Общее представление о памяти

Реферат

на темуПамять

Выполнила:

Студентка I курса I группы

Специальности соц. работа

Дневной формы обучения

Саковская Ирина Михайловна

Преподаватель

Немкович Ольга Владимировна

Минск,2008

Содержание:

Общее представление о памяти. 3

Виды памяти и их особенности. 4

Индивидуальные различия памяти у людей. 8

Теории и законы памяти. 10

Формирование и законы памяти. 12

Заключение 13

Список использованной литературы 17

ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представи­тели разных наук:

психологии, биологии, медицины, генетики, кибер­нетики и ряда других. В

каждой из этих наук существуют свои вопро­сы, в силу которых они обращаются к

проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории

памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти

человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это,

одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси­хологии.

Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского,

генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых

психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до

настоящего времени, бьла ассоциативная теория. Они возникла в XVII в.,

активно разра­батывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и

признание получила в Англии и в Германии.

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысло­вая теория

памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в

непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей,

объединяющих запоминаемый мате­риал в более или менее обширные смысловые

структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении

выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое

запоминание подчиняется иным законам, чем механиче­ское: подлежащий заучиванию

или воспроизведению материал в дан­ном случае включается в контекст

определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием

программирования (языков и приемов состав­ления программ машинной обработки

информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и

хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и

алгоритми­ческому моделированию процессов памяти. За несколько последних

десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который

оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно

психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для

совершенствования языков програм­мирования, его технологии и памяти машин. Этот

взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую

теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В

настоящее время она делает только первые, но весьма многообе­щающие шаги на

пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием

достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг – это тоже своего

рода сложнейшая элект­ронно-вычислительная и аналоговая машина.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее разви­тие в

культурно-исторической теории происхождения высших психи­ческих функций.

Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно

произвольной и непроизвольной, непо­средственной и опосредствованной. Согласно

деятельностной тео­рии памяти, образование связей-ассоциаций между различными

представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала

объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его

мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механиз­мов запоминания,

условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих

исследованиях А. А. Смирнов. Он устано­вил, что действия запоминаются лучше,

чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые

связаны с преодо­лением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке,

руководствуясь ассоциативной теорией памяти, полу­чил ряд интересных данных.

Он, в частности, вывел следующие зако­номерности запоминания, установленные в

исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной

слабо ор­ганизованный в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное

впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по

истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут

выступать в сознании с отчетли­востью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки

раз, но они в памяти надолго не запечатле­ваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного

переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по

памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить собы­тия, но не

осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уве­ренным, что

воспроизводит их правильно. Между точностью воспро­изведения событий и

уверенностью в этой точности не всегда суще­ствует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до коли­чества,

превышающего максимальный объем кратковременной па­мяти, то число правильно

воспроизведенных членов этого ряда после-однократного его предъявления

уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в

запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.

Одновременно при увеличе­нии такого ряда возрастает и количество необходимых

для его запо­минания повторений. Например, если после однократного

запомина­ния в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в

случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспро­извести 6 из

них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторе­ний. В случае, если

количество слогов в исходном ряду будет рав­но 26, то понадобится примерно 30

повторений для получения того

же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов – 55 повто­рений.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию

(повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае,

если число таких предварительных повторений не превышает их количества,

необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти вос­производятся его

начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства

особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют

логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктив­но для его

запоминания, чем распределение таких повторений в те­чение определенного

периода времени, например в течение несколь­ких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено

раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,

необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем

отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа

повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.

Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются луч­ше, чем

привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не ос­тается в его памяти

изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может

несколько измениться, вступив в ас­социативную связь с другими впечатлениями,

оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий –

временных потерь памяти, отмечает еще две за­кономерности:

– память человека связана с его личностью, причем таким обра­зом, что

патологические изменения в личности почти всегда сопро­вождаются нарушениями

памяти;

– память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону:

при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно

полученные впечатления; при восста­новлении памяти дело обстоит наоборот, т.

е. сначала восстанав­ливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем

наибо­лее сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.

Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и

воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке,

перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ,

систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую

организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запомина­ния в памяти

запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный

текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову

тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше

происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую

мнемическую задачу. Если данная установка рас­считана на запоминание и хранение

информации в течение опре­деленного срока, что бывает при использовании

оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, пом­нится лучше, чем

то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно,

для того чтобы повысить продуктив­ность запоминания материала, нужно каким-то

образом связать его с основной целью деятельности

Заключение

1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем

то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того,

слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а

являются результа­том его осмысления, т. е. если слово не название, а

понятие, содер­жащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то

такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем, над

материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно и выразить

словами, тем легче и прочнее он запоминается.

Если предметом запоминания является текст, то наличие зара­нее продуманных и

четко сформулированных к нему вопросов, от­веты на крторые могут быть найдены

в процессе чтения текста, спо­собствует его лучшему запоминанию. В этом

случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда,

когда вопро­сы к нему ставятся уже после его прочтения.

3. Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности.

