Природа в стихах русских поэтов 2-й половины XIX – начала XX века (И. Суриков, А. Плещеев, А. Майков, Ф. Тютчев, С. Есенин, А. Блок)
Природа – неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа
привычна для нас, и не каждый способен разглядеть ее неяркую красоту. Поэты помогают нам увидеть в природе новое и необычайное. Поэты по-разному видят ее, по-разному чувствуют, но все пытаются нам помочь быть ближе к родной природе за каждым из произведений скрывается огромный мир чувств и мыслей. Главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания.
Иван Захарович Суриков(1841 — 1880). Его творчество способствовало созданию поэзии для детей, пробуждающей ум и сердце ребенка для реального восприятия окружающей действительности.
Его перу принадлежат знакомые всем с детства стихи, в которых зримо воссоздана искрящаяся весельем картина детских забав:
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
Глубоко национальные образы произведений Сурикова, поэтическая красота стиха позволили ему оставить заметный след в русской лирике. А органическая напевность его произведений прочно закрепила некоторые из стихотворений в песенном обиходе народа:
Что шумишь, качаясь
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.
Песнями стали и такие стихотворения Сурикова, как «В степи» («Как в степи глухой умирал ямщик...»), «Сиротой я росла...», «Точно море в час прибоя...» (о Степане Разине).
Поражает скупость поэтических средств, при помощи которых поэту удается добиваться столь весомых художественных результатов: краткость в описаниях, лаконизм в выражении чувств, редкие метафоры и сравнения. Вероятно, эти особенности суриков-ского стиха, сближавшие его с фольклором, делали его доступным детям, они охотно слушали и пели ставшие песнями стихотворения поэта, читали его в хрестоматиях и сборниках.
Алексей Николаевич Плещеев (1825—1893) исповедовал нераздельное слияние жизни и поэзии. Участие в революционном движении, в кружке Петрашевского, арест и ссылка в Сибирь — все это определило основные мотивы его творчества. Стихи пронизаны трагическим восприятием несправедливости, гневом на косность среды, отчаянием от несбывшихся надежд.
Поиски новых путей привели его к литературе для детей. Дети были для поэта будущими строителями «русской жизни», и он всей душой стремился научить их «любить добро, родину, помнить свой долг пред народом». Создание детских стихов расширило тематический диапазон поэта, ввело в его творчество конкретность и свободную разговорную интонацию. Все это характерно для таких его стихотворений, как «Скучная картина!..», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Бабушка и внучек».
В 1861 году Плещеев выпускает сборник «Детская книга», а в 1878 году объединяет свои произведения для детей в сборник «Подснежник».
Владевшее поэтом стремление к жизненности и простоте находит в этих книгах полное воплощение. Большинство стихотворений сюжетны, содержание многих составляют беседы стариков с детьми:
...Много их сбегалось к деду вечерком;
Щебетали, словно птички перед сном:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».
«Дедушка, найди мне беленький грибок».
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».
«Посулил ты белку, дедушка, поймать». —
«Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!»
Плещееву в высшей степени присуще умение отразить в своих стихах детскую психологию, передать отношение ребенка к окружающей действительности. Поэт для этого выбрал немногосложную строку, часто состоящую только из существительного и глагола:
Травка зеленеет.
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
В стихах поэта, как и в фольклорных произведениях, много уменьшительных суффиксов, повторов. Часто встречается у него прямая речь, в которой звучат детские интонации.
В 60—70-х годах Плещеев создал ряд замечательных пейзажных стихотворений: «Скучная картина!..», «Летние песни», «Родное», «Весенней ночью» и др. Некоторые из них на многие годы вошли в детские сборники и хрестоматии. Однако в принципе поэт — вслед за Некрасовым — стремился к слиянию пейзажной лирики с гражданской. Говоря о природе, он обычно приходил к рассказу о тех, «чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе». Так, в стихотворении «Скучная картина!..» обращение к ранней осени, чей «унылый вид / Горе да невзгоды / Бедному сулит», сменяется грустной картиной человеческой жизни:
Слышит он заране
Крик и плач ребят;
Видит, как от стужи
Ночь они не спят...
А приход весны вызывает картины, окрашенные солнечным, чисто детским восприятием природы, как, например, в стихотворении «Травка зеленеет...». Свой отклик находят здесь и чувства взрослых: наступает время новых надежд, возрождения жизни после долгой студеной зимы.
Радостен мир природы и в стихах Аполлона Николаевича Майкова (1821 — 1897). Гармоничность, светлое мироощущение свойственны были эллинистической поэзии. Близость к ней поэт ощущал настолько сильно, что и на русскую природу смотрел, по выражению Белинского, «глазами грека». Майков много путешествовал, и впечатления от заграничных странствий находили отражение в его творчестве.
В детское чтение вошли те стихи Майкова, которые отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы». Вот маленькое стихотворение Майкова «Летний дождь» (1856):
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождём... —
Полноте, дети, его мы сберём.
