III. Введение в тему. Рассказ учителя о писателе
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — русский художник и писатель, книжный график. Много лет назад в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.
На день рождения отец дарил ему книги о природе — «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке», семь томов Брема «Жизнь животных». Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Дополнительный материал
Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 г. в семье губернского архитектора И.А. Чарушина. Учился в Ленинграде в Высших художественно-технических мастерских (1922—1927 гг.), в частности у А.А. Рылова.
Сотрудничал в журналах «Мурзилка» (с 1924 г.), «Еж» (1928— 1935 гг.), «Чиж» (1930—1941 гг.). В 1928 г. получил свой первый книжный заказ — на оформление рассказа В.В. Бианки «Мурзук» (для ленинградского отделения Госиздата, где художественной частью заведовал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на молодого Чарушина). С тех пор исполнил массу иллюстраций к текстам того же Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. Часто оформлял и собственные сочинения («Разные звери», 1929 г.; «Волчишка», 1931 г.; «Никитка и его друзья», 1938 г.; «Медвежата», 1944 г. и др.).
В 1930-е годы стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в русском искусстве. По-своему самобытны, лексически
просты и изящны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения.
Умер Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г.
IV. Словарно-лексическая работа
—Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина «Кабан». Чтобы его содержание вам было более понятно, поработаем над словами.
—Подберите синонимы к словам: баловство (потворство, шалость); унимать (успокаивать); сшибить (сразить, побить, уронить).
—Подберите антоним к слову: начальник (подчиненный).
—Объясните значение слов:
МАРАЛ — крупный сибирский и среднеазиатский
олень с большими рогами.
СОПЕТЬ - тяжело дыша, издавать носом свистящие
звуки.
ГУСЬКОМ — один вслед за другим, вереницей.
НЕБОСКРЕБ — очень высокий многоэтажный дом
(преимущественно о домах американских городов).
— Как вы понимаете выражения: «...начнет скакать по заго
родке теленком и хвост поднимет. А сам чуть не с лошадь»;
«и ходу из сада».
V. Физкультминутка
VI.Работа над рассказом
1. Чтение рассказа учителем и учащимися.
2. Беседа после чтения.
—Какое впечатление произвел на вас рассказ?
—Можно ли назвать его юмористическим?
—Назовите, каких животных упоминает автор в своем рассказе? Опишите одно из них.
—Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?
—Кто выручил его?
—Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (Конечно, нет. Как бы вы ни любили животных, меры предосторожности всегда необходимо соблюдать.)
—Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка?
(Поговорить с детьми о мерах предосторожности.)
3. Выразительное чтение рассказа.
VII. Итог урока
— Что нового узнали на уроке?
Уроки . В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить детей анализировать поступки героев; делить текст на части, озаглавливать каждую часть; учить составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания детей о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».
III. Введение в тему
1. Чтение стихотворений А. Фета и И. Бунина.
Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.
(А. Фет) Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.
(И. Бунин)
—О каком времени года говорится в каждом стихотворении?
—Как вы это узнали, по каким приметам?
2. Слово учителя о В.П. Астафьеве.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого узнаем много о жизни стрижей. А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев.
Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний поклон», 1968—1975 гг.). В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушел на войну; там получил два тяжелых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семеновной Корякиной,
ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился к школе рабочей молодежи, вошел в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». В 1931 г. он напечатал в этой газете свой первый рассказ «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя Астафьева «Звездопад». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих па притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. Об Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам. Установилась тесная связь Астафьева с «Нашим современником» — журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу».
Астафьев позволял себе говорить то, что считал нужным. Рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986), наполненный уничижительными характеристиками местных жителей, вызвал настоящий скандал в литературных кругах. Опубликованный в 1986 г. роман «Печальный детектив», рисующий жутковатые картины советской действительности, был переведен на иностранные языки и принес автору международное признание. Все написанное Астафьевым не уложится и в 15 солидных томов. Была для Астафьева тема славная, проходящая через все его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971) и «так хочется жить» (1995) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «...мы просто завалили их (немцев) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.
Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.
IV. Физкультминутка
V. Знакомство с рассказом
1. Чтение рассказа учителем и учащимися.
2. Словарно-лексическая работа.
— Объясните значение слов:
БЕСЦЕРЕМОННО — беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.
ЗАПОЛОШНО — (прост.) — суматошно, неспокойно, взбалмошно.
ЛЕПИТЬСЯ — располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.
ЯР — крутой берег, обрыв.
—Подберите синонимы к словам: мерцала (светилась); серьезный (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный); угревшись (согревшись); потухло (погасло, прекратилось).
—Подберите антонимы к словам: мерцала (темнеть, мрачнеть); строгий (ласковый); тревога (покой, спокойствие).
—Как понимаете выражения: «у них серьезная и строгая мама»; «становиться на крыло».
VI. Итог урока
—С каким автором познакомились на уроке?
—Что вы о нем узнали?
— О ком этот рассказ? Чем он вам понравился?
Домашнее задание:перечитать рассказ.
Ход урока 2
I. Организационный момент