V. Работа над стихотворением «Родине»
1.Чтение стихотворения учителем.
— Ваши впечатления от прочитанного?
2. Словарно-лексическая работа.
—. Объясните значение слов:
МОЛИТВЕННО - с молитвой.
ЧАРУЮЩИЙ — от чары — волшебство, колдовство. ПРИВЕТНЫЙ - (устар.) обращенное к кому-нибудь выражение чувства личной приязни, доброго пожелания.
—Подберите синонимы к слову: гордиться (кичиться, чваниться, важничать, пыжиться, зазнаваться, заноситься, форсить, тщеславиться, задирать нос и др.).
—Подберите антонимы к слову: бодро (устало).
3. Беседа по содержанию стихотворения.
—Как поэт относится к Родине? Какие слова он находит для того, чтобы передать свои чувства?
—Объясните слова поэта: «Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».
—Какой изображает автор родную землю?
4. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Какое настроение выразите при чтении?
VI. Итог урока Домашнее задание:выучить стихотворение С. Дрожжина.
—Рассмотрите иллюстрацию на с. 136—137 учебника.
—О каких событиях из жизни нашей Родины они рассказывают?
Домашнее задание:выучить стихотворение С. Дрожжина.
Урок . А.В. Жигулин. «О, Родина!»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения С. Дрожжина «Родине».
III. Работа с пословицами
— Составьте из данных частей предложений пословицы.
Объясните их смысл.
Родина — мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, во сне снится.
На чужбине родная землица умей за нее постоять.
IV. Физкультминутка
V. Слово учителя о поэте
Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в Воронеже в крестьянской семье. В 1949 г. Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического института — был арестован за участие в подпольной организации (в конце 80-х годов Жигулин расскажет об этом в автобиографической повести «Черные камни»); до 1954 г. включительно находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу Тайшет-Братск, работал на золотых и урановых рудниках.
Образ России — один из главных в поэзии Жигулина: знакомые с детства «маковки церквей за пиками елок» («Дорога на плес», 1964 г.), «И ржавый крест над колокольней...» («О, Родина! В неярком блеске...», 1967 г.). Жигулин вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколов, Н.М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик Святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. Но Жигулину дорог «И низкий холмик со звездой...», ибо она над могилой товарища по лагерю или солдата, защищавшего страну от фашистского нашествия. В 70-е годы «церковь белая» с «серебряным крестом» перестает быть только приметой национального пейзажа или принадлежностью русской культурной истории. Герой Жигулина задумывается о Боге («Воронеж, детство, половодье», 1972 г.); его все сильнее волновал вопрос смерти и бессмертия души вне «этой жизни на земле» («Скоро, скоро холода...», 1973 г.), о «связи небес и человека» («Суздаль», 1973 г.; «Крещенье. Солнце играет», 1976г.)
Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии Жигулина в конце 70-х годов и в 80-е годы («кресты не померкли», «кресты блестят», «светится лик золотой»). Христианская идея любви определяет теперь этику Жигулина: «церковь для меня — любовь» («Коломенское», 1975 г.). Он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так кротка и терпелива» могут вдохновить на создание подлинных произведений искусства («Архангельское», 1973 г.). Духовность, заботу о душе Жигулин полемически противопоставлял «радостям быта» («Пишу о душе. А душа...», 1974 г.). В те же годы Жигулин активно разрабатывал историческую тему (фрагменты поэмы «За други своя»). Особое внимание Жигулин уделял фактам уничтожения духовных ценностей в начале 30-х годов («Из российской истории», 1976 г.; «Сто лет горит лампада...», 1980 г.). «Огонь лампады» у могилы героя русско-турецкой войны 1878 г. Жигулин ставил в один ряд с Вечным огнем у могил солдат Великой Отечественной войны. В 1984 г. он написал об исторической связи между Георгиевским крестом и орденом «Знак Почета» («Георгиевский крест — награда небольшая...»).
Идея единства русской истории и преемственности поколений защитников чести и достоинства Отечества — характерная черта исторического сознания Жигулина 80-х годов.
В 80-е годы усилилось трагическое начало в поэзии Жигулина: жизнь «боли полна»; «ветер боли и тревоги / Над бедной родиной моей...» («Покинутая деревня», «На родине»). В 1982 г. Жигулин написал о своей вещей тревоге, о предчувствии новых бед и страданий: «С кроткой молитвой / За камни святые берусь, / Вижу, как ворон кружится / Далече-далече...» («На псковской земле»).
В начале 90-х годов Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России» («Литературная газета». 1992 г. 23 декабря), где нашли отражение основные темы жигулинс-кого творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о «колымском конвое»; любовь, не подвластная времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта, видящего укрепление власти дьявола и разгул зла, терзающих «горемычную страну». Жигулин рисовал картину разрушения родины.
