Общее представление о памяти
Реферат
на темуПамять
Выполнила:
Студентка I курса I группы
Специальности соц. работа
Дневной формы обучения
Саковская Ирина Михайловна
Преподаватель
Немкович Ольга Владимировна
Минск,2008
Содержание:
Общее представление о памяти. 3
Виды памяти и их особенности. 4
Индивидуальные различия памяти у людей. 8
Теории и законы памяти. 10
Формирование и законы памяти. 12
Заключение 13
Список использованной литературы 17
ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук:
психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В
каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к
проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории
памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти
человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это,
одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского,
генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых
психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до
настоящего времени, бьла ассоциативная теория. Они возникла в XVII в.,
активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и
признание получила в Англии и в Германии.
Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория
памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в
непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей,
объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые
структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении
выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое
запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию
или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст
определенных смысловых связей.
С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием
программирования (языков и приемов составления программ машинной обработки
информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и
хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и
алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних
десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который
оказался весьма полезным для понимания законов памяти.
Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно
психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для
совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот
взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую
теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В
настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на
пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием
достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг – это тоже своего
рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.
У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в
культурно-исторической теории происхождения высших психических функций.
Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно
произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно
деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными
представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала
объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его
мнемической обработки.
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания,
условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих
исследованиях А. А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше,
чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые
связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке,
руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных.
Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в
исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной
слабо организованный в смысловом плане материал.
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное
впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по
истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут
выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки
раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного
переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по
памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не
осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что
воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и
уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества,
превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно
воспроизведенных членов этого ряда после-однократного его предъявления
уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в
запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.
Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых
для его запоминания повторений. Например, если после однократного
запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в
случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из
них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если
количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30
повторений для получения того
же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов – 55 повторений.
6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию
(повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае,
если число таких предварительных повторений не превышает их количества,
необходимого для полного заучивания материала наизусть.
7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его
начало и конец («эффект края»).
8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства
особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют
логически связанное целое.
9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его
запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного
периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено
раньше.
11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,
необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем
отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа
повторений.
12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.
Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем
привычные, часто встречающиеся.
14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти
изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может
несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями,
оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий –
временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
– память человека связана с его личностью, причем таким образом, что
патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями
памяти;
– память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону:
при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно
полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.
е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем
наиболее сложные и недавние.
Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.
Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и
воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке,
перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ,
систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую
организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.
При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти
запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный
текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову
тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.
Установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше
происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую
мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение
информации в течение определенного срока, что бывает при использовании
оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем
то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно,
для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то
образом связать его с основной целью деятельности
Заключение
1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем
то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того,
слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а
являются результатом его осмысления, т. е. если слово не название, а
понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то
такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем, над
материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно и выразить
словами, тем легче и прочнее он запоминается.
Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и
четко сформулированных к нему вопросов, ответы на крторые могут быть найдены
в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом
случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда,
когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
3. Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности.
Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не
столько тем, что воспроизводимый материал не был как следует запомнен,
сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ. Плохая память
человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем
запоминания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный
момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество
информации, аналогичны поискам небольшой книги в огромной библиотеке или
цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании
книги или цитаты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их
вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть может, ищем их
не там, где нужно, и не так, как требуется. Наиболее показательные примеры
удачного припоминания дает нам гипноз. Под его влиянием человек неожиданно
может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о
которых, казалось бы, навсегда утрачены.
4. Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов,
которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей
снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно
облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет
вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-
стимулами.
Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для
запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени,
тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают
вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой
информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических
условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание
соответствующего материала.
5. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать
информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом
припоминается.
Организация запоминаемого материала в подобного рода структуры способствует
его лучшему воспроизведению потому, что значительно облегчает последующий
поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск
требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к
нужному результату. При предварительной структурной организации
запоминаемого материала вместе с ним в долговременную память закладывается
и сама схема, с помощью которой материал был организован. При его
воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В противном
случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как воспоминание
также происходит по схемам.
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество
разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с
целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания,
другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются
на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности
осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые – на приобретении
и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения
специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Все эти методы в
конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и
подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами
человека и его практической деятельностью.
6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание,
то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными
и для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов
улучшения запоминания дошкольниками и младшими школьниками учебного
материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе
непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в
зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний
это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей
памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально
нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в
своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как
правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются
частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся,
то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация,
припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент
запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то
искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального
состояния при припоминании улучшает память.
9. На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы
обучения так называемому «ускоренному» чтению. Человека здесь учат быстро
обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это,
сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а
следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь
психолингвистические знания о смысловой структуре текстов.
10. Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и
систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в
своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить
положительно влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие
воображения у детей, одновременно служат совершенствованию их образной
памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и
оперативной памяти в долговременную.
11. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением
памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся
оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к
ним планов. Использование записей (например, стенографирование), составление
схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной
обстановки – все это примеры употребления различных мнемотехнических средств.
Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личностными
возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании
памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание,
движения и т. п.
Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных
психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в
результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить
предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого
процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у
ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных
этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные
действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных
деталях. На втором этапе старшие дошкольники уже способны самостоятельно
классифицировать, распределять предметы на основании общих признаков по
группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней
развернутой форме. На третьем этапе (младшие школьники) наблюдается полное
овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в
уме.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до
нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится
в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые
обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают
запоминанию, отвлекая наше внимание.
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том
числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы
хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для
себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и
жизненного опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной
информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего
интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются
в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает
одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.
Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала
заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не
забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова
иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной
памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.
Список использованной литературы:
1. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. М., 2001.
3. Немов Р. С. Психология. М., 1995.
4. Общая психология. М., 1986.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М.,1989.
6. Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979.
Ссылки:
[1] Рубинштейн С. Л. Основы общей
психологии: В 2 т. – Т. I. – М.,1989. – с. 302.
[2] Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой
памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979.
[3] Там же.
[4] Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979. С. 118
Реферат
на темуПамять
Выполнила:
Студентка I курса I группы
Специальности соц. работа
Дневной формы обучения
Саковская Ирина Михайловна
Преподаватель
Немкович Ольга Владимировна
Минск,2008
Содержание:
Общее представление о памяти. 3
Виды памяти и их особенности. 4
Индивидуальные различия памяти у людей. 8
Теории и законы памяти. 10
Формирование и законы памяти. 12
Заключение 13
Список использованной литературы 17
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,
передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколете жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к на-учению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.