Своеобразие русского сентиментализма и творчество Н.М. Карамзина
П. А. Орлов. Русский сентиментализм. М., 1977
Периодизация сентиментализма:
- 1760-1775: ранний этап, кружок Хераскова, идентификация себя прежде всего по отношению к и в борьбе с классицизмом (литературные правила; осмысление разума как причины имущественного неравенства; утверждение общности человеческой природы и т.п.). Здесь же – комедия Лукина «Мот, любовью исправленный», которая есть у нас в списке. Это так называемая «слезная комедия», которых наряду со «слезными драмами» в этот период было изрядное количество. Сюжет, в принципе, ясен из названия – картежник и мот Добросердов исправляет характер (испортившийся от его легковерия) под влиянием любящей его доброй и скромной Клеопатры. Добросердова искушает Злорадов, предлагающий ему различные противоправные действия, чтобы избежать тюрьмы за долги, но в конечном счете позитив побеждает.
- 1776-1788: это прежде всего сентиментальная комическая опера, Муравьев (Орлов доказывает его связь с просветительством и стремление обратить внимание на положение земледельцев, полемизируя с Гуковским, который утверждает, что Муравьев политически неангажирован, что главный его пафос – уход от объективной реальности в мир субъективных переживаний), масонство.
- 1789-1796: это главный этап, когда создаются наиболее важные произведения русского сентиментализма («Путешествие из Петербурга в Москву», «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника») и оформляются два направления его освоения, осмысления и развития, которые Орлов именует «демократическим» и «дворянским», соответственно – Радищев и Карамзин; впрочем, вопрос о принадлежности Радищева к сентиментализму остается спорным – во всяком случае в советском литературоведении.
- 1797-1811: закат, истощения и автоматизация сентиментализма. Карамзин публикует последние повести и уходит в историографию.
Лотман
Как всем известно, существует целый том «Карамзин». Угадайте, удалось ли мне его полностью освоить. В общем, я опираюсь на беглый просмотр основных произведений и статей: «Сотворение Карамзина», «Эволюция мировоззрения Карамзина» и «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры» (последняя – совместно с Успенским). Можно выделить следующие важнейшие для Лотмана тезисы:
- сотворение, конструирование самого себя как писателя и человека. Карамзин сознательно создает свой образ из разных культурных масок, употребляемых по разным случаям и в разных целях. Он играет различные роли, находясь в различных культурных контекстах. Так, например, «Письма русского путешественника» призваны репрезентировать сразу две позы: с одной стороны, для русского читателя – Карамзин как европеец, как носитель тамошней культуры; с другой, для самих европейцев – четкое позиционирование себя как русского. Крайне важно, что все эти маски и роли для Карамзина – не столько литературная, сколько вообще жизненная игра, он конструирует себя как Человека и Писателя одновременно, он не «играет» роли, а реализует их. Карамзин – фактически первый писатель в русской литературе, который позиционирует себя именно как литератора (а не государственного служителя, не ученого и т.п.), его творческая биография – постоянная борьба за легитимизацию этого звания. Не забудем и о том, что именно Карамзин начал издавать журнал «Вестник Европы» - прообраз всех прочих журналов, столь распространившихся в XIX в., и что именно там, по сути, появилась русская литературная критика – правда, скорее в форме оценочного чтения коллегами-придирчивыми судьями (а не внешнего критического чтения, конструирующего всякие проекты и руководствующегося какими-то своими основаниями).
- Мировоззрение Карамзина складывалось под влиянием двух по сути противоположных течений: с одной стороны, масонская идеология, Новиков и прежде всего А. Кутузов (причина социального зла – в природе человека, следовательно, основная задача – имманентное изменение человеческой психики, духовное самосовершенствование, литература, соответственно, призвана прежде всего изображать духовный мир); с другой – традиция просветительских идей и руссоизма (соответственно, корень зла – в социуме, дурно влияющем на человека). Соответственно, он выстраивал свои взгляды, исходя из двух этих совершенно противоположных концепций; отъезд за границу в то самое путешествие был воспринят как разрыв с масонами, печатавшиеся в «Московском журнале» «Письма» также ими воспринимались в штыки.
