Кто вы, писатель Поляков? На кого работаете?»
– Мы пытались ваш политический портрет составить. И как-то немножко растерялись. Вот вы жестко власть критикуете – а либералов, которые тоже против власти, – критикуете не меньше. Не с ними, то есть. Нестыковка какая-то.
– Видите ли, писатель по роду занятий обязан быть оппозиционером. Власть – это всегда, в общем-то, насилие. Хорошо еще, если разумное и необходимое. Кто вступится за малых мира сего? Писатель. Кто сформулирует то, чем именно недоволен, народ? Писатель. Однако оппозиция совсем не обязательно должна быть непримиримой. Вот к Ельцину я был в непримиримой оппозиции, потому что это была не власть, а напасть. С нынешней властью я состою скорее в критическом соратничестве.
– Что категорически не приемлют наши либералы, которым все революции подавай…
– Конечно, они критикуют власть, чтобы самим стать властью: «Мы создаем Кремлю проблемы за то, что сами не в Кремле мы!» Я же просто хочу, чтобы наша страна жила лучше во всех отношениях. Например, недавно спросил у президента: «А почему, например, к столетию великого русского композитора Свиридова поставили памятник Ростроповичу? Он очень удивился. Теперь собираюсь спросить, почему памятник Плисецкой в Москве поставили раньше, чем Улановой? Странно как-то выходит…
– Кстати, а почему так получилось?
– Сведущие люди говорят: «А вы найдите денег на памятник Свиридову, и мы ему тоже поставим!» Значит, на памятники Ростроповичу и Плисецкой сбросились. Хорошо это? С одной стороны, неплохо: нашлись щедрые люди. Но с другой стороны, должна же быть какая-то внятная государственная политика по увековечиванию имен выдающихся сограждан. Если мы будем ставить памятники на коммерческой основе, то далеко зайдем. Как известно, криминал денег на мрамор для усопших братков никогда не жалел. А что у нас юбилеями выдающихся людей? Вы слышали про надвигающиеся 150-летие Горького и 200-летие Тургенева? Нет? То-то и оно. А по поводу 100-летие Солженицына, которое грянет в 2018-м, всех еще в 2014-ом на высокий старт поставили.
– У нас как-то… чем больше писатель презирает свою страну, тем почему-то его больше поднимают на щит. Вы не замечали?
– Не только замечал, но и постоянно об этом говорю. Но поймите правильно: это не значит, что писатель не может поссориться с властью, уехать из страны, ругать ее из-за границы. Может. А бывает – и должен. Но нельзя лишь это обстоятельство делать решающим при оценке места человека в отечественной культуре. Но именно так чаще и происходит….
8. «А на Украину меня не пускают за Раду Переяславскую…»
– Юрий Михайлович, вас на Украину не пускают?
– Не пускают, я в списке невъездных.
– Вы в список скопом попали или за какие-то конкретные прегрешения?
– Я думаю, что за позицию «Литературной газеты» прежде всего, хотя жена у меня, между прочим, украинка, и родилась в Борисполе. Мы в ЛГ о том, что происходит на Украине, стали писать гораздо раньше, чем другие наши СМИ. Еще в 2002–2003 году у нас была рубрика «Севастопольские рассказы», где мы писали о незалежных безобразиях в городе русской славы. А чтобы не подставлять наших инсайдеров, мы сфотошопили мордашку симпатичной девушки и придумали ей псевдоним – «Рада Переяславская». И вот мне звонит из посольства Украины какой-то советник: «Мы внимательно читаем колонку, Рада Переяславская, конечно, – талантливый журналист, но многое пишет неправильно. Мы хотели бы побеседовать с ней. Вы можете нам такую встречу организовать?» Я мнусь: «Это, знаете, будет примерно так же трудно, как организовать вам встречу с Козьмой Прутковым». На что он мне ответил: «Можно и с Козьмой Прутковым тоже встретиться». Мы потом опубликовали еще немало острых материалов на украинскую и крымскую темы, как говорится, по собственной инициативе, не дожидаясь, пока власть озаботится проблемой. Наверное, поэтому, когда в честь воссоединения с Крымом наградили большую группу российских журналистов, про «Литературную газету» даже не вспомнили…
Любовь МОИСЕЕВА, Александр ГАМОВ
«Комсомольская правда», 2016.
Часть III. Кафедра русского театра
Чемоданчик
Апокалиптическая комедия
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ИВАН СЕМЕНОВИЧ СТОРОЖЕНКО – бывший колхозник
МИХАИЛ – его сын, бывший офицер охраны
СОНЯ – его жена, бывшая актриса
ФЕДОР – их сын, бывший десятиклассник
ЭДИК СУПЕРШТЕЙН – бывший худрук театра «Экскрим»
НАДЕЖДА – его жена, бывшая спортсменка
ЗАХАР ПРАВДОМАТКИН – бывший репортер газеты «Скандалиссимо»
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ – действующий
МУРЕНА ШЕПТАЛЬСКАЯ – пресс-секретарь президента
ГЕНЕРАЛ СТРОЕВ – начальник охраны президента
РОССОМОНОВЕЦ МОРСКОЙ ОФИЦЕР С ЧЕМОДАНЧИКОМ
Действие пьесы разворачивается в Москве в скором будущем, но не ранее 2018 года. Все факты, события и герои вымышлены, все совпадения не случайны.
Первый акт
Скромная типовая квартирка. Справа кухня с открытой дверью-купе и прихожая. Слева спальня. Посредине – выход на балкон. Обычная мебель. На стенах фотографии: актриса в разных ролях и рыболов с трофеями.
