Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?
Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны – всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам. Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом. Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», - это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю. Влияние деревенских обычаев на характер героини Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной – это, по сути, характеристика современниц Пушкина. Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера. Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью.
Глава V открывается пейзажем запоздалой, но внезапно пришедшей зимы. Примечательно, что чисто русский пейзаж зимней усадьбы и деревни дается через восприятие его Татьяной.
Проснувшись рано,
Деревья в зимнем серебре,
В окно увидела Татьяна
Сорок веселых на дворе
Поутру побеленный двор,
И мягко устланные горы
И в прямой связи с картинами родной природы высказывается авторское утверждение национального, русского облика героини:
Татьяна (русская душою,
С ее холодною красою
Сама не зная почему)
Любила русскую зиму...
Поэтические картины святочных гаданий также связывают Татьяну с русским, национальным, народным началом.
«...Татьяна, по совету няни» ворожит ночью в бане.
Русские национальные черты все отчетливее выдвигаются в развитии образа Татьяны.
В изображении Татьяны Пушкин полностью отказывается от вся кой иронии, и в этом смысле Татьяна - единственный персонаж романа, по отношению к которому с момента его появления и до конца мы чувствуем только любовь и уважение автора. Поэт не раз называет Татьяну «милой», заявляет: «Я так люблю Татьяну милую мою»
Какие черты «милы» автору в образе Татьяны Лариной? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Татьяна Ларина
«Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая,
способная глубоко и преданно любить
Черты характера
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой».
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна».
Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьяне интересны рассказы няни, гадания. Она верит в вещие сны. Любит читать романы, но не под влиянием моды:
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо».
Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни
Мать и отец Татьяны
Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий
Ларин, любил жену и во всем на нее полагался.
«Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, мать была «от Ричардсона без ума».
«И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба».
Любовь к Онегину
Татьяна испытывает искренние чувства, однако
«Давно сердечное томленье / Теснило ей
младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь».
Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной»