Раздел 5. Коммуникативные качества речи

Тема 5.1. ТОЧНОСТЬ, ПОНЯТНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ РЕЧИ

Семинарское занятие № 8. 2 часа. Понятие точности речи и условия её соблюдения. Соблюдение лексических норм как регуляторов точности речи. Языковая и речевая доступность речи и средства её достижения. Основные помехи доступности речи.

Логичность рассуждений и логичность изложения. Законы логики в устной и письменной речи. Синтаксические средства выражения связей, исправление логических ошибок в тексте. Логичность в учебно-научной речи.

Самостоятельная работа 2 часа. Изучить и законспектировать материал по теме семинарского занятия по основной литературе и познакомиться с дополнительной литературой. Составить словарь новых понятий по теме семинара, подготовить реферат по заданной теме. Выбрать и выполнить 3-4 упражнения из рекомендованных учебных пособий и объяснить, какие законы логики нарушены в приведенных упражнениях.

Изучение темы направлено на приобретение:

знанийпонятия точности речи и условиях её соблюдения; о соблюдении лексических норм как регуляторов точности речи; языковой и речевой доступности речи и средствах её достижения; об основных помехах доступности речи; знаний законов логики в устной и письменной речи и синтаксических средствах выражения связей, исправления логических ошибок в текстах;

умений следовать точности, доступности и логичности речи; соблюдения лексических норм как регуляторов точности речи; языковой и речевой доступности речи и средствах её достижения; умений пользоваться знаниями законов логики в устной и письменной речи;

навыковточности речи и условий её соблюдения; соблюдение лексических норм как регуляторов точности речи; языковой и речевой доступности речи и средств её достижения; логичности рассуждений и логичности изложения; навыков соблюдения законов логики в устной и письменной речи; применения синтаксических средств выражения связей; логичности в учебно-научной речи.

Тема 5.2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ЧИСТОТЫ РЕЧИ

Семинарское занятие № 9. 2 часа. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Проблемы спортивного и молодёжного жаргона. Использование профессиональной и профессионально-жаргонной лексики в устной речи. Слова-сорняки и слова-паразиты. Стилистически неоправданное употребление диалектизмов и просторечия. Немотивированное употребление иностранных слов. Недопустимость использования в речи абсценной лексики.

Самостоятельная работа 2 часа. Изучить и законспектировать материал по теме семинарского занятия по основной рекомендованной литературе и познакомиться с дополнительной литературой. Составить словарь новых понятий. Подготовить реферат по заданной теме. Выполнить учебно-программный тест и проверить результаты тестирования по ключу.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний о лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; познакомиться с проблемами спортивного и молодёжного жаргона; использования профессиональной и профессионально – жаргонной лексики в устной речи; о словах – сорняках и словах – паразитах; о стилистически неоправданном употреблении диалектизмов и просторечия, немотивированное употребление иностранных слов и недопустимости использования в речи абсценной лексики;

умений не допускать в устной и письменной речи лексики, имеющей ограниченную сферу употребления; спортивного и молодёжного жаргона; использования профессиональной и профессионально – жаргонной лексики в устной речи; слов – сорняков и слов – паразитов; стилистически неоправданного употребления диалектизмов и просторечия, немотивированного употребления иностранных слов и

недопустимость использования в речи абсценной лексики;

навыковкоммуникативной чистоты речи, следования лексическим и синтаксическим нормам современного русского литературного языка; недопустимости в речи слов- сорняков и слов-паразитов, профессионального, спортивного и молодёжного жаргона, а так же абсценной лексики.

Тема 5.3. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И РЕЧИ

Семинарское занятие № 10. 2 часа. Богатство и выразительность речи.Условия выразительности речи. Языковые факторы, снижающие выразительность речи: лексическая бедность речи, канцеляризмы, речевые штампы. Средства выразительности речи: тропы и стилистические фигуры речи.

Самостоятельная работа. 2 часа. Проработать и законспектировать материал по теме семинара по основной рекомендованной литературе, составить словарь понятий выразительных средств языка и речи, подготовить реферат по заданной теме и пройти учебно-программное тестирование по теме занятия, проверив результаты тестирования по ключу. Подготовить кроссворд с использованием основных видов художественных средств языка и стилистических фигур речи для работы на семинарском занятии.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний о богатстве и выразительности речи;условиях выразительности речи; языковых факторах, снижающих выразительность речи; средствах выразительности речи: тропах и стилистических фигурах речи;

умений формировать богатство и выразительность речи, использовать всё многообразие художественных средств (троп) и стилистических фигур речи;

навыков использования богатства и выразительности речи; преодоленияязыковых факторов, снижающих выразительность речи; использования выразительных средств языка и речи.

Наши рекомендации