Федор с дымящимся паяльником сидит над компом, к которому тянутся провода от мигающих блоков. Соня в халате ходит по квартире. В одной руке – ноутбук, в другой – тапок.
Сын и мать в наушниках, спинами друг к другу. Оба беседуют по скайпу. Голоса их собеседников не слышны.
СОНЯ (по скайпу).…Даже не знаю, подруга, что теперь и делать. Выгнали на улицу, как собаку… За что? Ни за что! (Передразнивая.) «Сонечка, пожалуйста, два эспрессо без молока, три биг-лотте с пенкой, один ирландский безалкогольный с лимоном, а мне как обычно: тройной без кофеина с корицей и соевыми сливками…» Я в Щуке роли с листа учила. Помнишь? Но разве нормальный человек может все это запомнить? Он теперь долго будет свои соевые сливки с лысины стирать. Босс!
Она нервно ходит по комнате, выслушивая ответ подруги.
ФЕДОР (по скайпу). …А она?.. Гонишь!.. Да ты что! Реально все в крови было? Жесть! И скорая приезжала?! …Я тебе говорил: пяти сантиметров с нее хватило бы! А как Тамерланыч, орал?.. Да ты что? …Гонишь! Так и сказал? Жесть! Ну, мне теперь кобздец!..
СОНЯ (по скайпу). …Стороженко? А что с ним сделается! Всё как обычно. Собрался. Взял чемоданчик. (Зло и артистично.) «Ну, я пошел…» – «Когда вернешься?» – «Не задавай глупых вопросов!» Вернулся: «Привет! А борщ есть?» Хочется убить или наставить ему рога, как у лося… У марала рога больше? Значит, как у марала. Вера, я полная дура! Выйти замуж за парня, который жрёт по утрам борщ и не выносит табачного дыма! (Закуривает, слушает.) Одна радость в жизни осталась – сынок! Феденька! Я его тоже как-нибудь убью. Компьютером…
ФЕДОР (по скайпу). А педсовет зачем собирали?.. Гонишь!.. Исключили из школы! Меня? Жесть!.. Единогласно? Педофобы! Я труп. Отец меня убьет… Нет, у него не «макаров». И не «беретта». Какая-то многозарядная хрень специальной конструкции… Не-ет, даже подержать не дает.
Федя смотрит на мать, встает с ноутбуком и выходит на балкон.
СОНЯ (по скайпу) …Зачем я шла за него? Ну ты спросила, подруга! На баб морская форма действует как валерьянка на кошек. Сама знаешь! На тебя не действует? Странно! (Курит, ходит по комнате.)…Нет, Эдик так и не позвонил… Я тебя умоляю. Все режиссеры – обманщики!.. Нет, Вера, сразу, как ты, я не могу. Мне мужика надо сначала примерить…
Соня ходит по комнате и курит. С балкона возвращается Федя, натыкается на мать, идет на кухню.
ФЕДОР (по скайпу, на ходу).…Ну и пусть выгоняют! Испугали ежа колючей проволокой! Уеду в Силиконовую долину. Там русские мозги нарасхват. Заработаю бабла. Куплю себе виллу, как у вас. Кстати, что там, на Канарах? Девчонки-то хоть есть?
Соня, услышав про Канары, рассеянно смотрит вслед сыну, скрывшемуся на кухне.
СОНЯ (по скайпу, откровеннее). …О чем ты говоришь, Вера! У нас не квартира, а карцер на троих. Всё на виду. Мужа лишний раз к себе не подпустишь, боюсь ребенка разбудить. Я же девушка шумная!.. Да, вырос, все понимает… А как дети растут? Парню давно нужна отдельная комната. Нет, очередь на квартиру не движется… Значит, не выслужил мой Стороженко…Ну конечно, по телевизору тебе еще не такое скажут. Они, наверное, там (показывает вверх) думают, что все военные в казармах живут и дымом греются…
Курит, слушает подругу. Возвращается Федя, снова сталкивается с матерью.
СОНЯ. Не крутись под ногами!
ФЕДЯ. Отстань!
СОНЯ (по скайпу). Это я не тебе!
ФЕДЯ (по скайпу). Это я не тебе…Да ты что! На яхте? Вдвоем? Топлес? Круто! А ты?… Тоже топлес? Жесть! А она?… Гонишь! Слушай, как думаешь, Вилка меня теперь никогда не простит?
Мать и сын продолжают перемещаться по квартире, избегая друг друга.
СОНЯ (по скайпу). …Отвлечься? Съездить куда-нибудь? Да моему Стороженко никуда нельзя. Весь из себя такой засекреченный… В Ялту? Нет, Крым – это Канары для патриотов. Да ему и в Крым некогда. Один день свободный – сразу на рыбалку. Живу со спиннингом. Пять лет в море не купалась. А у меня была лучшая фигура на курсе! Помнишь? Когда я на пляже раздевалась… Да, у тебя тоже вроде ничего была… Что? Ты?! Офелию репетируешь?! (Видит таракана.) Вот сволочь! Насекомое!.. Это я не тебе! Перезвоню!
Соня гонится за тараканом, пытаясь убить шлепанцем.
ФЕДОР. …Кто у нас орет? Мама… Нет, не на меня. На таракана… Не-е… родоки пока еще ничего не знают. И не узнают! У меня все под контролем… Я сам тебе позвоню. Отбой!
Федя достает пультик и нажимает кнопку, потом, подумав, нажимает еще раз – включается телевизор, картинки нет, но слышен голос диктора. Соня гоняется за тараканом.
