Методические указания по изучению теоретического курса
СОДЕРЖАНИЕ
Методические указания по изучению теоретического курса…………… | |
Методические указания к практическим занятиям ……………………... | |
Планы практических занятий……………………………………………... | |
Методические указания к индивидуальной СРС ………………………... | |
Перечень вопросов к зачету……………………………………………….. | |
Перечень экзаменационных вопросов ………………..………………….. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие № 1
Литературные роды и жанры
План
1. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Аристотель, Н. Буало, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Белинский о различии между литературными родами по содержательным и формальным признакам.
2. Дискуссионность понятия «литературный род» в современном литературоведении. Критерии классификации, отражающие объективные свойства литературных произведений.
3. Принципы жанровой классификации. Жанр как единство содержательных, формальных и функциональных параметров литературного произведения. Признаки жанра.
3.1. Характеристика важнейших жанров эпоса. Эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк. Возникновение и эволюция.
3.2. Лирические жанры: ода, элегия, сатира, мадригал, эпиграмма и др. Возникновение и эволюция.
3.3. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма. Возникновение и эволюция. А.Н. Веселовский о жанрово-родовом синкретизме. Малые жанры драматургии. Жанровая модификация в драматургии конца XIX–XX вв. (М. Метерлинк, Г. Ибсен, Б. Шоу, А.П. Чехов, А. Блок, Б. Брехт): «пьесы-дискуссии», «пьесы-настроения», «эпические пьесы», «лирические драмы».
4. Лироэпика. Поэма, романс, баллада. Проблема родовой принадлежности жанра басни.
5. Пограничные и индивидуальные жанрово-родовые образования. Устойчивость и историческая изменчивость категории «жанр».
6. Проблема «четвертого рода» литературы.
Письменные задания
1. Выписать в индивидуальный терминологический словарь значение понятий, связанных с темой настоящего практического занятия.
2. Выпишите из хрестоматии (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Введение. Тип произведения и категории рода, жанра и стиля) такие определения (по 1–2), в которых «род» понимается как определенная теоретическая конструкция («идеальная модель») произведения, а «жанр» – как понятие, характеризующее инвариантную структуру известной истории литературы, исторически сложившейся разновидности произведений.
Сравните постановку проблемы «исторических» и «теоретических» жанров у Цв. Тодорова и Э. Лэммерта (сходство достаточно заметно; существуют ли различия?).
3. Выпишите, какие именно «параметры» или аспекты (критерии) художественного целого выделяются в различных определениях «рода» и «жанра».
Сравните с этой точки зрения, в частности, положения Ст. Сиротвиньского и М.М. Бахтина.
4. Каковы аспекты сопоставления структур эпопеи и романа в работе М.М. Бахтина «Эпос и роман»? (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть третья. Тип произведения: Раздел I: Род. Глава 1: Эпика.) Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого.
5. По каким признакам в драматическом сюжете выделяется завязка? Как она связана с экспозицией и какие между ними различия? Найдите и выпишите среди приведенных в хрестоматии определений такие, в которых: а) проводится четкое разграничение этих понятий; б) допускается их смешение. (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть третья. Тип произведения: Раздел I: Род. Глава 2: Драма.)
6. Чем отличается точка зрения читателя пьесы (например, «Ревизора») от точки зрения читателя эпического произведения (например, повести «Шинель»)?
7. Что такое конфликт как источник развития действия в драме? Чем он отличается от эпической ситуации? Разъясните это различие на примере (при этом лучше не использовать такие «драматизированные» эпические произведения, как детектив или криминальный роман).
8. Чем отличается пространственно-временная структура драмы от соответствующих структурных особенностей эпического произведения? Объясните на примере, как связан с «родовыми» свойствами пространства-времени драматический конфликт и основанный на нем сюжет?
