Контрольная работа № 2 на тему: «Нормативные и коммуникативные качества речи»
1. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге:
а) ПРИ-НЯЛ
б) ТАН-ЦОВ-ЩИК
в). А-СТРО-НОМ
г). ЦЫ-ГАН
2. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:
а) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты.
б) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач.
в) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.
г) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.
д) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.
3. Прочитайте предложения, исправьте лексические и синтаксические ошибки и запишите правильный вариант. Объясните характер допущенных ошибок.
а) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в теории физической культуры вызвала большой интерес.
б) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.
в) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.
г) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.
д) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
е) Всю войну она проработала не покладая сил.
4. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге:
а) ПСЕ-ВДО-НИМ
б) ВЕР-БА
в) ЗА-НЯЛ
г) ПРИ-ДА-НО-Е
5. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:
а) Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.
б) Сборная панель из кирпича не уступает железобетонной ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям.
в) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны.
г) После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.
д) Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.
е) Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.
6. Ударение неправильно поставлено в слове:
а) ц´епочка
б) ´оптовый
в) кат´алог
г) аф´ияне
д) свекл´а
7. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
а) играть большое значение
б) вручить цветы
в) назрела сложная обстановка
г) разочароваться в нем
д) придавать большое внимание
8. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
а). Аннулировать – составить краткое изложение содержания книги.
б) Елей – масло, употребляемое в церковном обиходе.
в) Послушник – ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.
г) Легитимный – непризнанный, не допускаемый законом.
д) Закоснелый – консервативный, реакционный.
9. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
а) Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.
б) В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.
в) Вся псарня мчалась впереди охотников.
г) Сын Буша впервые баллотируется в президенты.
д) В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат.
10. Приведенные ниже тексты относятся к следующим стилям речи:
a) Собрание постановило:
Подтвердить сроки проведения Х Конгресса «Русское слово в мировой культуре» в Санкт-Петербурге 30 июня – 5 июля 2003 г. на базе Санкт-Петербургского университета.
б) Внести изменения в структуру секций и направлений с учетом замечаний Президиума.
в) Утвердить квоты участников: российские – 300 чел.; дальнее зарубежье – 300 чел.; ближнее зарубежье – 100 чел.
г) Создать Оргкомитет для проведения конгресса.
а) К разговорному
б) К художественному
в) К публицистическому
г) К официально-деловому
д) К научному
11. Речевые ошибки допущены в предложениях:
а) Оплатить за обучение можно в 3-й кассе.
б) Писатель изобразил взгляды передовых людей того времени в образе Базарова.
в) Творчество Толстого завоевало мировую признательность.
г) В творчестве Некрасова одной из важнейших является тема о счастье народа.
д) В Донецкой области под эгидой местного руководства состоялся референдум о придании русскому языку статуса второго государственного языка.
12. Речевые ошибки допущены в предложениях:
а) Получивший тяжелую рану солдат был госпитализирован.
б) Ученая степень «доктор философии» присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук.
в) Описывая российскую действительность, Пушкину удалось всесторонне раскрыть ее.
г) О том, что состоится эта пресс-конференция, было указано заранее.
д) С большим интересом прошла встреча жителей микрорайона с их депутатом.
13. В предложении допущена следующая ошибка:
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек, со стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высокой жабо и в коричневом фраке.
а) Орфографическая
б) Пунктуационная
в) Речевая
14. В предложении допущена следующая ошибка:
В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоменал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху, да обилие багульника.
а) Орфографическая
б) Пунктуационная
в) Речевая
15. Ударение неправильно поставлено в словах:
а) наглядными средств´ами
б) провести дос´уг
в) ты мне позв´онишь
г) физкультурный дисп´ансер
д) миз´ерный вклад
16. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
а) основать выводы
б) разъяснять ошибки
в) беспокоиться за родителей
г) оплатить за проезд
д) мириться с недостатками
17. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
а) Брифинг – краткая встреча официальных лиц с представителями печати.
б) Абитуриент – человек, окончивший школу.
