Идеи и образы «Путешествия из Петербурга в Москву». Тема революции.
Писалось при Екатерине, век дворянского беспредела и лицемерия. У Радищева накипело и он помимо публицистики и стихов решил написать путешествие. Идеи — это те проблемы, язвы государства, которые автор изобличает и призывает рубить на корню.
Вот они эти проблемы:
1. крепостничество. Личная несвобода, попрание естественных прав человеческих. Люди несчастны и их почитают за волов и даже хуже. Мало того, что бьют, насилуют, заставляют жениться, так ещё и распродают как старую мебель, разбивая семьи. Крестьяне без прав как юридических, так и моральных и экономических. Радищев призывает дать им свободу и тогда государство станет сильнее: у него не будет наглых звероподобных помещиков, убогих, полунагих и забитых крестьян; население будет шириться, потому что дети не будут умирать от голода; если крестьянин будет работать на себя, он будет работать эффективней (в главе Любани Радищев видит как тщательно мужик вспахивает в воскресенье землю, которая будет кормить его самого, а не барина. Тогда этот мужик сказал ему, что на барина он бы так в жизни не работал, а если б и работал, то ему бы за это даже доброго слова не сказали. Поэтому и пашет он сам на себя, сил не жалея, в праздники да по ночам). А так что за прок государству, что все житницы у помещиков полны, а люби с голоду умирают. В общем он был категорически против этого всего и назвал помещиков извергами чудовищами и далее по списку.
2. самодержавие.Ещё в эпиграфе переделал цитату Тредиаковского так, что сравнил самодержавие с стоглавым чудищем («Чудище обло, озорно, стозёвно и лаяй», а у Тредиаковского было чудище тризевно, т.е. цербер с тремя головами). Республиканец, считает что власть должна быть подчинена народу, а не наоборот. Оно для него противно человеку как таковое. Просвещённая монархия его не пёрла нисколько – только республика, нафиг монархию. Особенно с учётом того, насколько лицемерно Екатерина общалась с просветителями. Неограниченная власть по-любому придёт к деспотизму. Самодержавие приводит лицемерие и лизоблюдство. Отсюда ложь и проч. В путешествии он описывает сон, в котором он монарх, все вокруг него такие милые, славные, его любят, всё чисто опрятно в золоте и он такой весь замечательный, а потом к нему приходит женщина. Все говорят «ааа! Это Прямовзора (почему-то вспоминается КВНовское “- Многосиса! – Двузубый Копчекоид!”) Пусть уйдёт! Она ведьма и убийца!», а это оказывается Истина. Она снимает бельма с глаз правителя, и он видит, какой кошмар вокруг: людей ни во что не ставят, его поверенные пропивают казённые деньги, льстят ему без оглядки, ни черта не работают. Прямовзора говорит, что он может быть здесь первый разбойник, предатель и убийца. Руки свои он видит в крови. Отсюда отвратительное поведение чиновников. Так как демократии нет вообще нигде, каждый из них на своём посту некоронованный царёк и ему всё можно. Самый яркий пример это история о том, как лодка в финском заливе застряла между камней и не могла выплыть. Когда один из моряков добрался до берега и прибежал к самому главному тамошнему чиновнику, ему ответили, что тот спит и будить его не будут. В итоге моряк взял лодки у солдат, и вместе они спасли рассказчика и других пассажиров тонущей лодки. Господин Ч., друг Радищева, который всё это рассказал потом приехал к тому начальнику, но тот даже усом не повёл и сказал, что это вообще не его дело — утопающих спасать. Тогда рассказчик назвал это бюрократическое общество жилищем тигров и уехал из Петербурга в глушь.
Образы
1. помещики. Официально дворянство – достойнейшие из достойнейших члены общества, благородные, образованные, искреннее, бла, бла, бла. Поэтому сирые тупые крестьяне должны их слушаться и будет им счастье. А на деле всё не так, и Радищев это показывает. О каком благородстве может идти речь, когда барину каждый вечер привозят из деревни невинную девушку, и он с ней развлекается, как хочет, всю ночь. Критика встречалась раньше, но Сумароков и Фонвизин, не отрицали, что дворяне хорошие, они просто говорили о том, что есть необразованные изверги по типу Скотининых. Для него дворяне просто паразиты, которые высасывают из людей все соки, которые в жадности своей забирают даже то, что им не нужно, просто, что б у крестьян не было ничего. Асессор, описанный в главе «Зайцево», скупил за бесценок у крестьян всё, отобрал землю и наложил всю недельную барщину. Ну, и что б они не дохли с голоду кормил их раз в день на своём двору. При этом дочери и жена его от скуки били девок, а что делали с девками сыновья его, я не буду писать. Их богатство им не принадлежит, т.к. оно награбленное. Дворянство разложилось морально, распутничают, плюс в качество бонуса получают венерические болезни от проституток и передают их с нежностью и в веселии своим жёнам и своим плодам веселья – детям. Короче, они бесполезные и ненужные никому паразиты. Если их всех вырезать, хуже не станет точно. («О если бы абы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…»). Мысли более чем революционные. Плюс к этому, даже когда они идут служить, большинство банально пропивают и проматывают всё имение. Либо наживают его на чужих слезах. Ничего хорошего они не делают.
