Публицистика петровского времени. «Ведомости», «Слова» Феофана Прокоповича.

Публицистика петровского времени. «Ведомости», «Слова» Феофана Прокоповича.

Ведомости. При Петре 1 стала выходить печатная газета «Ведомости», официальный правительственный орган. До появления петровских «Ведомостей» Моск. гос-во газет не знало. При царском дворе сущ. обычай переводить и переписывать новости из загран. газет. Сохранились рукописные известия с 1621г. и позже. В них говорилось о сражениях, взятии городов, о приемах послов, о гос.договорах, о прибытии кораблей с товарами, появлении комет… Петр 1 же желал с помощью печатного слова пропагандировать свои военные и хозяйственные начинания, придавать им популярность. С этой целью 15 дек. 1702г. он подписал указ о печатании «Ведомостей». Уже 17 дек. Появился первый номер Ведомостей. Через 10 дней,27 дек., вышел следующий номер, имевший особое название «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году» Текст его содержал описание осады Нотебурга. Номер от 2 янв. 1703г. дошел до нас.

Первое сообщение в нем гласило: «На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400. те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов…А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит». Начальные строки обнародовали сведения, составляющие гос.тайну – в них названо кол-во изготовленных артиллерийских орудий и указаны запасы металла, предназначенного для литья. Петр сознавал секретность этих сведений, но… Дело в том, что в неудачном бою под Нарвой рус.армия потеряла всю артиллерию. Моральные последствия. Необходимо было вдохнуть бодрость в людей. На Пушечный двор свозились церковные колокола. Эта крайняя мера нуждалась в публичном оправдании, и оно появилось в газете.

Также в этом номере сообщается, что «повелением его величества школы уничтожаются, и 45 чел. слушают философию и уже диалектику окончили. В матем-ой штюрманской школе более 300 чел. учатся и добре науку приемлют…» С 24 нояб. По 24 дек. Родилось 386 чел. Из Персии пишут, что индийский царь послал рос. Слона и иных вещей немало. Из Казани пишут, что на реке Соку нашли много нефти и медной руды… Короче развивается Россия. Гл. темой петровский ведомостей становится Северная война. Описание Полтавской битвы, напеч. В №11 за 1709г., принадлежит Петру. Петр торопится отметить храбрость солдат, позволившую разгромить врага (27 июня).

Заграничная жизнь освещалась по донесениям послов (Шафиров, Бестужев, Долгорукий). Петр принимал непосредственное участие в выпуске Ведомостей. Ясность текста. Федор Поликарпов – первый редактор Ведомостей, директор Печ. Двора. Когда Ведомости переехали в Питер, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. В 1719 Коллегия иностр.дел. назначила ответственным за Ведомости преводчика Бориса Волкова. Он привлек к сотрудничеству Якова Синявича (его можно считать первым русским репортером).

Петровские Ведомости не имели еще постоянного названия. Отдельные номера получали разные заглавия: «Ведомости московского гос-ва», «Ведомости московские», Российские В. Тираж газеты испытывал большие колебания – от нескольких десятков до нескольких тысяч. Стоила газета тоже неодинаково – от одной до четырех денег. (деньга - полкопейки). До 1715 года В. Печатались в Москве на печатном дворе. С 11 мая того же года выходит также и в Питере. Лишь к 1719 переходят окончательно в Питер, и в Москве печатаются отдельные номера газеты. Различная периодичность.

До Ведомостей существовали «Куранты» или «Вестовые письма»- рукописная газета, рассказ о жизни за рубежом. «В.» в отличие от «К.»- первая газета, рассчит. На массового читателя. Рассказ. о событиях в России, большое место занимала также и иностр. Информация. Агитационный характер газеты - пропаганда новой науки, культуры, воен. действий(напр.Пропаганда партизанской войны против шведов),экономических преобразований…

Основной жанр газеты - информация, также встречалась корреспонденция, газетный репортаж. Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа – половина ширины школьной тетради), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Печат. славянским шрифтом, с 1715 года - гражданским.

Капнист «Ябеда».