- Карамзин как языковой новатор (об этом, понятное дело, пишут все, но все же): установка на разговорную речь, на узус, а не на норму; как говорим, так и пишем – при этом, разумеется, за основу берется язык просвещенного дворянства, социальный диалект просвещенной элиты. Социальный престиж тех или иных речевых навыков: социальная норма как субститут книжной. Облагораживание языка заимствованиями – галлицизмы прежде всего. Стремление избавиться от специфически книжных элементов, установка на легкость, на игру. Перенесение на русскую почву западноевропейской языковой и литературной ситуации, прежде всего – французской (главное – отношение литературный/разговорный язык). Соответственно – понимание литературы не как «учености», но как «беллетристики».
Топоров. «Бедная Лиза»: опыт прочтения
- Карамзин: признание историчности языка и литературы, их естественной изменяемости. Про русский литературный язык Топоров пишет примерно то же самое, что и Лотман.
- субъективизм и историзм. Субъективизм = перенос внимания с внешнего и объективного на внутреннее и субъективное. Историзм – судя по всему, имеется в виду осознание возможности открытия «исторического» времени только как совокупности фактуры и фикции. Соответственно, «Бедная Лиза» как первая «внутренне историческая» художественная проза и «История гос. Рос.» как первый русский художественно-исторический текст.
- Карамзин берет некие готовые (т.е. объективные, заданные извне) литературные и культурные схемы и заполняет их субъективным, автобиографическим материалом, синхронной фиксацией своих внутренних состояний. Соответственно, все переживания и эмоции одновременно субъективны и встроены в культурный контекст.
- до Карамзина проза четко находилась на литературной периферии, Карамзин ее в большой степени институционализировал.
· Пумпянский Л.В. Сентиментализм // История русской литературы. Т. 4. Ч. 2. М., Л., 1947. С. 430-446.
XVIII век – отмирание классицизма в Европе. Первая отчетливая форма преромантизма – новая пейзажная поэзия. «Времена года» Томсона (1726-30). Тима интимной жизни души. Внимание к новой пейзажной поэзии – у Ломоносова (элементы русского пейзажа). «Россиада» Хераскова. Державин. Преромантизм также есть путь к национальному реализму. «Ночи» Юнга (1742-43). Поэзия тревоги и ужаса. «На смерть князя Мещерского» – первая русская «ночная» ода. Бобров, Шихматов. Оссиан Макферсона (1762). Переводы. Дикая природа. «Водопад» Державина. Перевод Кострова (1792). Антиклассицистичность – важность национальной традиции послеантичных народов. Национальная древность. Песенный фольклор. Перси, Бюргер, Гердер, В. Скотт. Новая эстетика – естественность и природность превосходят копирование блестящего образца. 1760-80 гг. – интерес к фольклору в России. Английский предромантизм реабилитировал готику. В России этого почти не было. Парковая архитектура.
Почти все разновидности предромантизма родственны сентиментализму. Поэзия ночи – внутренний мир души. Оссианизм внушал эмоцию «священной меланхолии». «Кладбищенская поэзия». «Сельское кладбище» Грея (1750). Все люди морально равны, и это равенство важнее, чем искусственное их социальное неравенство. Связь сентиментализма с мировоззрением демократии в конфликте с сословно-абсолютистским обществом и государством. Бюргерский (Ричардсон) и революционно-демократический (Руссо) смысл. Сентиментализм Карамзина – консервативный, Радищева – революционный. «Мещанская драма» и «слезная комедия». Лилло, Дидро, Бомарше. Переводы на русский язык. Коцебу. Русские «слезные драмы» – Херасков, Ильин, Федоров. Романы Ричардсона, «Новая Элоиза» Руссо и «Вертер» Гете. Ричардсон – «Памела» (1787), «Кларисса» (1791), «Грандиссон» (1793). Романы о внутреннем мире героев. Романы в письмах. Борьба героев за верность идеалу до конца – новизна. Традиция – романы Н. Эмина, Львова. Программа русского «чувствительного сердца»: пламенная любовь к природе, негодование на общественные установления, обоготворение любви, восстановление натуральной связи человека с человеком. Карамзин – «Бедная Лиза» (1792). Сжатость – краткая новелла. Карамзин отбрасывает сложный аппарат спутников – оставил героев одними. Отчетливость. Естественное равенство против неравенства в обществе. Проблема решается не словами, а поступками. Поражение Эраста: жертва – Лиза. Эраст – первый в русской прозе проблемный герой. Лиза удалась меньше Эраста. Лиза – жертва чужого характера. Борьба героя за утверждение себя.