9. Сопоставьте понятия «лирическое я» и «лирический герой», основываясь на суждениях ученых (в частности, Л.Я. Гинзбург и С.Н. Бройтмана). Приведите (аргументируя свое мнение) примеры произведений, к которым относятся эти понятия. (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть третья. Тип произведения: Раздел I: Род. Глава 3: Лирика.). Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
10. Чем отличается природа лирического события от сущности события эпического и драматического? Сравните, например, событие встречи (точнее – свидания) в стихотворении А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и повести И.С. Тургенева «Ася». Или событие прозрения в финале «Горя от ума» А.С. Грибоедова и в финале стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать…».
11. Возможен ли в лирике сюжет и в чем его специфика? Приведите как пример определенное стихотворение. Объясните, какие признаки наличия или отсутствия сюжета вы учитываете.
12. Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведений А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Война и мир».
13. Законспектировать статьи по хрестоматии: Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*
A. Раздел II. Литература как вид искусства и ее роды.
1. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.
2. Бахтин М.М. Слово в романе.
3. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике.
Учебники, учебные пособия
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова [1976, 1978] 3-е изд. М., 1988. – Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов филологических специальностей университетов. (См.: Часть первая. Художественная литература в ее социально-исторической специфике. V. Художественная литература в различии ее родов.)*
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. М., 1999. (См. статьи: Драма. Лирика. Родовая принадлежность произведения. Эпос.)*
3. Есин А.Б. Глава IV. Виды вспомогательного анализа: 1. Анализ произведения в аспекте рода и жанра // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. – С. 208– 228.*
4. Томашевский Б.В. Тематика: Литературные жанры // Томашевский Б.В. Теория литература. Поэтика: Учеб. для вузов. М., 1996. Рекомендовано Госкомитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение». – С. 206–259.*
Хрестоматии
1. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*
2. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». М., 2004. – Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.*
Литература
Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник. Л., 1988.
Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.
Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. М., 1964.
Лихачев Д.С. Отношение литературных жанров между собой // Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
Хализев В.Е. Глава V. Литературные роды и жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.
Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М., 1982. (См.: Раздел: Типология жанров и литературный процесс.)
Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1959.
Словари и справочные издания
1. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962– 1979.
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Художественные тексты
1. Гоголь Н.В. Ревизор.
2. Гоголь Н.В. Шинель.
3. Гоголя Н.В. Мертвые души.
4. Грибоедов А.С. Горе от ума.
5. Лермонтова М.Ю. И скучно, и грустно, и некому руку подать…
6. Пушкина А.С. Я помню чудное мгновенье…
7. Пушкина А.С. Евгений Онегин.
8. Пушкина А.С. Капитанская дочка.
9. Толстого Л.Н. Война и мир.
10. Тургенев И.С. Ася.
Практическое занятие № 2
Учебники, учебные пособия
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова [1976, 1978] 3-е изд. М., 1988. – Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов филологических специальностей университетов. (См.: Часть первая. Художественная литература в ее социально-исторической специфике. V. Художественная литература в различии ее родов.)*
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. М., 1999. (См. статьи: Лирика. Лирический субъект. Мотив. Образ художественный. Родовая принадлежность произведения. Стих. Язык поэтический.)*
3. Есин А.Б. Глава IV. Виды вспомогательного анализа: 1. Анализ произведения в аспекте рода и жанра // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. – С. 213– 221.*
4. Томашевский Б.В. Стих и проза // Томашевский Б.В. Теория литература. Поэтика: Учеб. для вузов. М., 1996. Рекомендовано Госкомитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение». – С. 102–175.*
Хрестоматии
1. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*
2. Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*
3. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». М., 2004. – Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.*
Литература
Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.
Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984.
Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
Гиршман М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
Жовтис А. Л. О критериях типологической характеристики свободного стиха // Вопросы языкознания. 1970. № 2.
Калачева С. В. Стих и ритм. М., 1978.
Квятковский А. Русский свободный стих // Вопр. лит. 1963. № 12. С. 60–77.
