы как проблемы социальные. В «Трутне» появилось известие о «молодом российском поросенке, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и возвратился уже совершенно свиньею».
- в статьях «Трутня» изображается группа щеголей и щеголих: Нарциссы, Несмыслы, Высокопары, зараженные всем иностранным, презирающие свою страну и свой язык. Новиков видит причину этого в дурном воспитании.
- в одном из номеров «Трутня», вышедшем 5 мая, было опубликовано письмо, говорившее о том, что в судах процветают взятки и что на воеводстве можно неплохо нажиться. В письме дядя советует племяннику поступать в «приказную службу», т.е. стать чиновником. «Ежели ты думаешь, что она по нынешним указам ненаживна, так ты в этом, друг мой, ошибаешься. Правда, в нынешние времена против прежнего не придет и десятой доли, но со всем тем годов в десяток можно нажить хорошую деревеньку». Дядя пишет, что по приезде на воеводство он увеличил число своих крестьян с 60 до 300 и нажил бы больше, если бы «посогласнее» с ним был прокурор.
- Трутень» критиковал проповеди «человеколюбия» и «снисхождения» к людским порокам, призывы обличать порок, а не его конкретных носителей, печатавшиеся в журнале «Всякая всячина». Новиков под псевдонимом Правдулюбова высмеивает это: «Они говорят, что слабости человеком обыкновенны и что должно оные прикрывать человеколюбием; следовательно, они порокам сшили из человеколюбия кафтан; но таких людей человеколюбие приличнее называть пороколюбием. По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, кто оным снисходит или потакает. Любить деньги есть та же слабость. Почему слабому человеку простительно брать взятки и обогащаться грабежами… словом сказать, я как в слабости, так и в пороке не вижу ни добра, ни различия. Слабость и порок, по-моему, все одно, а беззаконие дело другое». И дальше: «Госпожа Всякая всячина написала, что пятый лист Трутня уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное, а таким безделицам, как ее листки, никакая власть не прилична». «Трутень» упрекал императрицу в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит.
- В одном из номеров «Трутня» Новиков поместил письмо Чистосердова (якобы) выступившего в поддержку журнала. Чистосердов предупреждает издателя: в придворных кругах считают, что автор «Трутня» не в свои садится сани и совсем напрасно пишет о знатных людях. Чистосердов передает прямую угрозу оскорбленных Новиковым придворных господчиков. «Пишите сатиры на дворян, - говорит Чистосердов, - на мещан, на приказных, на судей, совесть свою продавших, и на всех порочных людей». Письмом Чистосердова Новиков предупредил читателей о том, откуда журнал может ожидать себе неприятностей, но не сбавил тона сатиры и не перестал нападать на знатных людей.
- в 1770 году «Трутень», наученный опытом литературно-политической борьбы, должен был несколько убавить резкость своих нападок и сатирических выступлений. Причину такого ослабления тона Новиков указал в новом эпиграфе журнала: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много» (опять строки Сумарокова).
- Новиков подчеркивал вынужденность такой перемены тона. Он напечатал несколько писем читателей, в которых выражалось недовольство ослаблением журнальной сатиры. Популярность журнала резко упала, и в 17м номере Новиков заявил о прекращении издания.
-В заключительном листе он писал: «Против желания моего читателя, я с вами разлучаюсь; обстоятельства мои и ваша обыкновенная жадность к новостям, а после того отвращение, тому причиною». Подводя итоги, можно сказать, что Новикову, само собой, надавали по башке сверху, и лавочку пришлось срочно прикрыть. Но цель свою он выполнил, т.к. добился закрытия журнала Екатерины II «Всякая всячина» и отпала нужда в том, чтобы предотвращать его вредное влияние на общество (No, WTF? какое «вредное влияние»?).
Творческий путь Новикова.
Надо сказать, что уникальность Новикова в том, что он первым посмел открыто критиковать власть (т.е. правление Екатерины II), используя свои сатирические журналы. Всего за период с 1769 по 1774гг. он успел выпустить 4 сатирических журнала: «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», сыгравшие заметную роль в развитии русского журналистики (и, кстати, все эти журналы были закрыты). Не забудьте сказать про жанровое своеобразие новиковских журналов, включая пародийный рецепт, пародию на газетное объявление, сатирический портрет, ведомости, известия, сатирические словари и письма в редакцию, переписка между частными лицами. Новиков оказал влияние на Фонвизина, Крылова, Радищева, Грибоедова.
Николай Иванович Новиков (1744-1818) происходил из дворянской семьи и вместе с Фонвизиным учился в дворянской гимназии при Московском университете, поступив в нее в 1755г. Но в 1760г. его исключили за самовольную отлучку. Новиков отправляется на службу в Измайловский полк, а позже работает в Комиссии по составлению нового Уложения. Работа в Комиссии вводит Новикова в атмосферу общественно-политической борьбы эпохи, раскрывает перед ним бесправное положение русского крепостного крестьянства, открывает жестокость помещиков. Юный заблудший ум решает посвятить себя общественной деятельности.
