Основы стиховедения. Русский стих
План
1. Понятие стихотворной системы. Связь систем стихосложения с особенностями национального языка. Тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая системы в историческом аспекте (на материале русской поэзии).
2. Отличие стихотворной речи от прозаической. Ее специфические особенности. Понятие словесного ритма. Ритм и смысл.
3. Рифма и ее значение в поэзии. Основные функции рифмы. Виды рифмы по месту в строке, по месту ударения, по точности и богатству. Панторим (или панторифма).
4. Объединение стихов рифмами. Виды рифмовки. Белый стих.
5. Строфа и ее значение. Разновидности строф. Монострофа: 1) двустишия, трехстишия, четверостишия и др.; 2) рондо, триолет, сонет, русская частушка, японские танка и хокку, польский краковяк и др.
6. Суперстрофы. Сонет и венок сонетов. Онегинская строфа: структура, генезис, художественные функции.
Задание
1. Прочитайте статьи в хрестоматии Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997:
1) Тредиаковского В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний (1735);
2) Ломоносова М.В. Письмо о правилах российского стихотворства (1739);
3) Пушкин А. С. Путешествие из Москвы в Петербург (1833–1834);
4) Белый А. Опыт характеристики русского четырехстопного ямба (1909).
2. Изучите основополагающие признаки тонической, силлабической и силлабо-тонической систем стихосложения.
3. Какие из приведенных определений в хрестоматии (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть первая. Литература как вид искусства. Глава 2. § 2. Поэзия и проза: принципы разграничения. С. 76–87) приравнивают противопоставления «проза – поэзия» и «проза – стихи» и какие их разграничивают? Отметьте также те случаи, когда сочетаются оба подхода.
4. Сравните размышления о взаимосвязи между стиховым ритмом и семантикой поэтического слова у М.М. Бахтина и Ю.Н. Тынянова (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть первая. Литература как вид искусства. Глава 2. § 2. Поэзия и проза: принципы разграничения. С. 82–86).
5. Что нового вносят в традицию противопоставления двух основных видов художественной речи приведенные суждения И.П. Смирнова, Ю.В. Шатина и М.М. Гиршмана? (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть первая. Литература как вид искусства. Глава 2. § 2. Поэзия и проза: принципы разграничения. С. 86–87).
6. Прокомментируйте высказывания: «Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало» (А.С. Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург. 1833–1834). «...Для героических или величественных передач надо брать длинные размеры с большим количеством слогов, а для веселых — короткие» (В. В. Маяковский). Связаны ли и каким образом размер и смысл?
7. Объясните на примере своеобразие взаимоотношений автора и героя в лирике (на фоне эпики и драмы). Для полноты картины возьмите 2 стихотворения, демонстрирующих крайние случаи:
- лирический субъект, предельно близкий автору;
- персонаж «ролевого стихотворения».
Сравните эти варианты и попытайтесь выявить «родовую» общность.
8. Возможен ли в лирике сюжет и в чем его специфика? Какие признаки наличия или отсутствия сюжета вы учитываете, отвечая на вопрос? Приведите в пример определенное стихотворение.
9. Дайте анализ стихотворного текста (1 по выбору) с учетом особенностей ритмики, рифмовки, строфики (см. список художественных текстов ниже).
10. Отработайте навыки определения метра путем скандирования стихотворений (см. список художественных текстов ниже).
11. Законспектироватьстатьи по хрестоматии:Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*
1. Томашевский Б.М. Стих и язык.
2. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка.
3. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория.
4. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений.
5. Холшевников В.Е. Типы интонации русского классического стиха.
Учебники, учебные пособия
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова [1976, 1978] 3-е изд. М., 1988. – Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов филологических специальностей университетов. (См.: Часть первая. Художественная литература в ее социально-исторической специфике. V. Художественная литература в различии ее родов.)*
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. М., 1999. (См. статьи: Лирика. Лирический субъект. Мотив. Образ художественный. Родовая принадлежность произведения. Стих. Язык поэтический.)*
3. Есин А.Б. Глава IV. Виды вспомогательного анализа: 1. Анализ произведения в аспекте рода и жанра // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. – С. 213– 221.*
4. Томашевский Б.В. Стих и проза // Томашевский Б.В. Теория литература. Поэтика: Учеб. для вузов. М., 1996. Рекомендовано Госкомитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение». – С. 102–175.*
Хрестоматии
1. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*
2. Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*
3. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». М., 2004. – Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.*
Литература
Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.
Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984.
Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
Гиршман М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
Жовтис А. Л. О критериях типологической характеристики свободного стиха // Вопросы языкознания. 1970. № 2.
Калачева С. В. Стих и ритм. М., 1978.
Квятковский А. Русский свободный стих // Вопр. лит. 1963. № 12. С. 60–77.
Ковтунова И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
Кормилов С. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.
Кормилов С. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII – XIX // Русская литература. 1990. № 4. С. 31 – 44.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
Марков В.О свободе в поэзии. СПб., 1994.
Овчаренко О. К вопросу о генезисе свободного стиха // Филологические науки. 1978. № 1.
Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.
Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995.
Проблемы теории стиха: Сборник. Л., 1973.
Проблемы теории стиха: Сборник. Л., 1984.
Русское стихосложение XIX в.: Материалы по етрике и строфике русских поэтов. М., 1979.
Сильман Т.И. Заметки о лирик. Л., 1977.
Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
Теория стиха: Сборник / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1968.
Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.
Федотов О. И. Основы русского стиховедения. Метрика и ритмика: Учеб. пособие. М., 1997.
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учеб. пособие. СПб., 1996.
Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.*
Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
Словари и справочные издания
1. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
2. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962– 1979.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
5. Павловч Н.В. Словарь русских поэтических образов: В 2 т. М., 1996.
Художественные тексты
Жуковский В.А. Отрывки из баллад «Людмила», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Вечер».
Грибоедов А.С. «Горе от ума» (любая строфа).
Пушкин А.С. «Рифма, звучная подруга…», «Кавказ», «Сонет», «Песнь о вещем Олеге», «Бесы».
«Евгений Онегин» (любая строфа).
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (отрывок из начала).
Лермонтов М.Ю. «Выхожу один я на дорогу…», «Ночевала тучка золотая…», «Парус», «Бородино», «Тучи», «Родина».
Некрасов Н.А. «Рыцарь на час», «Несжатая полоса», «Саша».
Блок А.А. «Соловьиный сад», «О, весна без конца и без краю…», «Вхожу я в темные храмы…».
Ахматова А. «Смуглый отрок бродил по аллеям».
Есенин С. «отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу…».
Маяковский В.В. «Послушайте, если звезды зажигают…».
Пастернак Б. «Зимняя ночь».