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Идиллический взгляд на мир проявляется и в другом его хрестоматийном стихотворении — «Сенокос» (1856):
Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Не нарушает этой благостной картины даже такая грустная строфа:
В ожиданьи конь убогий,
Точно вкопанный, стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...
Все это — повседневная жизнь крестьянская, как бы говорит поэт; она протекает среди гармоничной природы и основана на истинных ценностях и радостях — на труде и награде за этот труд: богатом урожае, заслуженном отдыхе после его сбора, когда амбары наполнены «золотистым зерном».
Символически звучат и строки другого стихотворения — «Ласточка примчалась...»:
Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Всё весною пахнет!
Здесь не просто вера в неизбежность смены времен года, но и выражение своей поэтической программы, основанной на гедонистическом, радостном ощущении бытия. Такое восприятие мира проступает и в «Колыбельной песне», где силы природы — ветер, солнце и орел — призываются, чтобы навеять сладкий сон младенцу.
Майков видел свое место среди тех поэтов, которые провозглашали целью искусства погружение человека в светлый мир радости.
Федор Иванович Тютчев (1803— 1873) сложился как поэт в конце 20—начале 30-х годов. В 1854 году появился первый сборник стихов Тютчева. Такие шедевры из этого сборника, как «Я встретил вас...», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер», «Тихо в озере струится...», «Как хорошо ты, о море ночное...» и др., вошли в золотой фонд русской лирики, в том числе и в круг детского чтения.
Творчество Тютчева наполнено глубоким философским содержанием. Его возвышенные лирические раздумья всегда тесно связаны с реальной жизнью, выражают ее общий пафос, главные ее коллизии. Человек видится поэту не только во всей широте дарований и стремлений, но и в трагической невозможности их осуществления.
Главное в лирике Тютчева — страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развивающейся душе такой порыв особенно созвучен. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
От самого ритма такого стихотворения возникает чувство причастности к животворящим силам природы.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Так, в стихотворении «Неохотно и несмело...» конфликт не развернулся, гроза ушла и вновь засияло солнце; в природе наступило успокоение, как наступает оно и в человеке после душевных бурь:
Солние раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится...».
В стихотворении «Тихой ночью, поздним летом...» рисуется как будто неподвижная картина июльской ночи в поле — времени роста и созревания хлебов. Но главный смысл в нем несут глагольные слова — они-то и передают подспудное, невидимое, безостановочное действие, происходящее в природе. В опоэтизированную картину природы косвенно включен и человек: ведь хлеб на поле — дело его рук. Стихи, таким образом, звучат как лирический гимн природе и труду человека.
Сергей Александрович Есенин (1895—1925) Детство поэта прошло у родителей матери. Развитая наблюдательность в отношении природных явлений, которая обычно отличает растущих в деревне детей, обогащалась в его сознании фантазией: наблюдение тут же превращалось в образ. Вместе с тем склонность к тихому созерцанию сочеталась в мальчике с озорством и даже драчливостью.
Писать стихи Есенин начал рано, лет девяти, но осознанное творчество он сам относит к 16—17 годам, периоду учения в церковно-учительской школе. В эти годы Есенин много читал Пушкина, Лермонтова, Кольцова.
Основным мотивом раннего Есенина стала поэзия русской природы, отразившая его любовь к Родине. Именно в этот период написаны многие стихотворения, которые до сих пор известны детям и любимы ими. Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся в детском журавле «Мирок» в 1914 г. С тех пор внимание поэта к стихотворениям для детей было постоянным. Детские стихи он печатал в журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное слово», «Парус».
В ранней поэзии Есенина для детей, может быть, ярче, чем во «взрослых» стихах того же периода, отразилась его любовь к родному краю («Топи да болота», «С добрым утром»), к русской природе («Береза», «Черемуха»), к деревенскому быту («Бабушкины сказки»). В чтение современных детей вошли такие ранние стихотворения Есенина, как «Поет зима», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Черемуха».
В своих ранних стихах поэт шел от традиций народной песенной лирики. Его образы достоверны благодаря теплоте и живости чувства. Лирический герой видит картину мира не внешним, а внутренним зрением, пропуская видимое через сердце.
Поэтический талант Есенина одушевляет то, что он видел и чувствовал в детстве. Он рассказывает маленьким читателям о том, как «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». В колыбельном ритме стихотворения слышится то голос зимнего леса, то стук вьюги о ставни, то вой метели по двору. На фоне холодной и снежной зимы контрастно выписаны «детки сиротливые» — воробышки. Поэт сочувственно подчеркивает их беспомощность и незащищенность:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
К описанию зимы Есенин обращается и в стихотворении «Пороша». Зима в нем иная, манящая, волшебная:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
Здесь описание природы не со стороны, а изнутри, от поэта-наблюдателя, едущего по бесконечной, убегающей вдаль зимней дороге.