VI. Работа над стихотворением «О, Родина!»
1. Самостоятельное чтение стихотворения.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
О чем стихотворение Жигулина?
—Как можно его озаглавить?
—Как поэту удается подчеркнуть, что он любит Родину без громких слов?
—Подберите синоним к слову: трепетный (дрожащий, взволнованный).
—Найдите в тексте слова-антонимы. (Обиды и прощенье.)
—Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему поэт использует такое сравнение?
—Что является для автора главным?
3. Выразительное чтение стихотворения
VII. Итог урока
—Какие чувства испытывает автор?
—Что вы о нем узнали на уроке?
Домашнее задание:найти и прочитать другие стихи А. Жигулина; подготовить выразительное чтение одного из них.
Урок . Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.А. Слуцкого; формировать навыки правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихов А. Жигулина.
III.Введение втему
1. Знакомство с поэтом. Рассказ учителя о поэте.
Борис Абрамович Слуцкий родился 7 мая 1919 г. в городе Славянске (Донбасс) в семье служащего. Учился в Харькове. С 1937 г. переехал в Москву, где сначала занимался юриспруденцией, затем поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1941 г. Первые стихи были опубликованы в этом же году.
Отечественная война изменила все планы будущего поэта. Уходит на фронт, надолго оставив поэзию. Начинает войну солдатом, после тяжелого ранения, оставшись на фронте, становится политруком. Вновь стал печататься с 1953 г. в различных изданиях.
В 1957 г. опубликовал книгу стихов — «Память», затем последовали другие сборники: «Время» (1959), «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные истории» (1969), «Годовая стрелка» (1971). «Доброта дня» (1973) и др. В 1984 г. выходит сборник «Сроки». Переводил польскую, немецкую, английскую поэзию.
22 февраля 1986 г. Б. Слуцкий умер в Туле.
(Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.)
2. Рассказ учителя об истории создания стихотворения «Ло
шади в океане».
Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 г., летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. Вот что пишет он сам: «Это почти единственное мое стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично,
так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку.
Даже Твардовский, хвалить чужие стихи не любивший, сказал мне... что он эти стихи заприметил:
— Но рыжие и гнедые — разные масти.
Стихи так нравились Эренбургу, что их ему посвятил. Напечатали «Лошадей» ... в «Пионере»... как детское стихотворение о животных... потом их перепечатывали десятки раз. Я знаю 4 польских перевода, несколько итальянских. На «Лошадей» написано несколько музык. Говорят, нищие пели их в электричках. На вечерах первые строки иногда встречались хохотком публики, медленно привыкавшей к нешуточному повороту дела...»
IV. Физкультминутка
V. Работа над стихотворением «Лошади в океане»
1. Чтение стихотворения учителем.
После чтения, выдержав паузу, учитель спрашивает:
— Ваши впечатления от прочитанного?
2. Работа над содержанием текста.
—Что произошло в океане? Почему это случилось?
—Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный); счастье (блаженство, удача, судьба).
—Как поняли выражение «на исходе лошадиных сил...»?
—Назовите цитаты, которые выражают отношение поэта к гибнущим лошадям.
3. Выразительное чтение стихотворения.
VI. Итог урока
— Рассмотрите иллюстрации на с. 141. Какому периоду жизни нашей страны они посвящены?
— Какие рассказы и стихотворения о войне вы читали?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста о войне иливыразительное чтение стихотворения о ней; выучить стихотворение «Лошади в океане» (по желанию).
Урок 82. Обобшаюший урок поразделу «Родина»
Цели: повторить и обобщить изученный раздел; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I.Организационный момент
Класс делится на 2 команды. Каждая команда придумывает
себе название и девиз.
II. Конкурсная программа Этап I. «Название раздела*
Мой первый друг, Антипин Колька! Он, верно, помнит этот день, Когда на тихом солнцепеке Накрыла нас живая тень. Мы оглянулись и застыли, Разинув в оторопи рты: Стоял солдат, седой от пыли, И улыбался с высоты. И вдруг, подхваченный тем мигом, Признав чутьем, а не с лица, Я задохнулся сладким криком . В немом объятии отца. К его щеке припал и замер. А сзади, в ярком свете дня, Смотрел сиротскими глазами Антипин Колька на меня.
(Валентин Богданов)
—Прочитайте стихотворение.
—О чем оно? Как вы поняли смысл стихотворения?
—Можно ли это стихотворение ввести в наш раздел, который мы только что изучали?
—Какое название вы бы дали этому разделу?
— Что объединяет произведения, включенные в него?
(Выбирается название раздела.)