Билет 9. Приемы обучения выразительному чтению. Составление партитуры стихотворения.
Выразительное чтение – это правильно оформленное в плане интонации и мелодики.
Азы выразительного чтения:
1) Читать нужно собственным, естественным, звучащим голосом;
2) не надо выкрикивать слова при чтении;
3) чтение должно быть плавное, слитным, т.е. без остановки, с умеренной протяжённостью гласных звуков, ударные гласные звуки, слоги произносить с силой. Реплики нужно различать, не протягивать концы слов и не съедать (полу музыкальное чтение).
Детей нужно познакомить с партитурой.
Научить ставит разметку «значки».
Повышение голоса:
(, : -) ?
(; . …)
![]() |
(!)
При чтении бываю паузы:
- логические (по содержанию);
- психологические (неожиданное завершение)
Чаще всего они совпадают.
Сбоку от текста
- медленно;
- ещё быстрее;
- очень быстро
Слова от текста (окраска голоса)
- радость;
- сожаление;
- льстивые
Билет 10. Основные этапы работы над произведением (первичный синтез, языковой анализ, вторичный синтез)
3 этапа:
I этап – первичный синтез
II этап – языковой анализ
III этап – вторичного синтеза
I этап – знакомство с содержанием произведения и выявление характера восприятия текста.
Весь 1 класс:
1) сначала рассматриваются иллюстрации;
2) учитель даёт речевой образец;
3) на этом этапе задаются самые простые и необходимые вопросы.
Проводится словарная работа.
Учитель сам называет само частотные слова.
Работа с терминами: сказка, эпитет – это яркое необычное определение, сравнение.
Работа с элементарной композицией, учитель выделяет зачин (анафора), начало сказки (завязка), 3 испытания – кульминация, развязка (эпифора).
Языковой анализ (перечитывает маленькие диалоги)
3 раза читает учитель.
Класс
Более расширенный языковой анализ.
Первичный анализ – учитель сам читает текст, далее читают дети (3 раза).
Языковой анализ – структура работы над выразительными средствами.
Учитель вводит термины.
Тропы:олицетворение, гипербола, литота.
Работа над портретом героя, элементами описания пейзажа.
Класс
II полугодие – эзопова речь – иносказание
В языковом анализе даются все части композиции.
II полугодие – понятие «прямая композиция», обратная композиция.
Словарная работа проводится структурно.
Полное описание пейзажа, определения: храбрый, смелый к характеру портрета героя.
Класс
Авторские отступления
Класс
Как автор оценивает произведение, как я сам оцениваю произведение.
Этап вторичного синтеза.
Определение, выявление главной идеи, замысла автора.
Со 2 класса намётки.
Основная работа с 3-5 класса.
Идёт работа по сюжету произведения.
Билет 11. Особенности работы над произведением разных жанров. Методика чтения рассказов.
Нужно быть готовым к разным жанрам, особые методики.
1 класс – рассказ 6-8 минут чтения.
Учить рассматривать иллюстрации, учитель сам читает произведение. Беседа.
Чтение – рассматривание.
Класс
Дети дома читают
I полугодие – учитель знакомит детей с произведением.
II полугодие – учитель даёт задание на дом, но в классе всё равно читает.
3 раз дети читают сами рассказ
Рассказ – 1 сюжетная линия (1 испытание)