Представляем читательские дневники «Читаем сказки В.Гауфа»

Сценарий Архаровой Аллы (13 лет),

МОУ «Сычевская средняя общеобразовательная школа»

Волоколамского района

Выходят 6 человек под музыку из сказки "Там, на неведомых дорожках".

- На целом белом свете

- И в Московском княжестве

- И в Волоколамском уезде

- Все дети любят сказки

- Смотреть

- Читать

- Играть

- и мы сегодня будем сказки Вильгельма Гауфа

- По-своему, по-детски, пред вами представлять.

Выходит В.Гауф с пажами.

Гауф: Уж 21-ый век идет ,а что читает сейчас народ?

Что дети наши слушают и отчего не скучно им?

Пажи: - Ребята наши умные,

После прочтения думают

- И ваши сказки слушают и любят обсуждать,

- А как, мы вам покажем,

Что знаем, то расскажем,

- Садитесь поудобнее (дает стул)

- Сказки пора читать (взмахивает волшебной палочкой под музыку «Волшебной палочки»)

После выступления участников, Гауф встает и говорит:

- Да, на дворе уж 21-ый век,

И знает мои сказки человек!

Маленький Мук.

В городе Никее

Когда-то проживал

Человечек старенький

И был он очень мал.

На туловище мизерном

Большая голова.

И знали о нем люди

Совсем-совсем едва.

Мальчишки все смеялись,

Когда он выходил,

Дразнили, потехались

В каких туфлях он был.

История из жизни его –

Печаль одна:

Он карликом родился,

Стал рано сирота.

Поиск в жизни счастья

Связал его с одной

Любительницей кошек

Старухою скупой.

У ней-то и стащил он

Большие туфли, трость,

И снова приключенье

Такое началось.

Теперь пришло уж счастье,

Признанье короля.

И деньги появились

Казалось не за зря.

Однако зависть свиты,

Коварство, сговор, зло

Мечты разбили Мука.

Что было, то прошло.

И все-таки удача

Вновь постучала в дверь.

Съешь ягодку и ты уже

Теперь ушастый зверь.

Другая - все на место

Вернет тебя опять.

Позволит всемогущим

Вам это чудо стать.

Король был жестокий наказан.

Ему не помог даже врач.

А Мук на своих скороходах

С тростью подался уж вскачь.

Так зло наш герой побеждает.

И мы к концу сказки пришли.

Находчивость, доброе сердце –

Добиться удачи смогли

Карлик Нос.

В одной семье в Германии

Рос милый хороший сынок.

Своим помогал покупателям.

За то он деньгу получал иль цветок.

Чтоб выжить – семья торговала

С участка плодами всегда.

Конечно ж, тогда и не знала,

Что с сыном случится беда…

За то, что одной привереде

С длинным носом, хромой, нагрубит

И супа старухи отведает,

Уродлив он станет на вид.

Теперь кто красавца признает?

Кто в дом его пустит? Вопрос!

От него же весь мир отвернулся –

Страшен и убог Карлик Нос.

На парня легли испытанья,

Презренья, отказы и смех.

Без денег и внешнего блеска –

Посмешищем стал он для всех…

Но жить надо было и дальше,

Работу искать, не сидеть.

Гоф-поваром стал он на кухне

И стряпать для герцога снедь.

Он жил так пока вдруг однажды

С гусыней судьба их свела –

Волшебную травку нашел он,

Понюхал… и нету уж зла.

Стал Якоб таким же как прежде,

И от колдовства спас Мими.

Вернулся домой он –

Все счастливы.

Мнимый принц

В Александрии жил когда-то

Портновский подмастерье Лабакан,

Он мастерству еще учился,

Но был уж в нем один изъян:

Порой шедевр смастерит.

А то сидит, что «знатный вид».

Хозяин эту дурь терпел –

Терять заказы не хотел.

Но так случилось Лабакан

Бежал, надев царский кафтан,

Еще быстрее припустив,

Принца кинжал себе добыв-

Пришло признание султана,

Что он есть сын его, Омар.

Но сердце матери сказало

Что то - не правда, а обман.

Лишь испытание шкатулкой

Раскрыло «мнимого» секрет

Разоблачили Лабакана-

Знай свой шесток, сверчок -подлец!

Отныне, бредни не слышны,

Портной Лабака делом занялся

Он дешево, но мастерски все шьет-

Заказам нет его конца!

И денег карманы полны.

Библиотечный урок в 4-м классе "Дневники чтения. Отзыв на книгу"

Глухих Татьяна Геннадьевна, заведущая библиотеки

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цель:

  • вызвать интерес у детей к ведению дневника, написанию отзыва о книге, убедить их в нужности и полезности этого дела.

Задачи:

  1. Предложить удобную форму записей.
  2. Научить выражать своё мнение о книге, что способствует углублению восприятия прочитанного, активизирует чтение детей.
  3. Научить писать отзыв о книге.

Оборудование:

  • книжная выставка,
  • увеличенная схема ведения дневника,
  • листки-отзывы о книге,
  • мультимедийная установка.

