История отечественной литературы
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ № 1
.
РУССКИЙ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ
Н.М. КАРАМЗИНА
Вопросы
1. Биография Н.М. Карамзина.
2. Исторические, философские, литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентиментализмом и отличие от него.
3. Причины появления и быстрого развития сентиментальной повести в русской литературе.
4. Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма:
а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;
б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Карамзина;
в) психологическая функция пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо повести;
г) образ автора, речевой строй повествования;
д) значение повести в истории русской литературы.
5. «Остров Борнгольм» – предромантическая повесть:
а) особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа;
б) образ автора в повести;
в) жанр готической повести.
6. Повести Н.М. Карамзина в истории русской литературы.
Литература
· Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. – М.; Л., 1964. – Т. 1.*
· Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. – М., 1979. – С. 5-32.
· Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина//Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. – Л., 1985. – С. 111-133.
ЗАНЯТИЕ № 2
РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Вопросы
1. Исторические условия возникновения романтизма в России.
2. Сущность и своеобразие русского романтизма первой четверти XIX века. Социальные и психологические предпосылки формирования романтизма в России. Основные разновидности русского романтизма.
3. Истоки русского романтизма в творчестве В.А. Жуковского.
4. Характеристика раннего творчества Жуковского:
а) становление романтического метода и романтического сознания в поэзии Жуковского.
б) жанр баллады в творчестве Жуковского. «Людмила» – первая баллада Жуковского. Романтизм баллады. Спор вокруг нее.
в) «Светлана» – романтическая баллада. Отражение взглядов Жуковского.
г) Проявление особенностей романтизма Жуковского в его балладах.
5. Гражданский романтизм. Особенности художественного метода.
6. Романтизм Рылеева: сюжет, характеры, поэтика. Жанр «дум» в творчестве Рылеева.
7. Романтизм и реализм, их соотношение в литературе первой четверти XIX века.
Литература
· Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – Часть 1.
· Русский романтизм / Под ред. Н. Гуляева. – М., 1974.
· Иезуитов Р.В. Жуковский и его время. – М., 1989.
· Страшнов С.Л. Молодеет и лад баллад: Баллада в истории русской советской поэзии. – М., 1991.
ЗАНЯТИЕ № 3
«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А. С. ПУШКИНА
Вопросы
1. Этапы творческого пути А.С. Пушкина.
2. Замысел произведений цикла и история создания «Маленьких трагедий».
3. Жанровые истоки цикла. Варианты названий, предложенных Пушкиным, как отражение новизны жанра.
4. Проблематика произведений цикла и их художественное единство.
5. Художественные средства в «Маленьких трагедиях».
Литература
· Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: ГИХЛ, 1957.
· Панкратова И.Л., Хализев В.Е. Опыт прочтения «Пира во время чумы» А.С.Пушкина // Типологический анализ литературного произведения. – Кемерово, 1982. – С.53-66.
· Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина – М.: Худож. лит., 1974. – 96 с.
· Фёдоров В.В. Гармония трагедии («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. – Кемерово, 1979. – С.143-150.
· Федякин С. Драматургия Болдинской осени. – Газета «Литература» – 2009. – № 11.*
ЗАНЯТИЕ № 4
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»
В ПРОЗЕ ХIХ – НАЧАЛА ХХвеков
Вопросы
1. Особенности пушкинской трактовки образа «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель»):
а) отношение автора к Самсону Вырину (простая жалость – сочувствие – сострадание?)
б) чем, по мнению А.С. Пушкина, вызваны страдания героя, кто, прежде всего, виновен в трагическом исходе событий?
2. Особенности гоголевского сатирического изображения «маленького человека» (на материале повести «Шинель»):
а) что общего в характерах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина, а в чём их принципиальная разница?
б) какие способы сатирической типизации можно отметить в «Шинели»?
в) какова авторская позиция в отношении к «маленькому человеку»?
г) в чем проявилась новизна Гоголя в осмыслении темы «маленького человека»?
3. Совмещение пушкинских и гоголевских принципов изображения характера в образе главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
4. Новаторское осмысление А.П. Чеховым образа «маленького человека» («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Тоска», «Горе»).
5. Трактовке образа «маленького человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна.
Литература
· Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.
· Катаев В.Б. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998.
· Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
· Машинский С. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1979.*
· Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.