Василий Васильевич Капнист(1757-1823). «Ябеда» - сатирическая комедия - конец 18 века. Сюжет: богатый помещик Праволов старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов – гад, «он злой ябедник; да только и всего». Он подкупает чиновников, готов даже ради достижения своей цели породниться с председателем гражд. палаты. Честный Прям. сталкивается с шайкой грабителей. Добров (честный делопроизводитель) характеризует председателя Уголовной палаты так: «сущий истины иуда и предатель». «Законы святы, Но исполнители – лихие супостаты.» Прямиков любит Софию, дочь Кривосудова (председатель гражд. палаты). Там есть песенка про то, что «надо брать». Позднее ее использует Островский в «Доходном месте». В конце добродетель торжествует. Надо сказать, что радикализм Капниста не шел дальше поэзии дворянского просветительства. Комедия написана по канонам классицизма: сохраненные единства, разделение героев на плохих и хороших, 5 актов. Впервые поставлена не сцене в 1798 году, потом была запрещена до 1805.

Василий Васильевич Капнист происходил из богатого дворянского рода, поселившегося при Петре I на Украине; здесь в селе Обуховке, воспетом им впоследствии в стихах, он и родился в 1757 г.

О Капнисте

Годы учения Капниста прошли в Петербурге сперва в пансионе, затем в школе Измайловского полка. Ко времени пребывания Капниста в полку относится его знакомство с Н. А. Львовым. Перейдя в Преображенский полк, он познакомился с Державиным. С 70-х годов Капнист вошел в литературный кружок Державина, с которым был дружен до самой его смерти. Служебная деятельность занимала незначительное место в жизни Капниста. До конца своих дней он остался поэтом, независимым человеком, помещиком, чуждым стремления к «славе мира сего». Большую часть жизни он провел в своей Обуховке, где и похоронен (умер он в 1823 г.).

Сатирическая комедия «Ябеда», главное произведение Капниста, была закончена им не позднее 1796 г., еще при Екатерине II, но тогда она не была ни поставлена, ни напечатана. Воцарение Павла подало некоторые надежды Капнисту. Его чаяния нашли свое отражение в посвящении, предпосланном комедии:

Монарх! приняв венец, ты правду на престоле

С собою воцарил...

Я кистью Талии порок изобразил;

Мздоимства, ябеды, всю гнусность обнажил,

И отдаю теперь на посмеянье света.

Не мстительна от них страшуся я навета:

Под Павловым щитом почию невредим...

В 1798 г. «Ябеда» была напечатана. 22 августа того же года она впервые появилась на сцене. Комедия имела блистательный успех, но надежды Капниста на покровительство Павла не оправдались. После четырех представлений пьесы, 23 октября неожиданно последовало высочайшее повеление о ее запрещении и изъятии из продажи напечатанных экземпляров.

Капнист использовал при написании своей комедии материал процесса, который ему самому пришлось вести с помещицей Тарновской, присвоившей незаконно часть имения его брата. Таким образом, непосредственное знакомство Капниста с хищнической практикой русского судебного аппарата легло в основу сюжета комедии, и материалом для сатиры послужила русская действительность. Тема «Ябеды», т. е. произвола бюрократического аппарата, издавна привлекала к себе внимание передовой русской мысли и служила объектом сатиры (Сумароков, Новиков, Фонвизин, Хемницер и др.). Успеху комедии могло способствовать и то, что в комедии можно было усмотреть намеки на обстоятельства судебного дела самого Капниста. Со стороны Капниста это было как бы обращением к передовому общественному мнению, настроенному отрицательно к бюрократическому аппарату.

Мотив судебного заседания на сцене встречается еще раньше в комедии Расина «Сутяги», у Сумарокова в комедии «Чудовищи», в пьесе Веревкина «Так и должно», в «Женитьбе Фигаро» Бомарше.

В комедии Бомарше раскрывается, что злоупотребления суда основаны на тесной связи его со всей системой государственного управления. Осознанием того, что судебный произвол не случаен, а неизбежен, так как опирается на практику власти, проникнута и комедия Капниста. В конце комедии Сенат отдает провинившихся членов Судебной палаты под суд Уголовной палаты. Но все правительственные учреждения связаны круговой порукой. Повытчик Добров утешает виновных:

Впрям: моет, говорит, ведь руку де рука;

А с уголовною гражданская палата

Ей-ей частехонько живет за панибрата;

Не то при торжестве уже каком ни есть

Под милостивый вас подвинут манифест.

«Наказание порока» и «торжество добродетели» приобретало здесь иронический оттенок.

