Уроков по родному (русскому) языку и литературе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
В 1 КЛАССЕ
Учитель:Макарова Людмила Владимировна
Количество часов:3 часа в неделю,99 всего часов, плановых проверочных работ:6ч. проектных работ – 2ч.
Планирование составлено на основе:примерных программ начального общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов по предметам, авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2011 г.
Учебники: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков ; Азбука в 2 –х частях, учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обучению грамотесоставлена на основе примерных программ начального общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов по предметам, авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2011 г.
Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.
При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.
Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и б) реконструирования слов.
Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки», но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.
Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон.
Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по обучению грамотеявляется составной частью программы «Русский язык» и представляет собой основу для всего последующего обучения. Курс рассчитан на 207 часов (9 часов в неделю, 23 недели).
Обучение грамоте
Планируемые результаты освоения курса к концу подготовительного периода
Обучающиеся научатся:
• на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
• называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
• составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
• правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
Планируемые результаты освоения курса к концу основного периода
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы русского языка;
• различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
• определять на слух ударные и безударные гласные;
• делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
• определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
• акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
• обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему – модель слова;
• читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
• обозначать звуки буквами и условными значками;
• читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
• перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
• правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
• при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
• конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
• определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
• членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
• правильно записывать предложение и собственные имена
при списывании и диктанте.
Планируемые результаты освоения курса к концу заключительного периода:
Обучающиеся научатся:
• пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
• правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
• читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
• применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
• озаглавливать прослушанный текст;
• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Содержание учебного предмета
Обучение грамоте (207 ч)
Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).
Слово и предложение.Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Орфография.Ознакомление с правилами правописания и их применение:
· обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
· заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
· раздельное написание слов;
· перенос слов по слогам без стечения согласных;
· знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Курс «Обучение грамоте» даётся в содержании программы по видам речевой деятельности» (слушание, говорение, чтение, письмо).
Чтение (10 ч)
Знакомство с первой учебной книгой - «Азбукой». Иллюстрации. Модели единиц русского языка. Речь устная и письменная. Сказки «Заюшкина избушка» и «Колобок». Соотнесение частей сказки с иллюстрациями к ней. Устные высказывания на тему «Как хлеб на стол пришёл». Текст, предложение, слово, интонация. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Слово как часть предложения. Слова-названия предмета. Живые и неживые предметы. Слова-названия действий. Звуки речевые и неречевые. Слово-название признака. Обобщающее слово. Служебные слова (слова-помощники) в предложении. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Слушание(аудирование) текста сказки. Соотнесениеиллюстраций с частями текста. Пересказсодержания сказки.
Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составлениепредложений на тему иллюстраций. Соотнесениеконкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливаниерассказа, заданного иллюстрацией. Анализэлементов построения текста. Пересказрассказа на основе его графической модели.
Составлениеответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.
Анализ поэлементного состава букв.
Письмо (12 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Гигиенические правила письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Рабочая строка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму и под счёт.. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева», «справа», «верх», «вниз».Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировкуи обобщениеэлементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Выполнениегигиенических требований к правильной посадке, правилам письма.
Чтение (80 ч)
Звуки и буквы. Буква как знак звука. Гласные звуки. Артикуляция гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнениев различении гласных звуков на слух. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов.
Узнавание и выделение на слухиз ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.
Конструирование(больших и малых) печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Различать звуки и буквы.
Восприятиена слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.
Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости).Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’] как ртосмыкатели. Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение согласных звуков [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’]. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом ’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа ) — твердые звонкие звуки. Противопоставление сонорных[1] согласных звуков по твердости- мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Артикулированиезвуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Характеристиказаданного звука. Классафикация звуков по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки, гласные-согласные).
Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функциейв минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил— ныл. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.
Усвоение и конструирование форм печатных букв (больших и малых), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.
Чтениезакрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).
Упражнениев чтении слогов, слов и предложений.
Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Я, Ё, Ю, Е и мягкого знака Ь.
«Работа» (функция) букв Я, Ё, Ю, Е — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан]—баян, [р’исуй’у] — рисую).
Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв Я, Ё, Ю, Е ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме).
Буква Ь. Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова с помощью Ь., например: линь, руль, мыльный пузырь.
Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоениеправил использования букв Я, Ё, Ю, Е.
Упражнениев чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструированиеформ печатных букв (строчных и прописных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.
Упражнениев чтении слогов, слов и предложений.
Парные звонкие и глухие согласные звуки.Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Модели звонких и глухих согласных звуков (твёрдых и мягких). Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Отличие звонких и глухих звуков: [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков: [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости - мягкости). Например: Дима—Тима, Даня—Таня. Звуки [ж]-[ш] — парные по звонкости-глухости и всегда твёрдые. Сочетания ЖИ, ЖО, ЖЁ, ЖЕ, ШИ, ШО, ШЁ, ШЕ. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений. Работа над текстами.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Наблюдениеза смыслоразличительной функцией звуков.
Усвоение и конструированиеформ 24 печатных (строчных и прописных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.
Упражнениев произношении минимальных пар слов, например: жар—шар, Луша—лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].
Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши.
Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.
Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памятискороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.
Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.
Звук [й’] после разделительных знаков: мягкого знака Ь и твёрдогознака Ъ.Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я). Звуковые модели слов. Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.
Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм.
Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц].Артикуляция звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений. Работа над текстами. Сочетания ЧА, ЧУ, ЧЁ, ЧО, ЩА, ЩУ, ЩЁ, ЩО, ЦЕ, ЦИ, ЦЫ.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц].
Перекодированиеслов из звуковой формы в буквенную.
Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, т. е. чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоениесодержания текста. Пересказ. Составлениепредложений по иллюстрациям и моделирование их.
Усвоение и конструирование форм 8 печатных (строчных и прописных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.
Письмо (88 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Повторение звука (звуков), изученных на уроке чтения. Соотнесение изученного звука (звуков) с условно-графическими и буквенными символами. Формирование зрительного образа изучаемой буквы (знакомство с шаблонами элементов письменных букв).
Алгоритм начертания изучаемых письменных букв. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Письмо под счёт.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Анализ и конструированиеписьменных букв из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных (прописных) и малых — строчных). Отработкатехнологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Усвоение алгоритмов трех видов соединения букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, т. е. письма букв под счет.
Перекодированиезвуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтениеобразцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, записьпо образцу, проверкаучеником результатов своего письма.
Чтение (10ч)
Работа над текстами «Верблюжонок», «Что у нас во дворе?», «Белая акация». Работа над текстами загадок, скороговорок. Работа над текстами в стихотворной форме. Закрепление элементарного навыка чтения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.
Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось; б) главная часть: что произошло с героями; в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.
Письмо (7 ч)
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).
Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения
- Учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения (ИД, компьютер, телевизор, ноутбуки для учащихся)
- Цифровые образовательные ресурсы
- Демонстрационный и раздаточный дидактический материал
Приложение
Класс. I полугодие.
1.На первую строку выпиши гласные буквы, на вторую строку – согласные буквы.
Э А Ё В С О Л З К Ю М / Я К У Г Р Е Д Н Т И Ы
ОЦЕНИВАНИЕ
К= т / п, где т – количество правильно выполненных существенных операций; п – общее количество операций.
К=0,7 (70%) успеваемости – оценка «3» - низкий уровень = 18-19 баллов.
К=0,8 (80%) успеваемости – оценка «4» - средний уровень= 20-22 баллов.
К=0,9 (95%) успеваемости – оценка «5» - высокий уровень= 23-25 баллов.
I задание – 11 баллов (1 б. –за выписанную букву).
II задание –11 баллов (1б.-за ударение, 1б.-за верно написанное слово).
III задание – 3 балла (1б.-за верно записанное и оформленное предложение).
IV*задание – 1 балл = 1 слово (баллы не учитываются ).
Максимальное количество – 25 баллов за 3 задания.
Класс 2 полугодие.
I. Раздели буквы на две группы:
ё ь э ю я у оз с ш п г ж в
II. Запиши под диктовку слова.В словах поставь ударение. Подчеркни мягкие согласные
книга гусь рыбак диван Люда Гена
Класс 2 полугодие.