ГОЛОС ДИКТОРА. Сегодня начинается официальный визит президента Российской Федерации в Японию. Накануне состоялась встреча лидера страны с избирателями. Твердая решимость главы государства остаться в Кремле еще на один срок вызвала неподдельную радость подавленного большинства… Извините, подавляющего большинства.
ФЕДЯ (выключив телевизор пультиком). При Сталине за такие оговорки расстреливали!
СОНЯ (не догнав таракана, в отчаянье). Кто тебе это сказал?
ФЕДЯ. Папа.
СОНЯ. Он-то откуда знает?
ФЕДЯ. От дедушки.
СОНЯ (озираясь). Улетел он, что ли?
ФЕДЯ (поворачивается к матери). Ну да… улетел… А когда вернется, сказал?
СОНЯ. Нет. Но, думаю, прямо сейчас и вернется.
ФЕДЯ. Почему так скоро?
СОНЯ. Скучно ему без людей.
ФЕДЯ. Ты о ком?
СОНЯ. А ты о ком?
ФЕДЯ. Я – о папе.
СОНЯ. А-а-а… Я о таракане. (Ищет сигареты.) Офелию она репетирует!
ФЕДЯ. Вызови морильщиков!
СОНЯ. Вот ты и вызови. Сделай что-нибудь для семьи! Весь в отца.
ФЕДЯ. Это плохо?
СОНЯ. Замечательно! А из Верки Офелия как из меня овечка Долли. (Снова закуривает.)
ФЕДЯ. Зря куришь! Он догадается.
СОНЯ. Плевать! А ты почему не в школе? Каникулы кончились.
ФЕДЯ. Продлили.
СОНЯ. С какой стати?
ФЕДЯ. У нас же в школе избирательный пункт. Урны ставят. Мам, ты за кого голосовать будешь?
СОНЯ. Без разницы. Наверное, опять за то же самое. Привыкла. Выборы президента – это как замужество: выходишь вроде за одного, а живешь потом совсем с другим.
ФЕДЯ. Ты папу совсем разлюбила?
СОНЯ. Не совсем. Что ты мне зубы-то заговариваешь? Раньше, если занятия отменяли, всегда Анна Марковна звонила. А сегодня глухо – телефоны как вымерли.
ФЕДЯ. Морковку на пенсию вытурили. У нас теперь новая класуха. Практикантка.
СОНЯ. Как зовут?
ФЕДЯ. Вилка.
СОНЯ. Ка-ак?
ФЕДЯ. Вилена Сергеевна.
СОНЯ. Если твой отец привезет из Японии какую-нибудь фигню вроде сувенира, пойду знакомиться с Вилкой. А ты чего сидишь? Рехнешься тут со своим компом. Сходил бы куда-нибудь, девочку пригласил. (Достает из кошелька купюру.)
ФЕДЯ (берет деньги). Не интересуюсь.
СОНЯ. Стоп! А кем ты интересуешься? В глаза смотреть!
ФЕДЯ (наставительно). «Влечение к лицам своего пола, а также интимные отношения с ними являются равноправной формой сексуальной самореализации индивидуума».
СОНЯ. Где тебе сказали эту чушь?
ФЕДЯ. В школе. На уроке «Основы сексуальной толерантности».
СОНЯ. Я взорву вашу школу, а директора кастрирую!
ФЕДЯ. Ладно, не парься! У меня все нормально.
СОНЯ. Ты уверен?
ФЕДЯ. Конечно. Когда Вилка роняет у доски мел и нагибается, знаешь, как у меня сердце подскакивает!
СОНЯ. Догадываюсь. У твоего отца тоже когда-то подскакивало.
ФЕДЯ. Но я считаю, секс без любви – это скучно.
СОНЯ. А любовь без секса – еще скучнее.
ФЕДОР. Я заметил.
СОНЯ. Неудивительно в такой тесноте.
ФЕДОР. Значит, брата у меня не будет?
СОНЯ. Если хорошо окончишь школу, мы подумаем. (Дает еще денег.) На вот, сходишь в «Макдоналдс». Петька-то вернулся с Канаров?
ФЕДОР. Вернулся. А папаша его еще там остался со своей новой телкой.
СОНЯ. Слова выбирай! С матерью разговариваешь! С ума сойти, мужик четыре года в Думе посидел – и навсегда отдыхает, виллу себе на Канарах взял. Ну и как там у них?
ФЕДОР (мечтательно). Петька сказал, все девушки топлес ходят!
СОНЯ. Врет.
ФЕДОР (считает деньги). Мало!
СОНЯ. Если ты девушке нравишься, достаточно, а не нравишься – миллиона не хватит. Поэтому жениться надо по любви. Дешевле выходит.
ФЕДЯ. Мне не на девушку.
СОНЯ. А на что?
ФЕДЯ. Новую мать надо купить.
СОНЯ. А старая мать, значит, не годится?
ФЕДЯ. Не-а, прошлый век.
СОНЯ. И куда ее теперь – на помойку, мать-то?
ФЕДЯ. А куда же еще? Нет, реально, со старой материнской платой комп еле шевелится. Нужна новая!
СОНЯ. На ерунду не дам. Сиди дома!
ФЕДЯ. Ну мам! Я на радиорынок слетаю. Там дешевле.
СОНЯ. Денег нет! Понял или тупой? Я не виновата, что меня уволили, а твой отец зарабатывает как лилипут на разгрузке вагонов. Еще этот гребаный банк «Щедрость» лопнул.
ФЕДЯ. Нельзя держать деньги в банке с названием «Щедрость». Ясен пень – жулье. И не надо было боссу грубить.
СОНЯ. Я актриса, а не кофеварка! Ну почему, почему я не вышла замуж за режиссера? Имела бы роли, какие хотела!