ЗАНЯТИЕ № 5
Вопросы
1. Общественно–исторические предпосылки обращения И.С. Тургенева к изображению передовой дворянской интеллигенции 30 – 40-х годов ХІХ века. «Лишние люди» как типическое явление русской жизни эпохи реакции. Проблема их социальной ценности в условиях 50-х годов. Рудин в ряду других представителей «лишних людей» (Онегин, Печорин и др.).
2. Бытовое окружение в усадьбе Ласунской. Душевная нищета ее обитателей. Интеллектуальное и нравственное превосходство Рудина.
3. Главное противоречие в характере Рудина. Испытание Рудина любовью как решающая проверка его жизненной несостоятельности. Сцена Авдюхина у пруда и ее идейно-композиционная роль в романе. Суд Натальи Ласунской над Рудиным. Наталья Ласунская как тип «тургеневской девушки».
4. Субъективные и объективные причины краха общественных начинаний Рудина. Драматизм его судьбы. Трагический финал скитальческой жизни Рудина.
5. Две исповеди Рудина. Нравственный самокритизм Рудина в прощальном письме и в последней беседе с Лежневым.
6. Лежнев как главный идейный антипод Рудина. Критика им отрицательных черт рудинского характера с позиций либерального помещика-практика. Эволюция лежневского отношения к Рудину.
Литература
· Бялый Г. Первый роман Тургенева. / Тургенев И.С. Рудин: Роман. – М.: Дет. лит., 1990 – 159 с.*
· Ефимова Е.М. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сб. статей. – М., 1959.
· Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975.
· Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. – М., 1961 (гл. 5).
· Цейтлин А.Г. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – М., 1968.
ЗАНЯТИЕ № 6
Вопросы
1. Творческий путь Л.Н. Толстого.
2. Творческая история романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
3. Отражение в романе общественной жизни России 70-х годов.
4. Эпиграф романа, его смысл.
5. Сущность и причины трагедии Анны Карениной.
6. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
7. Поэтика романа.
8. Жанровое своеобразие романа.
Литература
· Храпченко М.Б. Толстой как художник. – М., 1971. – Гл.4 «Анна Каренина».
· Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1974. – С. 110-195.
· Бабаев Э. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М., 1978.
· Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». – М., 1963.
ЗАНЯТИЕ № 7
Вопросы
1. Общая характеристика жизни и творчества В. Набокова.
2. Поэзия В. Набокова и ее связь с поэзией серебряного века
3. Романы В. Набокова и традиции русской прозы XIX века.
4. «Машенька» - первое прозаическое произведение писателя. История создания романа.
5. Образный мир произведения и особенности поэтики. Тема утраченного рая в романе.
6. Образ Льва Глебовича Ганина. Ганин как автобиографический герой.
7. Пансион Л.Н.Дорн, его постояльцы.
8. Тема Машеньки-России – России Машеньки в романе. Финал произведения.
Литература:
· Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова, - в книге: Собрание сочинений Набокова в 4-х т.т.М., 1990, т.1, с. 3 – 35. Здесь же: Дарк О. «Загадка Сирина», с.403 – 410.
· Набоков В. Pro et contra // Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. – Антология, СПб., 1997.
· Носик Б. Мир и дар Набокова. Первая русская биография. – М., 1995. – С. 311 – 319.
· Ухова Е. Призма памяти в романах В. Набокова. – Вопросы литературы. – 2003. – № 4. – С. 159 – 166.
ЗАНЯТИЕ № 8
Вопросы
1. История создания книги И.Бабеля «Конармия»: автобиографические предпосылки, отзывы после публикации.
2. Жанровое своеобразие книги.
3. Цикл новелл как идейно-образное единство. Система образов и композиционное своеобразие книги.
4. Структура повествования в «Конармии»: различные соотношения автора и рассказчиков (рассказы «Переход через Збруч», «Гедали», «Письмо», «Конкин», Мой первый гусь», «Кладбище в Козине»).
5. Роль и значение Лютова в повествовании. Характер Лютова и принципы его раскрытия. Автор и герой. («Гедали», «Мой первый гусь». «После боя», «Смерть Долгушева», «Пан Аполек»).
6. Своеобразие изображения гражданской войны у Бабеля: натуралистичность, гротеск. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в новеллах (на примере анализа одной из новелл).
Литература
· Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов. М.1989. Гл. «Конармия» И.Бабеля: вчера и сегодня.
· Белая Г.А., Добренко Е.А, Есаулов И.А. «Конармия» Исаака Бабеля. - М., 1993.
· Белая Г. Трагедия Исаака Бабеля. // И.Бабель. Сочинения в 2-х т. Т.1. М., 1991. С. 5-30.
