Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение»
Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение»
для 2-4 классов уровня начального образования
(с русским языком обучения)
Глава 2. Цель учебной программы по предмету «Литературное чтение»
18. Учебный предмет «Литературное чтение» относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих основу начального образования, и направлен на:
1) овладение обучающимися полноценным навыком чтения;
2) осознание того, что слово является изобразительно-выразительным средством языка для создания художественных образов;
3) формирование читательской деятельности;
4) формирование эмоционально-оценочной деятельности;
5) формирование у обучающихся таких видов речевой деятельности, как аудирование (слушание), говорение, чтение и письмо, соотносящихся с навыками функциональной грамотности.
19. Цель обучения литературному чтению – способствовать развитию личности ребенка средствами искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его к духовному опыту человечества; формировать в процессе читательской деятельности навыки функциональной грамотности младших школьников
20. Для достижения поставленной цели изучения предмета в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
1) создание благоприятных условий для формирования читательских интересов, эстетического чувства и художественного вкуса обучающихся, их потребности в читательской деятельности;
2) формирование системы читательских и речевых умений;
3) формирование первоначальных литературоведческих и речеведческих знаний;
4) обучение приемам анализа художественных произведений разных жанров и приемам работы с произведениями разных стилей;
5) развитие творческих способностей;
6) расширение читательского кругозора, знакомство с лучшими произведениями классической и современной художественной и научно-познавательной литературы, адресованной младшим школьникам;
7) совершенствование полноценного навыка чтения (правильности, беглости, осознанности и выразительности);
8) формирование библиографических умений;
9) Становление гуманистического мировоззрения, формирование интеллекта и духовного мира обучающихся, приобщение их к национальным и общечеловеческим ценностям, основанным на национальной идее «Мәңгілік ел».
21. Формирование читателя-школьника, способного к творческой деятельности, требует выделения в качестве ведущего элемента содержания литературного образования на этапе обучения в начальной школе системы читательских и речевых умений, призванной обеспечить полноценное общение с текстом, продуктивную речевую деятельность, создать возможность для общения, обучения, дать ребенку опыт творчества.
22. Через литературное чтение обучающиеся получают знания о мире и человечестве в целом, осознают ценность языка и литературного наследия Казахстана и других народов мира, что способствует социализации личности.
23. Овладение литературным наследием поможет обучающимся адаптироваться в быстро меняющемся мире, успешно регулируя ситуативно-речевое поведение как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности; использовать различные источники информации и современные информационные технологии для выражения и обоснования собственного мнения.
24. Программа по предмету «Литературное чтение» открывает перед обучающимися новые возможности самовыражения, помогает выявить специфику литературы в сопоставлении с другими видами искусства: живописью, театром, кино, музыкой.
25. Программа поддерживает обучающихся в их творческом самовыражении для уверенного и эффективного общения с другими. Изучение предмета «Литературное чтение» позволит обучающимся использовать виды речевой деятельности в реальной жизни для получения, отбора, обработки и передачи необходимой информации в соответствии с коммуникативными задачами.
По реализации Типовой учебной программы
По учебному предмету «Литературное чтение»
для 2-4 классов уровня начального образования по
Обновленному содержанию
2 класс | |||
Раздел | Аудирование (слушание) и говорение | Чтение | Письмо |
1 четверть | |||
Все обо мне | 2.1.1.1 - отвечать на простые вопросы по содержанию; 2.1.2.1 - пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану; инсценирование; 2.1.5.1 - строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации | 2.2.1.1 - читать вслух правильно, осознанно и выразительно, читать по ролям; 2.2.2.1 - формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста/отрывка; 2.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя) 2.2.3.1 - определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей | 2.3.3.1 - писать творческие работы с использованием рисунков/ аппликаций/ фотографий (с помощью учителя) |
Моя семья и друзья | 2.1.3.1 - прогнозировать конец произведения по заголовку и началу; 2.1.2.1 - пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирова-ние; 2.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки, невербальные средства речи (с помощью учителя) | 2.2.1.2 - читать про себя, используя поисковое/ ознакомительное чтение; 2.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя); 2.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах с помощью учителя | 2.3.3.1 - писать творческие работы с использованием рисунков/аппликаций/фото-графий (с помощью учителя); 2.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя) |
2 четверть | |||
Моя школа | 2.1.2.1 - пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирова-ние; 2.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки, невербальные средства речи (с помощью учителя) | 2.2.1.1 - читать вслух правильно, осознанно и выразительно; по ролям; 2.2.5.1 - описывать внешний вид героя, оценивать его поступки простыми фразами; 2.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах с помощью учителя | 2.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части с помощью вопросов учителя |
