Приемы рефлексии деятельности
«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»
Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.
«ТАБЛИЧКА»
Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»
Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»
Стрелки или графики, на которых учащиеся изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии.
Я П
Л И
МЫ ДЕЛ
Ак.
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
· Мне было интересно…
· Мы сегодня разобрались….
· Я сегодня понял, что…
· Мне было трудно…
· Завтра я хочу на уроке…
«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»
Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»
• Как бы вы назвали урок?
• Что было самым важным на уроке?
• Зачем мы сегодня на уроке…?
• Какова тема сегодняшнего урока?
• Какова цель урока?
• Чему посвятим следующий урок?
• Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
• Что для тебя было легко (трудно)?
• Доволен ли ты своей работой?
• За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?
«ХОЧУ СПРОСИТЬ»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»
«РЮКЗАК»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».
Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы понятий.
Структура урока «открытия» нового знания.
1) Организационный момент (самоопределение деятельности).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация опорных знаний.
4) Создание проблемной ситуации
5) Открытие новых знаний.
6) Первичное закрепление.
7) Включение нового знания в систему знаний.
8) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий школьного курса русского языка и построение обобщённых норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Уроки литературного чтения в 1-4 классах
Конспект урока
Урок обучения грамоте
Тема:Согласные звуки [м] и [м’], буква М, м.
Тип урока: Изучение нового материала.
Класс: 1 «А»
УМК: «Школа России»
Задачи урока:
1. Предметные –познакомить с новыми согласными звуками [м] и [м’], с буквами М, м; совершенствовать умение в звуко-слоговом анализе, навыки правильного, выразительного слогового и беглого чтения; закрепить умения правильного употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
2. Метапредметные – развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, фантазию, умение строить высказывания, научить правильно выражать собственные мысли, развивать способности работы в парах, умение работать сообща;
3. Личностные – воспитывать дисциплинированность, стремление к знаниям, развивать чувство коллективизма, воспитывать уважение к государственным символам Российской Федерации, формировать представление о духовно-нравственных основах российского народа;
Оборудование:
1. «Азбука» Горецкий
2. Предметные картинки «Дом», «Семь», Буква М, Рисунки для запоминания буквы М
3. Фигуры для схемы
4. Сюжетная картинка «Звук и буква М» (для упр. на слышание звука)
5. Карточки: цветок - слоговая таблица, карточки слов
Технологическая карта
Этап урока | Действия учителя | Действия детей | УУД | |||
Организационный момент | Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Зовут меня Мария Михайловна. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) | ||||
Актуализация знаний | Ребята, откройте азбуки на странице 84. Нам дана картинка. -Что вы видите на этом рисунке? -Как вы думаете, какой город изображён? -Как вы догадались? Какое место изображено на картинке? - Ребята, а кто из вас был в Москве? А были ли вы на Красной площади? Что там находится? -Послушайте, как о Москве говорил Александр Сергеевич Пушкин Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! -Велика Москва и красива. И с каждым годом всё больше и красивее становится. | -Город -Москва -Изображён Московский Кремль, храм Василия Блаженного, Красная площадь Ответы детей Дети слушают | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) | |||
