Стихи А. Барто для младших и средних школьников.
… у каждого ее «детского» стихотворения своя
«взрослая» история.
Сергей Баруздин
А. Барто начала освоение поэзии для подростков, возраста, который прежде считался «непоэтичным». Можно сказать, что Барто отразила в своих стихах весь школьный мир, увидела его глазами самих детей и заставила по-иному взглянуть на него взрослых [Арзамасцева, 2001, С.288]. К стихотворениям для школьников относятся циклы и сборники «За цветами в зимний лес», «Думай-думай», «Подростки, подростки…», «Все учатся», «Из пестрых страниц», «У нас под крылом».
Эти стихотворения поэтессы обнаруживают две тенденции: одна из них ведет к публицистике и «сатире», другая – к лирике [там же, С.287], при этом они в творчестве Агнии Барто неизменно взаимодействуют, подкрепляют одно другое [Жизнь и творчество Агнии Барто, 1989, С.38].
«Игра в слова».Это стихотворение поэтессы можно назвать гениальным – в нем сочетаются в нем поистине богатый язык, очень тонкий и очень точный юмор и важная воспитательная идея.
Богатство языка.Стихотворение все построено на игре слов, особенностях акцентологии, паронимии, аллитерации:
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
……………………
Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
........................
Отца спросила дочка:
— Не знаю, как прочесть,
Есть слово «провол́очка»
И «пр́оволочка» есть.
А что такое «́атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «́атлас»,
Но есть ведь и «атл́ас».
Юмористичность.Через юмор лучше раскрывается подтекст произведения и характеры героев:
Отец ответил:
— Дочка,
Уймись на полчасочка.
……………………
Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи:
— Ты пионер?
— Да вроде.
— Работал в огороде? —
А он опять:
— Да вроде.
Стихотворение чрезвычайно образно.При том, что Барто использует абстрактные образы «дочки», «Володи» и «Егорки», они имеют совершенно конкретные характеры.
Конкретностьв стихотворении проявляется в первую очередь в примерах использования тех или иных слов. С этой конкретностью напрямую связана воспитательная идея (важность грамотно разговаривать).
В стихах Барто 50-60-х годов сатира уступает место более мягкому юмору, пронизанному лиризмом («Я с ней дружу», «У меня веснушки», «Андрей не верит людям», «Холодная весна» и др.).
«Я люблю ходить вдвоем». В этом стихотворении мир героя Барто усложняется, расширяется диапазон переживаний, психологические коллизии дополняются этическими, герой становится не только взрослее, но и строже.
Черта фольклоризмав этом стихотворении уже не прослеживается, читатель уже не в том возрасте, когда фольклорное начало в произведении является необходимым.
Гуманизмв этом и других стихотворениях для подростков уже не так явно выражен и формулируется не так просто: здесь уже не просто противостояние плохого и хорошего, герой стихотворение борется не с антигероем, а со своим одиночеством:
Крикнуть некому: «Постой!»
Я один...
Мне красотой
Поделиться не с кем.
Образность.В образе лирического героя себя может узнать каждый подросток, и даже взрослый. Ведь те чувства, которые испытывает герой стихотворения, рано или поздно испытывает каждый человек. Барто удалось очень точно и эмоционально передать настроение и состояние лирического героя:
Я люблю кричать: «Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько!..»
Богатство языка.В своих стихотворениях для младших и средних школьников Агния Барто использует сложные синтаксические конструкции, которые наиболее точно могут передать нужное настроение. Это предложения с однородными членами предложения, оборванные неполные предложения:
Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь.
……………………
Я один брожу в лесу...
(Так бывает редко.)
В этих стихотворениях уже появляется психологизм. А. Барто использует экспрессивно окрашенные языковые единицы, пользуется синтаксическими средствами передачи настроения. Это объясняется спецификой читательской аудитории, для которой были написаны стихотворения. Для детей 10-14 лет уже не столько важно развитие событий в произведении, сколько эмоциональная наполненность произведений.
