Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

Предисловие

Учебное пособие по литературе составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Литература», дополняет учебник литературы под редакцией Г.А.Обернихиной и учебник литературы ХIХ века под редакцией Ю.В.Лебедева и предназначено для студентов первого курса. Данное пособие отличает ясность и простота изложения материала.

У многих первокурсников не сформированы умения бегло и осознанно читать тексты различных стилей, работать с учебником и художественными текстами, выделять в тексте главное. Учебное пособие поможет им знакомиться с материалом занятий в доступной для них форме, а также послужит образцом для самостоятельного составления конспектов, планов, схем.

Учебное пособие содержит также краткий словарь литературоведческих терминов, памятки по различным видам анализа текста, задания для самостоятельной работы, направленные на развитие творческой активности обучающихся.

Введение

Литературный процесс в России мы будем рассматривать в тесной связи с ее историческим и социальным развитием. В истории русской литературы выделяют два больших периода - периоды древнерусской литературы (X - XVII вв.) и новой литературы (XVIII - XX вв.). Литература нового времени подразделяется на литературу XVIII в. (время формирования национального своеобразия отечественной словесности); литературу XIX в. (расцвет русской классики, приобретающий мировое значение); литературу рубежа XIX - XX вв. (до Октября 1917 г.) и литературу XX в. послеоктябрьского периода, с 1917 г. до наших дней.

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции языка. В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные процессы, духовная жизнь личности, ее чувства. Художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru

РАЗДЕЛ 1. Русская литература первой половины XIX века

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. После окончания гимназии в 1840 г. поступает на юридический факультет Московского университета, В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Поступил на службу в Московский совестный суд, а затем перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда.

Служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди - сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала. В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству.

Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», «Гроза»(1859 г.), «Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница» и многие другие). Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. - от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.

В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.

В 1881- 1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково Костромской губернии.

Драма «Гроза»

Смысл названия: гроза не только как природное явление, но гроза как напряжённое состояние общества, как ощущение в душах людей.

Основной конфликт пьесы: общественный конфликт драмы вырастает из семейно-бытовых противоречий. В обществе идёт процесс разрушения домостроевского уклада жизни. И чем ближе подступает конец эпохи, тем больше обостряются разногласия, вызванные столкновением личных интересов.

Образ Катерины. Героиня из народа, обладающая цельным характером, несгибаемой волей, стремящаяся к свободе и правде. Истоки её характера – в традициях славянской культуры, близости к природе, религиозности.

Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» отмечает сильную, бунтующую сторону характера героини. Гибель Катерины, по его мнению, - это вызов силе «тёмного царства». Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. Однако критик обошёл вниманием богатый духовный мир героини.

В своей статье «Мотивы русской драмы» Д.И.Писарев определяет Катерину «полоумной мечтательницей». Нравственные переживания героини критик рассматривает как следствие неразумия, а самоубийство оценивает как глупость.

Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет – все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.

Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru

Иллюстрация А.Головина к драме «Гроза» Б.Кустодиев. Катерина

Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru

Б.Кустодиев. Гроза.

Ø Задание. Составьте синквейны на тему «Персонажи «Грозы». Как это делается, можно узнать в приложении №2

Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru Тема 2.3 И.А.Гончаров(1812 – 1891). Роман «Обломов».

Иван Александрович Гончаров родился 6(18 июня) 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) в купеческой семье. Учился в Московском Коммерческом училище, которое не закончил. В 1834 г. окончил словесное отделение Московского университета. С 1835 г. служил переводчиком в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в Санкт-Петербурге. Занимается литературной работой.

Известность Гончарову принёс роман «Обыкновенная история», изданный в 1847 году.

В 1852 - 854 гг. Гончаров участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат „Паллада”» (1858 г.), в которых описаны природа, быт, нравы и психология народов Европы и Азии.

С 1856 по 1858 преподаёт русский язык и литературу наследнику престола.

В 1859 году опубликован роман «Обломов», над которым Гончаров работал около 10 лет. 10. В 1870г. издан роман «Обрыв».

В последние годы жизни Гончаров написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи (самая знаменитая - «Мильон терзаний», посвящённая комедии А С. Грибоедова «Горе от ума»).

Умер И.А.Гончаров 27 сентября 1891 г. в Санкт-Петербурге

Роман «Обломов»

Жанр произведения: «Обломов» - социально-психологический роман, исследующий психологию угасающего человека.

Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».

Обломовщина – это нежелание, невозможность и неспособность стремления к идеалу: подмена недостижимого идеала вполне осуществимой идиллией, означающая подмену внутреннего – внешним, сути – видимостью, высокой поэзии духа – прозой реального существования.

Художественное своеобразие романа:

· широкая эпичность (события книги охватывают 37 лет);

· неторопливо развивающееся действие;

· острота интриги;

· контрастность в изображении главных героев (Обломов – Штольц, Ольга Ильинская – Пшеницына);

· обилие диалогов;

· интерес к деталям и подробностям в портретах и бытовых зарисовках

· простота и выразительность языка

Система персонажей

Агафья Пшеницына
Андрей Штольц
Ольга Ильинская
Илья Ильич Обломов

Образ Обломова

В образе Обломова раскрыты черты характера, порождённого русской патриархальной помещичьей жизнью. Он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Отрицательные черты характера Обломова: безволие, созерцательность, беспомощность, потребность в опеке, боязнь жизненных перемен.

Положительные свойства: душевность, совестливость, чистосердечие, доброта, наблюдательность.

Ø Задание. Прочитайте фрагмент романа «Обломов». Определите и выпишите основную мысль и ключевые слова этого текста

Часть четвёртая, глава IX

…Сам Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян, дворни.

Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени. И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой.

Он торжествовал внутренне, что ушел от ее докучливых, мучительных требований и гроз, из-под того горизонта, под которым блещут молнии великих радостей и раздаются внезапные удары великих скорбей, где играют ложные надежды и великолепные призраки счастья, где гложет и снедает человека собственная мысль и убивает страсть, где падает и торжествует ум, где сражается в непрестанной битве человек и уходит с поля битвы истерзанный и все недовольный и ненасытимый. Он, не испытав наслаждений, добываемых в борьбе, мысленно отказался от них и чувствовал покой в душе только в забытом уголке, чуждом движения, борьбы и жизни.

Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru Тема 2.4 И.С.Тургенев(1818 – 1883). Роман «Отцы и дети»

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября)

1818 г. в Орле в дворянской семье. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново.

С переездом семьи в Москву в 1827 г. будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. Осенью 1833 года поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 г. по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 г. он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Провел за границей более двух лет.

Вернувшись в 1841г. на родину, поселился в Москве. В 1843г. Тургенев поступил на службу чиновником «особенной канцелярии» министра внутренних дел. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести.

В 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо увела его из России. Еще до отъезда отдал в «Современник» очерк «Хорь и Калиныч», который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 г. вышли отдельной книгой под названием «Записки охотника».

В 1850г. писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в «Современнике», ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 г. он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был выслан в свое имение под присмотр полиции.

Наряду с «охотничьими» рассказами Тургенев написал несколько пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Во время ареста и ссылки создал повести "Муму» и «Постоялый двор» на «крестьянскую» тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка». Летом 1855 в Спасском был написан роман «Рудин» и в последующие годы романы «Дворянское гнездо», «Накануне». В 1862 г. опубликован роман «Отцы и дети».

С 1863г. писатель поселился вместе с семьей Виардо во Франции, где оставался до конца своей жизни, совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию. Весной 1882г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни. 22 августа (3 сентября) 1883 Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Роман «Отцы и дети»

Основная тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права. За конфликтом между старшими Кирсановыми и Базаровым кроется конфликт двух поколений и разных сословий.

Композиция романа – кольцевая. Базаров дважды проходит по кругу Марьино – Никольское – Дом родителей. Это позволяет раскрыть изменения во внутреннем мире героя.

Тема 2.5 Образ Базарова

Евгений Базаров – представитель «детей», новый герой, изображению которого посвящён весь роман.

Черты характера Евгения Базарова.

  • Демократизм – во внешности, в речи (любит поучать, часто употребляет пословицы, речь лаконична), в общении.
  • Мужественность и твёрдость характера, энергичность.
  • Самоуверенность, независимость.
  • Резкость и бесцеремонность.
  • Отсутствие сердечной близости к людям (родители не видят от него ласки, жалости, понимания).

Взгляды Базарова

Базаров – нигилист, он отрицает существующий государственный строй и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, невежество, патриархальную старину, семью. Вместе с существующим строем Базаров отрицает искусство, любовь.

