Принципы режиссуры культ-дос программ

Режиссура КДП-организация зрелещной стороны с пом придуман использов выразительности для достиж раскр авторского замысла.,это режиссура аудитории.виды взаимодействия :1участн-участн-зритель.взаимод исполнит на сцене и их же со зрителями.психолог суть взаимод опрред эипатией-постижением эомцион состояний др че-ка в форме сопереживания.-это тоже явл активизации аудитории.но зритель не может внести изменения в процесс.;2 участ-зритель-участник.зритель включенный в драматургическую линию сценария,оказыв влияние на происходящие.(игровый и конкурсно-развлекательные программы.)

Сущ 2 типа восприятия:-восприятие с приоблад познавательной направленности,-восприятие с преоблад эмоционально-оценочного отнош к действит.восприятие захватывает одноврем область чувств и разума,эффективно воздействуя на эмоц и рациональн сферы.

Аудитория-временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации.приобретает сценические и аудиторные интересы.классификация состояния аудитории:1состояни готовности()осознательности

,2состояние заинтересованности(интерес к информации),3состояние активности(поведение аудитории).необходимо не только учитывать состояние аудитории но и формировать его.

Принципы реж КДП-худ закономерности реж организации драмат сценарного материала,они определ как эстетическими законами,так и целями педагог воздействия на аудиторию.,оотраж характер взаимодействия структурных элементов этой системы ,факты жизни и ис-ва.

Общехуд,эстетический закон – работа чувств будет интенсивнее тем больше разнообраз информац будет поступать к зрителю(слово муз шумовые эффекты,фото кино видео и дт) т е принцип целостности через многообразие.2 принц-опред сценическими законами,направл на активизацию аудитории,эмоц «встряхивания» зрителя.

21. Основные приемы в режиссуре Режиссерский прием, в узком смысле – необычное проявление и использование одних и тех же выразительных средств. Оригинальные приспособления актера придумываются режиссером в процессе репетиции. В широком смысле режиссерский прием является фундаментальным решением всего спектакля. Режиссеру ТП противопоказано механическое использование готовых средств. Чем ярче фантазия режиссера, тем неожиданнее прием, тем эффективнее воздействие на аудиторию. Но, тем не менее, нельзя забывать о наработанных приемах, облегчающих достижение цели. Режиссерские приемы :

1. Парадоксальная трактовка сцены и образа – разрушается сложившийся стереотип и тем самым побуждает аудиторию к анализу.привычный материал в необычном ракурсе.2.Сценическая реализация метафоры – позволяет нагляднее и убедительнее для аудитории выразить суть либо основного события эпизода, либо отношений, складывающихся между персонажами. Зритель получает возможность быстро и точно определить свою собственную позицию по отношению к происходящему.иносказательная метафорическая мысль,раскр одно явление через другое..3.Использование щитов и песен-зонгов – нарушают непрерывный ход событий, что способствует активизации мыслительного процесса аудитории.4. Раскрытие фабулы или приема – выведение текста на щиты позволяет сосредоточить внимание зрителя, на смысловой стороне не отвлекая её на событийную. Миейрхольд,гоголь,ревизор.5. Проигрывание спектакля или эпизода в порядке, обратном фабуле.6. Прием повтора – для усиления эмоционального воздействия на зрителя, концентрирует его внимание, показывает одну и ту же информацию с разных точек зрения, разную по событиям информацию с одной точки зрения, разные герои со своей точки зрения.7. Прием обнажения сцены – разрушает иллюзию зрителей в том, что он присутствует при спонтанном действительном событии, совершающемся у него на глазах.8. Перенесение сценического действия в зрительный зал – дискуссии, митинги, игровое вовлечение аудитории в сценическое действие.

9. Использование лозунгов – произнесение исполнителями, способствующее активизации аудитории (могут использоваться экран, щиты, как часть вещественного оформления ТП).10. использование поворотного круга.11. использование живого занавеса(быстрый переход номеров)

23. Характеристика средств художественной выразительностиАнафора – повтор начальных слов, словосочетаний. Эпифора – повтор в конце, после слов или словосочет. Прием градации – слова относящиеся к одному предмету располагаются последовательно. Инверсия – обратный порядок слов. Сравнение – способствует лучшему пониманию. Метафора – образное сближение слов, на базе их переносного значения. Эпитет – слово подчеркивающее характерные черты. Фразеологизмы- выражение с переносным значением. Оксиморон – сочетание несовместимых понятий, горячий лед. Метонимия- обозначение предмета по одному из его признаков. Антонимия – противоположное значение. Тавтология – повтор. Синонимия – слова сходные по значению. Риторический вопрос