ФЕДЯ. И тебя имели бы все, кто хотел.
СОНЯ. Не повторяй за дедушкой всякую чушь! Мал еще. Нет, вы слышали: Верка – Офелия! Обхохочешься. Но все еще можно исправить! Мне недавно один худрук, очень известный, сказал…
ФЕДЯ. Это когда ты дома не ночевала?
СОНЯ. Я была на встрече однокурсников.
ФЕДЯ. До утра?
СОНЯ. Мы не виделись десять лет! Ты отцу ничего не говорил?
ФЕДЯ. Я больной, что ли? Он же тебя убьет!
СОНЯ. Пусть убивает, чем дальше мучиться. На вот еще – купишь себе новую мать. (Показывает кошелек.) Больше нет!
ФЕДЯ. Мам, реально не хватит…
СОНЯ. Убью-ю!
Вновь замечает таракана, гонится за ним.
ФЕДЯ. Бесполезно. Соседи морят – все к нам бегут.
СОНЯ (упустив таракана, устало). Какой болван придумал квартиры с мусоропроводом на кухне? Видел бы ты, сынок, Веркин пентхаус! Но ей мало. Она теперь еще и Офелия!..
Она ходит по кухне, раздраженно хлопает мусороприемником в стене. Федор не слушает мать, он, озираясь, вынимает из кармана мигающий пультик, нажимает кнопку, затем набирает номер телефона.
ФЕДЯ (тихо, в трубку). Алло, Петь, это опять я. Ну как там у вас?.. Что? Тамерланыч к нам дозвониться не может? И не дозвонится. Отец в Японию летит, а дома я глушак включил…Да, мое ноу-хау. Тишина. Полная! Продам Пентагону – озолочусь! Если добавишь мне на новую мать, могу еще один глушак слепить. И у тебя будет как в бункере. Смотаемся на радиорынок?… Океюшки!
Возвращается Соня. Федя снова нажимает на кнопку пультика.
СОНЯ. Был бы мужчина в доме – давно бы вытравил.
ФЕДЯ. У папы другая профессия.
СОНЯ. Профессия мужчины – быть мужчиной. Остальное – хобби…
Звонок в дверь.
СОНЯ. Кто это еще?
ФЕДЯ. Может, папа вернулся?
СОНЯ. Он только что улетел.
ФЕДЯ. Забыл, наверное, что-нибудь.
СОНЯ. Ага, свой пистолет. Открой! Переоденусь. Вдруг олигарх дверью ошибся.
Она уходит в спальню, а Федя идет отпирать дверь. Появляется Эдик в желтом халате, на плече у него большой баллон с длинным распылителем.
ЭДИК. Здравствуйте! Служба «Добромор». Вызывали?
ФЕДЯ (громко). Мама, мы «Добромор» вызывали?
СОНЯ (из спальни). Отец, наверное, вызвал. Наконец-то!
ЭДИК (вздрогнув от голоса Сони). Я вам звонил, чтобы детей и домашних животных из квартиры удалили. Но у вас что-то с телефоном.
СОНЯ (из комнаты). А у нас всегда всё не как у людей.
ЭДИК (испуганно, порываясь уйти). Это кто?
ФЕДЯ. Мама. А что?
ЭДИК. Ничего. Померещилось.
СОНЯ (из комнаты). Сынок, покажи Добромору нашу Тьмутаракань!
ФЕДЯ (тащит Эдика на кухню). Из мусоропровода лезут.
ЭДИК (рассматривает мусоропровод). Антиквариат! Времен Очакова и покоренья Крыма.
Выходит Соня в красивом платье.
СОНЯ. И что там у нас?
ЭДИК. Кошмар! (В испуге надевает респиратор, заглядывает в мусоропровод). Типичный…
СОНЯ. А бывают нетипичные кошмары?
ЭДИК (искусственным басом). О да! В одной квартире держали тараканьи бега. Тропические экземпляры с тапок величиной. Расползлись по всему дому, народ жутко испугался…
СОНЯ. А вы?
ЭДИК. Я? Нет, конечно. Это моя работа.
СОНЯ (присматриваясь к гостю). Вот как? Интересная у вас работа…
Эдик рассматривает мусороприемник.
ЭДИК. Ого, тут целый инсектарий!
СОНЯ. Чем богаты – тем и рады.
ЭДИК. А вот и оотеки. Много!
СОНЯ. Что там?
ЭДИК. Тараканьи яйца. Вам лучше на время уйти из квартиры. Вредно.
СОНЯ. Федя, ты куда-то собирался?
ФЕДЯ. Я хочу посмотреть, как тараканов травят.
СОНЯ. Ничего интересного. Пшик, и все. Как случайный поцелуй. Правда?
ЭДИК (смущенно). Ну, не совсем пшик. Полная деинсекция наступит через пять дней. А насчет поцелуя вы точно заметили. Яд передается половым путем. Фактически тараканы умирают от любви. Нанотехнологии…
СОНЯ. Фантастика! Рассказывайте, рассказывайте!
Подталкивает сына к двери.
ФЕДЯ (тихо). Мама, ну зачем ты с ним кокетничаешь?
СОНЯ. Чтобы не потерять форму. Исчезни! Радиорынок закроется.
ФЕДЯ. Мне все равно на новую плату не хватит.
СОНЯ. Денег нет.
ФЕДЯ. Ты у тети Веры ночевала, да?
СОНЯ (достает купюру из-за бюстгальтера). На, вымогатель, на! Только уйди!
Федор уходит. Оставшись одни, Соня и Эдик неловко молчат.
СОНЯ. Убиенные тараканы по ночам не снятся?