1. Выпиши гласные буквы:Р, и, м, й, а, к, ю, ы, в, о.______________________________
2. Выпиши слова, которые начинаются с согласного звука:
Утка, дети, сосны, игра, парк, аист, небо, юла.
3.Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки:
Берёза, дятел, лыжи, чулок, письмо, тюлень.
4.Прочитай слова. Покажи дугой количество слогов: Чайка, якорь, сумка, шарик.
5.Запиши слова под диктовку. В словах поставь ударение:Кошка, Оля, домик, конь, ёжик, Наташа.
6.Вставь сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу:Гру____, пи____, сне____нка, ____йник, лы____.
7.Запиши под диктовку:
У Димы живёт кот Мурзик. Кот любит играть.
8.Дописать слоги, чтобы получились слова:до _____, пи_____, мы______.
Оценивание:
Задание 1 (5 баллов):1 балл - за правильно выписанную гласную букву.
Задание 2 (5 баллов):1 балл – за правильно выписанное слово.
Задание 3 (10 баллов): 1 балла – за правильно подчёркнутую букву.
Задание 4 (4 балла): 1 балл – за верно показанное количество слогов.
Задание 5 (10 баллов): 1 балл – за правильно написанное слово. 1 балл – за постановку ударения (кроме слов: конь, ёжик).
Задание 6 (5 баллов):1 балл – за составленное слово.
Задание 7 (10 баллов): 1 балл – за верно написанное слово. 1 балл – за верно оформленное предложение.
Задание 8 (3 балла): 1 балл – за верно составленное слово.
№ | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | УУД | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Знакомство с правилами посадки и пользования письменными принадлежностями. Рисование в пустых квадратах. | Знать правила посадки за столом и пользования тетрадкой и ручкой Знать гигиенические правила письма, уметь ориентироваться в прописи. | Познавательные Общеучебные Смысловое чтение Логические Анализ объектов Сравнение объектов Классификация Построение логической цепи рассуждений Личностные Самоопределение Нравственно-этическая ориентация Регулятивные Планирование Контроль Оценка Волеваясаморегуляция Познавательные Общеучебные Смысловое чтение Логические Анализ объектов Сравнение объектов Классификация Познавательные Общеучебные Смысловое чтение Логические Анализ объектов Сравнение объектов Классификация Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Управление поведением партнера Постановка вопросов Умение полно и точно выражать свои мысли | |||
Знакомство с разлиновкой тетради, с основными направлениями движения руки. | Знать гигиенические правила письма, уметь ориентироваться в прописи. | ||||
3. | Речь устная и письменная. Слушание сказки. «Заюшкина избушка». | Слушание текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. | |||
4. | Знакомство с элементом, сравнение большого и строчного, письмо с помощью вспомогательных линий и без них. | Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму | |||
5. | Знакомство с элементом, сравнение большого и строчного. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. | Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму | |||
6. | Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово. Татарская сказка «Знание лучше». | Слушание текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. | |||
7. | Знакомство с элементом, сравнение большого и строчного. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них | Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму | |||
8. | Знакомство с элементом. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. Знакомство с элементом. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. | Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму. | |||
9. | Как хлеб на стол пришел? Текст, предложение, слово. Интонация. | Составление предложений на тему иллюстраций | Познавательные Общеучебные Смысловое чтение Логические Анализ объектов Сравнение объектов Классификация Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Регулятивные Планирование Контроль Оценка Волеваясаморегуляция | ||
10. | Знакомство с элементом, сравнение большого и строчного. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. | Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму и под счёт. | Коммуникативные Постановка вопросов Планирование учебного а (контроль, выражать свои мысли Регулятивные Планирование Контроль Оценка Волевая саморегуляция Личностные Самоопределение Нравственно-этическая ориентация | ||
11. | Знакомство с элементом, сравнение большого и строчного. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. | Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму. | |||
12. | «Доброе дело». «Попугай». Текст. Живые и неживые предметы. | Работа с иллюстрацией (составление рассказов по графической модели). | |||
13. | Знакомство с элементом. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. | Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму. | |||
14. | Конструировани Наши рекомендации
|