Звуковой анализ слова Работа со словом дом Работа со словом семь | -Ребята, посмотрите на картинку на доске. Что на ней изображено? -А что такое дом? -Какие бывают дома? -Сколько слогов в этом слове? -Как вы определили? -Какой это гласный? -Давайте попробуем выделить последний звук в этом слове. -Какой это звук? -Как вы определили, что этот звук согласный? Докажите мне. -Что еще вы можете мне сказать об этом звуке? -Назовите мне 1 звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает? -Назовите мне 2 звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает? -Назовите мне 3 звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает? -Ребята посмотрите на доску. Как мы называем слог, в котором есть гласный звук и согласный звук? (заменить на доске) -Ребята, так сколько же звуков в этом слове? -Посмотрите на доску. На ней изображена схема какого-то слова… что вы можете сказать о слове по этой схеме? Из скольких слогов состоит слово? -Как вы догадались? -Какой первый звук? Докажите -Какой второй звук? Докажите -Какой третий звук? Докажите -Хорошо, теперь посмотрите на картинку. Что на ней изображено? -Подходит ли слово семь к этой схеме? -Назовите мне 1 звук? Какой это звук? -Назовите мне 2 звук? Какой это звук? -Назовите мне 3 звук? Какой это звук? -Подходит ли слово семь к нашей схеме? -Какой последний звук мы слышали в слове дом? Давайте произнесем -А в слове семь? Давайте произнесем -А чем схожи эти два звука [м] и [м’]? -А чем они отличаются? | -На картинке изображен дом. -Дом – это место, где мы живём. -Высокие – многоэтажки, низкие – избушки. -В этом слове один слог. -В слове один гласный звук. -[о] -Доммм. -Это согласный звук. -Когда мы произносим этот звук, то голос встречает препятствие - губы. -Он твердый и звонкий. -[д]. Согласный, твердый и звонкий звук -Синим -[ о], гласный звук -Красным -[м], согласный, твердый и звонкий звук -Синим -Это слог-слияния. -Три звука -В этом слове один слог. -Потому что в слове один гласный звук. -Первый звук согласный, мягкий, т.к. в схеме обозначен зеленым цветом -Второй звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом - Третий звук согласный, мягкий, т.к. в схеме обозначен зеленым цветом -Семь -Да [с’] –согласный, мягкий, глухой [э] - гласный [м’] – согласный, мягкий, звонкий -Да -Звук [м] -Звук [м’]. -Они оба согласные и звонкие. -Звук [м] твердый, а звук [м’] мягкий. | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Коммуникативные УУД (умение слушать, говорить) | |||
Упражнение на слышание звука | -Ребята посмотрите на картинку и назовите мне слова, в которых встречается звук [м] | -мышь, мама, матрешка, машина, магнитофон, мочалка, мыло, муха, морковь, мухомор | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) | |||
Физкультминутка на корпус | ||||||
Обозначение звука буквой | -На письме звуки [м] и [м’] обозначаются буквой М м. Посмотрите, на 85 странице показаны заглавная и строчная буквы М м. -Скажите мне, как вы думаете, на что похожа буква М м? -Послушайте стихотворения про эту букву: Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали. Хорошо известны всем: Где метро, там буква М. Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М! | -Буква М м похожа на две горы, майка, качели, сломанная скамейка. Дети слушают | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализировать объект) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информацию) | |||
Работа со слоговой таблицей | Посмотрите на доску. (Изображен цветок) -Давайте прочитаем хором слоги. - Теперь кто-нибудь попробует сам прочитать слоги. Я буду показывать, а вы читать указанный слог. -Ребята, а теперь прочитайте мне только твердые слоги. -А теперь только мягкие слоги | -ма, мо, му, ми, ме, мы -индивидуальное чтение -ма, мо, му, мы -ми, ме | Коммуникативные УУД (умение принимать и передавать графическую информацию) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) | |||
Физминутка На дыхание | ||||||
Работа со столбиками слов Звуко-буквенный анализ (чтение с пометами) | Посмотрите на доску и прочитайте мне слова. Ребята, обратим внимание на пометы, которые стоят на словах. -Кто сможет мне объяснить, что означает помета «прямая линия между буквами»? -А что обозначает вторая помета «пунктирная линия между буквами»? -А как образуется слог-слияния? Из каких звуков? - Прочитайте первое слово хором -Прочитайте второе слово хором -Ребята, а кто знает, что такое метро? Метро – это -Прочитайте следующее слово -Прочитайте следующее слово -Ребята, а почему это слово напечатано с большой буквы? -Прочитайте следующие 2 слова -Ребята, а кто такие строители? -Поэтому слово строили и строители похожи между собой. - Прочитайте следующие 2 слова. -Ребята, чем отличаются эти слова? Что они обозначают? -Куда падет ударение в этих словах? - Прочитайте мне слово, которое обозначает самого дорогого человека? -Прочитайте мне слово, которое обозначает столицу нашей страны -Придумайте предложение со словом Москва. Для этого вам поможет картинка на странице азбуки 84 | -Прямая линия означает, что там заканчивается слог. -Эта помета обозначает слог-слияния. -Из одного согласного и одного гласного. -Мама -Метро Ответы детей -Мир -Москва -Так как это город -Строили, строители -Это люди, которые что-то строят. -Слово, слова -Слово – обозначает одно слово Слова – обозначает несколько слов -Слóво, словá -Мама -Москва Ответы детей | Коммуникативные УУД (умение передавать графическую информацию) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) | |||
Работа с текстом «На уроке» Анализ текста | -Давайте прочитаем текст на странице 85. Прочитайте название текста -Как вы думаете, о чем будет текст? -Давайте прочитаем текст. -Что дали Роме? -Какие слова написал Рома? Найдите это предложение в тексте. Прочитайте. -А какие слова написали все ученики? -Почему именно эти слова написали дети? -Сколько предложений в тексте? Посчитайте? -Как узнать где заканчивается предложение? Какой знак должен стоять в конце предложении? -Поставьте пальчик, где заканчивается первое предложение, а я пройду и посмотрю? Второе? Третье? Четвертое? | -На уроке Ответы детей Дети читают текст по предложению -Роме дали мел -Рома написал мелом слова: мама, Москва, мир. -Мы все написали: мама, Москва, мир. -Это самые важные слова. - 4 предложения - Точка Дети показывают | Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа) | |||
Работа с текстом Страница 86 «Утром» Работа с чистоговоркой Составь слова | -Давайте прочитаем текст на странице 86. Прочитайте название текста -Как вы думаете, о чем будет текст? -Давайте прочитаем текст. -Назовите героев рассказа? -Придумайте конец рассказа -Сколько предложений в тексте? Посчитайте? -Расскажите о своём дне. Что вы делаете утром, днём и вечером? -Прочитайте предложение -Какой звук повторяется? -Где стоит звук [м] в слове мама, мыла, Милу, мылом -Возьмите карандаши и подчеркните букву М -Назовите слова, где есть звук [м] -Назовите слова, где есть звук [м’] -Давайте под мои хлопки прочитаем предложение (ускорять темп) -Ребята, давайте с вами составим слова (страница 86) -Какие еще слова вы можете придумать, которые заканчиваются на -ка | - Утром Ответы детей -Клава, кот. Ответы детей -5 Ответы детей -Мама мыла Милу с мылом. - Звук [м] и [м’]. Ответы детей (в начале, середине) Дети подчеркивают -мама, мыла, мылом -Милу -Мама мыла Милу с мылом -Сумка, рамка -Майка, рубашка, чашка, ложка | Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа) | |||
Подведение итогов | -Найдите на ленте букв букву М. -Где стоит буква М? На каком поле? -А почему она стоит на синем поле? -Почему буква М стоит на верхнем поле? Какая буква М? -А почему на нижнем поле под буквой М нет буквы? Ребята, вы сегодня все молодцы! Наш урок окончен! | Дети ищут букву М -На синем поле -Потому что это согласная буква -Звонкая -Так как буква М не парная | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения) |
Методист _________________
Учитель __________________
Практикант________________
Конспект урока
Урок письма.
Тема: Письмо заглавной буквы Т.
Тип урока: Изучение нового материала.
Класс: 1 «А»
УМК: «Школа России»
Цель урока:
А) предметная – научить писать заглавную букву Т, правильно располагать буквы и слова в строке, списывать слова, проверять написанное;
Б) метапредметная – развивать речь, внимание, мышление;
В) личностная – воспитывать интерес к письму и чтению;
Оборудование:
1. Прописи № 2, Горецкий В.Г., Федосова Н.А., стр. 21.,
2. карточки (картинка-ребус «Кит-кот»).
