А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов.
А. Толстой.«Петр Первый», Ю. Тынянов«Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговскогои др.
Михаил Афанасьевич Булгаков.Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов.Жизнь итворчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован».Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка истиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова.Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».
Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное ипрекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации имузыкальность стиха. Слиянность темы России исобственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения иблагородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам.Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева.Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов.Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)
«Тихий Дон»- роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. СемьяМелеховых. Жизненныйуклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одногочеловека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции иноваторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- содержание изученных литературных произведений, их художественное своеобразие;
- основные факты жизни и творчества Фадеева, Б. Пастернака, М.А.Булгакова,
А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, М.А. Шолохова;
- теоретико-литературные понятия
Наизусть:
М. И. Ц в е т а е в а. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».
О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».
А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.
Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».
Уметь:
- анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды;
- соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью страны;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы на примере изученных произведений;
- выявлять авторскую позицию;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения по творчеству М.А.Булгакова и М.А.Шолохова.
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песни А. Фатьянова;поэмы «Зоя» М. Алигер,«Февральский дневник» О. Берггольц,«Пулковский меридиан» В.Инбер,«Сын» П. Антокольского.Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова.Пьеса-сказка Е. Шварца«Дракон»
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50-90-х годов
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильеваи др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенкои др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлови др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканиии др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина(«Пять вечеров»), А. Арбузова(«Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова(«В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова(«Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кимаи др.
Александр Трифонович Твардовский.Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак.Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго»(обзорное изучение санализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие икомпозиция романа, соединение в нем прозы ипоэзии, эпического и лирического начал Образы-символы исквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,
Александр Исаевич Солженицын.Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов.Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов.«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа иистория, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота илюбовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы исудьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев.Взаимоотношения человека иприроды в романе «Царь-рыба».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».
Иосиф Александрович Бродский.Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава.Слово опоэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов.Повесть «Обмен».«Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов.Пьеса «Утиная охота».Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Литература конца XX - начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков идр.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная иочищающая сила.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот.Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй.Рассказ о писателе скраткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»
Повесть «Старик и море»как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк.«Три товарища.(Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- влияние Великой Отечественной войны и «оттепели» 60-х годов на развитие литературы;
- новые направления в русской литературе второй половины XX века и наиболее яркие их представители: «лагерная» тема (В.Шаламов, А.Солженицын), «деревенская» проза (В.Распутин), тема исторической памяти (А.Твардовский), человек на войне (В.Быков), «бардовская» поэзия (Б.Окуджава);
- своеобразие поэтического мира Н.Рубцова, И.Бродского, Б.Окуджавы;
- новаторство драматургии А.Вампилова;
- основные тенденции современного литературного процесса;
- теоретико-литературные понятия: традиции и новаторство, драматургия, «бардовская» поэзия, постмодернизм;
- содержание изученных произведений.
Уметь:
- соотносить изученные произведения с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы в связи с изученными произведениями; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- анализировать и интерпретировать изученные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- формулировать свое отношение к прочитанному;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения по творчеству писателей второй половины XX века.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Требования к подготовке обучающихся | Дата | |
План | Факт | ||||
Введение (2 часа) | |||||
Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. | Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметьконспектировать лекцию учителя. | ||||
Развитие традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. | Знатьобщественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы. | ||||
Писатели-реалисты начала XX века – 30 часов | |||||
Иван Алексеевич Бунин (5 часов) | |||||
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). | ||||
И.А. Бунин.Рассказ «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. | Знатьтекст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||||
Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе | Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры | ||||
Поэтичность женских образов в цикле рассказов о любви «Темные аллеи». | Уметь определять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения | ||||
Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник» | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||||
Александр Иванович Куприн (5ч) | |||||
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). | ||||
Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры. | Знать сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь выполнять тестовые задания | ||||
Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви | Знать:своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы, роль детали, символический смысл, поэтическое изображение природы, роль эпиграфа Уметь:анализировать прозаический текст | ||||
Поэтическое изображение природы в повести «Олеся». Богатство духовного мира героини. | Знать сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь анализировать образ героя литературного произведения | ||||
Р/р Сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина | Уметь составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | ||||