Ковтунова И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
Кормилов С. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.
Кормилов С. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII – XIX // Русская литература. 1990. № 4. С. 31 – 44.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
Марков В.О свободе в поэзии. СПб., 1994.
Овчаренко О. К вопросу о генезисе свободного стиха // Филологические науки. 1978. № 1.
Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.
Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995.
Проблемы теории стиха: Сборник. Л., 1973.
Проблемы теории стиха: Сборник. Л., 1984.
Русское стихосложение XIX в.: Материалы по етрике и строфике русских поэтов. М., 1979.
Сильман Т.И. Заметки о лирик. Л., 1977.
Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
Теория стиха: Сборник / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1968.
Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.
Федотов О. И. Основы русского стиховедения. Метрика и ритмика: Учеб. пособие. М., 1997.
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учеб. пособие. СПб., 1996.
Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.*
Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
Словари и справочные издания
1. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
2. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962– 1979.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
5. Павловч Н.В. Словарь русских поэтических образов: В 2 т. М., 1996.
Художественные тексты
Жуковский В.А. Отрывки из баллад «Людмила», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Вечер».
Грибоедов А.С. «Горе от ума» (любая строфа).
Пушкин А.С. «Рифма, звучная подруга…», «Кавказ», «Сонет», «Песнь о вещем Олеге», «Бесы».
«Евгений Онегин» (любая строфа).
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (отрывок из начала).
Лермонтов М.Ю. «Выхожу один я на дорогу…», «Ночевала тучка золотая…», «Парус», «Бородино», «Тучи», «Родина».
Некрасов Н.А. «Рыцарь на час», «Несжатая полоса», «Саша».
Блок А.А. «Соловьиный сад», «О, весна без конца и без краю…», «Вхожу я в темные храмы…».
Ахматова А. «Смуглый отрок бродил по аллеям».
Есенин С. «отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу…».
Маяковский В.В. «Послушайте, если звезды зажигают…».
Пастернак Б. «Зимняя ночь».
Раздел II. Литература как вид искусства и ее роды.
1. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.
2. Бахтин М.М. Слово в романе.
3. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Акростих | Лирика | Силлабическое стихосложение |
Акцентный стих (Ударник) | Лирический герой | Силлабо-тоническое стихосложение |
Аллегория | Лирическое отступление | Символ |
Аллитерация | Лиро-эпический жанр | Символизм |
Аллюзия | Литературный герой | Синекдоха |
Анапест | Литературный язык | Сонет |
Анафора | Литота | Сравнение |
Амфибрахий | Мадригал | Стилизация |
Антитеза | Медитативная лирика | Стиль |
Антиутопия | Мелодика стиха | Сюжет |
Ассонанс / Ассонансная рифма | Мелодрама | Тема |
Ассоциация | Метатеза | Терцет |
Баллада | Метафора | Типизация |
Басня | Метр / Метрик | Типическое |
Белый стих | Модернизм | Тоническое стихосложение |
Бурлеск | Мотив | Травести, травестирование |
Венок сонетов | Направление литературное | Трагедия |
Верлибр (Свободный стих) | Натурализм | Трагикомедия |
Вечные образы | Научная фантастика | Трагическое |
Вид литературный | Новелла | Троп, тропы |
Вольный стих | Образ автора | Условность художественная |
Вымысел художественный | Образ художественный | Фабула |
Гипербола | Ода | Фантастика |
Градация | Оксюморон | Фантастическое в литературе |
Гротеск | Октава | Фигура стилистическая |
Дактиль | Олицетворение | Форма и содержание |
Деталь художественная | Онегинская строфа | Фэнтези |
Диссонанс / Диссонансная рифма | Очерк | Характер художественный |
Дольник | Парабола | Холостой стих |