Его не интересует красота природы, он рассматривает её только с практической точки зрения. К человеку он относится как к биологическому организму.

Основной оппонент разночинца Базарова - Павел Петрович Кирсанов, аристократ, либеральный помещик.

Многие качества личности Базарова раскрываются в финале романа.

Ø Задание. Ответьте на вопросы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1. В каком году появился роман «Отцы и дети»?

2. Кому посвящен роман «Отцы и дети»?

3. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?

4. Что означает слово нигилист?

5. К какому сословию принадлежит Е.В.Базаров?

6. Чем закончилась дуэль Базарова и Кирсанова?

7. Известно, что роман «Отцы и дети» - это проблемный роман. Благодаря чему развивается действие?

8. Какого цвета глаза Базарова?

9. Кто это: « Это была … лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками»?

10. Почему имение Кирсановых называется Марьино?

11. Сколько лет отцу Аркадия?

12. На каком музыкальном инструменте играет Н.П. Кирсанов?

13. Как звали отца Базарова?

Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru Тема 2.6 Ф.И.Тютчев(1803 - 1873)

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря ) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой. Получил прекрасное домашнее образование.

В 1819 году поступил на словесное отделение Московского университета. Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. В 1829 - 1830 гг. в журнале «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1844 году Тютчев переехал с семьей в Россию, был принят на службу в Министерство иностранных дел.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 году он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

В творчестве Тютчева 1860-1870 г.г. преобладают политические стихотворения и мелкие – «на случаи» («Когда дряхлеющие силы...», «Славянам» и др.).

Последние годы жизни омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 года Ф.И. Тютчев скончался в Царском Селе.

Художественный мир А.А.Фета

· Развитие романтической традиции. Привычные лирические темы -любовь, дружба, природа- звучат возвышенно.

· Поэтические произведения Фета необычайно музыкальны.

· Фет устраняет границы между человеком и миром природы.

· Поэзии Фета присуща созерцательность.

· Использование в поэтическом языке возвышенной лексики.

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства льдов, из царства вьюг и снегаКак свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единойТепло и кротко в душу смотрят вновь,И в воздухе за песнью соловьинойРазносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачныйЗастенчиво манит и тешит взор.Они дрожат. Так деве новобрачнойИ радостен и чужд ее убор. Нет, никогда нежней и бестелеснейТвой лик, о ночь, не мог меня томить!Опять к тебе иду с невольной песней,Невольной — и последней, может быть. 1857 Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,Этот крик и вереницы,Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы,Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист,Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья,Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна,Эта мгла и жар постели,Эта дробь и эти трели, Это все — весна. Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru Тема 2.8 А.К.Толстой(1817 - 1875)

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына; он воспитывался матерью и ее братом - писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.

В 17 лет он был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 году получил звание камер-юнкера.

Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, его первая опубликованная в 1841 году повесть «Упырь» была замечена Белинским.

В 1840-е годы он начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», оконченным в 1861 году. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Курган», «Средь шумного бала...» и др.).

В 1854г. вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.

Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, об Аксакове, Тургеневе).

В 1862 г. была опубликована драматическая поэма «Дон Жуан»; в 1866 - 1870 -историческая трилогия, включавшая трагедию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».

Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 года А. Толстой скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

Лирические стихотворения А.Толстого просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. И. Танеев и др.

Ø Задание. Проанализируйте стихотворение А.Толстого. Как это делается, можно узнать в приложении№1


Не верь мне, друг, когда, в избытке горяЯ говорю, что разлюбил тебя,В отлива час не верь измене моря,Оно к земле воротится, любя. Уж я тоскую, прежней страсти полный,Мою свободу вновь тебе отдам,И уж бегут с обратным шумом волныИздалека к любимым берегам!

Тема 1.1 Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. - student2.ru Тема 2.9 Н.А.Некрасов(1821-1877). Сведения из биографии.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 октября)1821 года в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку.

В 1832 - 1837 г.г. Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838 г., против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки.

С 1841года начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки».

В 1843 г. Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых – «В дороге» (1845) - получило высокую оценку критика.

В 1847 - 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе простого народа («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).

В период общественного подъема 1850 - 1860-х и крестьянской реформы опубликовал стихотворения «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 - 1876), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», «Русские женщины»). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники».

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью. Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.

Основные темы творчества

В повестях «Бедные люди», «Белые ночи», «Неточка Незванова» Ф.Достоевский описал страдания «маленького человека».

