Введение. Основные этапы развития литературоведения

Курс «Теория литературы» в системе профессионального обучения студента-филолога. Содержание, задачи и принципы построения курса.

Литературоведение – наука о сущности, происхождении и развитии литературы как вида искусства. Состав литературоведения. Основные и вспомогательные дисциплины.

Разделы теории литературы: учение о сущности литературы как вида искусства, общая (теоретическая) поэтика, теория литературного процесса. Теория литературы как открытая научная дисциплина, ее связь с теориями искусства и исторического процесса, с эстетикой, культурологией, аксиологией, философией, психологией.

Основные этапы развития науки о литературе от античности до формирования литературоведческих школ. Литературоведческие школы и методы, их вклад в развитие литературоведческой науки.

Мифологическая школа. Представители мифологической школы (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, О.Ф.Миллер), их вклад в развитие отечественного литературоведения. Историческое значение мифологической школы: влияние на развитие фольклористики, создание научной основы сравнительной мифологии.

Культурно-историческая школа. Влияние биографического метода Ш.О.Сен-Бева, немецких романтиков о нации и почве, философии истории Г.В.Ф.Гегеля на формирование культурно-исторической школы. Принципы культурно-исторической школы, сформулированные И. Теном: детерминированность литературного сознания конкретной национальной и социальной средой, а также первоначальными биологическими факторами («раса, среда, момент»). Культурно-историческая школа в России. А.Н.Пыпин. «История русской литературы: В 4-ех тт.», принципы ее построения. Изучение литературного произведения как отражения культурно-исторического развития общества. Влияние культурно-исторической школы на становление натурализма.

Сравнительно-историческая школа. Вклад А.Н.Веселовского в развитие отечественного литературоведения. Теоретическое обоснование А.Н.Веселовским сравнительно-исторического метода изучения литературы.

Исследования АА..Потебни в области психологии творчества и художественного восприятия. А.А.Потебня о трихотомическом строении произведения искусства (содержание, внутренняя форма, внешняя форма). Влияние идей А.А.Потебни на формирование психологической школы в России. Теоретическое обоснование «психологического направления» в работах Д.Н.Овсянико-Куликовского (основные положения).

Психоаналитические концепции в литературоведении. Психоаналитический метод З.Фрейда. Фрейдизм в России («Русское психологическое общество»). Учение К,Юнга об архетипе как проявлении «коллективного бессознательного». Влияние юнгенианской трактовки архетипов на литературоведческую науку (мифологическая критика). Формальная школа в литературоведении. Основные принципы и установки «формального метода», программные работы формалистов (В.Шкловский. «Искусство как прием». Б.Эйхенбаум. «Как сделана «Шинель» Гоголя»). Этапы развития формальной школы, вклад представителей «формального метода» в литературоведение.

Марксистское литературоведение. Преобладание социологического направления в отечественном литературоведении 1920-ых годов.

Туртуско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана. Вклад представителей школы в развитие литературоведения.

Теоретическое наследие М.М. Бахтина. Влияние идей и концепций М.М.Бахтина на последующее развитие отечественного и зарубежного литературоведения.

Структурализм в литературоведении. Структурализм как комплекс направлений в ряде наук. Понятие структуры в концепциях структуралистов, ее основные условия: целостность, трансформация, саморегулирование. Основные направления структурализма (семиотически-структурное, грамматика текста, семиотически-коммуникативное). Поиск внутренних закономерностей построения литературного произведения, единой «повествовательной модели» (Р.Барт). Влияние теоретических положений структурализма на дальнейшее развитие литературоведения (постструктурализм и нарратологию).

Сущность искусства

Значение слова «искусство». Трудность исчерпывающего научного определения художественного творчества. Важнейшие аспекты художественного творчества: эстетический, познавательный, миросозерцательный (аспект авторской субъективности). Концепции сущности искусства. Историческое развитие представлений о сущности и специфике искусства.

Искусство как создание эстетических ценностей. Плоды художественного творчества как эстетическая ценность. История значений термина «эстетическое». Прекрасное как эстетическая категория. Возвышенное. Дионисийское. Карнавальность. Эстетическое и картина мира. Система понятий, лежащих в основе категории «картина мира». Понимание бытия как единого, упорядоченного, гармоничного (классическая картина мира) и как раздробленного, хаотического, нестабильного (неклассическая картина мира). Значимость понятия «картина мира» для понимания феноменов искусства и литературы. Эстетическое в свете аксиологии. Эстетическое и художественное.

Искусство как познавательная деятельность. Античная теория подражания (мимесис) как первый опыт уяснения познавательных начал искусства. Сильные и слабые стороны теории подражания. Восходящее к Платону и средневековой эстетике понимание искусства как условного обозначения неких сущностей (теория символизации). Концепция искусства как освоения характеров и создания образов. Понятие характера в теории художественного творчества. Типическое и типизация в искусстве. Личностное начало как объект художественного освоения.

Искусство как творческая деятельность. История осознания творческой природы искусства. Учение Канта и романтиков о гении и позднейшие коррективы к нему. Художественная деятельность и жизнетворчество.

