Возникновение и развитие детской литературы в россии.

5.1.Появление первых книг для детей в России в 16-17 вв. «Лицевой букварь» Кариона Истомина – памятник русской литературы 17 века.

5.2.Рост культуры и просвещения при Петре 1. Появление школ специальных и общеобразовательных.

Книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» (1717). Сословный характер книги, рассчитанной на воспитание молодых дворян.

5.3.Издание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова. Цели, задачи и программа чтения, изложенные в обращении к юному читателю.

Центральные идеи журнала – патриотизм, гражданственность, демократизм и гуманизм. Вопросы научно-познавательной книги, художественные произведения русских классиков и зарубежных писателей в журнале. Значение журнала в истории русской детской литературы.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составьте конспект статьи Е.П.Приваловой «Возникновение русской детской литературы» в книге Н.Н.Светловской, Т.С.Пиче-оол «Детская книга и детское чтение». М.Академия, 1999 с.220-224

2.(на отлично)Какое место в круге чтения современного школьника должна занять учебная книга?

Литература:

1. Учебник Арзамасцевой «Детская литература», Просвещение,2011 ,

2. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе.,М., «Детская литература».

3. ННСветловская, Т.С.Пиче-Оол «Детская книга и детское чтение» М.Академия, 1999

4. Русская литература для детей под ред.ПолозовойТ.А.

М. Академия, 1997

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА, ВОШЕДШИЕ В КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

6.1. И.А. Крылов. Биография. Басни И.А. Крылова; их идейно- тематическое богатство, народность, своеобразие стиля и языка, реализм и национальный характер. В.Г. Белинский о роли басен И.А. Крылова для детского чтения.

6.2. В.А. Жуковский. Биографические данные. Стихи, сказки, баллады, вошедшие в круг детского чтения. (посмотреть все имеющиеся сейчас учебники по чтению для начальной школы и выписать произведения В.А. Жуковского). Сказка В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее».

6.3. А. Погорельский. Биографические данные. Сказочная повесть «Черная курица или подземные жители», как опыт создания художественной детской сказки (Подумайте, оправдываете ли вы предательство Алеши или осуждаете? Может ли девятилетний ребенок сам разобраться, что хорошо, а что плохо? Нужна ли здесь помощь родителей, любовь и внимание их ежедневно? Очень ли это преступно, хотеть все знать не уча, не открывая учебника?*

6.4. В.Д. Одоевский. Биографические данные. Сказка «Мороз Иванович». Фольклорные источники сказки. Научно-популярная сказка «Городок в табакерке»

Задания для самостоятельной работы:

1.(для всех) Проанализируйте «Сказку об Иване-царевиче и Сером волке», сравнив ее с русской народной сказкой.

2.(на «хорошо») Вопрос см. выше.*

3.(на отлично)Что, по-вашему, объединяет творчество Погорельского и Одоевского?

Литература:

1.Учебник Арзамасцевой «Детская литература», 2011, с91-99.

2.Бессараб М.Л., «Жуковский», М., 1975

3.Шаров А.И. «Волшебники проходят к людям», М., 1986.

4.Русская литература для детей под ред. Полозовой Т.А.

М., Академия, 1997

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.

7.1.Биография А.С. Пушкина (составить текст биографии А.С. Пушкина для 1-го класса и 3-го класса начальной школы) – для всех*

7.2. Лирика А.С. Пушкина в чтении младших школьников.

Высокое поэтическое мастерство поэта в описании картин родной природы, изображении чувств человека.

7.2.1. Рассмотрите пейзажную лирику А.С. Пушкина как прекрасный материал для патриотического воспитания, привития любви к родной природе; как материал для эстетического воспитания, как образец использования родного русского языка в поэтической речи. «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Еще дуют холодные ветры».

7.2.2. Стихи о няне – образец чувств благодарного воспитанника, лучших сыновних чувств, нежности и признательности по отношению к старому человеку. «Няне», «Зимний вечер».

7.2.3. Рассмотрите пролог к поэме «Руслан и Людмила», «У Лукоморья», как пролог ко всем русским сказкам.* - для всех*

7.3. Сказки А.С. Пушкина. (Подробнее остановитесь на трех, изучаемых в начальной школе) - дайте анализ по плану – для всех*

7.3.1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831). Сказке этой нет аналогов в мировой литературе, т.к.:

· Очень мажорная сказка, начинается с любви и заканчивается ею;

· В ней выражены мечты об идеальном государстве («все на острове богаты, изоб нет, одни палаты»);

· Зло в конце сказки не наказывается («царь для радости такой отпустил всех трех домой»);

· Дети вырастают, а родители остаются молодыми.

7.3.2. «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830). Основная идея сказки. Фольклорные источники (сюжет, частушечный ритм). Образ смешливого мужика Балды в противовес образу жадного попа.

7.3.3. «Сказка о рыбаке и рыбке» Тонический стих; образ моря как голос судьбы и суд над старухой; неизбежность тягостного конца; образ безропотного старика – русского крестьянина, задавленного многовековой крепостью и боязнью божьей кары.

Анализ сказок по плану:

· Идейно-тематическая основа

· Характеристика образов.

· Композиция

· Сюжет

· Особенности языка

Литература:

1. Учебник Зубаревой «Детская литература», 2011с99-111

2. Рассказы о Пушкине Сборник, М., 1967

3. Пушкин И. «Записки о Пушкине»., М., 1984

4. Волков Г.Н. «Тебя как первую любовь…» М., 1980

5. Русская литература для детей под ред. Полозовой Т.Д.

М., Академия, 1997

Задания для самостоятельной работы:

1. (для всех) – задания, отмеченные в тексте *.

2. (на «хорошо») Прочитайте сказку о Белоснежке из сборника сказок братьев Гримм и сопоставьте с ней «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»

3. (на отлично) – на выбор

· Что определяет ценность сказок А.С.Пушкина для детского чтения?

· В чем художественное своеобразие сказок А.С.Пушкина? Фольклорное и авторское в сказках.

П.П. ЕРШОВ.

8.1. Биография П.П. Ершова. Ершов как продолжатель традиций А.С. Пушкина в жанре литературной сказки.

8.2.Сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок»

8.2.1.Сюжет, композиция, народность, особенности языка;

8.2.2.Сатирическое изображение царя и его придворных в сказке

8.2.3.Образ Ивана, выражающий лучшие народные качества

8.2.4.Волшебные образы сказки.

Литература:

1. Учебник Арзамасцевой «Детская литература», 2011,

2. Шаров А.И. «Волшебники приходят к людям», М., 1986

3. Русская литература для детей под ред. Полозовой Т.Д.

М., Академия, 1997

Задания для самостоятельной работы:

1.(для всех) - на выбор

· Дайте характеристику Ивана

· Охарактеризуйте царя и его придворных

2.( на хорошо) Докажите, что в сказке переплетаются мир реальный и сказочный.

3. (на отлично) Сравните сказки, созданные примерно в одно и то же время Жуковским, Пушкиным, Ершовым, по источникам, содержанию, стилю.

Наши рекомендации