Виктор Астафьев «Пастух и пастушка», «Царь-рыба»
С 14 лет
В повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных.
Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую самою жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести.
О тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написал он одну из лучших и самых "трудных и больнее доставшихся ему вещей" — повесть "Пастух и пастушка". "Современная пастораль" — такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь, есть счастье — эти главные приметы традиционной пасторали.
Но недаром писатель рядом со словом "пастораль" поставил слово "современная", как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души.
«Царь-рыба» (для старшей школы)
Рассказ о чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке.
Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие - в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение.
Это повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, "нескончаемости мироздания и прочности жизни", которая "играет" в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца.
Автор поднимает в своем произведении не только экологические, но и нравственные проблемы. "Царь-рыба" воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие. Читается этот сборник новелл с большим интересом, учит любить природу, воспитывать доброе отношение к человеку.
Том 7
Исаак Бабель «Конармия. Одесские рассказы» (Для средней школы).
"Конармия " - один из шедевров, созданных Исааком Бабелем, мастером короткой новеллы, проникновенным, тонким и ироничным рассказчиком, "отправленным в люди", как писал он в своей автобиографии, Максимом Горьким.
Гражданскую войну Бабель прошел с Первой Конной армией Буденного. Страшные и лихие события тех лет нашли свое отражение на страницах конармейского цикла; здесь есть место великодушию и жестокости, победам и поражениям, трагическому и смешному.
И. Эренбург пишет об этой книге: "Все были потрясены силой фантазии; говорили даже о фантастике. А между тем Бабель описал то, что видел".
Одесские рассказы
Проза Бабеля - богатейшее собрание шуток, афоризмов, анекдотов. Юмор - его божество. Перед вами — шедевры прозы Исаака Бабеля, подлинные жемчужины его «мистического реализма».
«Одесские рассказы» — сочная, бесконечно колоритная сказовая проза, в которой история клана одесских налетчиков обретает поистине мифологические черты...
По сути, Бабель лишь написал два небольших тома рассказов, но по своей исторической и художественной ценности они могут заменить целую библиотеку. В своих произведениях он описывал лишь короткие фрагменты происходящих событий, но, сложив их, можно получить монументальную мозаику человеческой жизни.
Том 8
Павел Бажов «Уральские сказы» (начальная и средняя школа)
На Урале существует множество преданий и легенд. Одна из них – о шкатулке из малахита - ларчике из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней. Малахитовые шкатулки из зеленого "веселого" камня, обычно берегли и передавали из поколения в поколение, словно напоминание о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров…
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них он слышал мальчиком. Термин «сказ» обозначает предания, легенды, сказки, воспоминания, то есть жанры, которые существуют уже многие сотни лет. В сказах Бажова встречается много мифологических персонажей.
Серебряное копытце - сказ про то, как старик Кокованя взял к себе девочку-сиротку, и вместе в лесу они увидели необыкновенного козлика. Старик был мастер сказки сказывать, а Дарёнка любила те сказки слушать: - Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней.
Хотя в основе сказов – фольклорные персонажи, Павел Петрович Бажов не раз говорил, что многие из сказов не обработаны, а созданы им самим. Высоко ценили вклад в русскую литературу Павла Петровича другие писатели.
Том 9