Подготовка нового лирического стиха – М.Н. Муравьев. Консерватизм. Стерн «Сентиментальное путешествие» (1768). Превосходство нравственной личности над всем. «Тристрам Шенди» (1760). Карамзин усвоил принцип речевой свободы Стерна. Преобразование языка и стиля – тот же сентиментализм. Идея свободы нравственности и языка. Мориц – рассказ о действительности в свободной форме. Карамзин – достоверность и серьезность сведений. Превосходство души автора над тем, что он видит. Юмор. Сближение разных уровней речи.
«Путешествие» Радищева (1790) и «Письма» Карамзина – два полюса. Радищев – «сентиментальный путешественник». Связь со Стерном – непрерывный монолог человека. Автор возвышается над действительностью за счет идеала – у Карамзина. У Радищева – автор – революционер. Радищев извлек из сентиментализма демократизм. Просветительская мысль и сентиментализм Радищева. Новое изображение быта. Социальный реализм. Торжественная архаическая речь. Автор – гражданин и революционер.
· Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994.
«Воспитание ума» и «образование сердца». Просвещение. Сохранение дидактики. Рационалистический взгляд на процесс воспитания сменяется культом «чувства» и вниманием к «внутреннему человеку». Нравственное образование – главная задача. Нет отрицания традиции. Идея прогресса. Двойственное отношение к руссоистской концепции «человека природы». Защита просвещения. Способность человека к нравственному совершенствованию. Интерес к прошлому, ценность каждого исторического этапа. Внесословная ценность человека. «Нравственный» кодекс «чувствительного человека». Для большинства – герои «низкого» происхождения – модель для демонстрации самых важных качеств: способность к благотворению, умение любить, бескорыстие, чувство чести и собственного достоинства, способность к самопожертвованию. Иерархия ценностей не отменяла сословной иерархии – довольство своим состоянием. Важная роль рассказчика – «чувствительный человек». Часто именно он – главный герой, умеющий ценить добродетель. Элитарность литературного сознания. Представление о духовной элите из людей разных сословий.
Проблема подражания. Статья Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» (1794-96). Подражание ограничивается рамками «изящной натуры». Освобождение литературы от ига правил и запретов. Истолкование античности как возвращения к природе. Опора на «вкус». Отход от рационалистических воззрений, связывающих вкус с правилами. Просветительская идея воспитания вкуса. Естественный природный вкус – влияние Руссо. Задача совершенствования вкуса «народного», определяющего национальную культуру. Главенство эмоционального начала – возвышенное. Влияние Ломоносова. Индивидуальное проявление высокой страсти. Единство красоты и добра. Акцент перемещается на эстетическую категорию. Осознание специфики сферы художественного творчества. Признание нравственной ценности красоты – развитие эстетического чувства облагораживает человека. Истинный творец должен обладать высокими нравственными качествами. «Читающий герой» – «литература в литературе». Карамзин – духовное развитие читателя. Чтение – особая характеристика. Портрет и пейзаж как средства характеристики героя. Разные тенденции в портрете: утверждение определенного стереотипа и стремление преодолеть шаблон, выйдя за его рамки. Средства передачи психологического состояния человека. Любовь к природе, умение видеть и ценить ее красоту – свидетельство истинного просвещения. Руссо и его призыв вернуться к природе, но не отвергается и цивилизация. Любование природой – утонченное искусство. Психологизация пейзажа. Интерес к самоанализу. Постоянная исповедь чувствительного человека – психологическое открытие. Человек пытается понять добро и зло. «Слезы» – важный шаг вперед. Идея ложной и истинной чувствительности. Сентиментализм связан с эпохой культурного развития. Нет разрыва с классицизмом.