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя и ученика | УУД |
1. Организационный момент. | -Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные УУД (правильная посадка за партой) |
2. Звуковой анализ Выделение из скороговорки изучаемого звука Знакомство с заглавной буквой Т, сравнение ее с печатной | Топали да топали, Дотополи до тополя, До тополя дотопали, Да ноги-то оттопали. -Ребята, как вы думаете, что я прочла? (скороговорку) -Как вы догадались? (быстро читали) -Что интересного заметили? (часто звучали звуки [т] и [т']) -Ребята, кто догадался какую букву мы будем сегодня писать? (букву Т) -Ребята, посмотрите на доску, на ней вы видите изображение печатной и заглавной буквы Т. Посмотрите на них внимательно и скажите чем они отличаются? (Печатная буква Т состоит из прямых линий, а заглавная из более плавных, немного овальных линий) | Познавательные УУД (формировать умение различать звуки и буквы, развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) |
3. Рассматривание образца (буквы) в прописи. Анализ зрительных элементов буквы | -Ребята, откройте прописи на странице 21. Посмотрите на образец буквы Т в верхнем левом углу, на одежде мальчика. -Ребята, посмотрите из скольких элементов состоит заглавная буква Т? (из 4 элементов) -Назовите их? (Наклонная прямая с закруглением внизу влево, наклонная прямая, наклонная прямая с закруглением внизу вправо, шапочка) | Познавательные УУД (умение ориентироваться в тетради, извлечение нужной информации) Познавательные УУД (умение ориентироваться в тетради, анализ объектов с целью выделения признаков) |
4. Физкультминутка (Пальчиковая гимнастика) | -Посмотри, моя ладошка, Как веселая гармошка! (показать ладошки) Пальчики я раздвигаю, А потом опять сдвигаю. (по тексту) Раз, два, три, раз, два, три, Я играю, посмотри! (то же самое) Я ладошки раздвигаю, Я на кнопки нажимаю! Раз, два, три, раз, два, три, Я играю, посмотри! (имитировать игру на гармошке) | |
5. Показ учителем написание буквы с одновременным комментированием и анализом двигательных элементов | -Ребята, посмотрите на доску. Начинаю писать чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки, веду прямую вниз до нижней линии рабочей строки и делаю закругление влево. Нахожу следующую линию, начинаю писать чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки, веду прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Нахожу следующую линию, начинаю писать чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки, веду прямую вниз до нижней линии рабочей строки и делаю закругление вправо. Пишу шапочку: она не должна ложиться на другие элементы, находится на пунктирной линии. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками. Учить правильной посадке за партой) |
6. Письмо новой буквы. Воображаемое письмо по образцу | -Теперь поставьте локоть на парту, вспомните как правильно держать ручку. (показывают) -Держим большим и средним пальцем и сверху придерживаем указательным. Начинаем писать заглавную букву Т в воздухе. (И-раз, и-два) Теперь, найдете в прописи элементы буквы и саму букву пунктирными точками. Обведите сначала элементы буквы, а затем и саму букву, и продолжите строчку самостоятельно. | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) |
7. Чтение слогов, слов, анализ соединения | -Ребята, посмотрите в пропись и прочитайте слово. (Тит) -Ребята, а знаете ли вы значение слова Тит? Тит- это имя, которое пришло к нам из латинского языка. В наши дни такое имя встречается достаточно редко. -А теперь прочитайте следующий слог? (То) -А теперь сделайте из слога То, имя мальчика или девочки. (Толя, Тоня) -Сравните получившиеся слова. Чем они отличаются? (Тит – звук т – мягкий; Толя – звук т - твердый) | Познавательные УУД (умение ориентироваться в тетради, извлечение нужной информации) |
8. Письмо слов | -Теперь продолжите написание слов. | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) |
9. Физкультминутка | А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (приседания) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте) | |
