А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

А. Толстой.«Петр Первый», Ю. Тынянов«Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговскогои др.

Михаил Афанасьевич Булгаков.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов.Жизнь итворчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован».Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка истиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова.Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».

Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное ипрекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации имузыкальность стиха. Слиянность темы России исобственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения иблагородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Михаил Александрович Шолохов.Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)

«Тихий Дон»- роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. СемьяМелеховых. Жизненныйуклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одногочеловека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции иноваторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- содержание изученных литературных произведений, их художественное своеобразие;

- основные факты жизни и творчества Фадеева, Б. Пастернака, М.А.Булгакова,

А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, М.А. Шолохова;

- теоретико-литературные понятия

Наизусть:

М. И. Ц в е т а е в а. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.

Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».

Уметь:

- анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды;

- соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью страны;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы на примере изученных произведений;

- выявлять авторскую позицию;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать сочинения по творчеству М.А.Булгакова и М.А.Шолохова.

Литература периода Великой Отечественной войны

(Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песни А. Фатьянова;поэмы «Зоя» М. Алигер,«Февральский дневник» О. Берггольц,«Пулковский меридиан» В.Инбер,«Сын» П. Антокольского.Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова.Пьеса-сказка Е. Шварца«Дракон»

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50-90-х годов

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильеваи др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенкои др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлови др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканиии др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина(«Пять вечеров»), А. Арбузова(«Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова(«В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова(«Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кимаи др.

Александр Трифонович Твардовский.Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго»(обзорное изучение санализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие икомпозиция романа, соединение в нем прозы ипоэзии, эпического и лирического начал Образы-символы исквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,

Александр Исаевич Солженицын.Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов.«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа иистория, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота илюбовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы исудьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев.Взаимоотношения человека иприроды в романе «Царь-рыба».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».

Иосиф Александрович Бродский.Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава.Слово опоэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов.Повесть «Обмен».«Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов.Пьеса «Утиная охота».Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Литература конца XX - начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков идр.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная иочищающая сила.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот.Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй.Рассказ о писателе скраткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»

Повесть «Старик и море»как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк.«Три товарища.(Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).

Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- влияние Великой Отечественной войны и «оттепели» 60-х годов на развитие литературы;

- новые направления в русской литературе второй половины XX века и наиболее яркие их представители: «лагерная» тема (В.Шаламов, А.Солженицын), «деревенская» проза (В.Распутин), тема исторической памяти (А.Твардовский), человек на войне (В.Быков), «бардовская» поэзия (Б.Окуджава);

- своеобразие поэтического мира Н.Рубцова, И.Бродского, Б.Окуджавы;

- новаторство драматургии А.Вампилова;

- основные тенденции современного литературного процесса;

- теоретико-литературные понятия: традиции и новаторство, драматургия, «бардовская» поэзия, постмодернизм;

- содержание изученных произведений.

Уметь:

- соотносить изученные произведения с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы в связи с изученными произведениями; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- анализировать и интерпретировать изученные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- формулировать свое отношение к прочитанному;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения по творчеству писателей второй половины XX века.