Драма / Драматургия | Парадокс | Хорей |
Жанр | Параллелизм | Цезура |
Завязка | Парафраз(а) | Центон |
Игра языковая | Пародия | Эвфония |
Идиллия | Пафос | Эзопов язык |
Идеал эстетический | Пейзаж | Эклога |
Идея художественная | Перифраз(а) | Экспозиция |
Инвектива | Повесть | Элегия |
Инверсия | Повторы | Эллипсис |
Интерпретация | Подтекст | Эпиграмма |
Интонация | Постмодернизм | Эпилог |
Ирония | Поток сознания | Эпиталама |
Катарсис | Поэма | Эпитафия |
Катахреза | Поэтика | Эпитет |
Катрен | Притча | Эпифора |
Квалитативное стихосложение | Прозаизмы | Эпопея |
Квантитативное стихосложение | Пролог | Эпос |
Классицизм | Развязка | Эссе |
Клаузула | Рассказ | Юмор |
Коллизия | Реализм | Язык художественный |
Комедия | Реминисценция | Ямб |
Комическое | Род литературный | Ямбы |
Композиция | Роман | |
Конфликт | Романс | |
Метод художественный | Романтизм | |
Метонимия | Сарказм | |
Кульминация | Сатира | |
Легенда | Сентиментализм | |
Лейтмотив |
Задание 1:выучить терминологический минимум (к каждому понятию обязательно должны быть приведены 2–3 примера) и сделать терминологический словарь в рабочей тетради.
Задание 2: выучить произведения наизусть, написанные в заданном жанре, метре или строфике.
1. Баллада (отрывок: не менее 16 стихов)
2. Басня
3. Белый стих
4. Бурлеска
5. Верлибр (свободный стих)
Вольный стих
7. Дольник
8. Мадригал
9. Ода (отрывок: не менее 16 стихов)
10. Октава
11. Онегинская строфа
12. Пародия
13. Песня
14. Послание (отрывок: не менее 16 стихов)
15. Поэма (отрывок: не менее 16 стихов)
Сонет
17. Терцины (стихотворение или отрывок из поэмы: не менее 18 стихов)
18. Травести
19. Элегия
20. Эпиграмма
21. Эпиталама
Эпитафия
Методические указания к индивидуальной Самостоятельной работе Студентов
Целью самостоятельной работы студентов является освоение в полном объеме основной учебной программы по дисциплине «Литературоведение» и последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время включает в себя подготовку к аудиторным занятиям – лекциям и практическим – и выполнение соответствующих заданий. Рекомендации по проработке лекционного материала и работе с научной литературой при изучении разделов лекционного курса даны в Методических указаниях по изучению теоретического курса.
Основные задачи СРС:
· привить навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, научными трудами и художественными текстами;
· развить умения и навыки выполнения заданий, предусмотренных практическими занятиями;
· сформировать начальные навыки научно-исследовательской работы;
· расширить литературоведческий кругозор студентов, опираясь на междисциплинарные связи;
· дать представление об использовании полученных знаний в муниципальных образовательных учреждениях.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются:
· изучение соответствующих разделов учебников, учебных пособий и справочной литературы;
· чтение и конспектирование научных статей и монографий;
· литературоведческий анализ художественного произведения;
· подготовка рефератов и спецвопросов к практическим занятиям;
· составление словаря терминов по литературоведению;
· заучивание текстов наизусть, написанных в заданном жанре, метре, строфике.
Конспекты статей и монографий, читательский дневник, словарь терминов проверяются на практических занятиях и в течение семестра.
В начале и конце семестра проводится контрольный срез (в форме тестирования) полученных знаний и выставляется оценка.
Планирование индивидуальной СРС
1. Изучение научной литературы – 26 часов.
2. Конспектирование научных статей и монографий – 24 часа.
3. Литературоведческий анализ художественного произведения – 6 часов.
4. Составление словаря литературоведческих терминов – 12 часов.
5. Заучивание текстов наизусть – 8 часа.
6. Подготовка реферата и спецвопроса – 10 часов.
Темы для самостоятельного изучения
1. Основные этапы развития науки о литературе.
