Представляем читательские дневники «Читаем сказки В.Гауфа»
Сценарий Архаровой Аллы (13 лет),
МОУ «Сычевская средняя общеобразовательная школа»
Волоколамского района
Выходят 6 человек под музыку из сказки "Там, на неведомых дорожках".
- На целом белом свете
- И в Московском княжестве
- И в Волоколамском уезде
- Все дети любят сказки
- Смотреть
- Читать
- Играть
- и мы сегодня будем сказки Вильгельма Гауфа
- По-своему, по-детски, пред вами представлять.
Выходит В.Гауф с пажами.
Гауф: Уж 21-ый век идет ,а что читает сейчас народ?
Что дети наши слушают и отчего не скучно им?
Пажи: - Ребята наши умные,
После прочтения думают
- И ваши сказки слушают и любят обсуждать,
- А как, мы вам покажем,
Что знаем, то расскажем,
- Садитесь поудобнее (дает стул)
- Сказки пора читать (взмахивает волшебной палочкой под музыку «Волшебной палочки»)
После выступления участников, Гауф встает и говорит:
- Да, на дворе уж 21-ый век,
И знает мои сказки человек!
Маленький Мук.
В городе Никее
Когда-то проживал
Человечек старенький
И был он очень мал.
На туловище мизерном
Большая голова.
И знали о нем люди
Совсем-совсем едва.
Мальчишки все смеялись,
Когда он выходил,
Дразнили, потехались
В каких туфлях он был.
История из жизни его –
Печаль одна:
Он карликом родился,
Стал рано сирота.
Поиск в жизни счастья
Связал его с одной
Любительницей кошек
Старухою скупой.
У ней-то и стащил он
Большие туфли, трость,
И снова приключенье
Такое началось.
Теперь пришло уж счастье,
Признанье короля.
И деньги появились
Казалось не за зря.
Однако зависть свиты,
Коварство, сговор, зло
Мечты разбили Мука.
Что было, то прошло.
И все-таки удача
Вновь постучала в дверь.
Съешь ягодку и ты уже
Теперь ушастый зверь.
Другая - все на место
Вернет тебя опять.
Позволит всемогущим
Вам это чудо стать.
Король был жестокий наказан.
Ему не помог даже врач.
А Мук на своих скороходах
С тростью подался уж вскачь.
Так зло наш герой побеждает.
И мы к концу сказки пришли.
Находчивость, доброе сердце –
Добиться удачи смогли
Карлик Нос.
В одной семье в Германии
Рос милый хороший сынок.
Своим помогал покупателям.
За то он деньгу получал иль цветок.
Чтоб выжить – семья торговала
С участка плодами всегда.
Конечно ж, тогда и не знала,
Что с сыном случится беда…
За то, что одной привереде
С длинным носом, хромой, нагрубит
И супа старухи отведает,
Уродлив он станет на вид.
Теперь кто красавца признает?
Кто в дом его пустит? Вопрос!
От него же весь мир отвернулся –
Страшен и убог Карлик Нос.
На парня легли испытанья,
Презренья, отказы и смех.
Без денег и внешнего блеска –
Посмешищем стал он для всех…
Но жить надо было и дальше,
Работу искать, не сидеть.
Гоф-поваром стал он на кухне
И стряпать для герцога снедь.
Он жил так пока вдруг однажды
С гусыней судьба их свела –
Волшебную травку нашел он,
Понюхал… и нету уж зла.
Стал Якоб таким же как прежде,
И от колдовства спас Мими.
Вернулся домой он –
Все счастливы.
Мнимый принц
В Александрии жил когда-то
Портновский подмастерье Лабакан,
Он мастерству еще учился,
Но был уж в нем один изъян:
Порой шедевр смастерит.
А то сидит, что «знатный вид».
Хозяин эту дурь терпел –
Терять заказы не хотел.
Но так случилось Лабакан
Бежал, надев царский кафтан,
Еще быстрее припустив,
Принца кинжал себе добыв-
Пришло признание султана,
Что он есть сын его, Омар.
Но сердце матери сказало
Что то - не правда, а обман.
Лишь испытание шкатулкой
Раскрыло «мнимого» секрет
Разоблачили Лабакана-
Знай свой шесток, сверчок -подлец!
Отныне, бредни не слышны,
Портной Лабака делом занялся
Он дешево, но мастерски все шьет-
Заказам нет его конца!
И денег карманы полны.
Библиотечный урок в 4-м классе "Дневники чтения. Отзыв на книгу"
Глухих Татьяна Геннадьевна, заведущая библиотеки
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цель:
- вызвать интерес у детей к ведению дневника, написанию отзыва о книге, убедить их в нужности и полезности этого дела.
Задачи:
- Предложить удобную форму записей.
- Научить выражать своё мнение о книге, что способствует углублению восприятия прочитанного, активизирует чтение детей.
- Научить писать отзыв о книге.
Оборудование:
- книжная выставка,
- увеличенная схема ведения дневника,
- листки-отзывы о книге,
- мультимедийная установка.