Оригинальность и сила комедии Капниста заключались в изображении злоупотреблений судебного аппарата как типических явлений российской государственности его времени. В этом было ее отличие и от комедии Судовщикова «Неслыханное дело, или честный секретарь», во многом похожей на «Ябеду» и написанной под ее влиянием. Сатирический элемент комедии Судовщикова сводится к обличению корыстолюбия одного лица — Кривосудова, а не целой группы людей, не системы, как у Капниста.

«Ябеда» — «высокая» комедия; написана она, как и полагалось в этом жанре, стихами. Однако от классического образца комедий подобного рода — мольеровских «Мизантропа», «Тартюфа» или княжнинского «Хвастуна» — «Ябеда» существенно отличается тем, что в ней нет «героя», нет центрального отрицательного характера: ее герой — «ябеда», суд, судебные порядки, вся система государственного аппарата Российской империи.

Условная форма высокой комедии с соблюдением единств, с шестистопным александрийским стихом не могла помешать тому, что внутренне, в существе содержания, в «Ябеде» больше от буржуазной драмы, чем от комедии характеров классицизма.

Традиционный комедийный мотив, любовь, преодолевающая препятствия, отступает в пьесе Капниста на задний план, уступая место резкой картине сутяжничества, мошенничества и грабительства. Все обстоятельства дела, мошеннические проделки судейских, подкупы, подчистки в делах, наконец, безобразное заседание суда — все это происходит на сцене, а не прячется за кулисами. Капнист хотел показать и показал воочию государственную машину деспотии в действии.

В «Ябеде» нет индивидуальных характеров, так как каждый из судейских чиновников похож у Капниста на других в своей социальной практике, в своем отношении к делу, и разница между ними сводится только к тем или иным личным привычкам, не меняющим сути дела. В «Ябеде» нет личных комических характеров, потому что Капнист создал не столько комедию, сколько социальную сатиру, показав на сцене единую групповую картину среды взяточников и законопреступников, мир бюрократии, ябеды в целом.

В «Ябеде» больше ужасного и страшного, чем комического. Сцена попойки чиновников в III действии из внешнефарсовой буффонады превращается в гротескно-символическое изображение разгула шайки грабителей и взяточников. А песенка пирующих:

Бери, большой тут нет науки;

Бери, что только можно взять.

На что ж привешены нам руки.

Как не на то, чтоб брать?

(Все повторяют):

Брать, брать, брать.

придает сборищу пьяных чиновников характер кощунственного обряда, А. Писарев, прочитавший в 1828 г. в Обществе Любителей российской словесности «Похвальное слово» Капнисту, поставил «Ябеду» даже выше «Недоросля» и сблизил комедию Капниста с комедиями Аристофана. Этим сближением он, несомненно, хотел подчеркнуть политический характер «Ябеды».

В своей речи он останавливается на обвинениях, предъявлявшихся Капнисту современниками. Главным обвинением было то, что это не комедия, а «сатира в действии». «Ябеда» не отвечала основному требованию, предъявлявшемуся к классической комедии: в ней не преобладало смешное. Особенно это отмечалось современниками по отношению к смелой сцене попойки. А. Писарев дал такую характеристику этой сцены: «После попойки... шайка лихоимцев является без личины, и самый смех, ими возбуждаемый, наводит какой-то ужас на зрителя. Думаешь присутствовать на пирушке разбойников...»

В «Ябеде» на сцене проходит жизнь Кривосудова и его семьи: играют в карты, принимают гостей, пьянствуют, вершат дела. Но изображение бытовой обстановки не превращается в самоцель; бытовому внешнему плану всегда сопутствует другой, внутренний, остро-сатирический, развитием которого и определяется необходимость введения тех или иных моментов быта. Так, в III действии во время игры в карты на фоне реплик игроков особенно иронически звучит обсуждение возможности подобрать нужный закон для того, чтобы отобрать имение у хозяина и передать его сутяге Праволову.

Театр

Комедиальная храмина

Раньше, при Алексее Михайловиче, театр был лишь придворным. Пётр же сделал его общедоступным, построив комедиальную храмину на красной площади. Это как Ленин считал важнейшим искусством кино, так и Пётр – театр, почти с теми же целями. Пётр видит в театрах не только увеселительные заведения, но и средство просветительства и пропаганды своего величия, если можно так сказать. Короче, он хотел, чтобы театр пиарил его, его реформы, его победы, его жену и далее по списку. Поэтому он в 1702 году выписал себе из заграницы немецкого режиссера Иоганна Кунста. Его жена, Анна Кунст, стала первой актрисой в России. Чтобы народ ходил на представления, цена на билеты была назначена низкая - от 3 копеек, а Пётр специальным указом запретил запирать ворота белого города, кремля и китай-города до 9 вечера и взимать пошлину с путников в дни спектаклей, чтобы ездить на представления было не накладно. Даже три-четыре избы велел построить, чтобы тем, кто приехал посмотреть на спектакль, было где переночевать.