Многие случаи забывания, связанные с долговре­менной памятью, объясняются не

столько тем, что воспроизводимый материал не был как следует запомнен,

сколько тем, что при воспо­минании к нему был затруднен доступ. Плохая память

человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем

запо­минания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный

момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество

информации, аналогичны поискам неболь­шой книги в огромной библиотеке или

цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании

книги или ци­таты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их

вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть мо­жет, ищем их

не там, где нужно, и не так, как требуется. Наиболее показательные примеры

удачного припоминания дает нам гипноз. Под его влиянием человек неожиданно

может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о

которых, казалось бы, навсегда утрачены.

4. Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов,

которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей

снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно

облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет

вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-

стимулами.

Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для

запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени,

тем лучше произвольное припомина­ние. Два фактора, кроме того, повышают

вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой

информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических

усло­вий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание

соответствующего материала.

5. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать

информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом

припоминается.

Организация запоминаемого материала в подобного рода струк­туры способствует

его лучшему воспроизведению потому, что значи­тельно облегчает последующий

поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск

требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к

нужно­му результату. При предварительной структурной организации

запо­минаемого материала вместе с ним в долговременную память закла­дывается

и сама схема, с помощью которой материал был органи­зован. При его

воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В противном

случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как воспоминание

также происходит по схемам.

В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество

разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с

целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания,

другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются

на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности

осмысливать и структурировать запоминаемый мате­риал, пятые – на приобретении

и активном использовании в процес­сах запоминания и воспроизведения

специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Все эти методы в

конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и

подтвержден­ных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процес­сами

человека и его практической деятельностью.

6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание,

то любые приемы, позволяющие управлять внима­нием, могут оказаться полезными

и для запоминания. На этом, в част­ности, базируется один из способов

улучшения запоминания до­школьниками и младшими школьниками учебного

материала, кото­рый стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе

непроизволь­ный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмо­ции, причем в

зависимости от специфики ассоциированных с па­мятью эмоциональных переживаний

это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей

памяти яркий, эмоцио­нальный след, мы думаем больше, чем об эмоционально

нейтраль­ных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в

своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как

правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоми­нания, являются

частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся,

то по ассоциации с ними восстанавли­вается в представлениях и вся ситуация,

припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент

запоминания чело­век находится в приподнятом или подавленном настроении, то

искус­ственное восстановление у него соответствующего эмоционального

состояния при припоминании улучшает память.

9. На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы

обучения так называемому «ускоренному» чте­нию. Человека здесь учат быстро

обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это,

сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а

следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь

психолингвистиче­ские знания о смысловой структуре текстов.

10. Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и

систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в

своем воображении. А так как способ­ность что-либо зрительно представить

положительно влияет на запо­минание, то приемы, направленные на развитие

воображения у де­тей, одновременно служат совершенствованию их образной

памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковремен­ной и

оперативной памяти в долговременную.

11. Привычка к осмысленному восприятию материала также свя­зана с улучшением

памяти. Особенно большую пользу в совершен­ствовании памяти учащихся

оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к

ним планов. Исполь­зование записей (например, стенографирование), составление

схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной

обстановки – все это примеры употребления различных мнемотехнических средств.

Их выбор обусловлен индивидуальными особенностя­ми и личностными

возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании

памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание,

движения и т. п.

Важным средством улучшения памяти, как показали исследова­ния отечественных

психологов, может стать формирование специаль­ных мнемических действий, в

результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить

предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого

процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у

ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных

этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные

действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных

деталях. На втором эта­пе старшие дошкольники уже способны самостоятельно

классифици­ровать, распределять предметы на основании общих признаков по

группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней

развернутой форме. На третьем этапе (младшие школь­ники) наблюдается полное

овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в

уме.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до

нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится

в памяти, поскольку не будет сме­шиваться с другими впечатлениями, которые

обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают

запоминанию, отвлекая наше внимание.

Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучше­нию памяти, в том

числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы

хороши лишь тогда, когда они под­ходят данному человеку, когда он сам их для

себя выбрал, при­думал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и

жизнен­ного опыта.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной

информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего

интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются

в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает

одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.

Ин­терференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного мате­риала

заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не

забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова

иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной

памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.

Список использованной литературы:

1. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. М., 2001.

3. Немов Р. С. Психология. М., 1995.

4. Общая психология. М., 1986.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М.,1989.

6. Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979.

Ссылки:

[1] Рубинштейн С. Л. Основы общей

психологии: В 2 т. – Т. I. – М.,1989. – с. 302.

[2] Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой

памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979.

[3] Там же.

[4] Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979. С. 118

общее представление о памяти - student2.ru

Реферат

на темуПамять

Выполнила:

Студентка I курса I группы

Специальности соц. работа

Дневной формы обучения

Саковская Ирина Михайловна

Преподаватель

Немкович Ольга Владимировна

Минск,2008

Содержание:

Общее представление о памяти. 3

Виды памяти и их особенности. 4

Индивидуальные различия памяти у людей. 8

Теории и законы памяти. 10

Формирование и законы памяти. 12

Заключение 13

Список использованной литературы 17

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный

след, сохраняются, закрепляются, а при не­обходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы назы­ваются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза­ло бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствова­нию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс чело­вечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хране­нию и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,

передаваемый по наследству или приобре­таемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколе­те жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к на-учению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный про­цессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памя­ти основными. Они различны не только по своей структуре, исход­ным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей раз­виты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоми­нают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в па­мяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долго­временной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Наши рекомендации