Ход урока

Ребята, Вы уже в таком возрасте, что можно вам предложить серьёзно относиться к чтению, т.е. вести дневники чтения и писать отзывы на прочитанную книгу.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. (Презентация, слайд 2)

(На книжной выставке представлены знакомые детям произведения. Выбирается любая книга с выставки. Дети называют автора книги, заглавие, выходные данные (место издания и год издания) книги и отвечают на вопросы:

  • о чём эта книга,
  • моё мнение об этой книге,
  • а кто захотел перечитать эту книгу ещё раз и почему? (Слайды 3, 4, 5)

Итак, ребята, мы составили дневник чтения. Только он получился у нас устным и коллективным. И составили мы его по этой схеме: (Слайд 6)

Дата Автор Заглавие, выходные данные (место и год издания книги) О чём книга?
     
  1. Основные действующие лица (охарактеризовать их).
  2. О чём рассказывает книга?
  3. Запомнившиеся эпизоды, факты, выражения.
  4. Какое впечатление она произвела?
  5. Можно оформить иллюстрацией.

Заполнять дневник не обязательно по этой схеме, при желании вы можете по-своему оформить дневник, но записывать фамилию автора, заглавие книги, выходные данные, т.е. где и когда издана книга, обязательно, этого требует культура чтения. (Слайд7)

А вот нужно ли писать дневник чтения?

Нужно!

Недостаточно просто читать книги. Книги надо читать внимательно, чтобы понять самое важное в произведении. А чтобы понять важное в произведении, надо думать о прочитанном. Надо учиться думать и для этого писать дневник. Ведь недаром говорят, что тот кто записывает, тот читает дважды или думает дважды. (Слайд 8)

Дневник чтения читателя – это дневник человека, который размышляет, переживает, вспоминает, мечтает. (Слайд 9)

Думается, что не о всякой книге стоит писать в дневнике, а только о той, которая оставила след в сознании, которую, может быть, и перечитать когда-нибудь захочется.

А как писать?

Пишите всё, что найдёте нового для себя, что до сих пор было вам неизвестно, то, что по вашему суждению, прекрасно, отлично и пригодится вам когда – нибудь – будь то слово, или фраза, или целый период, или история, словом всё, что вы думаете после чтения этой книги. (Слайд 10)

А потом попробуйте перечитать свои записи через неделю, через месяц, через год, и вы отчётливо увидите, на что вы способны, это полезно.

Со временем читательский дневник может превратиться в дневник вообще человеческий, где мысли о книгах существуют среди мыслей о жизни. Это прекрасно! Пусть так и будет. Ведь книги для того и пишутся, чтобы разбираясь в них, читатель начал задумываться и разбираться в окружающих людях, в самом себе, в жизни!

Если вы будете писать дневник, то научитесь сравнивать книжную мысль с той жизнью, которая окружает нас, а это в будущем поможет вам разбираться в сложных ситуациях в жизни. (Слайд 11)

Вопросы: (Слайд 12)

  1. Для чего нужно писать дневник чтения?
  2. Что обязательно нужно записывать в дневнике чтения?
  3. О чём ещё записываем в дневнике?

Научившись выражать своё мнение об интересной книге, вам захочется, чтобы эту книгу ещё почитали другие. Можно написать отзыв о прочитанной книге. (Приложение 1, приложение 2)

Отзыв – это передача мысли и чувства, вызванные прочитанным.

Цель и задача отзыва – рекомендация книги другим читателям. (Слайд13)

Отзыв о книге пишется так:

Сообщаются краткие сведения о книге: автор, заглавие, место и время событий, описанных автором и кто стоит в центре повествования. (Слайд 14)

В главной, центральной части отзыва необходимо выразить своё мнение о прочитанном, своё отношение к книге, героям книги, какие места в книге тебе понравились и почему? Нравятся ли тебе герои своими поступками, чертами характера? Почему? Понравился ли тебе конец книги? Хотел бы ты, чтобы книга заканчивалась по-другому. Если так, расскажи свой вариант. А в конце отзыва можно написать своё мнение о языке книги, можно привести в пример понравившийся отрывок. В отзыве обязательно должна быть дана ваша оценка книги, пожелания, может быть советы другим ребятам. (Слайд 15)

Читая ваши отзывы, ребята должны подумать: оказывается, это очень интересная книга, нужно обязательно её прочитать. (Слайд 16)

В нашей школьной библиотеке есть специальные опросные листы, которые помогут вам составить отзыв на понравившуюся книгу. (Слайды 17, 18, 19)

Предлагаю вам, ребята, специальные опросные листы в виде виноградного листа и грозди винограда, в которых вы можете написать отзыв о понравившейся прочитанной книге. (Приложение 3) С помощью этих листочков отзывов мы с вами попытаемся в библиотеке вырастить виноградную лозу. Думаю, что она поможет вашим сверстникам выбрать интересную книгу в библиотеке и прочитать её.

Вопросы: (Слайд 20)

  1. Что такое отзыв на прочитанную книгу?
  2. Какие цели и задачи отзыва на прочитанную книгу?
  3. Что пишется в отзыве?

Громкое чтение какого-либо рассказа, сказки и обсуждение. (Приложение 4)

(Даётся домашнее задание написать отзыв о книге)

Литература:

  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие /Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – М.: изд-во «Кн. палата», 1989. – 216с.
  2. Библиотечные уроки. 4 класс / Сост. Е.В.Дьячковская, К.И.Максимова. – Якутск, 1991.
  3. Библиотечные уроки. 5 класс / Сост. Е.В.Дьячковская, К.И.Максимова. – Якутск, 1991.
  4. Доморацкий В.П., Белоколенко М.В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. – М.: «Издательство Либерия», 1999. – 56с.

http://festival.1september.ru/articles/subjects/15?page=2

Наши рекомендации