ЭДИК. Что? А-а-а… Нет… Почему вы спросили?
СОНЯ. Просто так. Из любопытства. Вы работайте, работайте!
Эдик настраивает аппаратуру. Соня наблюдает.
СОНЯ. Значит, тараканы убивают друг друга по любви?
ЭДИК. Оригинальная методика.
СОНЯ. Очень! Целовал, обещал перезвонить, а сам лапки вверх…
ЭДИК. Кто обещал перезвонить, таракан?
СОНЯ. Ты, скотина, обещал перезвонить, а исчез на месяц!
ЭДИК. Вы ошибаетесь, э-э-э…
СОНЯ. Эдик, перестань вещать как удавленник и сними респиратор, конспиратор!
Эдик снимает маску, вздыхает, садится.
ЭДИК. Когда ты меня узнала?
СОНЯ. Сразу. У тебя же по актерскому мастерству двойка была. Потому и пошел в режиссеры.
ЭДИК. Ложь! Мне стало тесно в лицедействе. Что такое талант актера? Так, емкая глупость. А режиссер – демиург, творец, бог! Он может всё!
СОНЯ. А позвонить он может? Я как дура сидела, ждала, мужа к себе не подпускала, чтобы не остыть. Какого черта! Ты сбежал, а мне всю ночь пришлось жрать водку с Веркой. (Передразнивает.) «Ах, у нас в МХТ, ах, у нас в МХТ!» Корова… заслуженная. Знаю, за что ей звание дали! Офелия!
ЭДИК. Да, она деревянная. Не то что ты. Ну прости, Сонечка!
СОНЯ. Ладно, сама виновата. Попалась, как первокурсница. (Передразнивая.) «Мы ставим “Гамлета”. Я возьму тебя в мой театр “Экстрим”! Клянусь Мейерхольдом!»
ЭДИК. «Экскрим».
СОНЯ. Повелась! В восемнадцать лет оно еще понятно. К тебе подходит пузан в дымчатых очках: «Деточка, я ставлю “Алые паруса”. Мне нужна Ассоль!» И ты таешь, как эскимо. Потом выясняется: ничего он не ставит, а ты ему нужна, чтобы нахлобучить на свой озабоченный вагиноискатель. Но клюнуть на это в тридцать… два…
ЭДИК. Погоди, Сонечка, мы же ровесники.
СОНЯ. Женщина всегда моложе своих лет. Это наш гендерный бонус. Куда ты исчез?
ЭДИК. У жены обострение. Врачи, консилиумы, лекарства… Ты знаешь, сколько стоят лекарства?
СОНЯ. Знаю. Но позвонить-то можно было?
ЭДИК. Я звонил, у вас что-то с телефоном.
СОНЯ. Допустим, но есть и другие способы.
ЭДИК. Я не мог отойти от жены. Она так мучилась!
СОНЯ. Отмучилась?
ЭДИК. Да. Уехала в санаторий.
СОНЯ. А ты сразу ко мне!
ЭДИК. О да!
СОНЯ. Освежить слежавшийся половой инстинкт?
ЭДИК. Ну прости, я скучал, я о тебе думал, я так хочу, чтобы ты сыграла в моем спектакле!
СОНЯ. Допустим. Тогда зачем этот маскарад?
ЭДИК. Конспирация. А если твой муж дома? Ты говорила, он у тебя ревнивый.
СОНЯ. Как пьяный Отелло.
ЭДИК. Он у тебя, кажется, военный?
СОНЯ. Еще какой!
ЭДИК (смотрит на фотографии). Здоровый мужик!
СОНЯ. Знаешь, что он сказал мне в первую брачную ночь?
ЭДИК (подступая). У него было время говорить?
СОНЯ. Погоди! Сказал, что всех, кто был у меня до него, он убил мысленно, а всех, кто будет после, убьет из табельного оружия.
ЭДИК. Он не вернется?
СОНЯ. Нет, улетел в Японию.
ЭДИК (хихикая). Не с президентом?
СОНЯ. А что, президент в Японии?
ЭДИК. Все утро по ящику бубнят.
СОНЯ. Я не смотрю: сериалы – для дебилов, новости – для кретинов.
ЭДИК. Увы, Соня, демократия – это театр для людей с ограниченными умственными способностями. Ну, иди ко мне… в театр! (Хочет обнять.)
СОНЯ (уклоняясь). Допустим, не врешь. А «добромором» зачем вырядился? Мог бы интеллигентно: почтальоном, разносчиком пиццы, сантехником…
ЭДИК. Это костюм для моего нового спектакля.
СОНЯ. Врешь!
ЭДИК. Клянусь Мейерхольдом!
СОНЯ. В «Гамлете» есть могильщики, но морильщиков там нет.
ЭДИК. Не было. До меня. А теперь будут, потому что и Клавдий, и Гертруда, и Полоний, и Горацио, и Лаэрт, и Гильденбрандт, и Розенкранц, и даже Офелия – все они на-се-ко-мы-е. Но разные. В зависимости от характера. Вот, например, призрак отца Гамлета – жук-рогач…
СОНЯ. А Офелия?
ЭДИК. Трудный вопрос. Еще не решил. Возможно, моль.
СОНЯ. Моль? Помнишь, как на этюдах я изображала стрекозу?
АРНОДЬД. Я помню все!
СОНЯ. А Гамлет кто?
ЭДИК. Мировая сенсация. Он – «добромор». Уморит всех!
СОНЯ. В каком смысле?
ЭДИК. В прямом. Разве не гениально! Разве такое было?