2. купечество. Ну, про них мало, только одна глава «Новгород», где купцы заправляли всегда. Встретился там автор со своим старым товарищем Карпом Дементьичем. Ворюга и обманщик. Прикинулся банкротом, чтобы долг не отдавать. Дом записал на жену, дело на сына, а сам вроде как и не при делах. Когда Радищев начал его подкалывать на эту тему, отшутился и попытался напоить (т.к. встретились они, когда играли свадьбу сына купца). Подлые и почти также прогнившие, как дворяне. Жена купца красится как кукла, невестка весь день сидит перед окном и высматривает мужиков, вечером делает это у околицы. Муж засветил ей фингал под глазом в первую брачную ночь, угадайте за что. А так за столом сидит, скромно потупив взгляд. В общем, тоже лживые, мерзкие и не революционеры ну ни капли.
3. крестьяне. Опора всей страны. Чистые, искренние, многотерпимые, неразвращённые, честные, трудолюбивые. Радищев ими просто восхищается, и тому, какие они здоровые, красивые, непосредственные, какие они ловкие и умелые, какие они честные и принципиальные. Сравнивает столичных дам с крестьянками и те тааааак проигрывают девкам, по его мнению, ибо все перетянутые и полудохлые. А эти округлые такие, быстрые, весёлые, и зубы у них белые. Нет, ну не без чёрных овец, попадаются и распутники, и подхалимы, и гулящие девки, как раньше были на Валдае. Но есть очень здоровские. Например Анюта с Валдая сразу на него наорала, мол, не смей приставать, знаем мы вас, богатых. Потом от чистой души со слезами на глазах рассказала, как её хотели выдать за десятилетнего парня, как она хочет ребёнка, как она не может выйти за любимого, так как её без приданого не берут, как они без отца с мамой и младшей сестрой живут, как без мужика в доме плохо и т.д. Её мать отказывается от ста рублей, которые требовались в качестве приданого. Принципиально отказывается, говоря, что если вы с Аней что сделали нехорошее, то бог вам судья, а если нет, так что про меня весь город подумает, коли я от вас денег возьму. И так и не взяла, тогда как петербургские дамы взяли бы и не задумались о чести или ещё каких-нибудь ценностях (естественно не 100 рублей, а нечто пропорциональное их положению, тысяч 15). Они в искусстве понимают много больше дворян. Слепой певец спел так, что у всех на глаза слёзы навернулись, всех за душу взяло. Старик, кстати, тоже отказался от милостыни, считая, что рублём лишь воров к себе призовёт. И вообще он оказывается очень хорошим – спас мужика, которого чуть не забили его солдаты, добрый и рассудительный. Яркий пример могучести народа для Радищева – Ломоносов. Великий учёный муж из простых. Он конечно идиот, что писал такие льстивые оды Екатерине, но вообще умный мужик, да из народа. И тем больше Радищев возмущается крестьян угнетением, чем больше он ими любуется.
