Уроки чтения и письма в период обучения грамоте

В основной период обучения грамоте уроки бывают преимущественно двух типов: изучение новых звуков и букв; закрепление изученного.

Структура урока 1 типа: (открытие новых знаний и первичное закрепление)

1. Выделение звука. Артикулирование звука. Характеристика звука.

2. Упражнение в слышании звука.

3. Работа с буквой.

4. Чтение слоговой таблицы.

5. Чтение столбиков слов.

6. Чтение текста.

7. Развивающие упражнения( лексическая работа, развитие речи, логические упражнения).

Структура урока 2 типа.

1. Чтение слоговой таблицы и столбиков слов с дополнительными пометами.

2. Чтение и разбор текстов.

3. Работа с иллюстрациями.

4. Развивающие упражнения( лексическая работа, развитие речи, логические упражнения, разгадывание ребусов и т.д.).

Образец конспекта урока обучения грамоте по теме "Знакомство с согласными звуками [м] и [м’], буквой М, м". (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Примерная схема анализа урока чтения в период обучения грамоте

1. Как сформулированы тема и цели урока?

2. Какое оборудование используется на уроке, насколько целесообразно его применение?

3. На какие усвоенные ранее знания и умения опирается объяснение новой темы?

4. Как проводится звуковая работа? Какие приемы используются при знакомстве с новым фонетическим явлением?

5. Каким образом осуществляется знакомство с буквой (буквами)?

6. Как происходит обучение основному механизму чтения?

7. Какая лексическая работа проводится?

8. Как организована работа над текстом, как связаны текст и иллюстрации?

9. Решались ли задачи развития речи учащихся? Какие приемы для этого использовались?

10. Осуществляется ли на уроке грамматико-орфографическая пропедевтика?

11. Какие игровые материалы использованы? С какой целью? Оцените их целесообразность.

12. С помощью каких методических приемов активизировалась деятельность учащихся? Как проводилось обобщение по уроку?

13. Выводы и предложения.

Примерная структура урока письма

1. Организационный момент. Упражнения для разогрева пальцев. Выполнение подготовительных упражнений для написания новой буквы (рисование узоров, штриховка, раскрашивание и др.)

2. Рассматривание образца письменной буквы на доске и в прописи; анализ составляющих её элементов, сравнение с другими буквами.

3. Показ учителем с одновременным объяснением написания буквы, анализ двигательных элементов.

4. Практическое воссоздание детьми формы буквы: конструирование с помощью элементов-шаблонов, воображаемое письмо, ощупывание букв из наждачной бумаги, выкладывание из бусинок, шнурка и т.д.

5. Письмо детьми буквы в прописи; зрительный контроль путем сличения написанных букв с образом. При необходимости анализ учителем типичных ошибок в написании букв (нарушение наклона, пропорций, пропуск элементов или их искажение).

6. Чтение и звуко-буквенный анализ слогов-слияний с новой буквой, анализ соединений (верхнее, нижнее, среднее); показ наиболее трудных соединений учителем на доске. Письмо детьми соединений с соблюдением зрительного контроля.

7. Чтение и звуко-буквенный анализ слов и предложений. Моделирование слов и предложений. Наблюдение над значением, произношением и написанием слов.

8. Списывание и письмо под диктовку слов и небольших предложений с проговариванием и проверкой написанного. Выполнение творческих заданий: дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово; написать название предмета, изображенного на рисунке; вставить в предложение слова, написать.

Образец конспекта урока обучения грамоте по теме " Письмо заглавной буквы Т ". (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Примерная схема анализа урока письма в период обучения грамоте

1. Как формулируется тема урока? Какие намечаются группы целей урока?

2. Какая подготовительная работа проводится перед знакомством с начертанием изучаемой

буквы (изучаемых букв)?

3. Какие методические приемы использованы для ознакомления детей с написанием буквы?

4. Какие методы применяются при обучении письму букв (копировальный метод, списывание с образца и т. д.)?

5. Применяется ли материал для слого-звукового анализа? С какой целью?

6. Какая работа над предложением проводится на уроке? Предусмотрено ли проведение грамматико-орфографической пропедевтики? Проводятся ли творческие работы?

7. Использовались ли дидактические игры? Какова их роль в активизации учебной деятельности учащихся?

8. Привлечены ли учителем наглядные пособия? Насколько целесообразно их использование?

9. Какие приемы помогали снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания?

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе с русским (родным) языком обучения ориентирован на реализацию следующих целей:

· формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

· формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

· знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Структура урока литературного чтения в начальной школе.

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.

4. Этап первичного восприятия.

5. Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия).

6. Этап постановки учебной задачи.

7. Этап перечитывания и анализа художественного произведения. Устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета, выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера, раскрывается композиция произведения, проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героя.

8. Этап вторичного синтеза. Обобщаются черты действующих лиц, сопоставляются герои и дается оценка их поступкам, выясняется идейная направленность произведения, дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведение искусства.

9. Этап рефлексии.

В круг чтения младших школьников входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. На основе чтения и осмысления литературных произведений разных жанров у младших школьников расширяется читательский кругозор. Законы литературы предполагают анализ произведения в единстве его содержания и формы на основе учета жанровой специфики его.

Модель изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания;
2) выделение рассказчика (кто ведет рассказ, присутствует ли он сам в рассказе);
3) выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;
4) выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;
5) определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;
6) словесное описание (по воображению) действующего лица;
7) выяснение авторского отношения к поступку, герою;
8) определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;
9) выяснение основной мысли произведения.

Методическая модель изучения басни может быть следующей:

1) раскрытие конкретного содержания басни;
2) выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;
3) сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;
4) словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;
5) оценка поступков, выражение личностного отношения к ним;
6) определения отношения баснописца к героям;
7) раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни (встречаются ли такие черты характера у людей);
8) определение основной мысли басни (она заключена в морали);
9) наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);
10) наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные; иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);
11) наблюдение над структурными элементами басни (основное содержание, заключение либо развитие действия, мораль).

Методическая модель изучениясказки может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания сказки:

- выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;

- определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;

- определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);

- выяснение причин поведения;

- обсуждение взаимоотношений героев;

2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

3) сравнение персонажей;

4) определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);

5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;

6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);

7) чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа).

Методическая модель изучения стихотворений-описаний может быть следующей:

1) определение общего эмоционального настроения стихотворения;

2) нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы;

3) чтение словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи, содержатся яркие красочные детали, образные слова и выражения;

4) воссоздание живописных картин путём словесного рисования;

5) наблюдение за словами, которые выражают настроение, чувства, переживания поэта, вызванные живописными картинами;

6) наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы;

7) определение основной мысли стихотворения;

8) высказывание личностного отношения читателя к изображённому;

9) наблюдение за построением стихотворения: сколько строк в столбике (употребление термина «строфа» не предполагается), какие слова рифмуются.

План работы над осознанием средств художественной выразительности:

1) обнаружение в тексте образных слов и выражений;

2) объяснение их значений, смысла;

3) воссоздание художественной картины путём словесного рисования (описание картины, которая возникает при восприятии ярких красочных слов);

4) побуждение учащихся к употреблению образных средств языка в пересказе, в собственной речи.

Построение анализа произведения по предъявленным методическим моделям будет способствовать восприятию и осознанию младшими школьниками художественного произведения как явления искусства слова.

Последовательность работы учителя с научно-популярными текстами.

1. Подготовка к восприятию. Задачи: а) возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; б)дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи. Приемы: рассказ учителя, беседа, показ кинофильма, экскурсия, словарная работа. Продолжительность: до 8 минут. Если статья короткая, а тема общеизвестная, то от подготовки к восприятию можно отказаться.

2. Первичное чтение. Самостоятельное чтение про себя учащимися по частям (если статья объемная), целиком (если короткая). Чтобы дети читали сознательно, дается несложное задание.

3. Повторное чтение и анализ. После первичного чтения дети перечитывают вслух. Учитель организует беседу по каждой части и завершает ее озаглавливанием. Постепенно на доске появляется план статьи. Приемы: выделение основной мысли в каждой части, рассматривание доказательств, сравнение излагаемого материала с тем, что было изучено ранее, наблюдение над языком, формулировка вывода, решение проблемы. Завершается работа целостным чтением и подготовкой к пересказу по плану или к выразительному чтению.

4. Обобщающая беседа. Цель: объединить знания, имеющиеся у учащихся до чтения статьи и полученные во время чтения.

Работа с малыми фольклорными жанрами.

Чистоговорка предназначена для тренировки произнесения одного звука в окружении других. Например, Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Скороговорка служит для произнесения сочетаний звуков, близких или далеких по способу и месту образования. (Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке). В силу своей функциональной особенности их целесообразно использовать для совершенствования артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения. Формированию скорости чтения способствует троекратное, каждый раз более быстрое чтение. Можно проводить игры-соревнования, игры-эстафеты.

Анализируяпословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага:

- уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе;

- уяснить ее переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях;

- соотнести пословицу с определенным жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении.

Работая над загадками, дети приобретают умения выделять существенные признаки, сравнивать его с другими, находить наиболее точные словесные средства.

Методика работы с загадкой.

1этап. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадки: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него; б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо.

2 этап. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

3 этап. Сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное.

