Краткая характеристика героев

Герой Краткая характеристика
Павел Афанасьевич Фамусов фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» - знаменитый, известный ? Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем. ? По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного. ? Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства. ? Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец, ? Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам. ? Не лишен практического житейского ума, добродушия. ? Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит. ? Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения. ? В интонациях хорошо прослеживается отношение Фаму­сова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.
Алексей Степанович Молчалин ? Низкопоклонник и делец. ? Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя. ? Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных». ? Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит. ? Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благо­получия. ? У него два таланта: «умеренность и аккуратность». ? Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.
Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник. Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы» ? Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы». ? В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»). ? Высказывает осуждение всяческому образованию и просве­щению, осуждая своего двоюродного брата. ? «Созвездие маневров и мазурки». ? Не лишен апломба и высокомерия.
Антон Антонович Загорецкий ? «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!». ? «Лгунишка он, картежник, вор». ? Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску. ? Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник ? «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит Горич.
Репетилов (фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять») ? Стремится прослыть передовым человеком. ? Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом. ? Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя. ? «Шумит и только». По своему собственному определению - «пустомеля».
Софья Павловна Фамусова ? Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная. ? Насмешлива, мстительна. ? Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца. ? Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характе­ра: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла». ? «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)
Александр Андреевич Чацкий Лиза: «...так чувствителен, и весел, и остер...» Софья: «Остер, умен, крас­норечив, в друзьях особен­но счастлив...» ? Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспо­тизмом. ? В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодум­ный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов. ? Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм. ? Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливо­сти века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси». ? Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского. ? Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхо­ждению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.




Конфликты пьесы

Любовный конфликт
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев: Чацкий - Софья Софья - Молчалин Молчалин - Лиза Лиза - буфетчик Петрушка
Социальный конфликт
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.
Чацкий и внесценические персонажи Фамусовское общество
Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный. Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.
Идеалы и ценности
? «Служить бы рад, прислуживаться тошно». ? «Кто служит делу, а не лицам». ? Все ценности и идеалы жизни прописаны в мо­нологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сво­дятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве жи­вут и умирают». ? Я перед родней, где встретиться, ползком. ? Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь.
Чацкий о Фамусовском обществе Фамусовское общество о Чацком
? Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле. ? Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели. ? Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! ? О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык? ? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? ? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары. ? Как платья, волосы, так и умы коротки!... ? Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья. ? Фамусов: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит». ? Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные про­блемы, которые представлены в репликах героев.
Философский конфликт (вневременной)
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.
как Чацкий как Молчалин
Ум с сердцем не в ладу. Два таланта - «умеренность и аккуратность».
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист). Софья о Молчалине: ? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. ? А он безмолвием обезоружит... ? От старичков не ступит за порог... ? ...Молчит, когда его бранят... ? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких. ? Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь: ? Чины людьми даются, а люди могут обмануться. ? Надеждами я мало избалован ? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа. Чацкий о Молчалине: ? Ума в нем только мало. ? Услужлив, скромненький. ? И не богат словами. ? Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Литературные критики о характере и роли Чацкого: ? А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.) «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться». ? О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..­заносчивость и нетерпимость». Молчалин о своих принципах и правилах: ? ...частенько там мы покровительство находим, где не метим. ? И награжденья брать и весело пожить. ? Не смею моего сужденья произнесть. ? В мои лета не должно сметь свои суждения иметь. ? Ведь надобно ж зависеть от других. ? «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...»
? Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла. ? Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.

Наши рекомендации