Устное народное тварчество для детей и в детском чтении
2.1.Общая характеристика фольклора.
Фольклор – искусство устное, коллективное, непосредственно выражающее опыт, настроения, идеалы трудящихся.
Традиционность, как основная черта фольклора.
Русские писатели, критики, педагоги о народном творчестве.
2.2 Малые фольклорные жанры.
Общая характеристика.
Примеры малых фольклорных жанров: песенки, потешки, колыбельные песни, пестушки, загадки, пословицы и поговорки, перевертыши.
Особое внимание обратить на загадки, пословицы и поговорки, т.к. они активно изучаются в школе.
Знать, в чем отличие пословицы от поговорки.
2.3. Детский фольклор.
Считалки, дразнилки, страшилки.
Почему эти жанры можно назвать фольклором; в чем их особенности.
Задание для самостоятельной работы:
1.Дайте подробное описание любого малого жанра русского фольклора.
Работу оформите.
2.(на «отлично») В чем вы видите педагогическую ценность перевертышей?
Литература:
1.Любой учебник по детской литературе.
2.Чуковский К.И. «От 2 до 5» (любое издание, гл. 3 «Лепые нелепицы.)
3.Рыбникова М.А. «Русские пословицы и поговорки» М., 1961
4.Малые жанры русского фольклора. М., 1986, ст. 5-33.
5.Митрофанова В.В. «Русские народные загадки». Л., 1978
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
А.С. Пушкин и А.М. Горький о народной сказке. Споры вокруг сказки.
Разнообразие сказочных сюжетов.
Сказки кумулятивные
О животных
Бытовые
Волшебные
Характерные особенности их композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств.
3.1.Кумулятивные
3.1.1. созданы для самых маленьких.
3.1.2. Прямолинейный сюжет и ясная мораль.
3.1.3. построены по принципу устной композиции, где каждый последующий эпизод повторяет предыдущий.
3.1.4.четкий и выразительный язык. «Репка», «Колобок», «Теремок».
3.2.Сказки о животных.
3.2.1. Самый древний вид сказок (создавались еще в пору язычества)
3.2.2. Герои сказок о животных являются носителями постоянных характеристик, черт характера.
3.2.3. Прекрасное чувство юмора.
3.2.4. Частая смена настроений.
3.3. Бытовые сказки.
3.3.1. В них практически нет волшебств, превращений, они ближе к реальной жизни.
3.3.2. Ярко выражен национальный колорит.
3.3.3. Бытовые сказки похожи на новеллу (рассказ с неожиданным концом).
3.3.4. По сюжету бытовые сказки бывают:
3.3.4.1. О мужике и царе
3.3.4.2. О мужике и барине
3.3.4.3. О мужике и попе
3.3.4.4. О двух братьях , богатом и бедном
3.3.4.5. О солдате
3.3.5. Победителем в бытовых сказках всегда бывает бедный мужик, солдат.
3.4. Волшебные сказки.
3.4.1. По сюжетам волшебные сказки делятся на:
3.4.1.1. сказки о превращениях со свадебным концом («Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Сивка-бурка» и тр.
3.4.1.2. сказки о доброй падчерице и злой мачехе («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»
3.4.1.3. .сказки на былинные темы (о богатырях, удальцах)
Одни и те же сюжеты сказок встречаются у разных народов.
3.4.2.У волшебных сказок традиционный образный строй:
3.4.2.1.главный герой – добрый (все победы одерживает благодаря своей доброжелательности)
3.4.2.2.главная героиня (народный идеал женщины – добрая, красивая, верная, трудолюбивая.)
3.4.2.3.враги (чаще всего – это злой волшебник, на службе у которого целое войско нечисти – Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч и др.)
3.4.2.4.волшебные помощники (это звери, которые помогают и добрым и злым героям).
3.4.3. Традиционный зачин и традиционная концовка («жили-были…», «в некотором царстве…», «я там был, мед-пиво пил…»
3.4.4. Наличие волшебных предметов (шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебная палочка и др.)
3.4.5. Наличие постоянных выражений («скоро сказка сказывается…», «долго ли коротко», «утро вечера мудренее…».