Мой родной край | 2.1.1.1 - отвечать на простые вопросы по содержанию; 2.1.5.1 - строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации | 2.2.1.2 - читать про себя, используя поисковое/ ознакомительное чтение; 2.2.2.1 - формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста/отрывка; 2.2.6.1 - находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять их роль с помощью учителя; 2.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя) 2.2.7.1 - определять изменения в поступках героя/в пейзаже в процессе развития сюжета с помощью учителя | 2.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя); 2.3.3.1 - писать творческие работы с использованием рисунков/аппликаций/фото-графий (с помощью учителя) |
3 четверть | |||
В здоровом теле – здоровый дух! | 2.1.1.1 - отвечать на простые вопросы по содержанию; 2.1.3.1 - прогнозировать конец произведения по заголовку и началу | 2.2.1.2 - читать про себя, используя поисковое/ознакомительное чтение; 2.2.2.1 - формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста/отрывка; 2.2.3.1 - определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей; 2.2.8.1 - извлекать дополнительную информацию из сборников/справочной литературы и представлять полученную информацию в предложенном шаблоне таблицы (с помощью учителя) | 2.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя); 2.3.4.1 - исправлять лексические и стилистические неточности, ошибки (с помощью учителя) |
Традиции и фольклор | 2.1.2.1 - пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/ инсценирование; 2.1.3.1 - прогнозировать конец произведения по заголовку и началу | 2.2.5.1 - описывать внешний вид героя, оценивать его поступки простыми фразами; 2.2.6.1 - находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять их роль с помощью учителя; 2.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя); 2.2.2.1 - формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста/отрывка | 2.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки или по готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя) ; 2.3.4.1 - исправлять лексические и стилистические неточности, ошибки (с помощью учителя) |
4 четверть | |||
Окружа-ющая среда | 2.1.2.1 - пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирова-ние; 2.1.5.1 - строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации | 2.2.7.1 - определять изменения в поступках героя/в пейзаже в процессе развития сюжета с помощью учителя; 2.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах с помощью учителя; 2.2.8.1 - извлекать дополнительную информацию из сборников/справочной литературы и представлять полученную информацию в предложенном шаблоне таблицы (с помощью учителя) | 2.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части с помощью вопросов учителя; 2.3.4.1 - исправлять лексические и стилистические неточности, ошибки (с помощью учителя) |
Путешест-вие | 2.1.1.1 - отвечать на простые вопросы по содержанию; 2.1.5.1 - строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации | 2.2.1.1 - читать вслух правильно, осознанно и выразительно; по ролям; 2.2.3.1 - определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей; 2.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя); 2.2.8.1 - извлекать дополнительную информацию из сборников/справочной литературы и представлять полученную информацию в предложенном шаблоне таблицы (с помощью учителя) | 2.3.3.1 - писать творческие работы с использованием рисунков/аппликаций/фото-графий (с помощью учителя); 2.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки или по готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя) |
3 класс | |||
1 четверть | |||
Живая природа | 3.1.1.1 - отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моменто;№ 3.1.4.2 - сопровождать речь иллюстрациями/на-глядностью/демонст-рацией фотографий/картин/ приборов | 3.2.1.2 - читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучающее/ чтение с пометками); 3.2.3.1 - определять тему и находить предложение, в котором заключена основная мысль произведения; 3.2.6.1 - находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять их роль | 3.3.3.1 - писать творческие работы в форме постера/ проекта/ рекламы/ заметки/презентации; 3.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров: письмо герою/сказки/рассказы |
Что такое хорошо, что такое плохо? | 3.1.2.1 - пересказывать подробно/выборочно содержание произведения свободно или по совместно составленному плану/драматизация; 3.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи | 3.2.1.1 - читать вслух бегло, осознанно и выразительно; читать по ролям/выборочно; 3.2.3.1 - определять тему и находить предложение, в котором заключена основная мысль произведения; 3.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни; 3.2.8.1 - извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстраций/художест-венной литературы –и представлять информацию в виде схем | 3.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть (с помощью учителя); 3.3.4.1 - совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, орфографические (при помощи словаря) и пунктуационные ошибки |
2 четверть | |||