1 мая 1769г. Новиков начинается издавать журнал «Трутень». Дальше рассказываем по билету №42, который посвящен исключительно этому журналу.
В 1770г., после того как прикрыли «Трутня», Новиков через подставное лицо начинает издавать новый журнал – «Пустомеля», который закрывают уже на 2-м номере. В этому журнале Новиков помещал произведения «не только критического, но и положительного характера».В 1-м номере печатается повесть «Исторические приключения», где описывается воспитание Добросерда, образованного дворянина, могущего служить примером для представителей своего сословия. Смысл был в том, чтобы показать «русскость» этого дворянчика. Кроме того, в журнале печатались театральные рецензии (например, на трагедию Сумарокова) и это были первые квалифицированные театральные рецензии в русской печати, и в этой области журналистики, как и во многих других, Новиков выступил зачинателем, открывавшим новые жанры и виды печатных материалов. Во 2-м (и последнем) номере журнала была напечатана статья «Завещание Юнджена, китайского хана, к его сыну», где говорилось о долге и обязанностях государя и вельможи. Также было напечатано вольнодумное (с примесью атеизма) стихотворение Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Этих чудесных материалов было достаточно, чтобы журнал прикрыли.
Третий сатирический журнал «Живописец» Новиков начал издавать в апреле 1772г., после выхода комедии Екатерина «О время!». Он ставит свой журнал под защиту «неизвестного сочинителя комедии «О время!», расточая в его адрес похвалы, и тут же развертывает свою программу социальной сатиры. В комедии осмеивались лишь суеверие, сплетни, невежество и скупость, но Новиков (маленький пакостник), говорит о сатирической смелости автора, открывшего издателю «дорогу, которой я всегда страшился», приглашает его сотрудничать с журналом и писать в том же духе.»Истребите из сердца своего всякое пристрастие; не взирайте на лица, порочный человек во всяком звании равного достоин презрения» - такова программа Новикова в «Живописце». По-прежнему «сатира на лицо» и обличение отрицательных явлений действительности. Фактически, «Живописец» был продолжением «Трутня», только сатирические портреты стали содержать в себе более тонкую психологическую и социальную характеристику. Опять герои с говорящими именами, «благородные невежды», зараженные «чужебесием» (надо взять эту фразу на вооружение, м?-)). Думаю, что журнал был так назван именно за «рисование» портретов всяких уродов того времени.
Новиков печатает в «Живописце» «Опыт модного словаря щегольского наречия», где воспроизводит социально-психологических характеры светской аристократии, пользуясь их же языком. Их характеризует отчужденность от национальной культурой, презрение к родному языку, душевная никчемность и нравственная распущенность.
В одном из номеров «Живописца» был напечатан «Отрывок путешествия в *** И*** Т*** », где яростно обличается крепостное право (отрывок во многом похож на «Путешествие из Петербурга в Москву»). Главное отличие в том, что Радищев додумался до того, что народ есть главный двигатель истории, который вызывает все бунты, а Новиков – нет.
Несмотря на все тактические ухищрения Новикова, на его оформление подлизалова к Екатерине II (превед, МашаП!-) «Живописец» вызвал не менее яростные нападки, чем «Трутень». В июле 1773г. его прикрыли.
В 1774г. выходит последний сатирический журнал Новикова «Кошелек» (июль-сентябрь 1774г.). Он уступает предшествующим журналам по широте и социальной остроте изображения отрицательных явлений русской жизни. Журнал издавался в разгар пугачевского восстания. Основная тема этого журнала – борьба с дворянским «чужебесием».Уже в первой статье шла речь о «злоупотреблении, вкравшемся в нас к порче российского наречия». Назвав журнал свой «Кошелек», Новиков, по его словам, хотел показать своим журналом «превращения русского кошелька во французский», т.е. бессмысленную трату денег на модные иноземные затеи, растрату не только материального, но и духовного богатства, ибо все эти зараженные французоманией дворяне теряют чувство родины и национального достоинства.
Основной задачей издания была борьба за национальные русские начала. Новиков в журнале выступает горячим патриотом, у которого любовь к родине и своему народу сочеталась с критикой отрицательных сторон действительности.
С журналами Новикова сотрудничали Фонвизин, Радищев, Эмин, Сумароков, Майков и др., но большинство материалов принадлежало самому издателю.
После прекращения издания сатирических журналов Новиков берется за книгоиздательскую деятельность. Еще в 1766г. он приступил к изданию книг о русской истории и культуре. В 1772г. появился «Опыт исторического словаря о российских писателях», где собран фактический материал о писателях XVIIIв.