25 Метафора Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, использующий название объекта одного класса для описания объекта другого класса. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи , от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного на другое. могут быть выделены следующие основные типы языковой метафоры: 1) образная метафора, являющаяся следствием перехода идентифицирующего (многопризнакового, описательного) значения в предикатное (характеризующее) и служащая развитию синонимических средств языка; 2) номинативная метафора (перенос названия), состоящая в замене одного описательного значения другим и служащая источником омонимии; 3) когнитивная метафора, возникающая в результате сдвига в сочетаемости предикатных (признаковых) слов (прилагательных и глаголов) и создающая полисемию; 4) генерализирующая метафора (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающая в значении слова границы между логическими порядками и создающая предикаты наиболее общего значения.

27. 28. Особенности и специфика драматургии Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час. Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены) создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим) количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, по мнению Туманова, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.

Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.

Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.

Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:1. Разнообразие номеров.2. Сопряженность номеров, гармоничность сочетания.3.Контрастность, переключение внимания с одного на другое.

Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником.Принципы составления номеров КП:1. Нарастание зрелищности.

2. Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение).3. Отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице.4. Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий номер)5. Техническая совместимость.6.Принцип непрерывности концертного действия.

Способы обеспечения непрерывности концертного действия:Занавес и система суперзанавеса.2. Использование сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции.3. Дополнительные места действия (балкон, терраса)4.Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.5. Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене Существует 2 типа исполнителей:А) Артист посредник между сценой и залом.Б) Артист, говорящий от своего имени, демонстрирующий свое мастерство.

ТК имеет смешанный сборный тип, концерт – солянка. Эстрадный концерт – легкий. Симфонический – масштабный. Постановочная группа и организация репетиционного процесса ТК:- обсуждение сценария ТК с постановочной группой;- сводные репетиции;- прогонные;- монтировочные;- генеральные;

В основе организации репетиционного процесса ТК лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер). Встреча режиссера с реальными героями ТК и обсуждение важных аспектов.

29. профессиональной деятельности режиссера1. Создание режиссерского замысла досуговой программы. 2.написание режиссерского плана. 3. Создание режисерск. плана. Создание творческого коллектива (асестенты режиссера, главн худ., хореограф, звукорежиссер, световик, ) Определение с гл худ пространственного и образного решения программы. Определение с гл балетмейстером. Опр принципов и особенностей звукового решения. Разработка творческо-технической документации(монтажный лист, постановочный план, смета расходов) Работа с коллективами и исполнителями. Планирование. Проведение программы. Анализ

31. Особенности организации репетиционного Репетиционный процесс определяется уровнем профессиональной подготовки членов команды, сложностью репертуара, необходимостью обеспечить ансамблевость, сыгранность исполнителей.Актеры должны не просто приходить на репетиции в срок, но и в соответствии с графиком вовремя осваивать тест, танцы, пластические элементы и пр. — только на этих условиях подготовка спектакля будет развиваться по поступательной, без срывов и остановок. Вовремя должны изготавливаться элементы художественного оформления: если на начальном этапе репетиций готовый костюм или декорации не имеют особого значения, то на более поздних стадиях отсутствие материальной части делают репетиции бессмысленными. График репетиций координируется режиссером-постановщиком и осуществляется большой группой участников спектакля. Заведующий труппой планирует явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов, балета и т.д. Сценограф и художник по костюмам работают в тесном контакте с заведующим художественно-постановочной частью, организующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, постановку световых и шумовых эффектов и т.д. Промежуточное место в этой структуре работы занимает заведующий музыкальной частью: организация записи музыкальной партитуры спектакля осуществляется в рабочем контакте не только с композитором, но и с заведующим труппой, планирующим участие актеров в работе над музыкальными фрагментами. Включение партитуры в ткань спектакля происходит в контакте с заведующим постановочной частью, т. е. непосредственным руководителем радиоцеха, отвечающим за воспроизведение записи во время спектакля.Формы репетиций: основной формой является индивидуальная работа исполнителя с педагогом,– работа вокалистов и инструменталистов с концертмейстером;– ансамблевое сыгрывание;– техническая репетиция света и звука;– работа с техниками сцены и группой сервиса;– генеральная репетиция.

33 Ведущий как внесюжетный персонаж.Ведущий- комментатор – не читает убедительно, устный комментарий не слишком длинный, не стоит объяснять очевидное, разговорный стиль текста, объяснят зрителю цель происходящего, что он не видит, но ему хотелось бы понять. Дополнение изображения. Ведущий – интервьюер - получает информ при помощи вопросов – ответов. Чувство такта, предупредительность. Не сбивать с мысли. Уметь задавать прямые и ненавязчивые вопросы. Ведущий – информатор.

