Ознакомление с новым рассказом
1. Вводная беседа.
—Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл? (Высказывания детей.)
—Сейчас мы прочитаем рассказ В.Ю. Драгунского «Главные реки», который, я думаю, поможет вам избавиться от других недостатков.
2. Первичное чтение рассказа.
(Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.,
3. Беседа после чтения.
— Ваши впечатления от прочитанного?
iV. Словарно-лексическая работа
— Подберите синонимы к словам: позор (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позорище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)); ловко (I. проворно, юрко; вертко (разг.); сноровисто (прост.); 2. удобно.); примчаться
(прибежать, приехать); вежливый (учтивый, корректный,
предупредительный, любезный, деликатный, галантный); бодро (1. молодцом, по-молодецки, лихо (разг.); 2. жизнерадостно.); продекламировать (прочитать, прочесть); влепить (поставить, ударить).
V. Физкультминутка
VI. Работа над содержанием сказки
—От чьего имени ведется рассказ? Почему?
—К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?
VII. Чтение рассказа по ролям
— При чтении постарайтесь передать характер героев, отношение автора к своему герою.
VIII. Проверка домашнего задания
— Какие сказки вы сочинили дома?
(Слушаем несколько человек.)
IX. Итог урока
— Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?
Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени Дениса; вспомнить или найти сведения о жизни и творчестве Драгунского.
Урок 48. В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка»
Цели: расширить знания детей о творчестве В.Ю. Драгунского; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Только Таня утром встанет, Танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять — Таня любит танцевать!
—Прочитайте стихотворение с разными интонациями.
—Ребята, а что вы любите больше всего на свете?
III. Работа над новым рассказом В. Драгунского
1.Первичное чтение рассказа «Что любит Мишка».
— О том, что любят друзья Денис и Мишка, расскажет нам
Виктор Драгунский.
(Чтение рассказа цепочкой.)
2. Беседа после чтения.
—Смешно ли вам было при чтении этого рассказа?
—Почему учитель пения не похвалил Мишку? Отчего мальчик покраснел?
—Как характеризуют ребят их ответы учителю?
3. Словарно-лексическая работа.
—Подберите синонимы к словам: приветливое (ласковое); поведать (рассказать, изложить, сообщить, пересказать, расписать (разг.)); мир (вселенная, земля, сфера).
—Подберите антоним к слову любовь (ненависть).
4. Беседа о чувстве ненависти.
— Очень сильное чувство ненависть. А что можно ненави
деть?
(Высказывания детей.)
IV. Физкультминутка
V. Слово учителя о писателе
Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима — И. Войцехович, погибший в 1920 г. красный комиссар, и актер еврейского театра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925 г., но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930 г.).
Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А. Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В. Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 г. были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945 г.) Дикий пригласил туда и Драгунско-
го. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. -Ромма в фильме «Русский вопрос», Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.
Драгунский создал пародийный «театр в театре» — придуманная им «Синяя птичка» (1948—1958 гг.) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е. Весник, Б. Сичкин, тексты писали В. Масс, В. Ды-ховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л. Давидович сочинил несколько популярных песен («Три вальса», «Чудо-песенки», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Березонька»). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком — это произошло будто в одночасье.
Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное.
Он ходил но городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в «Денискиных рассказах», которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, неискаженное восприятие мира— те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ «Белые ама-дины»), — не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народною хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).
Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959 г.), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950—1900-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), то герой «Денискиных рассказов» все равно существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди.
Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ «Старухи», который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский).
Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть «Он упал на траву» (1961 г.) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб.
О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести «Сегодня и ежедневно» (1964 г.).
Клоун Николай Ветров, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой — и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993 годах.
Умер Драгунский 6 мая 1972 г.
VI. Проверка домашнего задания
— Вы должны были подготовить пересказ рассказа от име
ни Дениса. Послушаем.
I. Итог урока
—Что вы узнали о жизни и творчестве В. Драгунского?
—Чему учит нас автор?
—О чем задумались? Что вас особенно тронуло? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение расска-а; читать другие рассказы В.Ю. Драгунского.