Про революцию
Единственный выход из ситуации – отмена крепостного права. Во время одной и остановок он выкупает записки своего знакомого, в которых значился план освобождения крестьян, но постепенного. Сначала следовало всех крестьян наделить землёй, тех, что брали в дом, автоматически освобождать, но Радищев прекрасно понимал, что Екатерина, которая говорила, что русский народ еще не дозрел до свободы и нуждается в «опеке» дворянства, ни в жизни не ограничит прав дворянства. Тем паче этих изменений ему было бы недостаточно. Он видел в идеале республику с равноправием всех граждан и властью закона. И единственная сила для свержения старых порядков – крестьяне (купцы – быдло, дворяне – тупые паразиты, им это невыгодно, а на остальных наплевать). В главе, где он рассказывал про асессора (вернее его друга Крестьянкина, но не суть), он говорил о том, что крестьянин русский долго терпит, но однажды его терпение лопается. Вот и в истории с асессором лопнуло. Сыну асессора приглянулась девушка, но та его отвергла и собиралась выходить за любимого из крестьян. Когда любимый пошёл доложить барину о женитьбе, как требует обычай, сын асессора пошёл с братьями к девушке, заперся в клети и начал делать свое грязное дело. Братья при этом девушку держали. На шум ворвались с кольями жених с отцом, спасли девушку и проломили голову одному из сыновей барина. Барин приказал мужчин бить кошками, а девушку оставить в доме как наложницу. Жених не вынес, когда девушку потащили в дом, вырвался, спас её, защищался от хозяина и его сыновей забориной, а потом ему помогла вся деревня, который барин достал откровенно своей жестокостью, и забили барина с его сыновьями до смерти. Вот оно проявление крестьянского гнева. Апогеем революционной мысли стала ода Вольность, которую частично автор разместил в главе Тверь. Кстати, разместил забавно: будто случайный знакомый выдаёт её за свою, но, тем не менее, сам Радищев от авторства нисколько не отказывается. Про эту оду очень чётко сказала Екатерина: «Ода совершенно ясно бунтовская, где царям грозится плахою… Кромвелев пример приведён с похвалою. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовски». Бунт справедлив и неизбежен. Когда закон безмолвствует, в силу вступает самооборона. Отсюда и конфликт главы «Зайцево» (это там, где про асессора): Крестьянкин, человек здравомыслящий, не смог казнить этих людей, хотя по закону должен был дать на то приказ. Настолько его это поразило, что он в отставку ушёл. Чем сильнее гнёт, тем неотвратимей возмездие. «Поток, заграждённый в стремлении своем, тем сильнее становится, чем тверже находит противустояние. Прорвав оплот единожды, ничто уже в разлитии его противиться ему не возможет. Таковы суть братия наша, во узах нами содержимые. Ждут случая и часа. Колокол ударяет. И се пагуба зверства разливается быстротечно. Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие. И чем медлительнее и упорнее мы были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении своем»
Отсюда и ещё одна его фраза: «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения»
Но, блин, ошибся дядька, а жаль.
7. "Ведомости" - первая русская газета.
Известно, что «Куранты», или «Вестовые письма», рукописное издание, изготовлявшееся в Посольском приказе (МИД) на основе присылаемых из-за границы иностранных газет, заметки о зарубежных политических и культурных событиях, из которых после работы над ними переводчиков переписывались в длинные бумажные «столбцы» и распространялись в узком придворном круге, выходили уже в 1542 г., однако, насколько известно, выпускались эти «Куранты» нерегулярно, да и о их печати и широком распространении речи не шло, поэтому первой русской газетой принято считать «Ведомости», по приказу Петра от 15 дек. 1702 г. ставшие выходить «для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». «Ведомости» носили преимущественно информационный и пропагандистский характер, знакомя читателей с важными событиями внутри страны и за рубежом и прославляя силу русского оружия и достижения русской экономики.
Самые первые номера «Ведомостей» в оригинале, к сожалению, не сохранились, имеются лишь рукописные копии с печатных номеров от 17-го и 27-го дек. 1702 г., но в первом дошедшем до нас номере от 2.01.1703 сообщается о том, сколько студентов на данный момент обучаются в «штюрманских» и других московских школах, какие подарки присланы были Петру индийским царём («слона и иных вещей немало»), говорится о том, сколько добрых пушек было вылито в Москве и т.д.
В «Ведомостях» постоянно сообщается о победах русских войск (в первом номере за январь, например, говорится о попе Иване Окулове, собравшем партизанский отряд и напавшем на шведский гарнизон, побившем сотни врагов, отделавшись лишь двумя ранеными солдатами): так, в честь крупных сражений и побед даже издаются специальные номера «Ведомостей», а в некоторых даже появляются заметки, собственноручно писанные Петром, который и в обычное время следил вместе со своими сподвижниками за газетой, внося свои правки, корректируя и отбирая материал. Сам Пётр требовал, чтобы писали в газете русским языком, избегая злоупотребления заимствованными словами.
Ведомости были официальным органом, поэтому о восстании донского казака Кондратия Булавина, например, говорилось как о бунте, на который казаков подбил «вор и богоотступник Кондрашка».
До 1715 г. «Ведомости» издавались в Москве, затем параллельные «Ведомости» стали выходить и в Петербурге, редакторами их были директор Печатных дворов Фёдор Поликарпов и директор Петербургской типографии Михаил Аврамов, работали же в них, как и в «Курантах», переводчики Посольского приказа. Газета издавалась в восьмую долю листа, нерегулярно, не имея постоянного тиража, печатаясь вплоть до 1710 г. славянским шрифтом, позже — гражданским.
После смерти Петра редактором «Ведомостей» становится Г. Ф. Миллер. Газета переименовывается в «Санкт-Петербургские ведомости», и в 1728 г. изданием их начинает заниматься Академия наук, выпуская газету регулярно 2 раза в неделю, с ставшим популярным приложением «Примечания», содержавшим научно-познавательную информацию.