Еще более активно поэтическое восприятие природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы...»:
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
То наблюдатель, то путник, но всегда открытый впечатлениям окружающего мира, голосам птиц и зверей, шорохам леса, Есенин подмечает самое сокровенное в природе:
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Эти строки о пробуждении весны, о поре медвяных рос и золотистых веток черемухи. Для каждого периода жизни природы (осени, зимы, весны и лета) Есенин находит особые поэтические краски и неповторимые интонации.
Детям особенно близки стихи об играх и забавах их сверстников — крестьянских ребятишек:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы, идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
Поэзия Есенина — явление классической литературы: читатели всех возрастов, даже самые маленькие дети, на протяжении уже многих поколений находят в ней эстетическое удовлетворение.
Александр Александрович Блок(1880-1921). А. Блок в пять лет написал своё первое стихотворение и «опубликовал» его в журнальчике, который сделал в подарок маме. Потом таких журналов было много, некоторые величиной всего со спичечный коробок.
Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам, сказкам и поверьям. Фольклор неотделим от природы Руси, часто поэт показывает в своих стихотворениях эту неразрывную связь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...
Блока восхищают просторы родной страны, для поэта здесь находятся истоки широкой русской души.
За снегами, лесами, степями
Твоего мне не видно лица.
Только ль страшный простор пред очами,
Непонятная ширь без конца?
С детства красота родной земли вошла в душу поэта, очаровала и околдовала своей неброской прелестью. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Поэт видит и передает таинственную прелесть окружающего. Его душевный настрой порой удивительно гармоничен пейзажу, и тогда звучит торжественный гимн жизни.
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
Природа в произведениях Блока одухотворена нежностью поэта. Недаром его любимым приемом является олицетворение. Окружающий его мир — почти живое существо, с которым Блок делится самым сокровенным, взамен получая вдохновение. Для него характерны ласковые чувства к родной природе, органическое слияние с ее настроением.
В сыром ночном тумане
Все лес, да лес, да лес...
В глухом сыром бурьяне
Огонь блеснул — исчез...
В этом проявляется глубокая и искренняя любовь к Родине.
В детстве один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и даже мечтал стать моряком. Кроме того, он часто рисовал корабли красками, обвешивал ими стены своей комнаты и дарил знакомым. Вид корабля неизменно вызывал в нём волнение. Блок писал о них конечно не как матрос, а как поэт. Для матроса палуба корабля – это место его труда. Для Блока корабль – это сама мечта о необыкновенном. Но мечта может быть и грустной, как прощание. Так, в детстве, устроившись у окна, которое выходила на Неву, Блок встречал баржи, ялики и пароходы – радостных вестников дальних стран и морей. Но радость сменялась грустью, когда пароходы уходили.
В детстве Саша читал много сказок. Он любил сказки за то же, за что любит их каждый из нас: в них добро одерживает верх над злом, ум – над глупостью, скромность и труд – над корыстью и бездельем. Но в жизни не всегда всё кончается благополучно. Иногда обидчик остаётся безнаказанным. Так случается и в стихотворении «Ястреб». После этого стихотворения каждому непременно захочется наказать хищника, разоряющего птичьи гнёзда. Встретив зло в жизни, ребенок уже не пройдёт мимо – остановит обидчика.
В стихотворении ястреб поднимается в небо не отомщённый, но поэт так верно рассказал об этом нападении, что мы как будто слышим и «печальный писк птенцов последних» и «тревожный крик» из соседних гнёзд, видим «нежный пух», который летит по ветру, «несытое око» ястреба… И вслед за Блоком до слёз жалко загубленных птенцов, и мы ненавидим злого ястреба и сами свершаем над ним свой человеческий суд.
Блок очень любил животных. В деревне у него была собака Диана, с которой он бродил по лесам. Однажды был такой случай: поэт напечатал вполне серьёзное стихотворение и посвятил его Григорию. Рядом в книге стихи посвящались известным писателям и художникам. Потом выяснилось, что стихотворение посвящено обыкновенному ежу по имени Григорий, который жил у Блока.
Александр Блок всю жизнь прожил в Петербурге, но на лето нередко уезжал под Москву, в сельцо Шахматово. Маленьким он ходил с дедом по лесам, отыскивая редкие растения, или, захватив хлеба и молока, уезжал с кем-нибудь из крестьян на работу в поле – вешками отмечать распаханные борозды.
У взрослого Блока был белый статный конь по прозвищу Мальчик. Он ездил на Мальчике по сельским дорогам и тропинкам, навстречу закатам и лесным неожиданностям. Поэтому так много в его стихах о речных туманах, сборе урожая, прогулках на коне.
Александр Александрович дожил до Великой октябрьской революции. Он был одним из тех, кто сразу же отозвался на призыв к интеллигенции сотрудничать с Советской властью. Многие из друзей Блока не поверили в революцию, испугались её разрушений, держались за нажитое. Но Блок умел слушать чужую тревогу – и в людях и в природе.
Поэты 2-й половины XIX – начала XX векастремились воспеть свою Родину и ее обновление во всей многозначности этого понятия. Проходят десятилетия, и все яснее становится, что их творчество — большое литературное явление не только в жизни России, но и в развитии мировой поэзии.