Время | 3.1.3.1 - прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям; 3.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи; 3.1.5.1 - строить высказывание для объяснения своих идей, чувств, мыслей, используя художественно-выразительные средства | 3.2.5.1 - определять приемы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая свое мнение словами и выражениями из текста; 3.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях / мультфильмах /музыке с помощью учителя; 3.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни | 3.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров: письмо герою/сказки/рассказы |
Архитек-тура | 3.1.1.1 - отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов; 3.1.4.2 - сопровождать речь иллюстрациями/на-глядностью/демонст-рацией фотографий/картин/ приборов | 3.2.1.2 - читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучающее/ чтение с пометками); 3.2.2.1 - формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные вопросы; 3.2.8.1 - извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстраций/художествен-ной литературы и представлять информацию в виде схем | 3.3.3.1 - писать творческие работы в форме постера/проекта/рекламы/ заметки/презентации |
3 четверть | |||
Искусство | 3.1.5.1 - строить высказывание для объяснения своих идей, чувств, мыслей, используя художественно-выразительные средства; 3.1.2.1 - пересказывать подробно/выборочно содержание произведения свободно или по совместно составленному плану/драматизация | 3.2.1.2 - читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучающее/ чтение с пометками); 3.2.2.1 - формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные вопросы; 3.2.7.1 - сравнивать чувства, поведение главных героев в различных ситуациях; 3.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни | 3.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть (с помощью учителя); 3.3.3.1 - писать творческие работы в форме постера/проекта/рекламы/ заметки/презентации |
Выдаю-щиеся личности | 3.1.1.1 - отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов; 3.1.3.1 - прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям | 3.2.5.1 - определять приемы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая свое мнение словами и выражениями из текста; 3.2.7.1 - сравнивать чувства, поведение главных героев в различных ситуациях; 3.2.8.1 - извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстраций/художествен-ной литературы – и представлять информацию в виде схем; 3.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфиль-мах/музыке с помощью учителя | 3.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров: письмо герою/сказки/рассказы; 3.3.4.1 - совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, орфографические (при помощи словаря) и пунктуационные ошибки |
4 четверть | |||
Вода – источник жизни | 3.1.2.1 - пересказывать подробно/выборочно содержание произведения свободно или по совместно составленному плану/драматизация; 3.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи; 3.1.4.2 - сопровождать речь иллюстрациями/на-глядностью/демонст-рацией фотографий/картин/ приборов | 3.2.1.1 - читать вслух бегло, осознанно и выразительно; читать по ролям/выборочно; 3.2.6.1 - находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять их роль | 3.3.4.1 - совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, орфографические (при помощи словаря) и пунктуационные ошибки; 3.3.3.1 - писать творческие работы в форме постера/проекта/рекламы/ заметки/презентации |
Культура отдыха. Праздники | 3.1.5.1 - строить высказывание для объяснения своих идей, чувств, мыслей, используя художественно-выразительные средства; 3.1.1.1 - отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов | 3.2.3.1 - определять тему и находить предложение, в котором заключена основная мысль произведения; 3.2.5.1 - определять приемы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая свое мнение словами и выражениями из текста; 3.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфиль-мах/музыке с помощью учителя | 3.3.3.1 - писать творческие работы в форме постера/проекта/рекламы/ заметки/презентации; 3.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть (с помощью учителя) |
4 класс | |||
1 четверть | |||
Моя Роди-на – Казахстан! | 4.1.1.1 - формулировать вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечать на открытые вопросы; 4.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ отрывки из стихотворений/ басен, невербальные средства речи; 4.1.4.2 - сопровождать речь иллюстрациями/на-глядностью/демонст-рацией фотографий/картин/ презентацией/видео-роликом | 4.2.1.1 - читать вслух бегло, осознанно и выразительно; читать по ролям/ выборочно; 4.2.1.2 - читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучающее/ поисковое/аналитическое/ чтение с пометками/чтение схем/диаграмм); 4.2.2.1 - формулировать творческие, интерпретационные, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные вопросы; 4.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса | 4.3.3.1 - писать творческие работы в форме диафильма/проспекта/пре-зентации/схем/интервью/от-зыва/заметки/объявления/ постера; 4.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть |
Ценности | 4.1.1.1 - формулировать вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечать на открытые вопросы; 4.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ отрывки из стихотворений/ басен, невербальные средства речи; 4.1.5.1 - строить высказывания для объяснения своих идей, чувств, взглядов, сравнивая с похожими событиями, которые были в жизни/по материалам прочитанного | 4.2.1.1 - читать вслух бегло, осознанно и выразительно; читать по ролям/ выборочно; 4.2.7.1 - сравнивать события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находить и анализировать событие, лежащее в основе эпизода; 4.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса; 4.2.8.1 - извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей | 4.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета); 4.3.4.1 - совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки |
2 четверть | |||
Культурное наследие | 4.1.5.1 - строить высказывания для объяснения своих идей, чувств, взглядов, сравнивая с похожими событиями, которые были в жизни/по материалам прочитанного; 4.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ отрывки из стихотворений/ басен, невербальные средства речи; 4.1.4.2 - сопровождать речь иллюстрациями/на-глядностью/демонст-рацией фотографий/картин/ презентацией/видеороликом | 4.2.5.1 - определять приемы создания образа автором произведения, определять отношение автора к герою, соотносить свою и авторскую оценку/сопоставлять поступки героев по аналогии/контрасту; 4.2.6.1 - находить гиперболу, сравнение, олицетворение, эпитет, метафору и определять их роль; 4.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса | 4.3.3.1 - писать творческие работы в форме диафильма/проспекта/пре-зентации/схем/интервью/от-зыва/заметки/объявления/ постера |
Мир профессий | 4.1.1.1 - формулировать вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечать на открытые вопросы; 4.1.2.1 - пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно); творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий) | 4.2.3.1 - определять тему и основную мысль, доказывая фактами из произведения; 4.2.8.1 - извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей;№ 4.2.6.1 - находить гиперболу, сравнение, олицетворение, эпитет, метафору и определять их роль | 4.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть; 4.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета) |
3 четверть | |||
Природные явления | 4.1.3.1 - прогнозировать развитие сюжета по заголовку и заключительной части произведения, объяснять причину своего выбора; 4.1.2.1 - пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно); творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий) | 4.2.1.1 - читать вслух бегло, осознанно и выразительно; читать по ролям/ выборочно; 4.2.1.2 - читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучающее/ поисковое/аналитическое/ чтение с пометками/чтение схем/диаграмм); 4.2.5.1 - определять приемы создания образа автором произведения, определять отношение автора к герою, соотносить свою и авторскую оценку/сопоставлять поступки героев по аналогии/контрасту; 4.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфиль-мах/музыке/кинофильме | 4.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть; 4.3.4.1 - совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки |
Охрана окружа-ющей среды | 4.1.1.1 - формулировать вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечать на открытые вопросы; 4.1.2.1 - пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно); творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий); 4.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ отрывки из стихотворений/ басен, невербальные средства речи | 4.2.2.1 - формулировать творческие, интерпретационные, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные вопросы; 4.2.6.1 - находить гиперболу, сравнение, олицетворение, эпитет, метафору и определять их роль; 4.2.7.1 - сравнивать события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находить и анализировать событие, лежащее в основе эпизода; 4.2.8.1 - извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей | 4.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть; 4.3.3.1 - писать творческие работы в форме диафильма/проспекта/пре-зентации/схем/интервью/от-зыва/заметки/объявления/ постера |
4 четверть | |||
Путешест-вие в космос | 4.1.2.1 - пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно); творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий); 4.1.4.2 - сопровождать речь иллюстрациями/на-глядностью/демонст-рацией фотографий/картин/ презентацией/видеороликом | 4.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса; 4.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфиль-мах/музыке/кинофильме; 4.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса | 4.3.3.1 - писать творческие работы в форме диафильма/проспекта/пре-зентации/схем/интервью/от-зыва/заметки/объявления/ Постера; 4.3.4.1 - совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки |
Путешест-вие в будущее | 4.1.1.1 - формулировать вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечать на открытые вопросы; 4.1.3.1 - прогнозировать развитие сюжета по заголовку и заключительной части произведения, объяснять причину своего выбора; 4.1.5.1 - строить высказывание для объяснения своих идей, чувств, взглядов, сравнивая с похожими событиями, которые были в жизни/по материалам прочитанного | 4.2.1.2 - читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучающее/ поисковое/аналитическое/ чтение с пометками/чтение схем/диаграмм); 4.2.3.1 - определять тему и основную мысль, доказывая фактами из произведения; 4.2.7.1 - сравнивать события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находить и анализировать событие, лежащее в основе эпизода | 4.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть; 4.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета) |
Примечание:
*–Рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть.
Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение»
для 2-4 классов уровня начального образования
(с русским языком обучения)