В своих «подростковых» стихотворениях Агния Барто борется за подростка, защищая юную, еще только формирующуюся душу от бездуховности, эгоизма, ложных ценностей, равнодушия, которые, увы, не зарождаются сами по себе, а приходят из «взрослого» мира.
Звенигород».
В 1947 году Агния Барто создает поэму «Звенигород», в которой разрабатывает серьезную социальную тему – тему защиты детства от бед взрослого мира [Арзамасцева, 2001, С.288; Зубарева, 1989, С.286]. Это поэма о детском доме, в котором живут дети, осиротевшие после войны:
Здесь со всех концов страны
Собраны ребята:
В этот дом их в дни войны
Привезли когда-то.
Исходным материалом для поэмы послужили подлинные факты, вдумчиво осмысленные поэтессой [Зубарева, 1989, С.286]. Очень важно, что конкретные жизненные факты А. Барто поднимает в этой поэме до уровня типического обобщения.
В основе сюжета лежит радостное событие: подготовка и проведение коллективного дня рождения. Детские эмоции находят самое живое и непосредственное выражение:
- Мне шесть лет! –
Кричит Никита. –
Я сегодня родился!
……………………
- Чудеса кричит Сережа. –
И мое рожденье тоже.
От рассказа о празднике поэтесса переходит к теме единства детей и взрослых.
О детях-сиротах заботятся полковник авиации, потерявший своего сына во время войны, и работница с Трехгорки, спасавшая этих ребят во время бомбежки. Они считают детей Звенигорода своими: «Вот какая тут семья – дочки тут и сыновья».
Барто подчеркивает, что дети чувствуют здесь себя обездоленными, что дети Звенигорода – единая семья.
Фольклоризмв поэме прослеживается минимально. Все-таки это произведение для детей 10-11 лет. Но элементы фольклорного начала в «Звенигороде» есть – это повторы четверостиший и двустиший:
1)
А сегодня целый хор
Из двенадцати сестер
Лельку убаюкал.
Дочки тут и сыновья.
Что же это за семья?
……………………
Он больших камней набрал,
У него в саду Урал.
Что же это за семья?
Дочки тут и сыновья...
……………………
А кто болен, кто здоров,
Узнаёт без докторов.
Что же это за семья?
Дочки тут и сыновья...
2)
Он едет в гости к детям.
В портфель он спрятал мяч,
Но мяч везде заметен,
Куда его ни спрячь!
……………………
Давно увидел Петя
В портфеле новый мяч —
Ведь мяч везде заметен,
Куда его ни спрячь!
Гуманизм.Эта черта в данном произведении проявляется наиболее ярко, так как именно на гуманистических идеях построен замысел поэмы – необходимость защищать и оберегать детей, их внутренний мир от всех бед и ужасов «взрослой» жизни, важность поддержки со стороны взрослых в сложных ситуациях.
Образность.Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний:
Вдруг настанет тишина,
Что-то вспомнят дети…
И, как взрослый, у окна
Вдруг притихнет Петя.
Герои поэмы – не безликие девочки и мальчики. У каждого из детей свой характер: у Пети, Лельки, Никиты, Клавы, Сережи. Характеры их раскрываются в поступках. Барто рассказывает, как ребята рисуют, играют, убирают дом, чистят сад…
Богатство языка.На первый взгляд кажется,что язык поэмы слишком прост и не обладает особой художественностью: здесь мы не найдем ни сложных эпитетов, ни метафор, ни каких-либо особых синтаксических конструкций. Но именно это и есть главное достоинство произведения. За счет кажущейся простоты Агния Барто смогла сымитировать детскую речь, передать детское мышление, рассказала историю звенигородского детского дома так, как это сделал бы ребенок. Однако есть в «Звенигороде» и сложные языковые явления. Такие как аллитерация: «И от звонких голосов весь звенит Звенигород».
