V. Работа над стихотворением «Золотая осень»

1. Самостоятельное чтение стихотворения.

2. Словарно-лексическая работа. — Объясните значение слов:

ЧЕРТОГ — (устар. высок.) пышное, великолепное по­мещение или здание, дворец. Царские чертоги. КАТАЛОГ — 1) составленный в определенном поряд­ке перечень каких-нибудь однородных предметов

(книг, экспонатов, товаров); 2) вообще перечень, спи­сок, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления.

— Какие еще слова вам непонятны?

(Если есть непонятные кому-то слова, одноклассники объясняют их значение.)

3. Работа над содержанием стихотворения.

—О чем пишет поэт? (О золотой осени.)

—С чем он ее сравнивает? (Со сказочным чертогом, с двор­цом.)

—Как он описывает осень, прочитайте.

—Какие выразительные слова и сравнения использует Пас­тернак?

—Какой образ осени создает поэт? Опишите.

—Каким настроением проникнуто стихотворение?

—Как его читать?

4. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

VI. Работа над картиной В. Борисова-Мусатова

—Рассмотрите картину на с. 115.

—Как она называется?

—Как вы считаете, почему автор дал именно такое назва­ние?

—Как еще можно было ее назвать?

—Подходят ли строчки стихотворения Б. Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие? Прочитайте.

VII. Итог урока

—Что нового вы узнали о жизни и творчестве Б. Пастерна­ка?

—Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

—Что хотел показать нам автор?

Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихот­ворения Б. Пастернака; по желанию — выучить.

Дополнительный материал

Выдающийся русский художник Виктор Элпидифорович Бори­сов-Мусатов приехал в Тарусу весной 1905 г. по приглашению ис­кусствоведа И.В. Цветаева и поселился вместе с семьей на снимае­мой Цветаевым даче «Песочная».

Тарусский период был очень плодотворным в творчестве худож­ника. Здесь были созданы акварели «Весенняя сказка», «Летняя ме­лодия», «Сон божества», этюды к «Венкам васильков», картины «Осенняя песнь», «Куст орешника», «Реквием» - наиболее крупные произведения в творческой биографии художника.

Его изысканно декоративные, элегичные по настроению карти­ны выражают мечту о гармонии человека и природы. Первую свою большую картину «Автопортрет с сестрой» Борисов-Мусатов пишет к 1898 г., а уже в 1899 г. он создает программное полотно «Гармо­ния», в котором проявляются все особенности его художественного стиля. Многие его картины с успехом экспонировались на выставках Московского товарищества художников, а его работа «Водоем» (1902) - поистине шедевр, жемчужина русской живописи.

В.Э. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 г. и был похо­ронен на высоком берегу Оки на кладбище у Вознесенской горы. В 1910 г. на его могиле было установлено надгробие, созданное его дру­гом - известным скульптором А.Т. Матвеевым - и являющееся од­ной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте крас­ного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная в тех­нике высокого рельефа фигура мальчика-подростка. На торцевой стороне постамента годы жизни: «1870—1905», на фасадной части постамента надпись «Борисов-Мусатов» и изображение православ­ного креста.

Урок . С.А. Клычков. «Весна в лесу»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством С. Клычкова; учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и ху­дожника; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение учащимися стихов Б. Пастернака.

III. Знакомство с поэтом

1. Вводная беседа.

—Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем изу­чать сегодня.

—Что вы уже знаете о его жизни и творчестве?

2. Слово учителя о С.А. Клычкове.

Сергей Антонович Клычков (1889—1937) — сын кустаря-са­пожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар, как считал сам С. Клычков, он унаследовал от «речистых» родителей и предков. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на раз­ных факультетах Московского университета (курса не окон­чил из-за материальных затруднений). Благодаря поддержке М.И. Чайковского совершил поездку в Италию.

В 1909 г. знакомится с писателями крута младосимволистов и в конце 1910 г. выпускает первый стихотворный сборник «Песни». На формирование его поэтики сильное влияние ока­зал Сергей Городецкий, позже он познакомился с творчески душевно близкими ему писателями — С. Есениным и Н. Клю­евым.

Фольклорные стилизации, мифологические образы язычес­кой, дохристианской Руси составили содержание и следующих его книг — «Потаенный сад» (1913—1918), «Кольцо Лады» (1919). Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются в поэтической сис­теме Клычкова только в описаниях природы, и никакие катак­лизмы времени — революции, войны — не отражаются в его «вневременных» произведениях.

Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Кры­му, но военные впечатления отразились только в прозе (в ав­тобиографическом романе «Сахарный немец», 1925). Как и все новокрестьянские поэты, восторженно принял Октябрьскую революцию, работал в Пролеткульте, издавал и переиздавал книги.

В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика те­ряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности.

В 1930-е годы подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 г. арестован как член «Трудовой крестьянской партии» » (несуществующая организация), приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации