IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова
1. Рассказ учителя о писателе.
Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве. В 1956 г. окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики. Член СП СССР с 1966 г.
Первой научно-фатастической публикацией стала повесть «Приключения на дне моря» издательства Детгиз в 1960 г. Писатель был членом редколлегии альманаха «Мир приключений». Награжден орденами Дружбы народов, «Знак Почета», медалью. Лауреат Государственной премии СССР (1982 г.).
Жена писателя Баранова Марта Петровна работала корректором в Управлении делами Совмина СССР, литературным сотрудником, заведующим отделом литературы и искусства, а также в отделе писем редакции газеты «Пионерская правда». Написала в соавторстве с Евгением Серафимовичем несколько книг для детей: «Тяпа, Борька и ракета», «Излучать свет». 5 декабря 1962 г. в семье Велтистовых родился сын Велтистов Максим Евгеньевич.
Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей объединенных главным героем — Электроником. Электроник — это робот, внешний вид которого был скопирован с реального мальчика московского школьника Сергея Сы-роежкина. Первая книга цикла «Электроник — мальчик из чемодана» впервые увидела свет в публикации издательства «Детская литература» в 1964 г.
По мотивам повести «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг» был снят телевизионный художественный фильм «Приключения Электроника». Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 г. в кинозале Одесского санатория. 2 мая 1980 г. фильм вышел в телеэфир.
Произведения Е.С. Велтистова неоднократно переиздавались, и полная библиография включает в себя десятки изданий.
Умер Е.С. Велтистов в 1989 г.
V. Физкультминутка
VI. Чтение отрывка из повести «Приключения Электроника»
1.Чтение учителем и учащимися.
— Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Велтистов Евгений
Серафимович.
2. Первичное восприятие текста.
— Понравился ли вам отрывок? Чем?
VII. Итог урока
— Какой раздел начали изучать на уроке?
—Почему фантастика — отдельный жанр литературы?
—Какие еще жанры вы знаете? : Домашнее задание: перечитать отрывок, найти объяснения не-1 понятных слов.
Ход урока 2
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Их видимо-невидимо, Не сосчитаешь их! И кто их только выдумал — Веселых, голубых? Должно быть, оторвали От неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали И сделали цветок.
(Е. Серова)
— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
—Как вы поняли, о каком цветке говорится? (О незабудке или о подснежнике, так как они похожи цветом и оба растут полянками.)
—Как автор представляет, каким образом сделали цветок?
—Что ей помогло в этом? (Фантазия.)
—Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две с удивлением, остальные — загадочно.
III. Работанад рассказом!
1. Словарная работа.
—Мы продолжаем работу над рассказом Е.С. Велтистова «Чемодан с четырьмя ручками». Дома вы должны были перечитать текст и разобрать непонятные слова и выражения. Проверим, все ли вам осталось понятным в тексте.
—Как вы поняли значения слов:
КИБЕРНЕТИК — специалист по кибернетике. КИБЕРНЕТИКА — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. КОНТРАБАС — самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.
— Подберите синонимы к словам: прозрачный (1) чистый,незамужненный, хрустальный, кристальный, чистый как слеза; 2) ясный), раздался (1) послышался, заслышаться,зазвучать, прозвучать, пронестись; 2) расступиться; 3) по
полнеть).
—Какое значение подходит больше к словосочетанию «город раздался»? (Подходит второе значение.)
—Подберите синоним к словам: похорошел (расцвел), сюрприз (неожиданность, нечаянность).
2. Выборочное чтение.
3. Беседа.
—Что вы узнали о профессоре Громове?
—Чем он занимается?
—Куда он приехал?
—Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора.
—Как автор показал нам, что чемодан был очень тяжелый?
—Сравните описание города с обычным, в котором мы живем. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?
—Прочитайте, как профессор открыл чемодан.
—Почему он долго смотрел на спящего?
—Что сделал профессор после того, как мальчик вышел из чемодана?
—Отчего он дернулся?
—Как вы считаете, побег Электроника — это протест или каприз?
—Могло ли с Электроникой произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?
—Как он это сделал?
—Как понимаете значение слова «молниеносно»? Что автор хотел показать читателю?
—Почему профессор испугался побега Электроника? Что могло произойти?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над рассказом
—Согласны ли вы с тем, что Е.С. Велтистов рассказал о необычном событии? Объясните.
—Как бы вы охарактеризовали профессора Громова? Был ли он жестоким человеком?
—Почему Электроник сбежал от профессора?
—В чем Электроник похож на обычного мальчика?
VI. Итог урока
—Как вы думаете, в какое время могли происходить такие события?
—Что вы знаете о современных достижениях в области кибернетики?
Домашнее задание:подготовить пересказ текста, подготовить пересказ понравившегося отрывка.