в) Адаптация – приспособление к условиям.
г) Хоспис – специальная клиника для безнадежно больных.
д) Апелляция – удаление волос.
18. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложениях:
а) Он испытывал ностальгию по детям, оставшимся с отцом.
б) От души поздравляем первого российского кутюрье.
в) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Днепр»
г) Надо ввести мораторий на военные конфликты.
д) Кворум собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам
19. Речевые ошибки допущены в предложениях:
а) Мне посчастливилось встретиться с этим человеком.
б) Была проведена беседа с трехстами студентами.
в) Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой.
г) Эта девушка была полной невежей в вопросах искусства.
д) Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
20. Речевые ошибки допущены в предложениях:
а) Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного графика.
б) Тяжкие лишения вынесли на своих плечах русские люди во время Великой Отечественной войны.
в) Выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова.
г) В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.
д) Его успех доставил мне огромную радость.
21. В предложении допущена следующая ошибка:
Старый граф Болконский – обладатель колоссального состояния, имел большое влияние при дворе, но оставил службу и удалился в свое загородное имение, так как не был согласен с проводимой в то время внешней и внутренней политикой.
а) орфографическая
б) пунктуационная
в) речевая
г) ошибок нет
22. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
а) разговорному;
б) художественному;
в) газетно-публицистическому;
г) официально-деловому;
д) научному:
Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.
23. Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения:
а) антитеза
б) градация
в) инверсия
г) оксюморон
д) эллипсис
24. Укажите номера аббревиатур, которые относятся к женскому роду:
а) ООН
б) ГЭК
в) СНГ
г) МВД
д) НИИ
25. Укажите номера слов, в которых произносится сочетание [шн]:
а) скворечник
б) сливочный
в) молочный
г) яичница
д) Никитична
26. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
а) облегч´ить, торт´ы
б) крапив´а, кух´онный
в) щав´ель, балов´ать
г) ходат´айствовать, танцовщ´ица
д) парт´ер, сл´ивовый
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
а) вступила на борьбу
б) гордиться за успехи
в) внушать страх для врага
г) убежденность в правоте
д) преклонить колени
27. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
а) Аутсайдер – спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.
б) Фиаско – ария в опере.
в) Генезис – обобщение, возведение частного в общее.
г) Превентивный – предупреждающий что-либо, предохранительный.
д) Аспираты – придыхательные согласные.
28. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложениях:
а) Его моцион составляли только овощи и фрукты.
б) Мы сели в подъехавший кортеж и отправились на вокзал.
в) Самые яркие произведения буржуазной художественной культуры относятся к периоду декаданса.
г) Акции нефтяных компаний высоко котируются на бирже.
д) Я не сделал задание, но у меня есть алиби.
29. Речевые ошибки допущены в предложениях:
а) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
б) Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.
в) Он не только теряет вес, но и прежнюю мышечную силу.
г) ФРГ заключила договор о перемирии.
д) Разведчик не раз побывал в тылу у врага.
30. Речевые ошибки допущены в предложениях:
а) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
б) Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.
в) Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.
г) Любимое всеми жителями кафе-кондитерская, к сожалению, закрыто.
д) Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет.
31. В предложении допущена следующая ошибка:
Разве можно предавать забвению тот факт, что особенности процесса исторического развития России сформировали блестящую плияду подлинных интеллигентов.
а) орфографическая
б) пунктуационная
в) речевая
г) ошибок нет
32. В предложении допущена следующая ошибка:
Стоило Харрису приблизиться к сковородке, как он тотчас же обжигался, ронял все что держал в руках, и принимался отплясывать вокруг спиртовки что-то наподобие ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы и ругаясь.
а) орфографическая
б) пунктуационная
в) речевая
г) ошибок нет
33. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
а) разговорному
б) художественному
в) газетно-публицистическому
г) официально-деловому
д) научному
Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило якорь в заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходами побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.
Примечание:
27 правильных ответов – «удовлетворительно»;
32 правильных ответа – «хорошо»;
33 правильных ответа – «отлично»;