Ставили немецкие пьесы, которые кое-как переводили на русский силлабическим рифмованным стихом. Сами немецкие пьесы тоже были слизаны с итальянских комедий масок и английских, а ля Шекспир. Играли грубо, неотесанно, фальшиво и наиграно, чересчур патетично. Непременно была запутанная любовная история, «дурацкая персона», шут, которого в Германии называли Пикельгеринг или Гансвурст (это можно не запоминать, просто не пугайтесь этих имён, вдруг спросит). После Кунста режиссером стал Отто Фюрст, живший в немецкой слободе, но ничего не поменялось. Пётр был недоволен. Функций своих театр почти не выполнял (ну разве что москвичи теперь знали имена античных героев и легендарных личностей типа Цезаря). Пётр хотел, чтоб они поставили пьесу про то, как он взял Орешек. Но немцы такие задачи не осилили. И вообще он был непопулярен, не злободневен и никому не нравился. Тем не менее, этот театр способствовал обмирщению театра, т.к. его впервые вынесли за дворцовые врата. А в 1706 его закрыли. Пьесы: «О Дон-Яне и Дон-Педре», «Драгыя смеяныя» (по «Смешливым жеманницам» Мольера), «О докторе битом» (по «Лекарю поневоле» его же).

Школьные театры

Построены на аллегориях. Пьесы пишут сами. Действующие лица либо символы (типа Швеция – гордый лев, Россия – двуглавый орёл), аллегорические понятия (Истина, Фортуна с колесом, Надежда с якорем [ага, на шее] и т.п.), мифические и библейские герои (олимпийцы, Моисей, Давид). Вот они уже были злободневными, но не общедоступными. Соединяли декламацию, пение, музыку и танец.

Славяно-герко­-латинская академия в 1705 поставила пьесу «Свобождение Ливонии и Ингерманландии». Персонажи: Ревность Российская, Хищение Неправедно (ясное дело шведы) плюс лев с орлом (см.выше). В конце Торжество возложила лавровый венок на Ревность российскую. И ещё как-то приплели легенду про Моисея, при том в Моисее угадывался Пётр. Такого плана были все пьесы. «Божие уничтожителей гордых уничтожение» была написала на Полтавскую битву и изображала поединок Давида и Голиафа. Россия – Давид. Опять же лев с орлом. Также в хирургической школе ещё поставили «славу российскую», там страны тоже были отдельными персонажами и покорились России, «Слава печальная», на смерть Петра. Эти две пьесы писал Ф. Журавский.

Придворные театры

Были: в Преображенском у сестры Петра Натальи Алексеевны; в Измайлове во дворце Прасковьи Фёдоровны, жены Фёдора Алексеевича; в Москве; в Петербурге у Елизаветы Петровны.

У Натальи Алексеевны были и жизненные зарисовки, и переведённые пьесы, и светские авантюрные сюжеты, в общем эклектичный репертуарчик. «Комедия о прекрасной Мелюзине», «Комедия Олдуина», «Комедия Петра золотых ключей». Даже сама она писала пьесы. Про остальные театры почти нет информации. Единственное что, у Елизаветы поставили «Комедию о графе Фарсоне». Молодой француз едет путешествовать, в него влюбляется королева Португалии, её вельможи завидуют, убивают го, королева с горя закалывает себя шпагой. Смешивается грубая просторечная лексика с возвышенной.

В антрактах были интермедии. Интермедии носили социальный характер, высмеивали пороки жизни, например в одной из них рассказывали про дьякона, который хотел откупить своих сыновей от семинарии. Во второй половине 18ого века выделились в отдельный самостоятельный жанр.

Про Феофана Прокоповича.