СОНЯ. Такого – нет еще…
ЭДИК. Гамлет бродит по сцене в халате, респираторе, с ядовитым баллоном и медлит, медлит с местью… (Эдик ходит по сцене, показывая.) «Быть или не быть!» Потом всех травит, в конце – себя…
Эдик хватает баллон и открывает газ.
СОНЯ. А зрителей тоже?
Отбирает у него агрегат и выключает газ.
ЭДИК. При чем тут зрители? Зрители нужны, чтобы вешалка в театре не пустовала и вчерашние бутерброды в буфете не залеживались.
СОНЯ (вздохнув). Ладно. Я буду тебе хорошей Офелией.
ЭДИК. Знаешь, не все так просто…
СОНЯ. Что! Ты уже кому-то пообещал мою роль?
Направляет на него распылитель.
ЭДИК. Нет, но очень много желающих. Чулпан телефон оборвала.
СОНЯ. Раздевайся!
ЭДИК. Зачем?
СОНЯ. А то я не знаю, как роли достаются.
ЭДИК. Ну хорошо… Может, завтра где-нибудь… в отеле…
СОНЯ. Порядочные замужние женщины по отелям не шляются. Здесь и сейчас. А завтра заключаем контракт.
ЭДИК. Здесь? А если кто-нибудь придет?
СОНЯ. Кто? Федька на рынок через всю Москву едет. Муж летит в Японию.
ЭДИК. Он дипломат?
СОНЯ. Ага, атташе по физкультуре. Портфель за начальством носит.
ЭДИК. Ну, если так… Я готов!
Обнимает Соню, пытается поцеловать. Она уклоняется.
СОНЯ. Сначала в душ.
ЭДИК. А где у вас душ?
СОНЯ. Там же, где и унитаз. Извини, живем скромно.
ЭДИК (загораясь). Не в этом счастье, Соня!
СОНЯ. Помнишь, у Вознесенского: «Моя душа – совмещенный санузел»?
ЭДИК. Конечно, помню! «Ты говорила шепотом: “А что потом, а что потом?”»
Эдик скрывается в ванной.
СОНЯ (вздохнув). Только ради искусства!
ЭДИК (выглядывая из ванной). Тут всего два полотенца.
СОНЯ. Воспользуйся большим – оно Мишино.
ЭДИК. А удобно ли?
СОНЯ. Ну мной же ты собираешься воспользоваться.
ЭДИК. Всенепременно!
СОНЯ. Я горю!
ЭДИК (закрывая дверь). Я моюсь.
Слышен шелест воды в ванной. Соня задумчиво бродит по квартире, вдруг оживляется, снимает платье, набрасывает на себя простыню, делает из искусственных цветов венок, надевает его на голову и напевает:
День Валентинов проклят будь!
Нет у мужчин стыда.
Сначала девушку сгребут,
А после как всегда:
– Ты мне жениться обещал,
Меня лишая чести!
– Клянусь, я слово бы сдержал.
Но мы уж спали вместе…
Она увлекается и не замечает, как входит Михаил в форме подводника, капитана третьего ранга. В руках у него черный кейс. Некоторое время он с иронией наблюдает за женой. Она замечает мужа и хватается за сердце.
СОНЯ. Фу, черт… Стороженко!
МИХАИЛ. Здесь!
СОНЯ. Как призрак отца…
МИХАИЛ. Моего?
СОНЯ. Скажешь тоже! Гамлета…
МИХАИЛ. Испугалась?
СОНЯ. Ты же в Японии?
МИХАИЛ. Отменили.
СОНЯ. Почему?
МИХАИЛ. Скоро узнаешь. А чем это пахнет? Курила?
СОНЯ. Тараканов морили.
МИХАИЛ. Смотри-ка, быстро прислали. А борщ есть?
Садится, ставит чемодан на журнальный столик. Соня незаметно ногами заталкивает под тахту одежду Эдика.
СОНЯ. Не успела… Я думала… У тебя что – новый чемоданчик? А где старый?
МИХАИЛ. Там, где меня нет.
СОНЯ. Потерял? Мой подарок?
МИХАИЛ. Оставил на память начальству.
СОНЯ. Ну и зря.
МИХАИЛ. Разговоры в строю! Сама-то зачем вырядилась чучелом?
СОНЯ. Я? Репетировала… Мне роль предложили.
МИХАИЛ. Кто?
СОНЯ. Один. Знакомый. Режиссер.
МИХАИЛ. Говорил мне батя: не женись на актерке!
СОНЯ. Ну и не женился бы.
МИХАИЛ. Где он?
СОНЯ (вздрогнув). Кто?
МИХАИЛ. Хрен в пальто.
СОНЯ (упавшим голосом). Откуда ты знаешь?
МИХАИЛ. Позвонили добрые люди. Где спрятала? Убью!
СОНЯ (закрыв лицо руками). Он… он в душе…
МИХАИЛ. Грехи смывает?
СОНЯ. Ничего еще не было.
МИХАИЛ. Не было? Было! Не репетировать надо (срывает с нее венок), а сына воспитывать.
СОНЯ. Ты о чем?
МИХАИЛ. Федьку из школы выперли.
СОНЯ. Ты-то откуда знаешь?
МИХАИЛ. От верблюда. Тамерланыч позвонил. У тебя все время занято. По телефону репетируешь?
СОНЯ. За что выгнали?
МИХАИЛ. Он новую классную руководительницу…
СОНЯ. Вилку?
МИХАИЛ. Вот именно. Ну что за поколение! Мы были не такие. Ну, могли кнопку на стул подложить. Канцелярскую. Как комарик укусит. А эти дикари! Саморез. Десять сантиметров! Как она теперь рожать будет?