· Мусатов В.В. Интеллигенция и революция. // Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. (советский период). М, 2001. С. 65-69.
· Сухих И. О звездах, крови, людях и лошадях: (1923 – 1925. «Конармия» И. Бабеля)// Звезда. –1999. – №12.
ЗАНЯТИЕ № 9
Вопросы
1. Творческий путь М.А. Булгакова. Жанровая характеристика произведений.
2. История создания романа «Мастер и Маргарита».
3. Своеобразие композиции, ее роль в произведении.
4. Сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности.
5. Критическое изображение социальной действительности 20 – 30-х гг XX в.
6. Фантастическая сюжетная линия.
7. Образы представителей «царства тьмы», функция нечистой силы.
8. Проблема творчества и судьбы художника. Образы Мастера и Маргариты.
9. Утверждение вечных ценностей в романе.
10. Нравственно-философская сущность библейского сюжета.
11. Образ Иешуа.
12. Взаимосвязь исторической и современной частей романа.
13. Характеристика творческого метода М.Булгакова.
Литература
· Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.: Сов. писатель, 1983.
· Боборыкин В. Михаил Булгаков. – М.: Просвещение, 1991.
· Соколов Б. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.
· Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Худ. лит., 1991.
· Сарнов Б. Каждому – по его вере. О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: МГУ, 1997.
ЗАНЯТИЕ № 10
В ТВОРЧЕСТВЕ В. БЫКОВА
Вопросы
1. Традиции и новаторство В. Быкова в изображении Великой Отечественной войны.
2. Осмысление общечеловеческих нравственных проблем в «военной» прозе В. Быкова («Сотников», «Обелиск», «Знак беды», «Карьер»). Углубленный анализ психологии человека в экстремальной ситуации: проблема выбора и нравственный максимализм.
3. Идея долга и истоки героизма героев В. Быкова.
4. Авторская позиция и способы ее выражения в произведениях.
5. Жанровое своеобразие повестей В. Быкова. Особенности сюжета и конфликта.
6. Особенности поэтики В. Быкова.
7. Повесть «Сотников». Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести: защита подлинного «я» ценой физической смерти, принятие на себя вины мира и драма человеческого сознания, логика предательства.
8. Нравственные уроки повестей В. Быкова.
Литература
· Бугаев Д. Вступительная статья // Быков В. Собр. соч. В 4 т. М., 1985. Т.1.
· Быков В. Как создавалась повесть «Сотников» // Литературное обозрение. – 1973. –№7. – С. 100-102.
· Дедков И.А. В. Быков. Очерк творчества. М., 1980.
· Лазарев Л.И. В. Быков. М., 1979.
· Лазарев Л. Высший кодекс человечности // Литература в школе. – 1978. – №1. – С. 13-24.
· Шагалов А. В. Быков. Повести о войне. М., 1989.
ЗАНЯТИЕ № 11
НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»Вопросы
1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история.2. Образ Юрия Живаго.а) основные этапы становления личности героя;б) как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, о нравственности выбора, об искусстве.3. Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы в развитии характера Лары.4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев романа (историко-философские суждения Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной личности, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне).5. Художественное совершенство романа.а) сюжетная и композиционная роль «Стихотворений Юрия Живаго».б) своеобразие жанра и композиции романа;в) роль евангельских мотивов и образов в романе;г) особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго».Литература
Художественный текст: Пастернак Б. «Доктор Живаго».· Лихачев Д.С. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мирим – 1988. № 1.· Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. – 1988. № 9.· Смирнов Игорь П. Роман тайн «Доктор Живаго». – М., 1996.ЗАНЯТИЕ № 12
ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю. ТРИФОНОВАВопросы
1. Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова.2. Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей?3. Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм. Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова. К чему приводит уклонение от выбора?4. Авторское отношение к позиции героев.5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя. Литература· Художественные тексты: Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь (две повести по выбору)· Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. – М., 1979.*· Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир. – 1980, № 9.· Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. – М., 1984.ЗАНЯТИЕ № 13
Литература
· Зайцев В.А. Современная советская поэзия. – М.: Высш. шк., 1988.
· Пьяных М.Ф. «Покой нам только снится…». Русская советская поэзия 1965–1985 годов. – Л., 1985.
· Сидоров Е.Ю. Евгений Евтушенко. – М.: Худож. лит., 1987.
· Михайлов Ал. Андрей Вознесенский. Этюды. – М., 1970.
· Бестужев–Лада И. Открывая Высоцкого. – М.: Моск. рабочий, 1989.
