Классицизм как литературное направление.
Классицизм, зародившийся и развивавшийся в Европе в 16-17-ых веках, получивший своё теоретическое обоснование в стихотворном трактате Николя Буало «Поэтическое искусство» (1674), являясь характерным литературным направлением эпохи абсолютизма, в ключе которого творили великие Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, в Россию пришёл с некоторым задержанием, в начале второй трети 18-го века, и, пережив свою разработку русскими филологами и поэтами Кантемиром, Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковы в течение второй трети 18-го века, затем, теряя свои позиции в пользу развивающихся сентиментализма и зарождающегося реализма, продолжал своё существование в последней трети 18-го века, оставаясь по-прежнему ведущим направлением, а последняя часть века классицизма упала уже на начало 19-го века, умирая вместе с авторами, творившими в этом направлении в прошлом веке, тщетно пытаясь воскреснуть с каждым обращением новых российских авторов к классицизму, к тому времени уже трансформированному, окончательно потерявшему свои позиции.
Классицизм европейский заключался в следующих основных пунктах:
· чёткое разделение жанров, позаимствованных из древнегреческой и древнеримской поэзии, на низкие и высокие — ода, элегия, эпистола, поэма и проч. с одной стороны, сатира, комедия, басня — с другой;
· избегание «низкого» стиля, грубых слов и описания «подлости» — главными героями становились правители, дворяне, аристократы и проч.
· заимствование имён персонажей и фигур речи (обожествлений — «О, Венера», «Зевес метает громы» и т.д.)
· ориентация на великих поэтов античности — Вергилия, Овидия, Горация, Гомера и др.
· правило трёх единств, которые должны соблюдаться в драматургии: единство места (т.е. все события происходят в одном месте, представленном на сцене, об остальном же мире можно поведать зрителю только из слов персонажей), единство времени (все события, изображающиеся на сцене, не должны занимать более одного дня, а лучше — происходить в реальном времени, то есть 3 часа в произведении — 3 часа в зале), единство действия (на сцене должна развиваться в одном представлении только одна только сюжетная линия, трагическая или комедийная, дабы «не путать зрителя»).
· персонажи в драме должны быть односторонними — либо полностью положительными (что порождало «однобокость» таких персонажей, делая их схожими в различных произведениях — ср. «Софий» из разных произведений), либо полностью порочными и злыми (отрицательные персонажи в свою очередь различаются: ср. Простакову, Скотинина, Тартюфа, сына Бригадира и проч.)
· и проч. менее значимые элементы.
Однако стоит отметить, что не все эти основные правила всегда соблюдались как великими европейскими классицистами, так и русскими писателями.
В русской литературе классицизм значительно перерабатывается, недаром Кантемир говорил: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски», а вслед за ним и Тредиаковский, и Сумароков признавали, что в своих идеях о русском стихотворчестве брали часть из Буало («Боало»), но тот и сам своих мыслей часть у Горация позаимствовал; но как Буало не всё-то у Горация позаимствовал, так и русские поэты не всё от Буало взяли.
Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» перечисляет великих поэтов древности и современности, описывает основные жанры классицизма, их отличительные черты, заключая, что «всё хвально: драма ли, эклога или ода — // слагай, к чему тебя влечёт природа».
В результате русский классицизм получил следующие три отличительные черты:
1) Отчётливо выраженные гражданско-патриотический пафос, что выразилось в обращении к сюжетам русской истории, пусть с добавлением доли авторского вымысла («Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Вадим Новгородский» Княжнина)
2) Ярко выраженная сатирически—обличительная тенденция, начало которой положил Кантемир своими сатирами, дело которого продолжил с успехом Сумароков, а затем многочисленные сатирические журналы, появившиеся после «Всякой всячины»
3) Связь с народной культурой, фольклором — «песни» Сумарокова, даже ушедшие в народ, сам меткий и выразительный разговорный народный язык, согласно которому, как признавались и Ломоносов, и Тредиаковский, и были созданы их трактаты о новом русском стихе, литературном языке и проч.
Важно отметить, что русский классицизм формировался и был в самом расцвете в сложные периоды, когда монархи «заигрывали» с просвещённым дворянством, надевая маски «просвещённого» абсолютизма, либерализма и проч., результатом чего сначала были возвышенные оды Ломоносова, который в них стремился не льстить монарху, а, воодушевлённый деятельностью Петра I, составить образ идеального монарха, к которому должен стремиться русский самодержец (русские писатели всегда твёрдо верили, что слово способно оказывать огромное влияние на человека и мир); высокий пафос первых трагедий Сумарокова, ставящая высокую планку сатира Кантемира и проч., что позднее, когда авторы разочаровывались в монархе и действительности, приводило к появлению осуждающих жестокое безрассудное самодержавие «Тилемахиды» Тредиаковского, поздних трагедий Сумарокова, да и сатирических журналов второй половины 18-го века.
Особенностью направления русского классицизма являлось ещё и то, что большая часть авторов всячески боролась словом против жестокости, бездумности помещиков, несоответствия российской реальности идеалам французского Просвещения, «первому природному закону», против нежелания учиться, служить отечеству дворянства; однако против самодержавной власти не осмеливался выступать ни один автор до Радищева, также никто до него и не предполагал возможность организованной революции со стороны крестьян, полагаясь на дворянство, которое, образованное и вдохновлённое идеями Просвещения, должно было преобразить царскую власть в сторону разумного, милостивого и справедливого правления. Поэтому явно видно, что ни один из авторов, поющих равенство между людьми, не предлагает устранить сам институт крепостничества.