Общий список работ для обязательного конспектирования
1. Законспектировать статьи по хрестоматии: Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*
Раздел II. Литература как вид искусства и ее роды.
1. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.
2. Бахтин М.М. Слово в романе.
3. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике.
Раздел VI. Литературные жанры.
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике.
2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») (1835).
3. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.
4. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики (1899).
5. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции.
6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.
7. Бахтин М.М. Эпос и роман: О методологии исследования романа.
8. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров.
2. Законспектироватьстатьи по хрестоматии:Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*
1. Томашевский Б.М. Стих и язык.
2. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка.
3. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория.
4. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений.
5. Холшевников В.Е. Типы интонации русского классического стиха.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Акростих | Лирика | Силлабическое стихосложение |
Акцентный стих (Ударник) | Лирический герой | Силлабо-тоническое стихосложение |
Аллегория | Лирическое отступление | Символ |
Аллитерация | Лиро-эпический жанр | Символизм |
Аллюзия | Литературный герой | Синекдоха |
Анапест | Литературный язык | Сонет |
Анафора | Литота | Сравнение |
Амфибрахий | Мадригал | Стилизация |
Антитеза | Медитативная лирика | Стиль |
Антиутопия | Мелодика стиха | Сюжет |
Ассонанс / Ассонансная рифма | Мелодрама | Тема |
Ассоциация | Метатеза | Терцет |
Баллада | Метафора | Типизация |
Басня | Метр / Метрик | Типическое |
Белый стих | Модернизм | Тоническое стихосложение |
Бурлеск | Мотив | Травести, травестирование |
Венок сонетов | Направление литературное | Трагедия |
Верлибр (Свободный стих) | Натурализм | Трагикомедия |
Вечные образы | Научная фантастика | Трагическое |
Вид литературный | Новелла | Троп, тропы |
Вольный стих | Образ автора | Условность художественная |
Вымысел художественный | Образ художественный | Фабула |
Гипербола | Ода | Фантастика |
Градация | Оксюморон | Фантастическое в литературе |
Гротеск | Октава | Фигура стилистическая |
Дактиль | Олицетворение | Форма и содержание |
Деталь художественная | Онегинская строфа | Фэнтези |
Диссонанс / Диссонансная рифма | Очерк | Характер художественный |
Дольник | Парабола | Холостой стих |
Драма / Драматургия | Парадокс | Хорей |
Жанр | Параллелизм | Цезура |
Завязка | Парафраз(а) | Центон |
Игра языковая | Пародия | Эвфония |
Идиллия | Пафос | Эзопов язык |
Идеал эстетический | Пейзаж | Эклога |
Идея художественная | Перифраз(а) | Экспозиция |
Инвектива | Повесть | Элегия |
Инверсия | Повторы | Эллипсис |
Интерпретация | Подтекст | Эпиграмма |
Интонация | Постмодернизм | Эпилог |
Ирония | Поток сознания | Эпиталама |
Катарсис | Поэма | Эпитафия |
Катахреза | Поэтика | Эпитет |
Катрен | Притча | Эпифора |
Квалитативное стихосложение | Прозаизмы | Эпопея |
Квантитативное стихосложение | Пролог | Эпос |
Классицизм | Развязка | Эссе |
Клаузула | Рассказ | Юмор |
Коллизия | Реализм | Язык художественный |
Комедия | Реминисценция | Ямб |
Комическое | Род литературный | Ямбы |
Композиция | Роман | |
Конфликт | Романс | |
Метод художественный | Романтизм | |
Метонимия | Сарказм | |
Кульминация | Сатира | |
Легенда | Сентиментализм | |
Лейтмотив |
Задание 1:выучить терминологический минимум (к каждому понятию обязательно должны быть приведены 2–3 примера) и сделать терминологический словарь в рабочей тетради.
Задание 2: выучить произведения наизусть, написанные в заданном жанре, метре или строфике.
1. Баллада (отрывок: не менее 16 стихов)
2. Басня
3. Белый стих
4. Бурлеска
5. Верлибр (свободный стих)
Вольный стих
7. Дольник
8. Мадригал
9. Ода (отрывок: не менее 16 стихов)
10. Октава
11. Онегинская строфа
12. Пародия
13. Песня
14. Послание (отрывок: не менее 16 стихов)
15. Поэма (отрывок: не менее 16 стихов)
Сонет
17. Терцины (стихотворение или отрывок из поэмы: не менее 18 стихов)
18. Травести
19. Элегия
20. Эпиграмма
21. Эпиталама
Эпитафия
Методические указания к индивидуальной Самостоятельной работе Студентов
Целью самостоятельной работы студентов является освоение в полном объеме основной учебной программы по дисциплине «Литературоведение» и последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время включает в себя подготовку к аудиторным занятиям – лекциям и практическим – и выполнение соответствующих заданий. Рекомендации по проработке лекционного материала и работе с научной литературой при изучении разделов лекционного курса даны в Методических указаниях по изучению теоретического курса.
Основные задачи СРС:
· привить навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, научными трудами и художественными текстами;
· развить умения и навыки выполнения заданий, предусмотренных практическими занятиями;
· сформировать начальные навыки научно-исследовательской работы;
· расширить литературоведческий кругозор студентов, опираясь на междисциплинарные связи;
· дать представление об использовании полученных знаний в муниципальных образовательных учреждениях.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются:
· изучение соответствующих разделов учебников, учебных пособий и справочной литературы;
· чтение и конспектирование научных статей и монографий;
· литературоведческий анализ художественного произведения;
· подготовка рефератов и спецвопросов к практическим занятиям;
· составление словаря терминов по литературоведению;
· заучивание текстов наизусть, написанных в заданном жанре, метре, строфике.
Конспекты статей и монографий, читательский дневник, словарь терминов проверяются на практических занятиях и в течение семестра.
В начале и конце семестра проводится контрольный срез (в форме тестирования) полученных знаний и выставляется оценка.
Планирование индивидуальной СРС
1. Изучение научной литературы – 26 часов.
2. Конспектирование научных статей и монографий – 24 часа.
3. Литературоведческий анализ художественного произведения – 6 часов.
4. Составление словаря литературоведческих терминов – 12 часов.
5. Заучивание текстов наизусть – 8 часа.
6. Подготовка реферата и спецвопроса – 10 часов.
Темы для самостоятельного изучения
1. Основные этапы развития науки о литературе.
2. Проблемы художественности. Современные концепции художественного образа.
3. Современные концепции содержания и формы в литературе.
4. Теория художественной речи.
5. Проблема художественного метода. Понятия художественной системы, литературного течения и направления.
6. Творческий метод и проблемы стадиального развития литературы.
7. Проблема литературного стиля в современной теории литературы.
8. Современные проблемы стиховедения.
9. Художественное произведение и его анализ.
10.Теория литературы в школьном литературоведении.