3.4.6. Принцип тройности (3 сына, 3 желания, 3 дороги)
3.4.7. Для волшебных сказок характерна градация-усиление, увеличение признака (1-ое задание-легкое, 2-ое-труднее, 3-ье-самое трудное).
СХЕМА АНАЛИЗА СКАЗОК.
1. Тема сказки (то о чем сказка)
2. Жанр (кумулятивная, бытовая, о животных, волшебная).
3. На каких образах раскрывается тема сказки, их характеристика.
4. Какие основные идеи проводятся в сказке.
Задание для самостоятельной работы
1.Сделайте анализ сказки каждого жанра.
2.(на отлично) Какие нравственные проблемы решает народная волшебная сказка (на примере 2-3 сказок)
3. Законспектируйте статьи Горького «О сказках».
Литература:
1. А.М. Горький «О сказках» 1929, «О сказках» 1935 в сборнике статей «А.М.Горький о детской литературе», М.,1947.
2. Чуковский К.И. «От2 до 5» гл. 4 «Борьба за сказку», М.,1957.
3. учебник Зубаревой «Детская литература», М., «Просвещение»,2011.
СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
ШАРЛЬ ПЕРРО. (1628-1703 г)
4.1.1.Французский придворный, ученый филолог.
4.1.2.первое издание сказок вышло в 1697 году, когда автору было почти 70 лет. Сборник назывался «Сказки моей матушки Гусыни или истории и приключения разных времен».
4.1.3.Сказки Ш. Перро были рассчитаны на взрослых, поэтому имели нравоучительный характер и мораль в стихах.
4.1.4.Очень умные сказки – в них заложена глубокая и правильная философская мысль.
4.1.5.Действие сказок происходит во дворцах, замках.
4.1.6.В сказках много волшебства, превращений, близки к народным, волшебным сказкам
4.1.7.Очень увлекательно построена фабула сказок
4.1.8.великолепен язык сказок: богатые описания, острый французский диалог.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составить краткий очерк жизни и творчества Ш.Перро
2.(на отлично) Докажите, что сказки Ш.Перро могут быть использованы в детском чтении.
Литература:
1.Учебник Зубаревой «Детская литература», Просвещение2011,с45-48.
2.Шаров «Волшебники приходят к людям».
БРАТЬЯ ГРИММ, ЯКОБ И ВИЛЬГЕЛЬМ (1половина 19 века)
4.2.1.Якоб и Вильгельм Гримм – немцы.
4.2.2.Ученые – лингвисты. Собирали фольклор и на его основе создавали свои сказки.
4.2.3.В сказках прославляли силу, отвагу, дружбу.
4.2.4.Сказки братьев Гримм по жанру близки к народным бытовым (действие происходит в крестьянских хижинах, в домах бедных ремесленников).
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте краткий очерк жизни и творчества братьев Гримм.
2. (на отлично) Докажите, что сказки братьев Гримм по жанру близки народным сказкам о животных.
Литература:
Учебник Зубаревой «Детская литература», Просвещение, 2011, с.48-50
4.3. ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805 – 1875гг.)
4.3.1.Биография датского сказочника Г.Х. Андерсена.
4.3.2.Анализ сказок
Сказка в искусных руках позволяет столько сказать о жизни, сколько не скажешь в реалистическом произведении. Пользуясь аллегориями, можно высказать умнейшие философские мысли.
4.3.3.Определить идею, философский смысл сказок Андерсена. (например, основная мысль сказки «Гадкий утенок»: трудна судьба таланта в обществе обывателей, т.к. обыватель считает, что тот урод, кто не такой, как я.). «Пятеро из одного стручка»: это сказка о смысле человеческой жизни, о том, что главное призвание человека – приносить людям добро)
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить биографический очерк Г.-Х.Андерсена, используя текст статьи К.Паустовского «Великий сказочник» (из серии «Литературные портреты»).
2.(на отлично) В чем, по-вашему, философский смысл сказок Андерсена
«Гадкий утенок», «Голый король», «Стойкий оловянный солдатик»?
(ответ аргументируйте).
Литература:
1.Учебник Арзамасцевой «Детская литература», Просвещение, 2011, с.50-54.
2.Паустовский К. «Великий сказочник» (Христиан Андерсен).
(Серия «Литературные портреты»).