«Записки из Мертвого дома» - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге.

В романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» — философское осмысление социального и духовного кризиса России, поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.

· В основе произведений Достоевского всегда стоит философская проблема, решение которой связано с раскрытием внутреннего мира героя.

· В душе героев его произведений часто происходит борьба между Богом и дьяволом. Решение философской проблемы выходит на первый план (является основным конфликтом).

· Достоевский выступает за нравственную эволюцию человека, основанную на деятельной любви. Лишь духовная красота и сострадание могут спасти мир.

«Преступление и наказание»

Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом:

«Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ...

В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Особенности композиции романа связаны с содержанием:

  Преступление     Наказание
Занимает 1 часть повествования   Описывается в 5 частях  
Рассказывается о замысле и совершении преступления   Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию  

Жанр романа:

• социально-бытовой

• детективный

• любовный

• психологический

• философский

• религиозный



Роман-эпопея «Война и мир»

· По жанру «Война и мир» — роман-эпопея. Как роман он сочетает в себе черты семейного, биографического, любовного, исторического, философского романа.

· Все сюжетные линии стягиваются к композиционному ядру произведения — Бородинскому сражению, судьбоносному для героев романа и для всего народа, который тоже является как бы коллективным персонажем романа.

· В романе показана история трех семейств — Болконских, Ростовых и Курагиных.

Болконские — воплощение интеллектуального и волевого начала (особенно князь Андрей), Ростовы — эмоционально-интуитивного (особенно Наташа), Курагины — низкого нравственного уровня, они примитивно эгоистичны и не умны.

· Философская проблематика романа — устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. Эта проблематика выражена не только в больших философско-публицистических отступлениях автора, но и в монологах, диалогах, внутренних монологах героев.

· В повествовании велика роль пейзажных, портретных, интерьерных описаний, подробных авторских характеристик героев, диалогов, монологов и внутренних монологов персонажей, предметно-бытовых и других деталей. В портрете Толстой, как правило, выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на нее при описании данного персонажа. Читатель запоминает портреты героев по этим выразительным «черточкам».

Заключение

XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского, а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина. Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление - реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).

В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»). К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Сорока-воровка» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова.

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих, в полном смысле слова, классических произведениях наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе.

В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова, В. Г. Короленко,

В. М. Гаршина. В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Синквейн

Синквейн - в переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, нужно уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.

Пример синквейна:

1. Любовь.

2. Чудесная, нежная.

3. Окрыляет, мотивирует, делает добрее.

4. Заставит расцвести цветами даже старый пень.

5. Весна.

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь – Любовь

2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта - Чудесная, нежная.

3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта - Окрыляет, мотивирует, делает добрее.

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту - Заставит расцвести цветами даже старый пень

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта - Весна

Приложение №3

Комикс

Комикс (от англ. comic — смешной) — серия рисунков с краткими текстами, образующая определённое связное повествование. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.

Прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса. По объёму комиксы варьируются от коротких «стрипов» (миниатюр, состоящих из четырех небольших рисунков, следующих друг за другом) до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.

Стандартный состав комикса:

· Обложка — передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников. Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».

· Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.

· Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.

· Основная часть — страницы, количество которых неограниченно.

Приложение №4

Психологический портрет

Психологический портрет позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя.

Для написания психологического портрета, отражающего основные характеристики и грани личности, необходимы аналитические способности, умение ясно выражать свои мысли и богатый словарный запас.

Основными критериями, по которым можно составить психологический портрет личности, являются:

1. Темперамент.

Он характеризует подвижность человеческого поведения, скорость принятия решений. По темпераменту люди делятся на 4 типа: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Сангвиник и флегматик обладают сильной нервной системой, однако флегматик инертен и нерешителен, а сангвиник достаточно возбудим. Нервная система холерика крайне неуравновешенна, хотя ее нельзя назвать слабой. Холерик не умеет вовремя "нажать педаль тормоза", он должен быть всегда, постоянно чем-то занят. Меланхолик обладает слабой нервной системой, мнителен, чувствителен, склонен к глубоким внутренним переживаниям, которые истощают его нервную систему еще больше.

2. Характер (закрепляет устойчивые особенности человека, которые определяют его поведение в разных ситуациях). В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:
к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);
к другим людям, коллективу, обществу (наприм

Наши рекомендации