СОНЯ. Какой ужас! Но почему? Федя… добрый мальчик…
МИХАИЛ. Втюрился он в нее.
СОНЯ. Ты-то откуда знаешь?
МИХАИЛ. Общаться надо с сыном, а не со знакомыми режиссерами. Я ему говорил: рано, сынок, терпи, наращивай потенциал, ты еще встретишь свою женщину. Не выдержал, сбросил ей в «личку», мол, люблю и так далее… Ну, она его при всем классе и высмеяла…
СОНЯ. Это же непедагогично!
МИХАИЛ. Ясен пень. Молодая, необученная. Дура. А другие в пединститут не идут. Федька психанул и отомстил… саморезом. Она – к директору.
СОНЯ (в ужасе). К Чингизу Тамерлановичу?
МИХАИЛ. К нему. Вызвал он нашего урода и раскатал. А Федька взял образец лица этой Вилки и прифотошопил к ней продолжение с порносайта.
СОНЯ. Это конец!
МИХАИЛ. Нет, еще не конец. Потом Федька обрушил в школе интернет. Ткнешь кнопку – выскакивает эта Вилка во всех кучерявых подробностях. Я посмотрел. Заводит! Талантливый у нас все-таки сын. Вымоется – прибью. (Бьет в дверь ванной.) Выходи, хуже будет! Боится. Меня батя за такие штуки оглоблей лупцевал.
СОНЯ (в сторону). Жалко – не убил.
Подходит к жене, обнаруживает под простыней голое тело.
МИХАИЛ. Ого! Не ждала, значит? Пошли. Мне надо стресс снять.
СОНЯ. Давай не сегодня.
МИХАИЛ. У тебя всегда то голова болит, то текущий ремонт.
СОНЯ (спохватывается, обнимая мужа). Ну хорошо, иди – раздевайся! Я что-нибудь придумаю.
Михаил уходит в спальню. Она бросается к двери ванной.
СОНЯ. Эдик!
ЭДИК (выглядывая с опаской). Кто это?
СОНЯ. Муж!
ЭДИК. Кошмар!
СОНЯ. У тебя три минуты, чтобы исчезнуть.
ЭДИК. Почему так мало?
СОНЯ. Не лезь в мою семейную жизнь!
Михаил выходит из спальни. Он снял китель, оставшись в брюках и майке.
МИХАИЛ. Шушукаетесь!
СОНЯ (отпрянув от двери). Нет… я… хотела…
МИХАИЛ. Вот, на твоих потачках террорист вырос.
СОНЯ. Иди, иди… Я сейчас…
МИХАИЛ. Не могу. Трясет. Надо сначала пожрать.
СОНЯ. Хлеб кончился…
МИХАИЛ. Бардак! Ни борща, ни хлеба…
СОНЯ (С надеждой.) Может, в магазин сбегаешь?
МИХАИЛ. Обойдусь. Давай что есть!
Соня хлопочет. Михаил включает телевизор. Экран остается темным.
МИХАИЛ. А что с ящиком?
СОНЯ. Федька хотел 3D сделать.
МИХАИЛ. Из этой рухляди? Хотя… наш Кулибин может. В прадеда Василия пошел. Тот всей деревне ходики чинил. Генетика!
Бьет по ящику кулаком, экран остается темным, но слышен голос диктора.
ГОЛОС ДИКТОРА. Визит президента России в Японию внезапно отложен. Пресс-секретарь главы государства Мурена Шептальская объяснила причину: в одном из московских роддомов в рамках предвыборной кампании ждут появления на свет 150-миллионного россиянина. (Звук прерывается.) Новый президент США Ястребиный Коготь в Овальном зале Белого Вигвама обсудил с вождями углубляющийся кризис экономики… (Звук прерывается) Во Франции протестующие фермеры повалили Эйфелеву башню… (Звук совсем пропадает.)
МИХАИЛ. Ага, запрыгали!
СОНЯ. Кто запрыгал?
МИХАИЛ. Кто надо. А Шептальская – голова. Ловко вывернулась. Надо выпить. Такое событие – 150-миллионный соотечественник наружу лезет.
СОНЯ. Кончилась.
МИХАИЛ. Как это?! Соль, спички, хлеб и водка должны быть в доме всегда.
СОНЯ. А ты забыл, сколько выхлебал, когда банк «Щедрость» лопнул!
МИХАИЛ. Ну, выпил. Не каждый день теряешь все, что нажил. Купила бы!
СОНЯ. Закрутилась.
МИХАИЛ. Хозяйка из тебя как из бюстгальтера портупея.
СОНЯ (с сарказмом). Сбегаешь или обойдешься?
МИХАИЛ. Сбегаю. (Подходит к двери ванной.) Смотри женилку не смыль, влюбленный пингвин! Вернусь – выпорю.
Михаил набрасывает на себя плащ с капюшоном, закрывающим лицо.
СОНЯ. На улице дождь?
МИХАИЛ. Гроза.
Уходит. Соня бросается к двери ванной.
СОНЯ. Эдик, скорее, у тебя пять минут. Магазин в соседнем подъезде.
Возвращается муж, попутно спотыкается о баллон.
МИХАИЛ. Ч-черт!
Соня отскакивает от двери.
СОНЯ. Забыл что-нибудь?
МИХАИЛ. Забыл. А что это там за фигня?
СОНЯ. Ах, баллон! Я же говорила: тараканов морили. Вечером заберут.
Михаил достает из тумбочки кобуру, проверяет пистолет, кладет в карман, берет чемоданчик.
МИХАИЛ. Выйдет – не бей! Меня дождись.
Михаил уходит. Соня стучит в дверь ванной.
СОНЯ. Скорее! Скорее!