· Алешка Т. Творчество Б.Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.
· Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. – М, 1975.· Чайковский Р. Романтик ли Б. Окуджава // Литературное обозрение. – 1987. – № 6.
ЗАНЯТИЕ № 14
«ПЛАХА» Ч. АЙТМАТОВА КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН
Вопросы
1. Творческий путь Ч. Айтматова.
2. Социальная и нравственная проблематика романа «Плаха». Философская основа романа: проблема поиска и утверждения нравственных ценностей.
3. Образ Авдия Калистратова.
4. Идейно-композиционная роль евангельской легенды.
5. Особенности и единство конфликта: мир человеческий и мир природы.
6. Своеобразие реализма Айтматова:
а). роль условно-фантастического элемента.
б). притчевые вставки, способы типизации.
в). особенности психологизма.
г). проблема финала.
7. Роман Ч. Айтматова и литературная традиция.
Литература
· Дискуссия: Роман и его прочтение // Литературная Россия. 1986. 28 ноября. С. 8-9.
· Золотусский И. Отчёт о пути // Знамя. – 1987. – №1.
· Иванов Д. Что впереди? // Огонёк. – 1987. – №2. – С. 12-14.
· Иванова Н. Испытание правдой // Знамя. – 1987. – №1. – С. 216-219.
· Красновас А., Анненский Л. Роман «Плаха». Два прочтения // Дружба народов. 1986. №12. С. 246-252.
· Лакшин В. По правде говоря // Известия. – 1986. – 3 и 4 декабря. С. 3.
· Левченко В.Г. Чингиз Айтматов: Проблемы поэтики, жанра, стиля. М.: Сов. писатель, 1983.
ЗАНЯТИЕ № 15
Литература
1. Дарк О. Женские антиномии // Дружба народов. – М., 1991. – № 4. – С. 257 - 269.
2. Кякшто Н.Н. Поэтика прозы Л.Петрушевской (повесть «Свой круг») //Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений /В.Н.Альфонсов, В.Е.Васильев, А.А.Кобринский и др.; под ред. С.И.Тиминой. – СПб: Изд-во «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002. – С.541-553.
3. Маркова Т.Н. Поэтика повествования Л.Петрушевской //Рус. речь. 2004. №2. С.37-44.
5. Рыкова Д.В. Семья в творчестве Людмилы Петрушевской //Мир России в зеркале новейшей художественной литературы: Сб. науч. трудов. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2004. – С.177-181.
6. Сафронова Л.В. Поэтика литературного сериала и проблема автора и героя (на материале сериалов «Дикие животные сказки» и «Пуськи бятые» Л.С. Петрушевской) //Русская литература. –2006. –№2. – С.55-66. .
7. Шаманский Д. «Литература не занимается счастьем» //Нева. – 2004. – №9. – с.216-223.
«АРТИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА» ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ.
Вопросы
1. Творческий путь Т. Толстой.
2. Художественный мир прозы Т. Толстой. Артистизм, полет фантазии, метафоричность как отличительные черты прозы («Река Оккервиль», «Сомнамбула в тумане»).
3. Принцип миромоделирования в создании художественной картины мира («На золотом крыльце сидели...»).
4. Культурные архетипы в осмыслении современной реальности («Река Оккервиль», «Петерс»).
5. Жизнь – фантом, жизнь – мираж Петерса («Петерс»). Драма беззащитности и беспомощности как общечеловеческая драма.
6. Мир действительный и «миражи» («Милая Шура», «Соня», «Кысь»).
7. «Соня» как романтический роман в письмах. Автор его сценария Ада и «мишень для острот» Соня.
8. Авторская позиция в произведениях.
Литература
· Вайль П., Генис А. Городок в табакерке: Проза Т. Толстой// Звезда. – 1990. – №8. С. 147-150
· Бахнов Л. Человек со стороны// Знамя. – 1988. – № 7. – С..226-229.
· Грекова И. Расточительность таланта. // Новый мир. – 1988. – № 1. – с. 252-256.
· Липовецкий М. Контекст: мифологии творчества (Татьяна Толстая). В кн.: Липовецкий М. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. . - Екатеринбург; 1997, с. 210-229, или глава «Татьяна Толстая» в учебном пособии для студентов Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого «Русская литература XX века» (1950 – 1990-е гг.) в трех томах . – Т. 2. – М.: Изд. Центр «Академия» . – 2008. – С. 467 – 478.
· Новиков В. Наедине с вечностью// Толстая Т. Любишь – не любишь: Рассказы. – М., 1997.