4.Тематическое планирование

Наши рекомендации

№ п/п Тема урока Кол-во часов Требования к подготовке обучающихся Дата
План Факт
Введение (2 часа)
Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметьконспектировать лекцию учителя.
Развитие традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Знатьобщественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы.
Писатели-реалисты начала XX века – 30 часов
Иван Алексеевич Бунин (5 часов)
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
И.А. Бунин.Рассказ «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Знатьтекст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры
Поэтичность женских образов в цикле рассказов о любви «Темные аллеи». Уметь определять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения
Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник» Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Александр Иванович Куприн (5ч)
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры. Знать сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь выполнять тестовые задания
Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви Знать:своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы, роль детали, символический смысл, поэтическое изображение природы, роль эпиграфа Уметь:анализировать прозаический текст
Поэтическое изображение природы в повести «Олеся». Богатство духовного мира героини. Знать сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь анализировать образ героя литературного произведения
Р/р Сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина Уметь составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.
Максим Горький ( 5 часов)
М. Горький. Очерк жизни и творчества. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «Макар Чудра». «Челкаш» Знать:основные этапы жизни и творчества писателя, текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов, проблематику и особенности композиции рассказа, романтизм ранних рассказов, проблемы. Уметь: конспектировать лекцию, делать сообщения, анализировать произведение в единстве содержания и формы.
На дне» как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Знать:смысл названия пьесы, система образов, новаторство писателя, основные компоненты произведения, составляющие жанра и конфликта в пьесе; Уметь:воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям
Атмосфера духовного разобщения людей. Хозяева жизни «на дне». Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов
Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение.   Знать: позицию автора и героев пьесы по отношению к вопросу о правде. Уметь:анализировать прозаический текст, Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.
Р/Р Сочинение по пьесе М.Горького «На дне» Уметь составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.
Серебряный век русской поэзии (9 часов)
Серебряный век русской поэзии. Знать:литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм и их основных представителей; Уметь:конспектировать лекцию
Символизм как литературное направление Знать:истоки русского символизма. Понимание символа. Старшие символисты и младосимволисты Уметьконспектировать лекцию, выступать с сообщениями, вести беседу
Поэзия В. Брюсова Знатьосновные тапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии Уметь:анализировать поэтический текст
Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта   Знатьосновные этапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии Уметьанализировать поэтический текст
Акмеизм как литературное направление Знать основные положения акмеизма как литературного направления, важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Акмеизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.
Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. Знатьсвоеобразие сюжетов, экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Уметьанализировать поэтический текст
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы Знать основные положения футуризма как литературного направления. Уметь выступать с устным сообщениемТеория литературы. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.
И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. Знатьэмоциональность ироничность лирики оригинальность словотворчества Уметьанализировать поэтический текст
Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века. Знать основные положения символизма, акмеизма, футуризма как литературных направлений. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Александр Александрович Блок (5 часов)
А. А, Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме». Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений).
Тема Родины в творчестве Блока Знать:основной пафос патриотических стихотворений. Цикл «На поле Куликовом», «Скифы» Уметь:анализировать поэтический текст.
Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция. Знать сюжет поэмы и её героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.
Поэма «Двенадцать».Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.   Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой. Теория литературы. Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Р/Р Сочинение по творчеству А. Блока Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст
Новокрестьянская поэзия (Обзор)- 1 час
ВЧ Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина) Знать: проблематику и поэтику новокрестьянской поэзии Уметь: анализировать стихотворения, конспектировать лекцию учителя.
Сергей Александрович Есенин ( 6 часов)
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.. Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Тема России в лирике С. Есенина.   Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина. Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм.
Любовная лирика Есенина   Знатьсветлые и трагические стороны любви, адресаты лирики Уметьвыразительно читать и анализировать текст
Поэма « Анна Снегина» – поэма о судьбе человека, о судьбе страны.   Знать: содержание произведения. Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку
«Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина» Знатьтематику, проблематику. Уметьвыразительно читать и анализировать текст.
Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст
Литература 20-х годов XX века (3ч)
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Знать: особенности литературного процесса 20-х гг., основные темы, способы изображения; Уметь:конспектировать лекцию учителя, готовить доклад на выбранную тему.
Трагическое осмысление темы России и революции в творчестве поэтов старшего поколения. (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Русская эмигрантская сатира. А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия» Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Владимир Владимирович Маяковский (5 часов)
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии. Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы.Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия).
Поэт и революция. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. Знать сатирические произведения в творчестве поэта. Уметь находить объекты сатиры, выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы.Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. Знать особенности любовной лирики поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Драматургия В. Маяковского. Знать особенности раскрытия данной темы поэтом. Уметь анализировать стихотворения Теория литературы.Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
В.В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах» Знать взгляды Маяковского на поэтическое искусство, высказывания автора о роли поэта и поэзии в жизни общества. Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Литература 30-х годов XX века (Обзор)- 1 час
Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов. Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект
Михаил Афанасьевич Булгаков- 7 часов
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита». Знать биографию писателя, историю создания и публикации, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита» Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий Пилат. Знать роль фантастики в романе. Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.
Многоплановость, разноуровневость повествования. Сочетание реальности и фантастики. Роль свиты Воланда в романе. Знать роль фантастики в романе. Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.
«Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Знать особенности психологизма в романе. Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.  
Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера Уметь