2. Проблемы художественности. Современные концепции художественного образа.
3. Современные концепции содержания и формы в литературе.
4. Теория художественной речи.
5. Проблема художественного метода. Понятия художественной системы, литературного течения и направления.
6. Творческий метод и проблемы стадиального развития литературы.
7. Проблема литературного стиля в современной теории литературы.
8. Современные проблемы стиховедения.
9. Художественное произведение и его анализ.
10.Теория литературы в школьном литературоведении.
Рекомендации к составлению терминологического словаря
Термины и понятия вводятся и разъясняются преподавателем в ходе лекций и практических занятий. По их итогам студентам предлагается самостоятельно составить терминологический словарь. Список терминологического минимума дается преподавателем. Рекомендуется использовать при его составлении такие источники, как литературные энциклопедические словари и энциклопедии, специальные справочные издания. Термины должны быть расположены в алфавитном порядке. От студента требуется не только знание определений, но и умение объяснить на примерах значение каждого термина.
Курс «Литературоведение» общим объемом 48 часов изучается в течение 1-ого семестра. Курс завершается зачетом в установочную сессию и экзаменом в 1-ом семестре. При этом к экзамену студент должен представить отчетность по практическим занятиям, наличие необходимых конспектов и терминологического словаря, отчетность по коллоквиуму, а также продемонстрировать знание терминологического минимума.
Вопросы к зачету по курсу «Литературоведение»
1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
2. Социально-эстетические функции литературы (ее сфера, предмет, цель).
3. Содержание и форма художественной литературы.
4. Понятие художественного образа.
5. Тема и идея художественного произведения.
6. Сюжет и фабула.
7. Композиция художественного произведения.
8. Типизация в литературе. Понятие литературного типа.
9. Литературный язык. Язык художественной литературы.
10. Эпос и его виды.
11. Драма и ее виды.
12. Лирика и ее виды.
13. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
14. Троп, его виды.
15. Метафора и ее виды.
16. Эпитет и его разновидности.
17. Сравнение и его разновидности.
18. Метонимия.
19. Гипербола, синекдоха, литота.
20. Аллегория.
21. Ирония, перифраз.
22. Силлабо-тоническая система стихосложения. Двухсложные стихотворные размеры.
23. Рифма и ее виды.
24. Силлабо-тоническая система стихосложения. Трехсложные стихотворные размеры.
25. Фигуры поэтической речи.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
2. Социально-эстетические функции литературы (ее сфера, предмет, цель).
3. Литература и действительность. Теория мимесиса, теория отражения.
4. Религиозные концепции искусства.
5. Современные теории сущности художественного творчества.
6. Эстетическая сущность литературы. Литература и наука.
7. Единство формы и содержания в литературном произведении.
8. Тема и идея художественного произведения. Понятие пафоса.
9. Сюжет и фабула: соотношение понятий. Композиция художественного произведения.
10.Художественный образ: внутренняя структура, типология.
11.Категория типического. Типический образ.
12.Язык художественной литературы. Основные средства языковой выразительности.
13.Теории жанров: Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Белинский.
14.Эпос и эпические жанры.
15.Лирика и лирические жанры.
16.Драма и драматические жанры.
17.Основные системы стихосложения. Реформа русского стиха в XVIII в.
18.Рифма и ее виды.
19.Строфа и ее виды. Анализ сонета.
20.Особенности анализа эпического произведения.
21.Особенности анализа лирического произведения.
22.Особенности анализа драматического произведения.
23.Психологический анализ в литературе.
24.Литературный процесс. Его составляющие.
25.Художественный метод и литературное направление.
26.Классицизм как художественный метод.
27.Сентиментализм как художественный метод.
28.Романтизм как художественный метод.
29.Основные этапы развития реализма в европейских литературах.
30.Проблема просветительского реализма.
31.Русский реализм XIX в. Творческая индивидуальность писателя.