Ход урока
Ребята, Вы уже в таком возрасте, что можно вам предложить серьёзно относиться к чтению, т.е. вести дневники чтения и писать отзывы на прочитанную книгу.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. (Презентация, слайд 2)
(На книжной выставке представлены знакомые детям произведения. Выбирается любая книга с выставки. Дети называют автора книги, заглавие, выходные данные (место издания и год издания) книги и отвечают на вопросы:
- о чём эта книга,
- моё мнение об этой книге,
- а кто захотел перечитать эту книгу ещё раз и почему? (Слайды 3, 4, 5)
Итак, ребята, мы составили дневник чтения. Только он получился у нас устным и коллективным. И составили мы его по этой схеме: (Слайд 6)
Дата | Автор | Заглавие, выходные данные (место и год издания книги) | О чём книга? |
|
Заполнять дневник не обязательно по этой схеме, при желании вы можете по-своему оформить дневник, но записывать фамилию автора, заглавие книги, выходные данные, т.е. где и когда издана книга, обязательно, этого требует культура чтения. (Слайд7)
А вот нужно ли писать дневник чтения?
Нужно!
Недостаточно просто читать книги. Книги надо читать внимательно, чтобы понять самое важное в произведении. А чтобы понять важное в произведении, надо думать о прочитанном. Надо учиться думать и для этого писать дневник. Ведь недаром говорят, что тот кто записывает, тот читает дважды или думает дважды. (Слайд 8)
Дневник чтения читателя – это дневник человека, который размышляет, переживает, вспоминает, мечтает. (Слайд 9)
Думается, что не о всякой книге стоит писать в дневнике, а только о той, которая оставила след в сознании, которую, может быть, и перечитать когда-нибудь захочется.
А как писать?
Пишите всё, что найдёте нового для себя, что до сих пор было вам неизвестно, то, что по вашему суждению, прекрасно, отлично и пригодится вам когда – нибудь – будь то слово, или фраза, или целый период, или история, словом всё, что вы думаете после чтения этой книги. (Слайд 10)
А потом попробуйте перечитать свои записи через неделю, через месяц, через год, и вы отчётливо увидите, на что вы способны, это полезно.
Со временем читательский дневник может превратиться в дневник вообще человеческий, где мысли о книгах существуют среди мыслей о жизни. Это прекрасно! Пусть так и будет. Ведь книги для того и пишутся, чтобы разбираясь в них, читатель начал задумываться и разбираться в окружающих людях, в самом себе, в жизни!
Если вы будете писать дневник, то научитесь сравнивать книжную мысль с той жизнью, которая окружает нас, а это в будущем поможет вам разбираться в сложных ситуациях в жизни. (Слайд 11)
Вопросы: (Слайд 12)
- Для чего нужно писать дневник чтения?
- Что обязательно нужно записывать в дневнике чтения?
- О чём ещё записываем в дневнике?
Научившись выражать своё мнение об интересной книге, вам захочется, чтобы эту книгу ещё почитали другие. Можно написать отзыв о прочитанной книге. (Приложение 1, приложение 2)
Отзыв – это передача мысли и чувства, вызванные прочитанным.
Цель и задача отзыва – рекомендация книги другим читателям. (Слайд13)
Отзыв о книге пишется так:
Сообщаются краткие сведения о книге: автор, заглавие, место и время событий, описанных автором и кто стоит в центре повествования. (Слайд 14)
В главной, центральной части отзыва необходимо выразить своё мнение о прочитанном, своё отношение к книге, героям книги, какие места в книге тебе понравились и почему? Нравятся ли тебе герои своими поступками, чертами характера? Почему? Понравился ли тебе конец книги? Хотел бы ты, чтобы книга заканчивалась по-другому. Если так, расскажи свой вариант. А в конце отзыва можно написать своё мнение о языке книги, можно привести в пример понравившийся отрывок. В отзыве обязательно должна быть дана ваша оценка книги, пожелания, может быть советы другим ребятам. (Слайд 15)
Читая ваши отзывы, ребята должны подумать: оказывается, это очень интересная книга, нужно обязательно её прочитать. (Слайд 16)
В нашей школьной библиотеке есть специальные опросные листы, которые помогут вам составить отзыв на понравившуюся книгу. (Слайды 17, 18, 19)
Предлагаю вам, ребята, специальные опросные листы в виде виноградного листа и грозди винограда, в которых вы можете написать отзыв о понравившейся прочитанной книге. (Приложение 3) С помощью этих листочков отзывов мы с вами попытаемся в библиотеке вырастить виноградную лозу. Думаю, что она поможет вашим сверстникам выбрать интересную книгу в библиотеке и прочитать её.
Вопросы: (Слайд 20)
- Что такое отзыв на прочитанную книгу?
- Какие цели и задачи отзыва на прочитанную книгу?
- Что пишется в отзыве?
Громкое чтение какого-либо рассказа, сказки и обсуждение. (Приложение 4)
(Даётся домашнее задание написать отзыв о книге)
Литература:
- Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие /Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – М.: изд-во «Кн. палата», 1989. – 216с.
- Библиотечные уроки. 4 класс / Сост. Е.В.Дьячковская, К.И.Максимова. – Якутск, 1991.
- Библиотечные уроки. 5 класс / Сост. Е.В.Дьячковская, К.И.Максимова. – Якутск, 1991.
- Доморацкий В.П., Белоколенко М.В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. – М.: «Издательство Либерия», 1999. – 56с.
http://festival.1september.ru/articles/subjects/15?page=2