33. Коммуникативные средства выразительности ведущего Речь является основой и условием коммуникац. Акта и выполняет не только функцию передачи инфо, но является и средством эмоц.воздействия на аудит. Логическое и эмоциональное в речи находится в равных пропорциях.Речь – своеобразный код, кот.пользуется чел. При передачи информ.Гл. единицы – слово и фраза, несущие опред.смысл.Виды информ: 1.логическая или семантическая (что?о чем?).2.темб голоса, индивидуальные особенности голоса (кто говорит?).3.эмоц.контекст речи (камк говорит?).Сцен. Речь слогается из трех разделов: 1. Дикция четкое произношение слов.2.орфоэпия – правльное произношение. 3. Логика сцен.речи призвана доносить мысль звучащей речи овладеть навыками организац. Текста, чтобы наиб. Точно воздействовать на зрителя.Чел,кот.общается с аудиторией должен знать:1.о чем он говорит?.2.кому говорит?3.зачем говорит.1.любой текст содержит смысловой стержень, гл.мысль,проходящую через выступлениея. От точного определения этого стержня зависит правильная ориентация в ответ на вопрос О ЧЕМ?2.аудитория.зритель.Такт,уважние,чувство меры-гл.качества ведущег.3.входит понятие –оценка значения произносимых слов,отношение ведущего к читаемому тексту, а также стремление передать слушателю свою оценку.Речевое взаимодействие – процесс публичного выступления, при кот. Важны умения публично мыслить,свободно творить свое выступление,взаимодействовать словом с аудиторией,что обеспечивает сомыслие,сопереживание слушателей, их активное участие в процессе восприятия содержания и формы ДОС.программы. Эмоц.воздействие выступленич ведущего усиливается тогда, когда он умело применяет язык.средства:1.сегментированная конструкция – состоящая из двух частей сегментов,применение их придает речи ведущего экспрессивность. Высказывание,разделенное на 2 части, с логической паузой между ними легче воспринимается слушателями. Мысль становится доходчивой,когда она передается по частям.2.присоеденит.конструкция-придает выразительность разг.речи,поскольку воспроизводят ее в живой непосредственности. (Надо радоваться материнству!по-настоящему радоваться)3.повтор слов или словосочетаний.повтор начальных слов наз. Анафара.Повтор отд.словосочетаний в конце-эпифора.4.приема грдации+прием повтора-слова,относящиеся к одному предмету располагаются в последов.порядке.при это мысль выражается более точно,четко и эмоционально.(множьте любовь,множьте великодушие души,множьте..)5.инферсия – перестановка обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи. При такой перестановки значительно менятеся течение речи,ее мелодия.6.использование метафоры,символов,аллегории.

34. Виды импровизаций и приемы импровизационной техники. импровизация- это вид творчества и неотъемлемая часть творческого процесса, внезапность творческого имиджа. Определяющие признаки: 1.внезапность 2. Мгновенность реакции. Этапы организации: 1. Языковая компетенция (интеллектуальные способность, большой объем информации в памяти) 2. Импровизационное самочувствие (умение импровизировать здесь и сейчас) 3. Озарение или инсайт (вспышка после какой либо ситуации, требующая дальнейшего действия ) 4. Мгновенное осмысление 5. Публичное воплощение идеи (дать ответ) 6. Этап осмысления(анализ импровизации). Типы импровизации: - по структуре процесса деятельности (заготовленная, классическая, смешанная); - по формам осуществления (словесная, физическая, словесно-физическая) Уровни готовности импровизации(уровень умения распределить и направить внимание зрителя; развития воображения; творческое самочувствие; умение общаться; владение речью; интуиция; умение перевоплощаться)

35. Невербальные средства общения:Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта). Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом). Подробно остановимся на первых двух группах средств невербального общения и постараемся охарактеризовать их смысл. Следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние. Движения экспрессивно-выразительные

Открытые жесты и позы тела.Открытость.Руки собеседника повернуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Мимика лица естественная, без напряжения и скованности. Эта поза дружелюбия, как средство невербального общения говорит об открытости, искренности. О ней также говорит пожатие руки с обхватом ее двумя своими руками. Мужчины могут в разговоре расстегнуть рубашку или пиджак. Общаясь с таким человеком, невольно расслабляешься и испытываешь к нему доверие.

Наши рекомендации