V. Работа над стихотворением «Золотая осень»
1. Самостоятельное чтение стихотворения.
2. Словарно-лексическая работа. — Объясните значение слов:
ЧЕРТОГ — (устар. высок.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец. Царские чертоги. КАТАЛОГ — 1) составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов
(книг, экспонатов, товаров); 2) вообще перечень, список, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления.
— Какие еще слова вам непонятны?
(Если есть непонятные кому-то слова, одноклассники объясняют их значение.)
3. Работа над содержанием стихотворения.
—О чем пишет поэт? (О золотой осени.)
—С чем он ее сравнивает? (Со сказочным чертогом, с дворцом.)
—Как он описывает осень, прочитайте.
—Какие выразительные слова и сравнения использует Пастернак?
—Какой образ осени создает поэт? Опишите.
—Каким настроением проникнуто стихотворение?
—Как его читать?
4. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
VI. Работа над картиной В. Борисова-Мусатова
—Рассмотрите картину на с. 115.
—Как она называется?
—Как вы считаете, почему автор дал именно такое название?
—Как еще можно было ее назвать?
—Подходят ли строчки стихотворения Б. Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие? Прочитайте.
VII. Итог урока
—Что нового вы узнали о жизни и творчестве Б. Пастернака?
—Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
—Что хотел показать нам автор?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака; по желанию — выучить.
Дополнительный материал
Выдающийся русский художник Виктор Элпидифорович Борисов-Мусатов приехал в Тарусу весной 1905 г. по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева и поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче «Песочная».
Тарусский период был очень плодотворным в творчестве художника. Здесь были созданы акварели «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Сон божества», этюды к «Венкам васильков», картины «Осенняя песнь», «Куст орешника», «Реквием» - наиболее крупные произведения в творческой биографии художника.
Его изысканно декоративные, элегичные по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы. Первую свою большую картину «Автопортрет с сестрой» Борисов-Мусатов пишет к 1898 г., а уже в 1899 г. он создает программное полотно «Гармония», в котором проявляются все особенности его художественного стиля. Многие его картины с успехом экспонировались на выставках Московского товарищества художников, а его работа «Водоем» (1902) - поистине шедевр, жемчужина русской живописи.
В.Э. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 г. и был похоронен на высоком берегу Оки на кладбище у Вознесенской горы. В 1910 г. на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом - известным скульптором А.Т. Матвеевым - и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная в технике высокого рельефа фигура мальчика-подростка. На торцевой стороне постамента годы жизни: «1870—1905», на фасадной части постамента надпись «Борисов-Мусатов» и изображение православного креста.
Урок . С.А. Клычков. «Весна в лесу»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством С. Клычкова; учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение учащимися стихов Б. Пастернака.
III. Знакомство с поэтом
1. Вводная беседа.
—Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем изучать сегодня.
—Что вы уже знаете о его жизни и творчестве?
2. Слово учителя о С.А. Клычкове.
Сергей Антонович Клычков (1889—1937) — сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар, как считал сам С. Клычков, он унаследовал от «речистых» родителей и предков. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета (курса не окончил из-за материальных затруднений). Благодаря поддержке М.И. Чайковского совершил поездку в Италию.
В 1909 г. знакомится с писателями крута младосимволистов и в конце 1910 г. выпускает первый стихотворный сборник «Песни». На формирование его поэтики сильное влияние оказал Сергей Городецкий, позже он познакомился с творчески душевно близкими ему писателями — С. Есениным и Н. Клюевым.
Фольклорные стилизации, мифологические образы языческой, дохристианской Руси составили содержание и следующих его книг — «Потаенный сад» (1913—1918), «Кольцо Лады» (1919). Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются в поэтической системе Клычкова только в описаниях природы, и никакие катаклизмы времени — революции, войны — не отражаются в его «вневременных» произведениях.
Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в прозе (в автобиографическом романе «Сахарный немец», 1925). Как и все новокрестьянские поэты, восторженно принял Октябрьскую революцию, работал в Пролеткульте, издавал и переиздавал книги.
В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика теряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности.
В 1930-е годы подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 г. арестован как член «Трудовой крестьянской партии» » (несуществующая организация), приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.
IV. Физкультминутка