Примерная схема анализа урока литературного чтения

1. Насколько глубоко разбирается будущий учитель в особенностях изучаемого на уроке текста: в природе данного литературного материала (научно-познавательный текст или художественное произведение) в его жанровой специфике, в особенностях композиции, в языковой организации текста. В какой мере специфика данного текста соответствует избранным на уроке приёмам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной работы.

2. Как организуется на уроке многочтение: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение. Насколько каждый из этих видов чтения мотивирован самой логикой анализа данного текста.

3. Продумана ли система вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведения, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства.

4. В какой мере на уроке анализируется читательский опыт обучающихся, используются наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; как расширяются и углубляются знания детей, уточняются их представления по темам предусмотренным программой и учебными книгами по чтению.

5. Умеет ли будущий учитель работать с иллюстрациями учебника; владеет ли методикой работы с иллюстрацией на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; как использует иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей.

6. Эффективно ли используются на уроке различные виды наглядности.

7. В какой мере удалось на уроке реализовать планируемые результаты.

8. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность.

9. Выводы и предложения.

Образец урока литературного чтения по теме С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

· развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Структура урока русского языка

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Минутка чистописания.

4. Словарная работа.

5. Актуализация темы. Это подготовка к новому материалу с целью заинтересовать детей, создать положительную мотивацию – стихи-загадка, грамматическая сказка, создание проблемной ситуации, плакат, схема.

6. Наблюдение над языковым материалом – это упражнение в ходе которого повторяются пропедевтические знания по теме и обобщаются все признаки грамматического понятия.

7. Самостоятельная формулировка правила учащимися.

8. Введение нового термина учителем.

9. Работа с правилом в учебнике.

10. Закрепление нового материала в упражнениях (не менее 4-х) на основе дидактических принципов:

а) от простого к сложному;

б) от конкретного к абстрактному и с использованием дополнительных факторов: СЛУХОВОГО (диктант); ЗРИТЕЛЬНОГО (списывание с учебника, с доски); РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО (проговаривание, комментирование); РУКОДВИГАТЕЛЬНОГО (письмо не менее 2/3 урока)

Рекомендации к проведению урока русского языка.

I. Минутка чистописания.

Виды заданий:

1) на доске записан образец каллиграфическим почерком (во 2 кл. – две строки, в 3-4 – 3 строки: на первой образцы букв, слогов, на второй – слова; на третьей– короткое предложение с этими буквами/словами);

2) этапы проведения минутки чистописания:

а) самостоятельное выявление школьником буквы, предназначенной для письма,

б) формулирование темы минутки чистописания,

в) определение закономерности в предложенной цепочке( или составление цепочки),

г) комментирование учителем специфики написания буквы(элемента, соединения),

д) написание цепочки букв, слогов, слов, предложений.

Образец проведения минутки чистописания.

Найдите одинаковый звук в словах: лимон, ива, индюк, иней.

Какая буква обозначает этот звук? Сформулируйте тему минутки чистописания.

Рассмотрите цепочку букв: и ии и ии. Из чего она состоит? Определите закономерность.

Из каких элементов состоит буква? Соблюдайте наклон при письме и одинаковое расстояние между буквами.

Спишите, продолжив закономерность: и ии и ии

Важно помнить!

1. Во время записи необходимо следить за соблюдением гигиенических требований (правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку).

2. Минутка чистописания по возможности связывается с последующими этапами урока, в первую очередь со словарно-орфографической работой. В ней используются буквы из словарного слова (слов), с которым (которыми) учащиеся знакомятся на уроке.

II. Словарная работа.

1. Объём словарных диктантов (по четвертям):

2класс — 4-6-6-8 слов;

3класс — 8-8-10-10 слов;

4класс— 10-10-12-12слов.

2.Словарная работа проводится на каждом уроке как отдельный этап урока (5–8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.

3. Классический вариант работы – вводится 1 новое слово в неделю: первый урок – знакомство с новым словом, на двух последующих –закрепление, слово обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроках. Возможно введение слов группами (методика та же).

4. Алгоритм введения нового словарного слова:

1)осознание лексического значения слова (с помощью картинки, загадки, устного выделения из предложения);

2) слуховой образ слова (произносим – выделяем слоги – ставим ударение – интонируем все звуки);

3) зрительный образ слова (демонстрация правильного начертания слова – на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);

4)орфографическое чтение;

5)установление разницы в произношении и написании;

6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова – очень полезное задание для осознания общего способа действия. работают с орфографическим словарем);

7)запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8)подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9)определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

5. На этапе словарной работы можно проводить повторение изученных слов. Способы повторения изученных слов:

- можно продиктовать (показать картинки, дать загадки), потом проверить по карточкам (вывешиваются на доске после диктовки),

- можно устроить взаимопроверку;

- можно вставлять пропущенные орфограммы в пробелы на карточках в презентации;

- письмо по памяти;

- обязательно подвести итог (рефлексию) проверки, спросить о результате выполнения (кто написал без ошибок? сколько ошибок, проговорить правильный вариант и т.д.)