Конкретностьв поэме проявляется во всем: в описании детей («Петя взрослый, он силач, с ним здороваться — хоть плачь: руку жмет до боли»), в образах взрослых («Полковник в лётной форме выходит на перрон). Он едет в гости к детям. В портфель он спрятал мяч, но мяч везде заметен, куда его ни спрячь! Он так возил игрушки, когда он жил в Крыму, двухлетнему Андрюшке — сынишке своему»), в описании пейзажей («Летом весь Звенигород полон птичьим свистом. Там синицы прыгают по садам тенистым. Там дома со ставнями на горе поставлены, лавочка под кленами, новый дом с балконами»), в изображении переживаний детей («У Никиты нет отца, мать его убита. Подобрали два бойца у сожженного крыльца мальчика Никиту»).
Динамичность сюжета.Не смотря на то, что «Звенигород» - стихотворное произведение, но черта динамизма сюжета в нем присутствует благодаря постоянной смене событий. Сначала автор рассказывает о детях-жителях детского дома, потом о взрослых, которые работают там и попутно, как начинается день в детском доме:
Тишиной наполнен сад,
И, как будто в сказке,
Три медведя мирно спят
На пустой терраске.
Беготни пока тут нет,
Непривычно тихо,
Но приходит на совет
Настя, повариха.
Сарафаны принесла
Тетя Шура, прачка.
Начинаются дела,
И пойдет горячка.
Потом Барто рассказывает о подготовке к «общему» Дню рождения, после – о самом праздновании, о гостях, которые приехали поздравить детей:
Тетя Настя к ним идет,
Бригадир с Трехгорки.
Тридцать братьев и сестер,
Все кричат ей: — Здрасте!—
В детском доме с давних пор
Любят тетю Настю.
— Тетя Настя!
Мы вас ждем!—
Ей кричат ребята.
И как завершение поэмы описан конец дня:
Замолчал Звенигород,
Дети спать легли…
Дополнительный динамизм поэме придают постоянные отсылки повествования к прошлому:
В этот дом их в дни войны
Привезли когда-то...
После, чуть не целый год,
Дети рисовали
Сбитый черный самолет,
Дом среди развалин.
……………………
Тетя Настя в этот дом
Под бомбежкой,
Под огнем
Их везла когда-то.
Психологизмв поэме также присутствует. В первую очередь он выражается через переживания детей по поводу потери своих родителей. Автор верно подмечает черты детской психологии, особенности восприятия событий детьми разного возраста. Например, о Лельке, которая была мала в дни войны и не помнит ничего А. Барто удивительно емко и лаконично говорит, что она «не умеет вспоминать – ей три года только».
Юмористичность.Не смотря на то, что «Звенигород» пронизан глубоким лиризмом, а иногда и печалью, в поэме все же нашлось место смешным подробностям.
В шутливой форме говорится о том, как тщательно прибрались ребята в саду:
Так чиста дорожка,
Что на цыпочках по ней
Ходит даже кошка.
Ирония есть и в описании детей:
Лучше всех играет в мяч,
Первый на футболе.
Не в команде он пока,
Но команда «Спартака»
Вся к нему явилась:
«Не хватает игрока!
Петя, сделай милость!..»
Это Пете снилось...
С юмором поэтесса рассказывает еще об одном «жителе» детского дома – щенке Тимке:
Мчится Тимка на крыльцо,
Скачет, весь в соломе.
Не последнее лицо
Тимка в этом доме.
Говорят, он всю семью
Приучил к порядку:
Петя бросил под скамью
Старую тетрадку —
Он тетрадку под забор.
Этот Тимка так хитер!
Леля бросила чулок —
Он на речку уволок;
Затащил перчатку
В дождевую кадку.
Поневоле всем пришлось
Привыкать к порядку.
Как уже отмечалось выше, произведение обладает глубоким лиризмом.