Литература
· Ермакова А.В. Способы и средства реализации концептов «жизнь» и «смерть» в художественном тексте (на материале романов «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой. Автореф. дис. …кандидата наук. Филологические науки: 10.01.01. Волгоград, 2006.
· Куклин Л. Казус Улицкой //Нева. 2003. №7. С.177-183.
· Прохорова Т.Г. Особенности проявления мифологического сознания в художественной струкутре романа Л.Улицкой «Медея и ее дети» //Русский роман ХХ века: Духовный мир и поэтика жанра: Сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С.288-293.
· Щеглова Е. О спокойном достоинстве – и не только о нем: Людмила Улицкая и ее мир. //Нева. 2003. №7. С.183-189.
Литература
· Васильева М. Так сложилось// Дружба народов. – 1998. – № 4.
· Вейли Р. Мир, где состарились сказки: Социокультурный генезис прозы В. Токаревой// Литературное обозрение. – 1993. – № 1, 2.
· Лебедушкина О. Книга царств и возможностей// Дружба народов. – 1998. - № 4.
· Морозова Т. Ускользающее месторождение сюжета// Дружба народов. – 1998. - № 8.
· Новикова Л. Тело против пустоты// Знамя. – 1998. – № 9.
· Савкина И. Женская проза – без кавычек// Литературная учеба. – 1998. - № 3.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ № 1
.
РУССКИЙ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ
Н.М. КАРАМЗИНА
Вопросы
1. Биография Н.М. Карамзина.
2. Исторические, философские, литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентиментализмом и отличие от него.
3. Причины появления и быстрого развития сентиментальной повести в русской литературе.
4. Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма:
а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;
б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Карамзина;
в) психологическая функция пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо повести;
г) образ автора, речевой строй повествования;
д) значение повести в истории русской литературы.
5. «Остров Борнгольм» – предромантическая повесть:
а) особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа;
б) образ автора в повести;
в) жанр готической повести.
6. Повести Н.М. Карамзина в истории русской литературы.
Литература
· Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. – М.; Л., 1964. – Т. 1.*
· Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. – М., 1979. – С. 5-32.
· Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина//Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. – Л., 1985. – С. 111-133.
ЗАНЯТИЕ № 2
РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Вопросы
1. Исторические условия возникновения романтизма в России.
2. Сущность и своеобразие русского романтизма первой четверти XIX века. Социальные и психологические предпосылки формирования романтизма в России. Основные разновидности русского романтизма.
3. Истоки русского романтизма в творчестве В.А. Жуковского.
4. Характеристика раннего творчества Жуковского:
а) становление романтического метода и романтического сознания в поэзии Жуковского.
б) жанр баллады в творчестве Жуковского. «Людмила» – первая баллада Жуковского. Романтизм баллады. Спор вокруг нее.
в) «Светлана» – романтическая баллада. Отражение взглядов Жуковского.
г) Проявление особенностей романтизма Жуковского в его балладах.
5. Гражданский романтизм. Особенности художественного метода.
6. Романтизм Рылеева: сюжет, характеры, поэтика. Жанр «дум» в творчестве Рылеева.
7. Романтизм и реализм, их соотношение в литературе первой четверти XIX века.
Литература
· Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – Часть 1.
· Русский романтизм / Под ред. Н. Гуляева. – М., 1974.
· Иезуитов Р.В. Жуковский и его время. – М., 1989.
· Страшнов С.Л. Молодеет и лад баллад: Баллада в истории русской советской поэзии. – М., 1991.
ЗАНЯТИЕ № 3
«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А. С. ПУШКИНА
Вопросы
1. Этапы творческого пути А.С. Пушкина.
2. Замысел произведений цикла и история создания «Маленьких трагедий».
3. Жанровые истоки цикла. Варианты названий, предложенных Пушкиным, как отражение новизны жанра.
4. Проблематика произведений цикла и их художественное единство.
5. Художественные средства в «Маленьких трагедиях».
Литература
· Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: ГИХЛ, 1957.
· Панкратова И.Л., Хализев В.Е. Опыт прочтения «Пира во время чумы» А.С.Пушкина // Типологический анализ литературного произведения. – Кемерово, 1982. – С.53-66.
· Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина – М.: Худож. лит., 1974. – 96 с.
· Фёдоров В.В. Гармония трагедии («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. – Кемерово, 1979. – С.143-150.
· Федякин С. Драматургия Болдинской осени. – Газета «Литература» – 2009. – № 11.*
ЗАНЯТИЕ № 4