III.Этапы работы над упражнением:

1. Постановка цели.

2. Определение способа решения поставленной задачи.

3. Образец выполнения.

4. Коллективное или самостоятельное выполнение упражнения.

5. Проверка.

6. Вывод: чему научились?

IV. Если встречается текст, то обязательно провести анализ содержания:

- чтение текста хорошо читающим учеником,

- беседа по содержанию (о ком? о чем? что говорится...– определить тему, основную мысль)

- задание к тексту по теме.

V. Слово рефлексияпроисходит от латинского reflexio – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Приемы рефлексии в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

VI. Не забывайте об оценке работы конкретных учащихся и класса в целом. Учителем или детьми называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся оценки с комментарием, Последнее слово за учителем.

Примерная схема анализа урока русского языка

1. В какой мере структура и содержание урока соответствует типу уроков по грамматике и орфографии, основным этапам в формировании грамматического понятия, орфографического навыка в развитии речи обучающихся, правильно ли подобраны дидактический материал, наглядные пособия, ТСО.

2. Умеет ли будущий учитель при проведении на уроке упражнений, направленных на совершенствование каллиграфического навыка, чётко объяснить способ написания буквы, показать типы соединений с учётом характера написания предыдущей и последующей букв для осуществления безотрывного письма, связь упражнений по каллиграфии с темой и задачами урока.

3. Владеет ли учитель методикой словарной работы: как вводится новое слово, какие признаки первичного закрепления используются на уроке, какими видами знаний, способствующими лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, владеет будущий учитель и умеет ли он выбрать те из них, которые позволяют наиболее успешно включить словарно- орфографические упражнения в общую систему работы по грамматике, орфографии и развитию речи на данном уроке.

4. Чем обоснован выбор метода объяснения нового грамматического понятия или орфографического правила, правильно ли отобран языковой материал: позволяет ли он максимально чётко выявить признаки нового понятия, орфограммы, подвести ученика к необходимым выводам, реализовать обучающие, воспитывающие и развивающие задачи.

5. Насколько полно учитывается при подборе упражнений специфика изучаемого материала, возрастающая доля самостоятельности детей, необходимость проведения работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи обучающихся, с повышением её культуры. При проведении нового упражнения необходимо чётко уметь разъяснить задание, вооружить учеников необходимыми приёмами его выполнения. Какие приёмы использованы для проверки выполнения упражнения, как контролируется работа слабоуспевающих школьников, какая помощь на уроке им оказывается.

6. Как организована работа с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления. Владеет ли будущий учитель методикой работы над определением грамматического понятия и орфографического правила, как учит детей ориентироваться в их содержании. 7. Культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе обучающихся

8. Выводы и предложения.

Образец урока русского языка по теме " Единственное и множественное число имён существительных " в ПРИЛОЖЕНИИ 5.

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

2. Какие задачи решались на уроке? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми?

3. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

4. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

5. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

6. Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

8. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. С какой целью?

9. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

10. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

11. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика пробных уроков играет значительную роль в овладении профессией учителя. Эта профессия потребует подвижничества и самоотверженности, способности к творчеству и диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания. Готовность будущего учителя к выполнению своих социально значимых функций будет определяться сформированностью профессионально-значимых качеств. И в этом вам поможет практика пробных уроков. Помните всегда

слова замечательного педагога К.Д. Ушинского: «Метод преподавания можно изучить из книг или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой». Умелое сочетание теории и практики, перенос теоретических знаний в практическую педагогическую деятельность поможет вам постичь профессию школьного учителя.

Желаем вам успехов, удачи и уверенности в своих силах!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

· личностные

· познавательные

· регулятивные

· коммуникативные

Таблица 3

Этапы учебного занятия Образовательные задачи УУД, формирующиеся на данном этапе
1. Организационный момент 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. 1.Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2.Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил). 3.Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам). 4.Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию. 5.Организовать выполнение учащимися учебного действия. 6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное) 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
3. Усвоение новых знаний и способов действия Организовать построение проекта изучения нового знания: 1. Учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема). 2. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) 3.Учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. 1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового действия в знаках. 4.Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи (в парах или группах, фронтально) 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия 1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2.Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3.По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания.
6. Коррекция знаний и способов действий 1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 1) Регулятивные: прогнозирование
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
8. Рефлексия 1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками. 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наши рекомендации