Билет 1. Задачи уроков чтения в речевой школе. Круг чтения. Программные установки.
Курс для детей с ОНР состоит из 5 лет.
Задачи:
- сформировать полноценный навык чтения;
- формировать у детей креативное (творческое) и ассоциативное (логическое мышление;
- научить детей сопереживать литературным героям;
- научить детей элементарному анализу произведения (идейное содержание и форму);
- воспитывать детей патриотами;
- признак преемственности;
- знакомить детей с биографией автора + детские годы автора
С первого урока чтения давать детям термины.
Программные установки.
1) Сказки:
- фольклорные (народные);
- русские;
- народные;
- бытовые;
- авторские;
- о животных
2) Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, считалки, потешки и т.д.);
Стихи русских поэтов о родной природе
(Тютчев, Есенин, Пушкин)
Со 2 класса басня
Басня в прозе
5) Рассказы и повести о животных (2, 3 главы, 2-3 сюжетных линии)
Рассказы о детях «Честное слово»
Былины
Система Занкова
Билет 2. Научные основы методики литературного чтения.
Литературоведческие основы:
- учитель должен сам уметь анализировать произведение, должен знать специфические особенности анализа разных жанров;
- ученики долго не могут овладеть навыками анализа от причин к следствию;
- детей в 1 классе обучают чтению с опорой на открытый слог (ре);
- обучать слитному произнесению звуков (нараспев);
- слоговое чтение, а не целыми словами
Педагогические основы уроков чтения:
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
Психологические основы:
- у детей в возрасте 7-9 лет ситуативная память, блоковое запоминание;
- дети долго не могут научиться анализировать композицию
Билет 3. Физиология речевого ведения. Упражнения расслабляющего характера.
1) Упражнение «Мишка косолапый» или «Моряк на суше»;
Задача: расслабить все группы мышц
Дети переминаются с ноги на ногу (1, 2)
Ласточка
3) Полоскание белья;
Дети сидят на стульчиках, наклоняются, из стороны в сторону двигаются
Сжимать руки в кулачки
1 – с силой сжимают кулаки
2 – разжали
3 – сжимают локотки
4 – плечи вниз
Журнал «Начальная школа», «Дошкольное воспитание» публикуются разные упражнения на расслабления
Смотреть в окно (разговор)
Крепко зажмурить глаза
Билет 4. Виды речи.
Активная устная речевая деятельность.
Развитие речи на уроках классного и внеклассного чтения.
Речь бывает:
1) сопряженная – это речь в 3 шага;
- учитель даёт речевой образец;
- повторяется эта фраза учеником (учитель может дирижировать);
- каждый ученик произносит фразу самостоятельно
2) отраженная – из 2-х шагов;
- учитель даёт речевой образец;
- ученик копирует речь учителя
3) вопросно-ответная (подготовка к утренникам, беседа на каждом уроке, развернутый ответ);
4) эмоциональная;
5) самостоятельная речь – сочинение, изложение, пересказ текста, сочинение по сюжетной картине, устное сочинение.
Билет 5. Формирование правильной устной речи на уроках чтения в речевой школе. Принцип голосоведения.
1) Нужно научить детей говорить слитно всю фразу и прочитать на одном дыхании (слитное произнесение);
2) обязательно при чтении фразы выделить ударные слоги;
3) обязательно тонировать фразу (голос понижается, повышается) должна играть мелодика);
4) дифтонг (а, я, о, ё, у, ю) не сокращать;
5) при произнесении слова, фразы нельзя переставлять слоги, звуки;
6) нельзя упускать из речи предлоги, союзы, частицы
7) произносить слова с правильным ударением
Во время чтения нельзя детей останавливать. Спросить у класса, в каких словах они заметили ошибки в неправильном ударении.
Учитель формирует у детей фонетическое дыхание. Это:
1) Дети работают с односложными словами
20 слов в столбик прочитать (бак)
Читают без остановки 20 слов
Далее двусложные слова (река)
Трехсложные (хитрая)
13.09.2017
Зачётные вопросы по методике литературы:
1) Задачи уроков чтения в речевой школе. Тематика чтения.
2) научные основы методики литературного чтения (литературоведческие и психолого-педагогические)
3) Физиология речевого поведения. Упражнения на расслабление.
4) Виды речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная, самостоятельная, эмоциональная)
5) Формирование правильной устной речи на уроках чтения. Принципы голосоведения
6) Качество полноценного навыка чтения.
7) Методика работы над правильностью и беглостью чтения
8) Обучение сознательному чтению
9) Приемы обучения выразительному чтению. Составление партитуры стихотворения.
Партитура – графический рисунок текста.
10) Основные этапы работы над произведением (первичный синтез, языковой анализ, вторичный синтез)
11) Особенности работы над произведением разных жанров. Методика чтения рассказов.
12) Методика чтения и анализа сказок.
13) Методика чтения и анализа басен.
14) Методика чтения и анализа стихотворения в речевой школе.
15) Методика внеклассного чтения. Специфика этих уроков.
16) Основные этапы читательской самостоятельности
17) Детская книга и требования к её оформлению
18) Внеклассное чтение на подготовительном этапе. Основной метод – чтение рассматривание. Структура урока.
19) Организация работы по внеклассному чтению на начальном этапе. Принцип наглядности. Структура урока. Круг чтения.
20) Организация работы по внеклассному чтению на основном этапе (3-5 классы). Структура урока. Знакомство с работой школьной библиотеки. Организация выставки. Уголок внеклассного чтения.
21) Урок классного и внеклассного чтения (общая и специфическое в методике проведения урока). Учёт уровня читательской самостоятельности.