Билет 1. Задачи уроков чтения в речевой школе. Круг чтения. Программные установки.

Курс для детей с ОНР состоит из 5 лет.

Задачи:

- сформировать полноценный навык чтения;

- формировать у детей креативное (творческое) и ассоциативное (логическое мышление;

- научить детей сопереживать литературным героям;

- научить детей элементарному анализу произведения (идейное содержание и форму);

- воспитывать детей патриотами;

- признак преемственности;

- знакомить детей с биографией автора + детские годы автора

С первого урока чтения давать детям термины.

Программные установки.

1) Сказки:

- фольклорные (народные);

- русские;

- народные;

- бытовые;

- авторские;

- о животных

2) Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, считалки, потешки и т.д.);

Стихи русских поэтов о родной природе

(Тютчев, Есенин, Пушкин)

Со 2 класса басня

Басня в прозе

5) Рассказы и повести о животных (2, 3 главы, 2-3 сюжетных линии)

Рассказы о детях «Честное слово»

Былины

Система Занкова

Билет 2. Научные основы методики литературного чтения.

Литературоведческие основы:

- учитель должен сам уметь анализировать произведение, должен знать специфические особенности анализа разных жанров;

- ученики долго не могут овладеть навыками анализа от причин к следствию;

- детей в 1 классе обучают чтению с опорой на открытый слог (ре);

- обучать слитному произнесению звуков (нараспев);

- слоговое чтение, а не целыми словами

Педагогические основы уроков чтения:

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

Психологические основы:

- у детей в возрасте 7-9 лет ситуативная память, блоковое запоминание;

- дети долго не могут научиться анализировать композицию

Билет 3. Физиология речевого ведения. Упражнения расслабляющего характера.

1) Упражнение «Мишка косолапый» или «Моряк на суше»;

Задача: расслабить все группы мышц

Дети переминаются с ноги на ногу (1, 2)

Ласточка

3) Полоскание белья;

Дети сидят на стульчиках, наклоняются, из стороны в сторону двигаются

Сжимать руки в кулачки

1 – с силой сжимают кулаки

2 – разжали

3 – сжимают локотки

4 – плечи вниз

Журнал «Начальная школа», «Дошкольное воспитание» публикуются разные упражнения на расслабления

Смотреть в окно (разговор)

Крепко зажмурить глаза

Билет 4. Виды речи.

Активная устная речевая деятельность.

Развитие речи на уроках классного и внеклассного чтения.

Речь бывает:

1) сопряженная – это речь в 3 шага;

- учитель даёт речевой образец;

- повторяется эта фраза учеником (учитель может дирижировать);

- каждый ученик произносит фразу самостоятельно

2) отраженная – из 2-х шагов;

- учитель даёт речевой образец;

- ученик копирует речь учителя

3) вопросно-ответная (подготовка к утренникам, беседа на каждом уроке, развернутый ответ);

4) эмоциональная;

5) самостоятельная речь – сочинение, изложение, пересказ текста, сочинение по сюжетной картине, устное сочинение.

Билет 5. Формирование правильной устной речи на уроках чтения в речевой школе. Принцип голосоведения.

1) Нужно научить детей говорить слитно всю фразу и прочитать на одном дыхании (слитное произнесение);

2) обязательно при чтении фразы выделить ударные слоги;

3) обязательно тонировать фразу (голос понижается, повышается) должна играть мелодика);

4) дифтонг (а, я, о, ё, у, ю) не сокращать;

5) при произнесении слова, фразы нельзя переставлять слоги, звуки;

6) нельзя упускать из речи предлоги, союзы, частицы

7) произносить слова с правильным ударением

Во время чтения нельзя детей останавливать. Спросить у класса, в каких словах они заметили ошибки в неправильном ударении.

Учитель формирует у детей фонетическое дыхание. Это:

1) Дети работают с односложными словами

20 слов в столбик прочитать (бак)

Читают без остановки 20 слов

Далее двусложные слова (река)

Трехсложные (хитрая)

13.09.2017

Зачётные вопросы по методике литературы:

1) Задачи уроков чтения в речевой школе. Тематика чтения.

2) научные основы методики литературного чтения (литературоведческие и психолого-педагогические)

3) Физиология речевого поведения. Упражнения на расслабление.

4) Виды речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная, самостоятельная, эмоциональная)

5) Формирование правильной устной речи на уроках чтения. Принципы голосоведения

6) Качество полноценного навыка чтения.

7) Методика работы над правильностью и беглостью чтения

8) Обучение сознательному чтению

9) Приемы обучения выразительному чтению. Составление партитуры стихотворения.

Партитура – графический рисунок текста.

10) Основные этапы работы над произведением (первичный синтез, языковой анализ, вторичный синтез)

11) Особенности работы над произведением разных жанров. Методика чтения рассказов.

12) Методика чтения и анализа сказок.

13) Методика чтения и анализа басен.

14) Методика чтения и анализа стихотворения в речевой школе.

15) Методика внеклассного чтения. Специфика этих уроков.

16) Основные этапы читательской самостоятельности

17) Детская книга и требования к её оформлению

18) Внеклассное чтение на подготовительном этапе. Основной метод – чтение рассматривание. Структура урока.

19) Организация работы по внеклассному чтению на начальном этапе. Принцип наглядности. Структура урока. Круг чтения.

20) Организация работы по внеклассному чтению на основном этапе (3-5 классы). Структура урока. Знакомство с работой школьной библиотеки. Организация выставки. Уголок внеклассного чтения.

21) Урок классного и внеклассного чтения (общая и специфическое в методике проведения урока). Учёт уровня читательской самостоятельности.

Наши рекомендации