Особенности и характерные черты
Всех русских сентименталистов (Дмитриев, Муравьёв, Карамзин, Радищев) объединяют следующие особенности:
1) Культ чувствительной личности. Идейная основа сентиментализма – просветительство. Человек по природе добр, природа благоприятствует его общественному бытию. Положительное существование в обществе – от природы. Злоба – искажение природы.
Чувства – неотъемлемая часть человеческой природы. Человек стремится к удовольствиям по своей природе и избегает страданий. На чувственностиосновано сообщество людей (со-печалиться и со-веселиться). Руссо: питать и возбуждать доброту (ситуации, обстановка) влечёт за собой человечность, сострадание, благотворительность.Люди вынуждены заботиться друг о друге, продолжая и развивая своё природное «доброе».
Деспотическое общество убивает, а демократическое способствует развитию добра.
2)Возрастает роль автора-рассказчика,который даёт оценку.
3)Возрастает роль картин природы.
4) Субъективизм повествования. Появляются новые жанры:
· дневник,
· исповедь,
· мемуары,
· путевые записки и т.д.
Особенность всех этих жанров в том, что повествование идёт от 1-го лица. Язык литературы этого времени опирается на светские традиции, которые вырабатываются в основном эстетическим вкусом светской женщины.
Карамзин,как глава русского сентиментализма, начинает новую эпоху в литературе конца XVIII – начала XIX века. «Бедная Лиза»– точка отсчёта для всей русской литературы. Автор разорвал с литературным контекстом, наметил выход в пространство прозы, который станет контекстом для Пушкинской прозы.В 1992 г. появляется «Бедная Лиза». По мнению В.Н.Топорова, знакомство с этим прозаическим произведением говорит о слабости этого контекста, об огромном шаге, сделанным Карамзиным, об открытии высокого варианта прозы. Следующий шаг – «Пиковая дама», «Герой нашего времени».Проза Карамзина – корень,выведший в контекст западно-европейской прозы. В статье «Что нужно автору» Карамзина есть такие слова: «Не только острый разум и живое воображение. Ему надобно иметь доброе и нежное сердце. Читай историю ради человека. И если сердце не обольётся слезами – оставь перо!..»
Долг художника очень высоко нравственный. Два фундаментальных завоевания сентиментализма – личностное богатствовыражается нравственно через
· субъективизм:особая форма мировосприятия объективной действительности. Можно брать всё, что угодно и вместе с тем всегда есть предел, всегда читателю оставляется возможность домыслить, додумать;
· историзм: органическое начало прозы Карамзина, верность духу истории субъекта описания (историзм сознания), из которого вытекает историзм подлинный в языке, стиле, нравственных оценках эпохи. Кроме того, историзм Карамзина в художественной прозе требует учёта ряда контекстов (перспектив):
1) лично биографического,
2) психологического,
3) морально-нравственного,
4) литературно-стилистического,
5) языкового,
6) историческо-литературного,
7) типологического.
Авторское Я портретируетсяв литературном персонаже, а также заполняет всё художественное пространство. Именно это приводит всё пространство в движение. Все чувства, всё внутреннее вовлечено в творческий текст. Аспект изобразительности – психологизм.
Карамзин – теоретик любви. Рассказчик взял на себя ответственность передать историю Лизы. Он не знал Лизу, с Эрастом познакомился за год до смерти. Рассказ Эраста и послужил источником текста. Рассказчика Карамзин наделяет собственными чертами. Последний абзац посвящён обстоятельствам, при которых узнал.
Два других нововведения в «Бедной Лизе». Переживания чужой судьбы преподносятся как личные, поэтому вводится эффект свидетельства. Рассказчик своими глазами видел Лизину могилу, это подтверждает Эраст. Это нововведение создаёт иллюзию видимого. Кроме того, рассказчик органически вовлечёнв событийное пространство и нравственные переживания, соучаствует. «А теперь, может быть, они уже и примирились», – говорит он.
Художественная проза впервые создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался более сильно и убедительно, чем сама жизнь. Субстратная жизнь, её высокий духовный смысл воспитывает и взращивает нового читателя.
Пейзаж, исторический пейзажтоже открытие Карамзина. Время изменилось, пейзаж связан с устойчивым пространством. Объединённый в одном образе пейзажно-ландшафтный и исторический аспекты (как бродил у стен Симонова монастыря) создают макроплан, а на его фоне развивается частная история Лизы. И у того, и у другого один знаменатель – нравственность. Необходимый уровень точности изложения у него отсутствует. Исторические истоки переводятся в личностно-психологический план (по-своему оцениваем, по-своему переживаем).
В тексте «Наталья, боярская дочь» изобразительные средства языка выводят его на знаковый уровень. Удивительная соразмерность текста. Ритмические единицы выстроены таким образом, что проза воспринимается как поэтическая речь. Симметрично использованные абзацы создают чередование внутреннего субъективного восприятия с объективным повествованием. Этой же цели служат эпитеты и суффиксы.
Курсив – глазное средство – автор как бы призывает остановиться, подумать, понять. Курсив определяет лейтмотив повести:любить, любить, любить. Тире– излюбленный приём (от 1 до 4 сразу). Иногда использует психологическое описание. Ищет средства. Для недосказанности использует многоточие, что усиливает психологизм. Формальные знаки при умелом использовании становятся богатым, красочным средством.
Тропы:
· сравнение,окрашенное личным отношением повествователя;
· перефраз(«жизненный вечер»);
· эпитеты (сладкие слёзы, нежные щёки, бриллиантовая слеза;
· поэтические фрагменты(цветы воспоминаний, весна жизни);
· субстантивированные прилагательные(что ты делаешь, безрассудная? Не сватается ли за прекрасною жених?)
Общие выводы
1. Новая эпоха – карамзинская.
2. Не имея созвучного литературного контекста, он создал свой контекст. Лотман: « Карамзин сделал Карамзина». Очень важно рассматривать его в контексте его собственного творчества.
3. В литературное повествование вошёл внутренний мир человека.
4. Человек в прозе Карамзина – живая личность со своим сложным психологическим складом и мировосприятием. Главная тема, раскрывающая внутренний мир, творческий потенциал – любовь.
5. Личность рассказчика портретирована. Многие исследователи ставят вопрос об автобиографичности всех его произведений.
6. Эстетические установки Карамзина выразились в его повестях. Особенно ярко в «Бедной Лизе» и «Наталье, боярской дочери», в структурно-содержательной значимости этих повестей.
7. Структура его повестей представлена различными художественными уровнями текста:
· знаковый,
· пространственно-временной,
· персонажный.
8. Знаковый уровень помог добиться наибольшего эффекта в раскрытии человеческой души.
9. Пространство и время – свидетельства двух основных достижений Карамзина – субъективизма и историзма.
10. Персонажный уровень: в целостной структуре нет фоновых (периферийных) и центральных. Все обладают качествами центральных.
11. Субъективизм и историзм основаны на взаимоотношениях факта и вымысла, исторического времени и художественной интуиции, добросовестном понимании и воспроизведении духа времени.
Другие произведения русского сентиментализма:
романы Федора Эмена «Похождения Мерамонта», Херсанова «Кадм и гармония», Николая Эмена «Игра судьбы», «Роза»;
сатирические произведения: Лёвшин «Русские сказки»;
массовая литература: Матвей Комаров «История русского Каина, первого русского вора», Новиков «Похождение Ивана…».