32.Модернизм в русской литературе ХХ в.
33.Постмодернизм в современной литературе. Литературный авангард.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические указания по изучению теоретического курса…………… | |
Методические указания к практическим занятиям ……………………... | |
Планы практических занятий……………………………………………... | |
Методические указания к индивидуальной СРС ………………………... | |
Перечень вопросов к зачету……………………………………………….. | |
Перечень экзаменационных вопросов ………………..………………….. |
Методические указания по изучению теоретического курса
При изучении учебной дисциплины «Литературоведение» большое значение имеет прочное усвоение теоретического материала. Студенты получают теоретические знания в ходе лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
В лекциях последовательно раскрывается содержание предмета «Литературоведение». Специфика курса состоит в том, что эта дисциплина изучается одной из первых, а потому, во-первых, студент должен предварительно познакомиться с методикой слушания и записывания лекций. Для этого можно обратиться к специально подготовленным на кафедре литературы ВГПУ рекомендациям: «В помощь первокурснику филологического факультета: Методические рекомендации для студентов филологического факультета всех форм обучения» / Сост. А.М. Буланов, Г.Г. Жукова. – Волгоград: Перемена, 2004. – Раздел 1. Лекция как активное средство обучения. А во-вторых, этот курс включает наиболее сложный научный материал: о художественном произведении, о литературном процессе, о языке и стиле художественной литературы, и для его освоения потребуется внимательное изучение специальной научной литературы.
Студенты должны обращать особое внимание на замечания преподавателя, касающиеся тех или иных теоретико-литературных проблем, вопросов, научных методов и подходов к исследованию художественного произведения. Настоятельно рекомендуется записывать, делать пометки после каждого смыслового блока или на полях: незнакомые слова или непонятные места лекции следует выделять знаком «?». Это поможет в дальнейшем прояснить данные вопросы либо в виде индивидуальной консультации после лекции, либо самостоятельно. Не менее важно внимательно и добросовестно выполнять все указания преподавателя по поводу выделения тех или иных частей лекции, ее структуры: обоснование темы, основной части, итогов; необходимо также следовать указаниям «подчеркнуть или выделить» формулировку понятия (термина), наиболее значимые моменты лекции. Например, можно использовать традиционный знак «NB!», что буквально означает с латинского «Nota bene!» – «Важный знак!».
Студенту настоятельно рекомендуется отмечать в своих тетрадях, на какие соответствующие разделы учебников и учебных пособий ссылается преподаватель, какие из них предлагает для более глубокого изучения данной темы, для подготовки к экзамену.
Необходимо учитывать и то, что многие теоретические вопросы и по сей день имеют дискуссионный характер. Несомненно, знакомство с различными научными точками зрения имеет огромное познавательное значение для будущего филолога. Студентам предлагается изучить и законспектировать научные статьи крупнейших исследователей по наиболее важным литературоведческим проблемам, что, безусловно, способствует расширению научного кругозора и закреплению материалов теоретического курса.
Студенту первого курса важно осознать, что язык науки – понятия и термины. Овладение этим языком – естественное и непременное условие формирования филолога, начало пути в литературоведение. А потому в освоении теоретического материала главную роль играет категориальный аппарат изучаемой научной дисциплины. В ходе лекций и практических занятий преподавателем обязательно разъясняется значение многих опорно-теоретических понятий. Но усвоение большей части терминов выносится на самостоятельное изучение. В связи с этим для студента важно научиться работать с энциклопедическими словарями и справочниками. Подробнее об этом будет сказано в методических рекомендациях к индивидуальной самостоятельной работе.
Учитывая все сказанное, студенту следует заблаговременно познакомиться с программой курса, списком научных монографий, рекомендуемых для конспектирования и изучения. Перед лекцией необходимо просмотреть соответствующие разделы учебников и учебных пособий, выписать непонятные положения, чтобы в дальнейшем проконсультироваться у преподавателя.