Петр опирался на дельных людей во всех сферах, даже в церковной, несмотря на конфликт с Церковью. Прокопович был священнослужителем, Отучился в Киево-могилянской академии, был за границей, учился там. Занимался не только риторикой и проч., но и точными науками. Был учёным, первый в России пользовался микроскопом и телескопом, преподавал физику, геометрию, арифметику в киево-могилянской академии. Ненавидел средневековую схоластику, не был мистиком. Он был прогрессивным учёным-монахом, во время проповедей толкал общеполитические темы и вопросы. В конфликте Петра с церковью был на стороне Петра и считал, что государство выше церкви и что Синод это тоже правильно.

О трагикомедии «Владимир»

Сюжет предельно прост. Владимир решает крестить Русь, 988 год. Впервые взята историческая тема для пьесы, а не библейская. Владимиру противостоят продажные себялюбивые жрецы: Жеривол, Курояд и Пияр (вот последний мне больше всего нравится)). Но и трагикомедия его имеет прямое отношение к современной ему реальности. Во Владимире угадывался Пётр, а в жрецах – современное духовенство. Это так, потому что для Прокоповича язычество – всё старое, тёмное, невежественное, а христианство – просвещение, торжество разума и света. Ярче всего это показано в сцене спора греческого философа со жрецом: на все аргументы философа жрец просто ругается и бранится. Сразу видно что лучше и вернее.

Жрецов рисует он грешниками, обжорами, которые боятся падения язычества, потому что если оно падёт, они больше не смогут есть жертвы, принесённые богам. Они алчные и ненасытные. Жеривол «и во сне жрёт», а так может быка слопать.

Конфликт в душе Владимира это что-то новое в драматургии. В нём борются старые привычки и понимания правильности изменений. Соблазны его это три беса: бес плоти, бес хулы и бес мира.

Написана пьеса была для школьного театра в 1705 году. Написана она по всем школьным канонам: 5 актов, в стихах, с прологом и эпилогом. В прологе дух убитого Ярополка, брата Владимира приходит к жрецу Жериволу и предупреждает его, что Владимир хочет свергнуть язычество. А в эпилоге хор ангелов вместе с апостолом Андреем предсказывают долгие лета процветанию Киеву. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.

Образы

1. помещики. Официально дворянство – достойнейшие из достойнейших члены общества, благородные, образованные, искреннее, бла, бла, бла. Поэтому сирые тупые крестьяне должны их слушаться и будет им счастье. А на деле всё не так, и Радищев это показывает. О каком благородстве может идти речь, когда барину каждый вечер привозят из деревни невинную девушку, и он с ней развлекается, как хочет, всю ночь. Критика встречалась раньше, но Сумароков и Фонвизин, не отрицали, что дворяне хорошие, они просто говорили о том, что есть необразованные изверги по типу Скотининых. Для него дворяне просто паразиты, которые высасывают из людей все соки, которые в жадности своей забирают даже то, что им не нужно, просто, что б у крестьян не было ничего. Асессор, описанный в главе «Зайцево», скупил за бесценок у крестьян всё, отобрал землю и наложил всю недельную барщину. Ну, и что б они не дохли с голоду кормил их раз в день на своём двору. При этом дочери и жена его от скуки били девок, а что делали с девками сыновья его, я не буду писать. Их богатство им не принадлежит, т.к. оно награбленное. Дворянство разложилось морально, распутничают, плюс в качество бонуса получают венерические болезни от проституток и передают их с нежностью и в веселии своим жёнам и своим плодам веселья – детям. Короче, они бесполезные и ненужные никому паразиты. Если их всех вырезать, хуже не станет точно. («О если бы абы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…»). Мысли более чем революционные. Плюс к этому, даже когда они идут служить, большинство банально пропивают и проматывают всё имение. Либо наживают его на чужих слезах. Ничего хорошего они не делают.

2. купечество. Ну, про них мало, только одна глава «Новгород», где купцы заправляли всегда. Встретился там автор со своим старым товарищем Карпом Дементьичем. Ворюга и обманщик. Прикинулся банкротом, чтобы долг не отдавать. Дом записал на жену, дело на сына, а сам вроде как и не при делах. Когда Радищев начал его подкалывать на эту тему, отшутился и попытался напоить (т.к. встретились они, когда играли свадьбу сына купца). Подлые и почти также прогнившие, как дворяне. Жена купца красится как кукла, невестка весь день сидит перед окном и высматривает мужиков, вечером делает это у околицы. Муж засветил ей фингал под глазом в первую брачную ночь, угадайте за что. А так за столом сидит, скромно потупив взгляд. В общем, тоже лживые, мерзкие и не революционеры ну ни капли.

