Вопрос 3. Объекты, которые не входят в систему авторских прав.

Законодательством определен перечень произведений, не являющихся объектами авторского права и не охраняются авторским правом.

Согласно статье 434 Гражданского кодекса Украины и статьи 10 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» определены объекты, которые не охраняются авторским правом.

Сообщения о новостях дня или текущих событиях, имеющие характер обычной пресс-информации.

Новости и факты как таковые не охраняются, охраняется также простое изложение этих новостей и фактов. Это положение является подтверждением общего принципа: для того чтобы произведение охранялся, он должен быть результатом творческой деятельности.

Указанное исключение в авторско-правовой охране сделано для упрощения распространения информации в обществе. Информация как таковая не охраняется авторским правом, поскольку она является точным отражением события и не создается творческой деятельностью автора.

С другой стороны, тексты, произносимые репортерами и журналистами, которые сообщают или комментируют новости, могут охраняться, поскольку они являются результатом творческих усилий и могут считаться литературным или художественным произведением. В каждом конкретном случае только суд решает является ли указанный текст рассказом, изложенной в достаточной степени оригинально, или является простым переводом новостей и различных фактов.

Произведения народного творчества (фольклор).

Не охраняются произведения народного творчества: народные сказки, песни, музыка, танцы, обряды и остальные творения, которые не имеют конкретных авторов или авторы которых неизвестны и которые состоят из характерных элементов традиционного художественного наследия народа.

Причиной исключения произведений народного творчества из сферы охраны является то, что авторство на них не может быть объективно индивидуализировано, потому что их автором является народ. Такие произведения следует отличать от произведений, что несомненно имеют конкретных авторов, имена которых неизвестны по тем или иным причинам, например, при анонимном опубликовании произведения.

В ноябре 1989 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО принята Рекомендация о сохранении фольклора, в которой указано, что фольклор, как проявление индивидуального или коллективного интеллектуального творчества, заслуживает правовой охраны, сходной с охраны, предоставляемой произведениям интеллектуального творчества. Такая охрана фольклора является необходимым средством для развития, обеспечение преемственности и широкому распространению этого вида наследия как внутри страны, так и за рубежом, без ограничения соответствующих законных интересов. В тех странах, где обеспечивается правовая охрана фольклорных произведений, законодатели. прежде всего, должны руководствоваться необходимостью правильного соотношения между защитой от злоупотреблений при использовании фольклорных произведений и необходимостью обеспечивать и поощрять их дальнейшее совершенствование, распространение и переработку в оригинальные авторские произведения, вдохновленные фольклором. Обеспечение охраны произведений народного творчества осуществляется в особом законодательном порядке, как правило, развивающимся странам.

Это дает им возможность получать коммерческую выгоду при их использовании и обеспечить сохранение национального культурного наследия.

Изданные органами государственной власти в пределах их полномочий официальные документы политического, законодательного, административного характера (законы, указы, постановления, судебные решения, государственные стандарты и тому подобное) и их официальные переводы.

Государственные символы Украины, государственные награды; символы и знаки органов государственной власти, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований; символика территориальных общин; символы и знаки предприятий, учреждений и организаций.

Денежные знаки.

Проекты официальных государственных символов Украины, государственных наград, символов и знаков органов государственной власти, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, символики территориальных общин, символов и знаков предприятий, учреждений и организаций, а также денежных знаков до их официального утверждения признаются объектами авторского права и охраняются в соответствии с законодательством об авторском праве.

Государственными символами Украины являются Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины. Описание государственных символов Украины и порядок их использования установлены специальным законодательством.

Государственные символы, официальные документы, носящие официальный или государственный характер, имеют одну общую особенность – они должны широко распространяться. Объем и характер их использования определяют не их создатели-разработчики, не лица, которые их утвердили или которым принадлежит право на воспроизведение и использование, а потребности общества. Поэтому эти объекты не могут охраняться авторским правом, поскольку оно предусматривает ограничения относительно пользования произведением.

Расписания движения транспортных средств, расписания телерадиопередач, телефонные справочники и другие аналогичные базы данных, которые не соответствуют критериям оригинальности и на которые распространяется право sui-generis (своеобразное право, право особого рода).

Право «sui generis» касается только баз данных, которые не охраняются авторским правом. Оно обеспечивает охрану инвестиций в индустрию создания и распространения баз данных.

Наши рекомендации