Менико. Киприан и Иустина: love story
Чем ближе 14 февраля, Всемирный день влю-бленных, тем чаще наша православная община, она же советски-атеистическая ищет управу на «их заем-ного» Святого Валентина. Католическому покровите-лю хотят противопоставить кто посконнее – муром-ского князя Петра и деву Февронию, кто поначитаннее
– французского Пьера Абеляра и Элоизу, кто попроще
– любовь веронских Ромео и Джульетты... Успокой-тесь: на Кипре есть своя love story покруче!
По дороге из Никосии в Тродос тормозните свой авто в деревушке Менико: на месте старой церкви по приказу кипрского короля Петроса I, в XIV веке ис-целившегося после приложения к хранящимся в ней мощам Киприана и Иустины, тогда же возведен новый большой храм. Серебряный кивот датируется тем же временем, а вот собственно кости доставлены сюда веком раньше по морю из Антиохии. Христиане ны-нешней Сирии спасали от очередного мусульманско-го нашествия вещественные доказательства Чуда.
Позиционировавший себя как философ Кипри-ан на самом деле был волхвом и чернокнижником: по преданию, от греческой богини Геры он получил дар вызывать мертвецов из могил и заставлять их говорить, от халдеев – научился читать по звездам, от Диавола – способность превращаться в другие су-щества, насылать болезни и язвы... Молва приписы-вает ему способность летать по воздуху, плавать по облакам на ладье и... ходить по воде. Полный набор чародея, короче!
Однако подзаработать на совращении Иустины маг так и не смог – вселить в девушку, отказавшую его клиенту, бесовскую похоть удалось, а дальше никак... Посвятившая себя Христу девица осенялась крестным знамением - и трижды теплая молитва Богу разгоняла чертей. И тогда Киприан дал от ворот по-ворот сатане: «Ныне я узнал твою немощь... Что ты будешь делать, когда Сам придет на тебя?» В огонь полетели черные книги, а местный епископ крестил волшебника во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Вскоре Киприан сам стал епископом церкви Хри-стовой, а язычники оклеветали его с Иустиной перед восточным деспотом, мол, враждебные царю и бо-гам, они обольщают народ – и попросили для обо-их смертной казни. Их головы усекли мечом, а тела лежали шесть дней непогребенными... Потом-то,
130 Литеrrа Nova
Сергей МУЛИН
конечно, их тайно похоронили в Риме, а уж когда на-чались чудеса исцеления от мощей, силу Христовой любви признали все.
О чем эта история? Да о том, что от черного гла-за, зависти и черной злобы нас иногда спасают быв-шие... И что сойти с кривой дорожки никогда не позд-но. Так же, как просто свернуть с шоссе на Лимасол, чтобы просто о своей душе подумать.
Айя Напа, ай, Анапа...
Вопреки турецкому на русский слух названию этого молодежного курорта, Айя-Напа самая близ-кая по карте к мысу Греко точка Кипра. После войны 1974 года, когда собственно Фамагуста оказалась по ту сторону разделяющей остров «зеленой линии» и стала городом-призраком, именно этот ее бывший спутник стал центром притяжения для туристов. Не-которым популярная у британских ди-джеев «столи-ца вечеринок» даже заменяет испанскую Ибицу.
Для наших же соотечественников Айя-Напа, как правило, рифмуется с Собором Святой Софии
в Царьграде (теперь это мечеть Айя-София на пло-щади Султан-ахмет в Стамбуле) и... родной детской здравницей на Черном море. Кто такая Напа, в свят-цах искать бесполезно: если вы верите, что Москва переводится на русский язык как «коровья вода», то в архаическое происхождение имени Анапа от эллинской «древесной аллеи» поверите на слово. Приезжающие на берега Босфора посмотреть, что братья-мусульмане оставили от павшего к их ногам
в 1453 году Константинополя, тоже не сразу согла-шаются, что турецкая «айя» – это греческая hagia и есть, просто «h» в большинстве романских языков вслух не читается.
«Да мало ли камней в Отечестве!» – помнится, бросил один из османских султанов, разрешая вы-воз античных раритетов чуждой для него цивилиза-ции кому-то из европейцев. Республика Кипр, увы нынешним властям в Анкаре, совсем не такова: древний монастырь Айя-Напы православные греки до состояния заброшенных руин не допускают, крест
в воду во время праздника Катаклизмос, дня всемир-ного потопа, бросают, но... всегда достают. А если вы по распространенной ныне модели поведения пози-ционируете себя как агностика, что ж, к вашим услу-гам Морской музей в здании муниципалитета и золо-тые песчаные пляжи с идеально чистым прибоем.
После того, как отсюда отчалили на свой туман-ный Альбион английские пенсионеры, на централь-ную площадь Айя-Напы посмотреть знаменитый местный танец со стаканами приходит все менее чопорная публика. И клубится потом за полночь до полной потери языкового барьера. Если в советском детстве вас возили на детский курорт в Анапу, имен-но здесь, наконец, придет понимание: из тех штани-шек и платьиц, прикрывающих плавки со сплошными купальниками, что выросло, то выросло.