10. Чтение и анализ предложений с последующим письмом | -Ребята, посмотрите на доску. Давайте решим с вами ребус. Что изображено на картинке? (Это кит) -Что вы должны сделать далее? (Убрать букву и) -Что поставить вместо неё? (Букву о) -Какое слово вы получили? (Слово кот) -Правильно, а теперь прочитайте предложение в прописи. (Тут кит и кот.) -Сколько слов в предложении? (В предложении 4 слова) -Прочитайте 1 слово. (Тут) -Как нужно писать первое слово? (Первое слово в предложении пишем с большой буквы) -Какое соединение у слова Тут? (Верхнее соединение) -Прочитайте 2 слово. (кит) -Какое соединение у слова кит? (Верхнее соединение) -Прочитайте 3 слово? (и) -Прочитайте 4 слово? (кот) -Какое соединение у слова кот? (Верхнее соединение) -Какой знак стоит в конце предложения? (Точка) -Ребята, пропишите предложение, соблюдая все правила письма, обратите внимание на посадку. -Прочитайте следующее предложение? (Тут кисти.) -Сколько слов в предложении? (2) -Прочитайте первое слово? (Тут) -Как нужно писать первое слово? (Первое слово в предложении пишем с большой буквы) -Какое соединение у слова Тут? (Верхнее соединение) -Прочитайте 2 слово. (кисти) -Сколько слогов в слове? (2) -Прочитайте первый слог, какое соединение? (ки - верхнее соединение) -Прочитайте второй слог, какое соединение? (сти – верхнее соединение) -Какой знак стоит в конце предложения? (точка) -Спишите предложение с образца прописи и обменяйтесь прописями с соседом по парте. Проверьте работы. | Познавательные УУД (умение ориентироваться в тетради, извлечение нужной информации) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу) Коммуникативные УУД (умение работать в паре) |
11. Подведение итогов | -Ребята, кто из вас расскажет, что мы узнали про эту букву и что мы с ней делали на уроке письма? ( На уроке письма мы учись писать заглавную букву Т, писали ее соединения с другими буквами и писали слова и предложения с этой буквой) -Посмотрите в прописи и скажите, кому своя работа понравилась? -Какая работа вызвала затруднения? (ребята отвечают) -Молодцы! Сегодня хорошо поработали! Спасибо за урок! | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения) |
Методист _________________
Учитель __________________
Практикант________________
Конспект урока
Урок литературного чтения
Тема: С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
Класс: 3
Тип урока: Изучения литературного произведения.
Форма урока: Традиционный урок
Цель урока:
А) предметная – познакомить с лирическим произведением Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», раскрыть идейной содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
Б) метапредметная – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
В) личностная – воспитывать бережное отношение к природе, нравственные качества, интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Оборудование:
1. Портрет С.Есенина,
2. Рисунок-иллюстрация к стихотворению Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент | Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Работаем старательно, Слушаем внимательно. Все расселись по местам, Никому не тесно, По секрету скажем вам: «Будет интересно!» -Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные УУД (правильная посадка за партой) | |
2. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения | -Включается музыка Петра Ильича Чайковского «Осенняя пора». Учитель читает наизусть стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая»: Отговорила роща золотая Березовым веселым языком И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше не о чем: Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль лет растраченных напрасно Не жаль души сиреневую цветь, В саду горит костер рябины красной Но никого не может он согреть. -Ребята, какое время года описывается в этом стихотворении? -Об осени воспевали не только поэты, но и художники и композиторы. Я прочитала вам стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая», а слушали вы музыку великого композитора - Петра Ильича Чайковского «Осенняя пора». -Сегодня на уроке мы будем снова знакомится с творчеством Сергея Есенина. (на доске портрет поэта). Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 г. в семье крестьянина в Рязанской губернии. Когда Сереже было 3 года, его взяли на воспитание дед с бабушкой, а мама Сережи была вынуждена поехать на заработки в Рязань. Поэтому большую роль в становлении Сергея Есенина сыграла бабушка. Она рассказывала по вечерам Сереже сказки, а он любил переделывать некоторые сказки с плохим концом на свой лад. Все больше и больше поэзия увлекает Сергея Есенина. Уже в 9 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены родине, матери, природе, России, любви. До сих пор люди читают, перечитывают и восхищаются стихами Сергея Есенина. -Ребята, вспомните, какое стихотворение С.Есенина вы уже изучали в прошлом году? -А сегодня мы будем читать стихотворение С.Есенина, в котором много красоты, любви к природе. Оно называется «Нивы сжаты, рощи голы…» | Дети внимательно слушают -Осень Дети внимательно слушают -«Белая береза» | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3. Этап первичного восприятия | -Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении. (Чтение учителем стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…») | Дети слушают | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