3. крестьяне. Опора всей страны. Чистые, искренние, многотерпимые, неразвращённые, честные, трудолюбивые. Радищев ими просто восхищается, и тому, какие они здоровые, красивые, непосредственные, какие они ловкие и умелые, какие они честные и принципиальные. Сравнивает столичных дам с крестьянками и те тааааак проигрывают девкам, по его мнению, ибо все перетянутые и полудохлые. А эти округлые такие, быстрые, весёлые, и зубы у них белые. Нет, ну не без чёрных овец, попадаются и распутники, и подхалимы, и гулящие девки, как раньше были на Валдае. Но есть очень здоровские. Например Анюта с Валдая сразу на него наорала, мол, не смей приставать, знаем мы вас, богатых. Потом от чистой души со слезами на глазах рассказала, как её хотели выдать за десятилетнего парня, как она хочет ребёнка, как она не может выйти за любимого, так как её без приданого не берут, как они без отца с мамой и младшей сестрой живут, как без мужика в доме плохо и т.д. Её мать отказывается от ста рублей, которые требовались в качестве приданого. Принципиально отказывается, говоря, что если вы с Аней что сделали нехорошее, то бог вам судья, а если нет, так что про меня весь город подумает, коли я от вас денег возьму. И так и не взяла, тогда как петербургские дамы взяли бы и не задумались о чести или ещё каких-нибудь ценностях (естественно не 100 рублей, а нечто пропорциональное их положению, тысяч 15). Они в искусстве понимают много больше дворян. Слепой певец спел так, что у всех на глаза слёзы навернулись, всех за душу взяло. Старик, кстати, тоже отказался от милостыни, считая, что рублём лишь воров к себе призовёт. И вообще он оказывается очень хорошим – спас мужика, которого чуть не забили его солдаты, добрый и рассудительный. Яркий пример могучести народа для Радищева – Ломоносов. Великий учёный муж из простых. Он конечно идиот, что писал такие льстивые оды Екатерине, но вообще умный мужик, да из народа. И тем больше Радищев возмущается крестьян угнетением, чем больше он ими любуется.

Про революцию

Единственный выход из ситуации – отмена крепостного права. Во время одной и остановок он выкупает записки своего знакомого, в которых значился план освобождения крестьян, но постепенного. Сначала следовало всех крестьян наделить землёй, тех, что брали в дом, автоматически освобождать, но Радищев прекрасно понимал, что Екатерина, которая говорила, что русский народ еще не дозрел до свободы и нуждается в «опеке» дворянства, ни в жизни не ограничит прав дворянства. Тем паче этих изменений ему было бы недостаточно. Он видел в идеале республику с равноправием всех граждан и властью закона. И единственная сила для свержения старых порядков – крестьяне (купцы – быдло, дворяне – тупые паразиты, им это невыгодно, а на остальных наплевать). В главе, где он рассказывал про асессора (вернее его друга Крестьянкина, но не суть), он говорил о том, что крестьянин русский долго терпит, но однажды его терпение лопается. Вот и в истории с асессором лопнуло. Сыну асессора приглянулась девушка, но та его отвергла и собиралась выходить за любимого из крестьян. Когда любимый пошёл доложить барину о женитьбе, как требует обычай, сын асессора пошёл с братьями к девушке, заперся в клети и начал делать свое грязное дело. Братья при этом девушку держали. На шум ворвались с кольями жених с отцом, спасли девушку и проломили голову одному из сыновей барина. Барин приказал мужчин бить кошками, а девушку оставить в доме как наложницу. Жених не вынес, когда девушку потащили в дом, вырвался, спас её, защищался от хозяина и его сыновей забориной, а потом ему помогла вся деревня, который барин достал откровенно своей жестокостью, и забили барина с его сыновьями до смерти. Вот оно проявление крестьянского гнева. Апогеем революционной мысли стала ода Вольность, которую частично автор разместил в главе Тверь. Кстати, разместил забавно: будто случайный знакомый выдаёт её за свою, но, тем не менее, сам Радищев от авторства нисколько не отказывается. Про эту оду очень чётко сказала Екатерина: «Ода совершенно ясно бунтовская, где царям грозится плахою… Кромвелев пример приведён с похвалою. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовски». Бунт справедлив и неизбежен. Когда закон безмолвствует, в силу вступает самооборона. Отсюда и конфликт главы «Зайцево» (это там, где про асессора): Крестьянкин, человек здравомыслящий, не смог казнить этих людей, хотя по закону должен был дать на то приказ. Настолько его это поразило, что он в отставку ушёл. Чем сильнее гнёт, тем неотвратимей возмездие. «Поток, заграждённый в стремлении своем, тем сильнее становится, чем тверже находит противустояние. Прорвав оплот единожды, ничто уже в разлитии его противиться ему не возможет. Таковы суть братия наша, во узах нами содержимые. Ждут случая и часа. Колокол ударяет. И се пагуба зверства разливается быстротечно. Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие. И чем медлительнее и упорнее мы были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении своем»

Отсюда и ещё одна его фраза: «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения»

Но, блин, ошибся дядька, а жаль.

7. "Ведомости" - первая русская газета.

Известно, что «Куранты», или «Вестовые письма», рукописное издание, изготовлявшееся в Посольском приказе (МИД) на основе присылаемых из-за границы иностранных газет, заметки о зарубежных политических и культурных событиях, из которых после работы над ними переводчиков переписывались в длинные бумажные «столбцы» и распространялись в узком придворном круге, выходили уже в 1542 г., однако, насколько известно, выпускались эти «Куранты» нерегулярно, да и о их печати и широком распространении речи не шло, поэтому первой русской газетой принято считать «Ведомости», по приказу Петра от 15 дек. 1702 г. ставшие выходить «для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». «Ведомости» носили преимущественно информационный и пропагандистский характер, знакомя читателей с важными событиями внутри страны и за рубежом и прославляя силу русского оружия и достижения русской экономики.

Самые первые номера «Ведомостей» в оригинале, к сожалению, не сохранились, имеются лишь рукописные копии с печатных номеров от 17-го и 27-го дек. 1702 г., но в первом дошедшем до нас номере от 2.01.1703 сообщается о том, сколько студентов на данный момент обучаются в «штюрманских» и других московских школах, какие подарки присланы были Петру индийским царём («слона и иных вещей немало»), говорится о том, сколько добрых пушек было вылито в Москве и т.д.

В «Ведомостях» постоянно сообщается о победах русских войск (в первом номере за январь, например, говорится о попе Иване Окулове, собравшем партизанский отряд и напавшем на шведский гарнизон, побившем сотни врагов, отделавшись лишь двумя ранеными солдатами): так, в честь крупных сражений и побед даже издаются специальные номера «Ведомостей», а в некоторых даже появляются заметки, собственноручно писанные Петром, который и в обычное время следил вместе со своими сподвижниками за газетой, внося свои правки, корректируя и отбирая материал. Сам Пётр требовал, чтобы писали в газете русским языком, избегая злоупотребления заимствованными словами.

Ведомости были официальным органом, поэтому о восстании донского казака Кондратия Булавина, например, говорилось как о бунте, на который казаков подбил «вор и богоотступник Кондрашка».

До 1715 г. «Ведомости» издавались в Москве, затем параллельные «Ведомости» стали выходить и в Петербурге, редакторами их были директор Печатных дворов Фёдор Поликарпов и директор Петербургской типографии Михаил Аврамов, работали же в них, как и в «Курантах», переводчики Посольского приказа. Газета издавалась в восьмую долю листа, нерегулярно, не имея постоянного тиража, печатаясь вплоть до 1710 г. славянским шрифтом, позже — гражданским.

После смерти Петра редактором «Ведомостей» становится Г. Ф. Миллер. Газета переименовывается в «Санкт-Петербургские ведомости», и в 1728 г. изданием их начинает заниматься Академия наук, выпуская газету регулярно 2 раза в неделю, с ставшим популярным приложением «Примечания», содержавшим научно-познавательную информацию.

Ябеда» Капниста.

Вас. Вас. Капнист – прогрессивный, либерально настроенный дворянский писатель. Начал лит. деятельность в 1780г «Одой на надежду», в которой видны гражданские, политические мотивы. В «Оде на рабство», появившейся после указа о закрепощении крестьян некоторых украинских наместничеств (К. был украинцем), выражал антикрепостнические идеи. Слезы, горе, тирады против тирании. Когда Екатерина издала указ, где разрешала на официальных бумагах подписываться не «раб», а «верноподданный» (большое дело), К. написал «Оду на истребление в России звания раба»,где всячески хвалил Екатерину.