Назначение искусства. Воздействие искусства на эстетические вкусы, нравственное состояние, умственный кругозор личности и общества. Катарсис. Взаимодействие искусства и внехудожественного бытия людей как норма культуры. Спор об искусстве и его призвании в ХХ веке. Концепция кризиса искусства.

Художественная литература в ряду искусств

Деление искусства на виды: по материальным средствам создания образов, категориальная трактовка, односоставные и синтетические.

Искусства изобразительные и экспрессивные, их художественные возможности. Изобразительное начало литературы и его своеобразие. «Невещественность» словесных образов. Словесная пластика.

Художественный образ как всеобщая категория художественного творчества. Образ в онтологическом, гносеологическом, эстетическом аспектах. Образ в семиотическом аспекте, образ и знак. Художественный вымысел. Жизнеподобие и условность в художественном образе.

Литература как искусство слова. Речь как средство и как предмет изображения. Бытование литературы как односоставного искусства и как компонента синтетических искусств.

Место литературы в ряду искусств. Возрастание ее роли в культурно-художественной ситуации ХIХ – ХХ веков.

Литература и мифология. Миф: значение слова. Миф в аспекте аксиологии. Концепции отношения мифологии к культуре: отвержение мифологизированного сознания в работах Ю.М.Лотмана и Р.Барта, понимание мифа как уникальной культурной ценности в трудах Г.-Г. Гадамера и Д.С.Лихачева. Исторически ранние мифы и литература. Мифология и литература Нового времени.

Литературное произведение

Состав литературного произведения. Его форма и содержание. Дихотомический и многоуровневый подходы к литературному произведению как единому целому. Понятие содержательной формы в трудах М.М.Бахтина. Использование современными учеными при теоретических характеристиках литературного произведения понятий «поэтический мир», «структура», «текст» в качестве опорных.

Концептуальный (смысловой) аспект литературного произведения. Художественное содержание как органическое единство запечатленных в произведении бытийных сущностей и жизненных явлений (тема, тематика) и авторского к ним отношения (идея, или проблематика, идейно-эмоциональная оценка). Идея как доминанта и организующее начало произведения.

Автор и его присутствие в произведении. Значение термина «автор». Исторические судьбы авторства. Идейно-смысловая сторона искусства. Формы авторской субъективности: преднамеренное и непреднамеренное в искусстве. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо. Концепция смерти автора. Типы авторской эмоциональности.

Состав литературно-художественной формы. Выделение литературоведами ХХ века ее трех основных аспектов: предметно-образный слой, стилистика, композиция.

Мир произведения: значение термина. Обоснование понятия «внутренний мир произведения» Д.С.Лихачевым. Составляющие художественного мира произведения.

Личностная реальность художественного мира произведения. Персонаж и его ценностная ориентация. Литературные сверхтипы. Персонаж как определенная художественная структура. Психологизм, формы и средства психологизма в художественной литературе. Сознание и самосознание персонажа, рефлексия. Портрет. Формы поведения. Соотнесенность ценностных ориентаций автора и персонажа. Проблема дистанции между персонажем и автором. Диалогическое отношение писателя к герою. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность. Формы «самостоятельной жизни» литературных персонажей.

Говорящий человек. Речь персонажа как предмет художественного изображения. Диалог и монолог. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, фонетических особенностей речи.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в произведении как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного произведения.

Вещь в литературном произведении. Ее бытовое, психологическое, онтологическое значение. Возвышающе-поэтическое и снижающе-прозаическое изображение вещного мира в литературе.

Формы присутствия природы в литературе. Пейзаж. Элементы пейзажа в литературе до ХVIII века. Характер пейзажа в литературе 18 века. Индивидуально-авторское видение и воссоздание природы в литературе ХIХ-ХХ веков. «Постпейзажные» образы природы в литературе ХХ века. Запечатленные в литературе ситуации благого единения человека и природы и трагического отъединения человека от природы. Образы природы как насущная грань словесного искусства.

Художественное время и пространство. Разработка понятия «хронотоп» в трудах М.М.Бахтина. Хронотоп как формально-содержательная категория. Характеристика хронотопов, выделенных М.М.Бахтиным. Художественное пространство как «модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений» (Ю.М.Лотман).

Сюжет и его функции. Сюжет и фабула. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Внесюжетные элементы.

Художественная речь (стилистика). Художественная речь в ее связях с иными формами речевой деятельности. Состав художественной речи. Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Стиль произведения как единство взаимодействующих элементов художественной формы, соподчиненных данному содержанию.

Неавторское слово. Разноречие и чужое слово. Стилизация, пародия, сказ. Реминисценция. Реминисценции литературные и нелитературные. Интертекстуальность. Слово неавторское и авторское.

Композиция. Композиция словесно-речевых единиц (внешняя) и единиц изображаемого (внутренняя). Рама (рамочные компоненты) произведения. Композиционные приемы. Повторы и вариации. Мотив. Со- и противопоставления. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания. Монтаж. Субъектная организация; «точка зрения». Разработка понятия «точка зрения» Б.А.Успенским. Содержательность композиции.

Наши рекомендации