Максим Горький ( 5 часов) | |||||
М. Горький. Очерк жизни и творчества. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «Макар Чудра». «Челкаш» | Знать:основные этапы жизни и творчества писателя, текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов, проблематику и особенности композиции рассказа, романтизм ранних рассказов, проблемы. Уметь: конспектировать лекцию, делать сообщения, анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||||
На дне» как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | Знать:смысл названия пьесы, система образов, новаторство писателя, основные компоненты произведения, составляющие жанра и конфликта в пьесе; Уметь:воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям | ||||
Атмосфера духовного разобщения людей. Хозяева жизни «на дне». | Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов | ||||
Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение. | Знать: позицию автора и героев пьесы по отношению к вопросу о правде. Уметь:анализировать прозаический текст, Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей. | ||||
Р/Р Сочинение по пьесе М.Горького «На дне» | Уметь составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | ||||
Серебряный век русской поэзии (9 часов) | |||||
Серебряный век русской поэзии. | Знать:литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм и их основных представителей; Уметь:конспектировать лекцию | ||||
Символизм как литературное направление | Знать:истоки русского символизма. Понимание символа. Старшие символисты и младосимволисты Уметьконспектировать лекцию, выступать с сообщениями, вести беседу | ||||
Поэзия В. Брюсова | Знатьосновные тапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии Уметь:анализировать поэтический текст | ||||
Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта | Знатьосновные этапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии Уметьанализировать поэтический текст | ||||
Акмеизм как литературное направление | Знать основные положения акмеизма как литературного направления, важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Акмеизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. | ||||
Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. | Знатьсвоеобразие сюжетов, экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Уметьанализировать поэтический текст | ||||
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы | Знать основные положения футуризма как литературного направления. Уметь выступать с устным сообщениемТеория литературы. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. | ||||
И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. | Знатьэмоциональность ироничность лирики оригинальность словотворчества Уметьанализировать поэтический текст | ||||
Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века. | Знать основные положения символизма, акмеизма, футуризма как литературных направлений. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы | ||||
Александр Александрович Блок (5 часов) | |||||
А. А, Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме». | Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). | ||||
Тема Родины в творчестве Блока | Знать:основной пафос патриотических стихотворений. Цикл «На поле Куликовом», «Скифы» Уметь:анализировать поэтический текст. | ||||
Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция. | Знать сюжет поэмы и её героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. | ||||
Поэма «Двенадцать».Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой. Теория литературы. Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). | ||||
Р/Р Сочинение по творчеству А. Блока | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | ||||
Новокрестьянская поэзия (Обзор)- 1 час | |||||
ВЧ Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина) | Знать: проблематику и поэтику новокрестьянской поэзии Уметь: анализировать стихотворения, конспектировать лекцию учителя. | ||||
Сергей Александрович Есенин ( 6 часов) | |||||
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.. | Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||||
Тема России в лирике С. Есенина. | Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина. Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. | ||||
Любовная лирика Есенина | Знатьсветлые и трагические стороны любви, адресаты лирики Уметьвыразительно читать и анализировать текст | ||||
Поэма « Анна Снегина» – поэма о судьбе человека, о судьбе страны. | Знать: содержание произведения. Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку | ||||
«Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина» | Знатьтематику, проблематику. Уметьвыразительно читать и анализировать текст. | ||||
Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | ||||
Литература 20-х годов XX века (3ч) | |||||
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). | Знать: особенности литературного процесса 20-х гг., основные темы, способы изображения; Уметь:конспектировать лекцию учителя, готовить доклад на выбранную тему. | ||||
Трагическое осмысление темы России и революции в творчестве поэтов старшего поколения. (В. Хлебников, поэты-обэриуты). | Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||||
Русская эмигрантская сатира. А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия» | Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||||
Владимир Владимирович Маяковский (5 часов) | |||||
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. | Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии. Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы.Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). | ||||
Поэт и революция. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. | Знать сатирические произведения в творчестве поэта. Уметь находить объекты сатиры, выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы.Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. | ||||
Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. | Знать особенности любовной лирики поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя | ||||
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Драматургия В. Маяковского. | Знать особенности раскрытия данной темы поэтом. Уметь анализировать стихотворения Теория литературы.Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. | ||||
В.В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах» | Знать взгляды Маяковского на поэтическое искусство, высказывания автора о роли поэта и поэзии в жизни общества. Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||||
Литература 30-х годов XX века (Обзор)- 1 час | |||||
Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов. | Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект | ||||
Михаил Афанасьевич Булгаков- 7 часов | |||||
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита». | Знать биографию писателя, историю создания и публикации, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита» Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. | ||||
Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий Пилат. | Знать роль фантастики в романе. Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. | ||||
Многоплановость, разноуровневость повествования. Сочетание реальности и фантастики. Роль свиты Воланда в романе. | Знать роль фантастики в романе. Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. | ||||
«Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. | Знать особенности психологизма в романе. Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали. | ||||
Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера | Уметь |