Входил в дружеский кружок Львова вместе с Хемницером, Державиным. Мотивы поэзии членов кружка характерны и для поэзии К.: прославление покоя, тишины, уединения, радости общения в кругу семьи и друзей.

В значительнейшем произведении «Ябеда» К. обличает судопроизводство, крючкотворство, взяточничество и др. социальные пороки. К. сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое. Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Я.». К. и самому пришлось столкнуться с судебными порядками, что придало комедии жизненно правдивый характер.

Богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Тип помещика Праволова характерен для русских помещиков. Честный Прямиков сталкивается с организованной и властной щайкой грабителей. Кажется, что на взяточников нет никакой упавы – ибо в других учреждениях России царят те же порядки.

«Я.» поражала своей жизненной правдивостью. Общественное негодование К. особо проявляется в сценах попойки чиновников и судебном заседании. В конце комедии порок наказан – хотя это не внушает светлых надежд. Комедию высоко оценил Белинский.

«Я.» написана по правилам классицизма: 5 актов, единства, строго + и – персонажи, говорящие фамилии (Хватайко, Кривосудов, пьяница Бульбулькин). Ямбический стих и живая разговорная речь, афористичность, поговорки. Реалистические тенденции: сатирическая направленность и типически обобщенные образы, язык.

«Я.» поставили в 1798 г, но после 4 представлений была «высочайше» запрещена.

Краткий пересказ «Ябеды»

Эта дурацкая «Ябеда» была найдена только в несколько сокращенном варианте в хрестоматии, но уж извиняйте. В полном виде ее нет ни в библиотеке, ни в инете. Тут половина – мой пересказ, половина – переписанный пересказ их хрестоматии (как раз пропущенные действия).

Действующие лица: Праволов (отставной асесcор), Кривосудов (председатель Гражданской палаты), Фекла – его жена, София – его дочь, Прямиков (подполковник, служащий), Бульбулькин, Атуев, Радбын – члены Гражданской палаты, Паролькин, Хватайкин (прокурор), Кохтин (секретарь Гп), Добров (повытчик), Анна (служанка Софии), Наумыч (поверенй Праволова), Архип (слуга Праволова).

Все происходит в доме Кривосудова. Встречаются Прямиков и Добров. Прямиков рассказывает Доброву, что в этот дом он пришел из-за своего соседа – Праволова, который, когда Прямиков вернулся из армии, завел с ним тяжбу. В двух судах Праволов уже проиграл, теперь вот пришел в Гражданский. А Добров ему рассказывает все: что Праволов – злой ябедник, мошенник, корыстный негодяй, который знает, кому надо заплатить и дать взятку, чтоб добиться своего. Кривосудов – взяточник и тоже тот еще гад. Члены совета – все как один пьяницы, заседатели – картежники, прокурор – «чтоб в рифму мне сказать, существеннейших вор». Секретарь – тож из их шайки, «стибрит» лююбой документ. Прямиков говорит, что, мол, закон – его щит, а Добров говорит: «законы святы, но исполнители – лихие супостаты» (вообще, надо сказать, афористичный и приятный язык в произведении).

Добров сообщает, что у Кривосудов сегодня двойной праздник: его именины и сговор дочери. Прямиков же рассказывает, что он познакомился с Софьей и полюбил ее ще до отъезда в армию, у тетки в Москве, где она воспитывалась. Прямиков просит у Кривосудова руки его дочери, но получает уклончивый ответ.

Разговаривают Кривосудов и Добров. К. говорит, что жениха дочке хочет найти такого, чтоб зарабатывал, и кто-то у него на примете уже есть. Добров говорит, что три дела за три года так и не разрешились: у одного соседи завладели его змлей и дом сожгли, каких-то жворян помещик записал в подушный оклад, а ще одного за поземельный спор избили во дворе у помещика; Кривосудов отговаривается в духе, что, мол, сами напрсились.

Праволов с Наумычем передает подарки Кривосудову; Праволова приглашают на ужин. Наумыч заводит речь о «сопернике» - Прямикове, который любит Софию; Праволов отвечает, рассматривая подарочки, что у него все под контролем.

Затем подкупленные Праволовым предведатель палаты, чиновники, прокурор во время попойки решают от

Наши рекомендации