4. Этап выявления специфики восприятия | -Какую картину вы себе представили? -Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? -Давайте с вами выясним, почему это стихотворение вызвало у вас грусть. Откройте это стихотворение у вас у учебниках. | -Ответы детей (рощи голые, туман, сырость, поздняя осень, дорога) -Ответы детей (Грустное, унылое) | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
5. Этап постановки учебной задачи | -Ребята, а теперь посмотрите на рисунок, который нарисовала ученица, которая назвала этот рисунок: «Осенний пейзаж». -Попробуйте и вы подобрать к этому рисунку название. -Ребята, а как вы думаете, подходит ли этот рисунок к стихотворению С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» ? Почему вы так решили? | -Ответы детей (Дорога, осенняя дорога, поздняя весна) -Да подходит. Потому что на рисунке изображена дорога, осень. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
6. Этап перечитывания и анализа художественного произведения | -Ребята, давайте прочитаем первое четверостишье. -Ребята, а как вы понимаете словосочетание «нивы сжаты»? -Какую картину вы здесь увидели? -Какое настроение вызвала у вас эта картина? -Да вы правы, автор описывает в этом стихотворении дорогу. Он едет по дороге и описывает, что видит вокруг. -А как вы думаете, почему Есенин пишет «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»? С чем сравнивает солнце Есенин? -Давайте прочитаем второе четверостишье. -Ребята, какую картину мы видим? -Какое настроение вызывает у вас эта картина? -Ребята, как вы понимаете словосочетание «взрытая дорога»? -Ребята, а какие слова в этом четверостишье, передают звук дороги, как трясет телегу на дороге? -О дороге в этом четверостишье говорится как о живом существе. Докажите мне строчками из стихотворения. -Ребята, о чем мечтает взрытая дорога? -А как вы думаете, почему дорога мечтает о зиме? Ведь зимой холодно, все живое умирает? -Ребята, а как Есенин назвал зиму? -Как вы думаете, почему он написал о зиме «седая», а не «белая»? -Давайте прочитаем третье четверостишье. -Ребята, что мы еще видим в этом четверостишье? -А какое настроение вызывает эта картина? -Да, вы правы. Герой, как и дорога с нетерпением ждет зимы. Найдите эти строчки в тексте и прочитайте. -Мы уже говорили, что Есенин родился в крестьянской семье и поэтому он мечтает о том, что скоро будут какие-то перемены, пора унылая, дремотная скоро закончится и встанет, как говорили раньше «санный путь». Ведь, для крестьянина это много значило, потому что в пору распутицы деревня была отрезана от всего мира, все ждали, когда встанет санный путь. -Ребята, а с чем сравнивается месяц? -А как вы думаете, почему именно с жеребенком? -Ребята, а теперь давайте попробуем прочитать это стихотворение. Давайте проставим в стихотворении условные обозначения, для составления партитуры. -Давайте вернемся к первому четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья -С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье? -Теперь вернемся ко второму четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья -С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье? -Вернемся к третьему четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья -С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье? -Ребята, а как вы думаете, какая основная мысль этого стихотворения? Что этим стихотворением хотел сказать автор? -Давайте выразительно прочитаем стихотворение. | -Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. - Нивы – это засеянное поле, сжаты – то есть, срезаны под корень. - Дорогу, а за ней горы, вода от которой туман и сырость -Грусть. -С колесом, так как автор едет по дороге, ему кажется, что солнце похоже на колесо. -Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. -Дорогу. -Настроение сонное, мечтательное -Разрытая, неровная дорога. -«Дремлет, взРытая доРога Ей сегодня пРимечталось….» -Дремлет взрытая дорога; примечталось -Она мечтает, что скоро придет зима. -На дороге глубокие, грязные колеи, ездить по ней тяжело, и она ждет, когда замерзнет и по ней опять поедут люди. -Седая -Потому что дорога взрытая, одинокая. Седая, потому что по ней никто не ездит и ей одиноко. - Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. -Появляется образ героя, месяц в тумане, сани. - Радостное -Ах, и сам я… -С жеребенком -Когда мы слышим жеребенок, сани, мы представляем зимнюю дорогу, о которой мечтает и дорога, и сам автор. - грустно, печально, средне Нивы сжаты,| рощи голы,| От воды туман и сырость.|| Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.|| -С грустью, печалью, о том, что теплое лето и золотая ос |