Эдик осторожно выглядывает. На голове у него прозрачная душевая шапочка, вокруг бедер повязано полотенце.
ЭДИК. Боже, как в плохом водевиле!
СОНЯ. В водевилях не убивают. А у Миши табельный пистолет.
ЭДИК. Господи, за что? И ты так спокойно об этом говоришь!
СОНЯ. Поживешь пятнадцать лет со спецназовцем и успокоишься.
ЭДИК. Где моя одежда?
СОНЯ. Вот!
Соня достает из-под дивана скомканную одежду.
ЭДИК. Как я пойду в этом по улице?
СОНЯ. Ты лучше думай, как живым до улицы дойти. Дуй вверх по лестнице! Там оденешься. Потом, когда он вернется, спустишься…
Грохот в прихожей.
ЭДИК. Что это?
СОНЯ. Вернулся! Лезь под тахту…
Эдик безуспешно пытается залезть под тахту.
ЭДИК. Тут узко.
СОНЯ. Выдохни и представь, что ты камбала.
ЭДИК. Как это?
СОНЯ. По Станиславскому.
Эдик заползает под тахту. Вбегает Михаил, безумно озирается, хватает кресло и тащит в прихожую.
СОНЯ. Что ты делаешь?
МИХАИЛ. Баррикадируюсь. Помогай!
СОНЯ. Зачем?
МИХАИЛ. Они оцепили дом.
СОНЯ (несет в прихожую стул). Кто? Почему?
МИХАИЛ (таская мебель в прихожую). Потом объясню. Бери Федьку и медленно выходи из подъезда с поднятыми руками.
СОНЯ. Почему с поднятыми?
МИХАИЛ. Иначе пристрелят. Где он?
СОНЯ. Одевается.
ГОЛОС ПО МЕГАФОНУ. Внимание! Дом оцеплен, на крышах снайперы. Сопротивление бесполезно. Выходить по одному с поднятыми руками.
СОНЯ. Что это, Господи?!
МИХАИЛ. Я тебе говорил – гроза… (Пытается сдвинуть тахту.) Подсоби!
СОНЯ. Не надо! Развалится. (Не дает двигать тахту.)
МИХАИЛ. Плевать!
Вдруг сам собой оживает телевизор: на экране появляется генерал Строев.
СТРОЕВ. Майор!
МИХАИЛ. Капитан третьего ранга Стороженко, товарищ генерал!
СТРОЕВ. Майор, ты понимаешь последствия своего проступка?
МИХАИЛ. Так точно!
СТРОЕВ. Если президент узнает про твою выходку с кнопкой, тебе конец!
СОНЯ (в ужасе). Миша, ты подложил президенту кнопку?
МИХАИЛ. Скорее – свинью.
СТРОЕВ. Немедленно сдай оружие и казенное имущество! Тогда я смогу что-то для тебя сделать.
МИХАИЛ. Например?
СТРОЕВ. Похлопочу, чтобы выделили отдельную камеру.
МИХАИЛ. Я согласен.
СТРОЕВ. Ну и отлично!
МИХАИЛ. Трехкомнатная отдельная камера. На юго-западе.
СТРОЕВ. Майор, ты о чем?
МИХАИЛ. О моей квартире, которую ты, генерал, отдал своему племяннику.
СТРОЕВ. Пожалеешь!
МИХАИЛ. Не пугай!
СТРОЕВ. У тебя десять минут на размышление.
МИХАИЛ. А у тебя – пять. Кнопку не отдам! Привет начальству!
Телевизор гаснет. Слышен голос из мегафона.
ГОЛОС ПО МЕГАФОНУ. Готовность номер один! В случае сопротивления – огонь на поражение!
СОНЯ. Какая кнопка? Стороженко, что ты натворил?
МИХАИЛ. Тебе лучше не знать.
СОНЯ. А про какую квартиру вы говорили?
МИХАИЛ. Про ту, которую мы должны были получить в прошлом году.
СОНЯ. Но ты же сказал, очередь не движется.
МИХАИЛ. Движется. Да не туда. Ну я и накатал рапорт. Куда следует.
СОНЯ. Ты дурак, что ли?
МИХАИЛ (вздохнув). Верно батя говорил: начальству о бардаке докладывать – как свинье на грязь жаловаться. Рапорт замылили, меня сначала с очередным званием прокатили, а потом на медосмотре аритмию нашли. В последний раз сегодня дежурил. Но они меня еще вспомнят! Я их сам комиссую. Помогай!
Резко сдвигает тахту. Там лежит, прикрыв голову руками, Эдик.
МИХАИЛ. Это кто?
СОНЯ. Где?
МИХАИЛ. На полу.
СОНЯ. А-а… Я же сказала, тараканов морили…
МИХАИЛ. Не похож.
СОНЯ. Всякие бывают.
МИХАИЛ. А почему под тахтой?
СОНЯ. У них там гнездо, видимо.
МИХАИЛ. Возможно. А почему голый?
СОНЯ. Мылся, наверное.
МИХАИЛ. Выясним. Встать!
Эдик встает, придерживая полотенце на бедрах.
МИХАИЛ. Значит, в душе был он, а не Федька!
СОНЯ. Ну да…
МИХАИЛ. Почему врала?
СОНЯ. Я не врала. Ты сам так решил.
МИХАИЛ. Почему не возражала?
СОНЯ. Когда ты психуешь, спорить с тобой бессмысленно.
МИХАИЛ. Допустим. Где сын?
СОНЯ. На радиорынок уехал.
МИХАИЛ. Почему утаила?
СОНЯ. Ты рта не давал мне открыть: то стресс сним